Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину», свою станицу не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в детстве.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Результатом освоения проекта является: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое края, России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt.docx | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 61» города Магнитогорска
Инновационный проект
«Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Автор проекта:
Ушанова Гульназ Амировна
педагог первой
квалификационной категории
Магнитогорск, 2024 год
“Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у
своих детей чувства безграничной любви к Родине”
В.А. Сухомлинский.
1. Обоснование темы проекта
1.1. Обоснование проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину», свою станицу не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в детстве.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Результатом освоения проекта является: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое края, России.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, Совета СССР от 13.06. 1990 г № 1559-1; Конституция Российской Федерации; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155); СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы Дошкольных образовательных организаций»
1.3. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы.
Дошкольный возраст – очень важный в развитии ребёнка. В этом возрасте ребёнок приобщается к общественным ценностям. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа патриотических ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе нравственно-патриотического воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, станица) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. И большая роль в этом принадлежит семье, дошкольному учреждению, педагогам.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Анализ педагогической теории и практики нравственно-патриотического воспитания дошкольников в настоящее время позволяет выявить противоречия между: во-первых, общепризнанным фактом значимости нравственно-патриотического воспитания дошкольника и отсутствием целостной системы нравственного воспитания детей на основе взаимодействия с семьей в дошкольном образовании; во-вторых, значимостью формирования нравственности начиная с дошкольного возраста и недостаточной готовностью родителей целенаправленно и систематически обеспечивать этот процесс и отсутствием организационно-методического обеспечения системы нравственно-патриотического воспитания в детском саду на условиях целостного взаимодействия педагогов, детей, родителей, социальных институтов по расширению воспитательной компетенции в условиях детского сада.
2. Программа инновационной деятельности
2.1. Цель, задачи проекта.
Цель: Разработать систему формирования духовно нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста.
Задачи реализации проекта:
- формирование нравственно-патриотические чувств на основе изучения культуры страны и родного края, родной станицы;
- обогащение словарного запаса детей в процессе нравственно-патриотического воспитания и диалогического общения;
- воспитание нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства;
- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
2.2. Основная идея инновационного проекта.
Основная идея инновационного проекта заключается в сложившаяся педагогических условиях ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию личности дошкольника, которые способствуют нравственному развитию дошкольника.
2.3. Описание продуктов инновационной деятельности.
Происходящие сегодня в России политические и социально-экономические изменения оказали серьёзное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Вечные ценности: добро, истина и красота – постепенно отодвигаются на второй план. Им на замену приходят ценности материальные. Наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба, ослабевает и воспитательная функция семьи. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
Представленный инновационный Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» может послужить основой для работы по нравственно-патриотическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитание — это комплекс мероприятий, направленных на формирование у детей дошкольного возраста чувства долга по отношению к родному краю, родной стране.
Нравственное развитие — воспитание гражданина своей страны, формирование нравственных ценностей.
Инновация в образовании - целенаправленное прогрессивное изменение, в носящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Народная культура — традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности.
Образовательный процесс– это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития детей.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Традиция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Участники образовательных отношений - дошкольники, родители (законные представители), педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Инновационный характер представленного продукта обусловлен ориентацией на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, а именно на взаимодействие всех участников образовательных отношений - детей, педагогов и родителей.
2.4. Описание целевых групп
Содержание проекта направлено на организацию системной целенаправленной работы, создание единого контекста воспитания детей, развитие социокультурного пространства в дошкольной организации через организацию мероприятий по нравственно-патриотическому развитию дошкольников. Содержание проекта предусматривает осуществление различных видов деятельности, направленных на практическое воплощение по отношению к близким, природе.
Всего в проект вовлечены 20 детей старшего дошкольного возраста, их родители, а также, педагоги, музыкальный руководитель.
3. Состав работ
3.1. Формирование нормативно - правовых и организационно – методические условия инновационной деятельности
Для выполнения задач инновационного проекта в образовательном учреждении имеются необходимые условия: МДОУ «Детский сад № 61» г. Магнитогорска работает в режиме стабильного функционирования и развития, организована творческая группа, есть необходимая материально-техническая база. Имеются хорошие условия для развития сетевого взаимодействия. Это близость расположения к МДОУ «Детский сад № 61» г. Магнитогорска, детской библиотеки. Эта особенность позволяет использовать материальные ресурсы сетевых партнеров при проведении образовательного процесса с воспитанниками МДОУ «Детский сад № 61» г. Магнитогорска
3.2. Мероприятия, направленные на реализацию проекта.
