Игровые ситуации «Мир природы (фрукты, ягоды)»
статья (младшая группа) на тему

Мухамедова Виктория Александровна
Игровые ситуации «Мир природы (фрукты, ягоды)»

Цель – пополнение представлений о фруктах и ягодах у детей дошкольного возраста.


Задачи: формировать (дополнить) представления детей о фруктах и ягодах;
развивать координацию речи с движениями, целостное и слуховое восприятие, мелкую моторику; 
воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изучению мира природы.
Оборудование: натуральные ягоды и фрукты, муляжи ягод и фруктов, картинки с изображением ягод и фруктов; разрезные картинки «Ягоды и фрукты».

Данный материал будет полезным воспитателям детей раннего, младшего и среднего возраста, учителю-дефектологу, работающему в группе детей с нарушениями в развитии, также педагогу психологу и педагогам дополнительного образования, родителям в качестве рекомендаций к организации досуга ребенка дошкольного возраста.

1. Игровая ситуация «Яблоко и груша – это фрукты»

Задача: формировать положительную установку на участие в занятии; дать первичное обобщение «фрукты», «ягоды».

Обратить внимание ребенка на накрытый скатертью стол, на котором стоя две тарелки с фруктами и ягодами (груши, яблоки, банан, малина, вишня, смородина и др.). 
Примерная инструкция:
«Смотри, как много вкусного», «Что это?» (показать ребенку яблоко), «Яблоко вкусное, сладкое, попробуй», «Яблоко какое по вкусу? (вкусное, сладкое?), «Яблоко желтое (красное) по цвету», «Яблоко по форме круглое», 
«Какое яблоко по форме? (круглое)», «Какое по цвету?»
«На тарелке фрукты, яблоко тоже фрукт», «Какие фрукты еще на тарелке?» 
Далее проводится работа по аналогии с остальными фруктами. Когда все фрукты изучены, сделать обобщение: 
«Яблоко, груша и т.д. – это что?», «Какие фрукты на тарелке?», «Покажи яблоко», «Где груша?», «Груша какого цвета?» и т.д.
Затем тарелка с фруктами отодвигается, перед ребенком ставим тарелку с ягодами (малина, смородина, вишня). 
Проводится аналогичная работа с ягодами.

2. Игровая ситуация «Найди (покажи) на картинке фрукты (ягоды)»

Задача: учить соотносить реальный объект (предмет) с его изображением.
Примерная инструкция:
«Покажи яблоко», «Найди грушу», «Где малина?», «Покажи все ягоды», «Покажи еще фрукты» и т.д.

3. Динамическая пауза (пальчиковая гимнастика) «Яблочко»

Задача: развивать координацию речи с движениями, слухового восприятия, мелкой моторики.
Материалы: небольшие резиновые шарики (мячики)
Условия проведения: педагог предлагает ребенку взять маленький мячик.
Примерная инструкция:
«Это что?» (мячик, шарик)
«Какой мячик?» (маленький, желтый)
«На какой фрукт похож мячик?» (лимон, яблоко)

В ручки яблочко возьму пальцами его сожму,
Меж ладошек покатаю, вверх подброшу и поймаю.

Дети выполняют соответствующие тексту движения.

4. Игровая ситуация «Угадай по вкусу»

Задача: развивать вкусовые предпочтения детей, память.
Материалы: фрукты, ягоды, разрезанные на кусочки, повязка для глаз, чайная ложка.

Примерная инструкция:
«Ты хочешь поиграть?», «Чтобы поиграть, нужно закрыть глаза». «Я буду давать тебе в рот кусочек фрукта или ягоды, а ты назовешь (покажешь), то, что съел, согласен?».
Далее по кусочку давать ребенку съесть, открыть глаза и попросить показать (назвать) то, что попробовал.

