Статья "Трудовое воспитание старших дошкольников в сельском детском саду".
статья на тему

Кирюхина Инна Викторовна

 Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственных качеств, уважения к труду взрослых. Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание старших дошкольников в сельском детском саду. Труд – это могучий воспитатель,

в педагогической системе воспитания –

А.С. Макаренко.

        Трудолюбие и способность трудиться  воспитывается в человеке с самого раннего детства. Труд развивает человека физически и умственно. Поэтому труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека богатым духовно. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, удовлетворение.                                                        Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственных качеств, уважения к труду взрослых. Задача педагогов – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребёнка и помочь в его успешном развитии. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому мы считаем, что необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Но что же такое труд? Труд - это то, что развивает маленького человечка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться, переполнится гордостью за проделанную работу. Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности. В нашем сельском саду имеется оборудование и материал для организации труда  детей. Так, для хозяйственно – бытового труда имеются  фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки. Оборудование на участке и в групповой комнате размещено таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, в природном уголке – лейки, пульверизаторы; принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки для убора мусора мы разместили на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – в зоне приема пищи.

Трудовое воспитание сельской местности значительно отличается от трудового воспитания дошкольников в городских условиях. Детей окружает разная среда. Если в городе, можно наглядно показать, провести экскурсии и рассказать о труде взрослых, например, на заводах, в городских общественных организациях, то в селе для ознакомления с трудом мы можем организовать поход на ферму, в огород, на почту. А с заводами и  фабриками я знакомлю через ИКТ и иллюстрации. В селе мы  водим  детей и наглядно знакомим, например, с трудом доярки, тракториста, строителя, т.к. в нашем селе очень интенсивно ведется как строительство, так и ремонт уже построенных домов.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Поэтому в нашем детском саду мы привлекаем детей к труду вместе с родителями: совместно с детьми и родителями мы убираем листья на участке, вскапываем огород,  построили домик, лодочку, машину и навес над песочницей. Родители с радостью работают вместе с детьми, радуются их успехам, помогают преодолевать трудности, возникающие в процессе. В нашем детском саду мы считаем, что важно так организовать трудовую деятельность детей,  чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.

Также, я считаю, что сейчас существует такое мнение, что многие дети не умеют трудиться. Я согласна с этим. Почему? Да потому, что дети привыкли к тому, что у них, например, есть дворник, который убирает мусор, и им вовсе незачем делать это самим и учиться этому. Дети же знают, что это должен делать дворник. Испокон веков в селах и деревнях сами жители выходили  целыми семьями и трудились. Труд у них как само собой разумеющееся, это для них норма жизни. В настоящее время многие родители то ли по незнанию, то ли из-за не желания тратить время на обучение  детей трудовым навыкам сами стремятся сделать всё за ребёнка, с чем я абсолютно не согласна.

Я считаю, что опыт трудового воспитания сельских детей заслуживает особого внимания. Нужно научить детей  трудиться так, как трудились наши родители, дедушки и бабушки. Чтобы нам не пришлось краснеть за наших детей в будущем.

Список литературы:

1.   Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 
2.   Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1980 

3. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»

Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...

Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада

Курсовая работа на тему: Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада...

Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2018-2019 учебный год

Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада необходимо. Оно обеспечит овладение детьми культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщи...

Экологическое воспитание старших дошкольников используя территорию детского сада

laquo;Образовательное пространство- это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, по...

«Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада

Продолжать развивать умение идентифицировать себя с представителями своего пола; сформировывать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности. Продолжать развивать умения соот...

Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2020-2021 учебный год.

Самообразование воспитателя.Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада»...

Консультация для педагогов "Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада"

Консультация "Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада"...