Этап | Мероприятия | Содержания мероприятия | Сроки | Ожидаемые результаты |
Подготовительный | Составление программы инновационной деятельности | Сбор и обработка теоретического материала. Изучение программно- методических материалов. | Январь 2024 | Создание инновационно- го проекта и планирование деятельности. Обновление материально- технической базы. |
Диагностика дошкольников | Диагностирование по методике Репиной Т.А. «Изучение особенностей социально- нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников». | Выявление уровня знаний дошкольников. Определение направлений работы. | ||
Диагностика педагогов | Анкетирование педагогов. Методика «Интеллектуальная лабильность» (В.Т. Козловой). Опросник «Личностный рост» (методика Григорьева Д.В., Кулешова И.В., Степанова П.В.). | Выявление уровня обра-зовательных, профессио-нальных и практических знаний педа-гогов | ||
Педагогиче-ский совет | Представление инно-вационного проекта. Знакомство с про-граммно-методической базой проекта. Принятие педагоги-ческим советом внут-ренних регламентов и документов | Февраль 2024 г. | Спланирована система повышения квалификации специалистов | |
Родительское собрание | Анкетирование родителей по теме проекта. Презентация инновационного проекта. Знакомство с результатами диагностики. | Март 2024г. | Выявление проблемы. Система психологичес- кого консультирова-ния. | |
Основной | Совместная образовательная деятельность с детьми | Тематические занятия и праздники, циклы бесед. Акции. Мастер-классы. Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций. | Апрель 2024 – май 2024г. | Практическая деятельность участников по проекту. |
Научно- методическое сопровождение инновационного проекта | Проведение педагогических советов. Действующая система консультативного сопровождения. | Транслирование опыта инновацион- ной деятельности ДОУ. | ||
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство | Организация родительских собраний, семинаров, Вовлечение родителей в совместные проекты и мероприятия, проводимые в ДОУ. | Апрель 2024 – май 202г. | Создание новых организацион- ных форм взаимодей-ствия | |
Заключительный | Итоговая диагностика (дошкольники) | Заполнение карт индивидуального развития | Июнь 2024г. | Выявление проблемы. Определение направлений работы. |
Обработка и оформление материалов эксперимента | Анализ результатов и обобщение опыта работы над проектом. | Обобщение и распростране- ние опыта | ||
Обобщение и распространение опыта | Публикация методического пособия по инновационной деятельности ДОУ. Публикация статей. | Распространение опыта работы |
3.3. Мероприятия по внедрению и распространению инновационного проекта
Примерное календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности с детьми
старшего дошкольного возраста по реализации инновационного проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
№ | Меропр тия проекта | Совместная деятельность взрослого и детей | Взаимодействие с семьями воспитанников | Создание условий для реализации темы | Срок | |
ООД (групповая и подгрупповая форма) | Режимные моменты (подгрупповая и индивидуальная форма) | |||||
1. | «Настоящий космонавт» | Цикл бесед по теме: «Как стать настоящим космонавтом», «Космос» | Разучивание стихотворений. Рассматривание иллюстраций по теме. Конструирование «Ракета» | Папка передвижка «Наши космонавты» | Оформление альбома «Знаменитые космонавты». Подбор художественной литературы | Апрель |
2. | «День Победы» | Цикл бесед: «Ордена и медали», «День Победы», «Храбрый солдаты» Ситуативный разговор «Как ты провел праздник?» | Сюжетно ролевая игра «Мы моряки». Рассматривание тематических иллюстраций «День Победы». Просмотр презентации «Великая Отечественная война» Чтение рассказа Л.Кассиль «Памятник солдату». Раскрашивание картинок «9 мая – День Победы» | Папка передвижка «Наша Победа». Беседа «Война, и наша семья» | Презентация. Подбор художественной литературы | Май |
3. | «По дорогам войны» | Цикл бесед «Герои Кубани», «Как освобождали станицу» «Битва за Кубань» | Чтение кубанских поэтов о войне. Презентация «Герои Кубани» подвижные игры «Подкова», «Казаки и казачки» | Буклет «Наша Кубань» | Подбор художественной литературы иллюстраций. | Июнь |