5. Игровая ситуация «Фрукты, ягоды в корзинки»

Задачи: развивать предметность восприятия, цветовое восприятие, мелкую моторику.
Материалы: макеты фруктов и/или ягод двух цветов (размеров), два разных по размеру или цвету контейнера.
Примерная инструкция:
«Смотри, фрукты перемешаны! Помоги разобрать их. Поможешь?», «Желтые яблоки в маленький контейнер, а красные – в большой».

В зависимости от возможностей ребенка, можно предложить выполнить задание по примеру взрослого, затем перейти к самостоятельному выполнению задания ребенком.

Итог: «Что в маленьком контейнере?», «Какие яблоки в большом контейнере?» и др.

6. Игровая ситуация «Катится яблоко»

Задача: формировать представления о шаре (круглой форме); закреплять представления о яблоке (апельсине).
Материалы: яблоко
Условия проведения: педагог объясняет ребенку, что яблоко круглое и может катиться как мяч. Затем предлагает понаблюдать за движением яблока по тарелке.

7. Упражнение «Разрезные картинки (фрукты, ягоды)»

Задача: учить сопоставлять целое изображение и его части; развивать восприятие.
Материалы: разрезные картинки «Фрукты», «Ягоды».
Условия проведения:
Педагог говорит, что осень нарисовала для ребят красивые картинки, но поднялся сильный ветер, и картинки разделились на части. Затем предлагает ребенку помочь составить картинки и угадать, что на них нарисовано.
В зависимости от развития ребенка, можно предложить сложить части целого, глядя на образец.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_situatsii.docx48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые ситуации «Мир природы (фрукты, ягоды)»

Цель – пополнение представлений о фруктах и ягодах у детей дошкольного возраста.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/7/1_5ba2fc830e3319eb4421a4b0831b3653.jpg.jpg


Задачи: формировать (дополнить) представления детей о фруктах и ягодах;
развивать координацию речи с движениями, целостное и слуховое восприятие, мелкую моторику; 
воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изучению мира природы.
Оборудование: натуральные ягоды и фрукты, муляжи ягод и фруктов, картинки с изображением ягод и фруктов; разрезные картинки «Ягоды и фрукты».

Данный материал будет полезным воспитателям детей раннего, младшего и среднего возраста, учителю-дефектологу, работающему в группе детей с нарушениями в развитии, также педагогу психологу и педагогам дополнительного образования, родителям в качестве рекомендаций к организации досуга ребенка дошкольного возраста.

1. Игровая ситуация «Яблоко и груша – это фрукты»

Задача: формировать положительную установку на участие в занятии; дать первичное обобщение «фрукты», «ягоды».

Обратить внимание ребенка на накрытый скатертью стол, на котором стоя две тарелки с фруктами и ягодами (груши, яблоки, банан, малина, вишня, смородина и др.). 
Примерная инструкция:
«Смотри, как много вкусного», «Что это?» (показать ребенку яблоко), «Яблоко вкусное, сладкое, попробуй», «Яблоко какое по вкусу? (вкусное, сладкое?), «Яблоко желтое (красное) по цвету», «Яблоко по форме круглое», 
«Какое яблоко по форме? (круглое)», «Какое по цвету?»
«На тарелке фрукты, яблоко тоже фрукт», «Какие фрукты еще на тарелке?» 
Далее проводится работа по аналогии с остальными фруктами. Когда все фрукты изучены, сделать обобщение: 
«Яблоко, груша и т.д. – это что?», «Какие фрукты на тарелке?», «Покажи яблоко», «Где груша?», «Груша какого цвета?» и т.д.
Затем тарелка с фруктами отодвигается, перед ребенком ставим тарелку с ягодами (малина, смородина, вишня). 
Проводится аналогичная работа с ягодами.

2. Игровая ситуация «Найди (покажи) на картинке фрукты (ягоды)»

Задача: учить соотносить реальный объект (предмет) с его изображением.
Примерная инструкция:
«Покажи яблоко», «Найди грушу», «Где малина?», «Покажи все ягоды», «Покажи еще фрукты» и т.д.