4. | «Наша Родина – Кубань» | Цикл бесед «Герои России», «Ордена и медли ВОВ», «Юные герои войны» | Просмотр презентации «Ордена и медали». Чтение художественной литературы Гайдар «Сказка о оенной тайне, о Мальчише –Кибальчише и его твердом слове» Дидактическая игра «Собери картинку» (на тему «День Победы»). | Памятки «Памятники Великой Отечественной войны» | Подбор художественной литературы иллюстраций. | Июль |
5. | «Историческое прошлое Кубани» | Цикл бесед «Одежда казака и казачки», «Ремесла Кубани», «Профессии Кубани», «Символика Краснодарского края» | Встреча с казаком. Отгадывание загадок. Экскурсия в музей. | Рисование «Герб моей семьи». Создание сборника «На Кубани мы живем» | Подбор художественной литературы иллюстраций. Создание картотеки загадок. | Август |
6. | “Моя станица, в которой я живу” | Цикл бесед о станице. | Фото экскурсия по станице. Разучивание стихотворений, о родном крае. «Путешествие по станице» - рассматривание иллюстраций. | Оформление альбома "Моя станица". | Оформление альбомов. | Сентябрь |
7. | «Осень золотая к нам пришла» | Тематические занятия «Что нам осень принесла?», «Осень золотая в гости к нам пришла» | Цикл бесед: «Дары осени», «Деревья осенью», «Лес – наше богатство», Рассматривание репродукций картин: И.Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень», И. Шишкина «Рожь». Чтение художественной литературы: И. Соколов – Микитов «Золотая осень», С. Николаева «Экскурсия в лес», А.Введенский «Песенка о дожде». Загадывание загадок о де-ревьях, овощах, фруктах. Разучивание и пение осенних песен. | Папки-передвижки: «Витамины осенью», «Как одевать ребенка осенью», «Осень». Подбор и за-учивание с детьми пословицы и поговорки об осени. Оформление альбома «Осень». | Подбор художе-ственной литературы по теме. Оформление в познавательно-речевом центре ил-люстраций и фо-тографий, альбомов по теме «Золотая осень». Оформление выставки в уголке книги «Красавица осень». | Октябрь |
8. | Праздник, посвящён ный Дню матери «Хорошо, что Мамы есть!" | Тематические занятия «Лучше всех на свете мамочка моя». | Циклы бесед «Мама – первое слово», «Как я помогаю маме, бабушке», «Профессии мам» Ситуативные разговоры с детьми «Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше?» «Моя мама». Дидактические игры «Подбери наряд на праздник»,. «Накрой на стол», «Казачья горница» Чтение Художествен ной литературы: З.Воскресенская «Моя мама», А. Виеру «Мамин день», С. Михалков «А что у вас?», «Колыбельная для мамы». Дидактические игры «Скажи ласково»,«Вот какая моя мама», «Мамины помощники». Рисование «Собери букет». Музыкальная игра «Спой песенку мамочке». | Оформление выставки творческих работ «Тепло маминых рук». Презентация «Мамочка любимая, мамочка моя!» | Подбор художественной литературы по теме. Подбор иллюстраций фотографий по теме. Создание альбома «Профессия мамы» | Ноябрь |
9. | «Мы будущие пат-риоты!» | Тематические занятия «Моя любимая станица», «Мой родной край». | Цикл бесед: «Достопримечательности родной станицы», «Улицы станицы», «Природа в станице, крае», «Символика края». Игра «Собери герб и расскажи о нем». Рассматривание фотографий родного края в старину и сегодня. Посещение историко-краеведческого музея им. М.М.Пастернак Дидактические игры: «Узнай здание по описанию», «Что за здание - расскажи». | Буклеты, ин-формацион- ные листы. Фотоальбомы. Экскурсии с детьми. Чтение детям, заучивание наизусть. | Обогащение ди-дактических и настольно-печатных игр. Альбомы: с фотографиями «Моя станица», «Гербы и флаги», «Мой край».
| Декабрь |
10. | Развлечение «Зимние заба-вы» | Тематические занятия «Кто как зимует», «Здравствуй, зимушка!» | Цикл бесед: «я люблю зимушку», «Новогодние обычаи». Рассматривание картин «Зимние забавы». Чтение художественной литературы И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная», С. Маршак «Двенадцать ме-сяцев» | Оформление папки-передвижки «Зимние приметы и традиции». Выставка работ «Зимний вернисаж». | Подбор художе-ственной литера-туры по теме. Подбор иллю-страций, фотогра-фий по теме.
| Январь |
11. | Праздник «Во-ины отважные» | Тематические занятия «Мы храбрые», «Легко и быть солдатом?» | Цикл бесед: «Что такое героизм», «Наши бравые солдаты», Рассматривание иллюстраций с изображением воинов различных времён. | Оформление папки-передвижки «Гордится Армией страна». Консультация для родителей «Воспитываем будущих мужчин». | Подбор художе-ственной литера-туры по теме. Подбор иллю-страций, фотогра-фий по теме. | Февраль |
12. | Развлечение «Широкая Масленица» | Тематические занятия «Волшебница весна», «Зимушку провожаем, весну встречаем!». | Цикл бесед «Первый месяц весны», «Прилет птиц», «Первоцветы», Чтение художественной литературы В. Бианки «Си-ничкин календарь», И. Белоусова «Весенняя гостья». Дидактические игры: «Назови сходства и различия» (ранняя и поздняя весна), «Что бывает вес-ной?», «Что за птица?». | Подбор репродукций картин русских художников по теме «Ранняя весна», иллю-страций, фотографий по теме.
| Подбор музыкаль-ного репер-туара и художе-ственной литературы по теме. | Март |
13. | Развлечение «Весну красну встречаем» | Тематические занятия «Наша Земля», «О чём поют весною птицы?» | Беседы «Весна», «Лес – наше богатство». Чтение художественной литературы: Ф.И.Фет «Уж верба вся пушистая», В. Бианки «Апрель». Наблюдение за набуханием почек на деревьях, по- явлением травы, за насекомыми. | Изготовление дидактических альбомов «Весна», «Птицы». Чтение с детьми русских народных сказок, потешек, загадок. | Подбор художе-ственной литера-туры и музыкаль-ного репертуара Подбор Внесение в речевой уголок кар-тин русских художников. | Апрель |
14. | Праздник «9мая» | Занятия познавательного цикла «День Победы», «Мы – помним, мы – гордимся» | Сбор архивного материала из фонда семьи об участниках ВОВ (письма, фото-графии, ордена). Экскурсия к монументу Славы Цикл бесед «Мы живы пока память жива», «Памятные места станицы, края», «Дети войны», «Георгиевская ленточка», «День Победы». Рисование «Солдат». | Оформление папки-передвижки «9 мая – День по-беды» Консультация «Воспитание у детей чувства ува-жения к своей стране через озна- комление с событиями ВОВ». Оформление выставки детских работ «Мир глазами детей» | Подбор художе-ственной литера-туры по теме. Подбор иллю-страций, фотогра-фий по теме.
| Май |
4. Модель авторской методической сети.
4.1. Цели и задачи сетевого взаимодействия .
Цель:
Создание системы сотрудничества ДОУ с социальными партнёрами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
Задачи:
1. Разработать систему организации сотрудничества с социально значимыми партнёрами;
2. Создать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
3. Осуществлять взаимодействие на основе равенства, законности, открытости и доверия, координации деятельности, взаимном информировании и совместной заинтересованности в эффективном взаимодействии;
5. Ожидаемые результаты и эффекты инновационного проекта.
Предлагаемый проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» предназначен для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения.
Результатом освоения проекта является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Ожидаемые результаты и эффекты проекта составлены исходя из целевых ориентиров, которые представлены в виде возрастных характеристик ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
№ | Оцениваемая категория | Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта |
1. | Дошкольники |
|
2. | Педагоги |
|
3. | Родители |
|
В приложении 1 представлен Сборник «Ну Кубани мы живём», который составлен совместно с родителями. Включает в себя: Словарик кубанца, литературную страничку и рецепты кубанских блюд.
Список использованных источников
- Федеральный закон об образовании с комментариями специалистов: дошкольная образовательная организация в контексте развития системы образования / Авт.-сост. Л.С. Львова, А.А. Мартынюк, Н.В. Микляева, И.Ф. Слепцова. – М.: АРКТИ, 2014 – 112 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: сб. документов / предисловие В.Кудрявцева. М.: Федеральный институт развития образования, 2013 – 56 с.
- Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., ЦГЛ, 2005 – 248с.
- Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2007 – 144 с.
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008 - 112с.
- Дошкольникам о защитниках отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. – М., Сфера, 2006 – 187с.
- Писарева, А.Е., Уткина, В.В. Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 128 с. – (Растим патриотов России).
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007 – 203 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"
Тема моего проекта « Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки » Эпиграфом к моему проекту служат слова Джанни Родари « Сказ...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"
Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"...
Обобщение инновационного педагогического опыта Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
Обобщение инновационного педагогического опыта...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....