3. Динамическая пауза (пальчиковая гимнастика) «Яблочко»

Задача: развивать координацию речи с движениями, слухового восприятия, мелкой моторики.
Материалы: небольшие резиновые шарики (мячики)
Условия проведения: педагог предлагает ребенку взять маленький мячик.
Примерная инструкция:
«Это что?» (мячик, шарик)
«Какой мячик?» (маленький, желтый)
«На какой фрукт похож мячик?» (лимон, яблоко)

В ручки яблочко возьму пальцами его сожму,
Меж ладошек покатаю, вверх подброшу и поймаю.

Дети выполняют соответствующие тексту движения.

4. Игровая ситуация «Угадай по вкусу»

Задача: развивать вкусовые предпочтения детей, память.
Материалы: фрукты, ягоды, разрезанные на кусочки, повязка для глаз, чайная ложка.

Примерная инструкция:
«Ты хочешь поиграть?», «Чтобы поиграть, нужно закрыть глаза». «Я буду давать тебе в рот кусочек фрукта или ягоды, а ты назовешь (покажешь), то, что съел, согласен?».
Далее по кусочку давать ребенку съесть, открыть глаза и попросить показать (назвать) то, что попробовал.

5. Игровая ситуация «Фрукты, ягоды в корзинки»

Задачи: развивать предметность восприятия, цветовое восприятие, мелкую моторику.
Материалы: макеты фруктов и/или ягод двух цветов (размеров), два разных по размеру или цвету контейнера.
Примерная инструкция:
«Смотри, фрукты перемешаны! Помоги разобрать их. Поможешь?», «Желтые яблоки в маленький контейнер, а красные – в большой».

В зависимости от возможностей ребенка, можно предложить выполнить задание по примеру взрослого, затем перейти к самостоятельному выполнению задания ребенком.

Итог: «Что в маленьком контейнере?», «Какие яблоки в большом контейнере?» и др.

6. Игровая ситуация «Катится яблоко»

Задача: формировать представления о шаре (круглой форме); закреплять представления о яблоке (апельсине).
Материалы: яблоко
Условия проведения: педагог объясняет ребенку, что яблоко круглое и может катиться как мяч. Затем предлагает понаблюдать за движением яблока по тарелке.

7. Упражнение «Разрезные картинки (фрукты, ягоды)»

Задача: учить сопоставлять целое изображение и его части; развивать восприятие.
Материалы: разрезные картинки «Фрукты», «Ягоды».
Условия проведения:
Педагог говорит, что осень нарисовала для ребят красивые картинки, но поднялся сильный ветер, и картинки разделились на части. Затем предлагает ребенку помочь составить картинки и угадать, что на них нарисовано.
В зависимости от развития ребенка, можно предложить сложить части целого, глядя на образец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая ситуация в средней группе "Живая природа"

Конспект НОД по окружающему миру....

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.

Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...

Игровая неделя «Удивительные эти фрукты и ягоды»

Тема  недели «Удивительные эти фрукты и ягоды»Задачи: расширяем и закрепляем пассивный и активный словарь....

Конспект образовательно – игровой ситуации ребенок открывает мир природы в старшей группе «Весна».

Конспект образовательно – игровой ситуации ребенок открывает мир природы в старшей группе «Весна».Цель:Формировать познавательную активность и творческое воображение детей.Задачи:1.О...

Игровая образовательная ситуация "В лес за ягодами"

план-конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада.   Программные задачи: закреплять умение различать количественный и п...

Конспект развивающей игровой ситуации по экологическому воспитанию в старшей группе по теме "Берегите природу"

Представлен опыт работы по экологическому воспитанию на тему "Берегите природу"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром Старшая группа Тема: «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты.» Тема недели: «Сад. Фрукты. Ягоды»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Ознакомление с окружающим миромСтаршая группаТема: «Во саду ли, в огороде: овощи и ...