Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2020-2021 учебный год.
рабочая программа (старшая группа)
Самообразование воспитателя.
Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_doshkolnikov_st._gr.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2020-2021 учебный год.
Введение
Период дошкольного детства неоценим для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются в этом возрасте.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Половая идентификация ребёнка происходит уже к 3 - 4 годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка».
В настоящее время на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей детей. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные, культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Развитие гендерных исследований представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на поиск теоретико-методологических оснований и механизмов влияния на социализацию личности, отвечающих потребностям современной педагогической реальности.
Задачи:
Продолжать развивать умение идентифицировать себя с представителями своего пола; сформировывать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
Продолжать развивать умения соотносить свое гендерное поведение с поведением других, адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и свое собственное.
Продолжать развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Продолжать создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со
сверстниками; формировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье.
Продолжить формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности.
Продолжить формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.
Продолжить воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.
Продолжать формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения.
Продолжать знакомить детей с правилами поведения в обществе
Диагностика детей в данной области.
Применение полученных знаний в повседневной жизни.
Ожидаемый результат работы.
Создание картотеки игр по гендерному воспитанию, сюжетно-ролевых игр, библиотека книг со сказками, настольные театры, оформлены тематические уголки по данной теме.
У детей увеличатся знания о видах профессий. Дети станут называть причины разделения труда. Существенно увеличатся представления детей о различиях мальчиков и девочек, культуре их общения.
Гендерный подход позволяет говорить об индивидуализации образования и индивидуальном творчестве. В данном случае, это попытка содействовать развитию понимания и восприимчивости по отношению к себе, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией.
Организация педагогических ситуаций способствовала накоплению ребенком позитивного опыта гендерного поведения («Мужской и женский этикет»,
«Поведение мальчиков», «Поведение девочек», «Здравствуйте, пожалуйста!», «Утреннее приветствие» и т. д.).
Примитивные ответы об отличиях мальчиков и девочек во внешнем облике сменится более сложными. Повысится эмоциональный настрой детей на противоположный пол.
После работы дети называют более существенные характеристики пола, например, мальчики сильные, смелые, защищают девочек и поэтому иногда дерутся, а девочки слабые, поэтому когда их обижают, они плачут. Эти изменения найдут свое отражение в повседневной жизни и взаимодействии мальчиков и девочек. Мальчики станут проявлять заботу о девочках.
Девочки научатся видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, доброжелательно относится, выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты, оказывать помощь в совместной деятельности, следить за внешним видом.
Диагностический этап
Изучение литературы по проблеме:
1. Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях.» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.
2. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия, 2014 г. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.
3. Курбатова С. Книга - для мальчиков, книга - для девочек. «Дошкольное воспитание» №10 2015.
4. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.
5. Радзивилова М.А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4 (часть 2). – с. 453-456; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10000426 (дата обращения: 07.09.2014).
6. Колесов Д. В. «Беседы о половом воспитании». – М. Педагогика, 2008г.
7. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991.
8. Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду.
Авт. канд. пед. н., СПб, 1999
Работа с родителями.
Цели:
-способствовать благоприятному протеканию полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начала мужественности и женственности у дошкольников;
-создать условий для становления гендерной идентичности ребенка в семье
и ДОУ;
-повышать компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания;
-своевременная (соответствующая возрастным и половым особенностям
детей), полоролевая социализация дошкольников;
Работа включает следующие методы:
-наблюдение за характером детскородительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
-плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям
индивидуального развития ребенка;
-вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению
партнеров (совместные поделки, игры)
-привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);
-проведение опросов, анкетирование.
План работы:
Сентябрь | Анкета для родителей по гендерному воспитанию. Консультация- «Как играют мальчики и девочки» |
Октябрь | Памятка для родителей-«Простые правила воспитания девочек» |
Ноябрь | Памятка для родителей-«Простые правила воспитания мальчиков» |
Декабрь | Оформление фотогазеты- «Один день из жизни группы» Беседа на тему- «Гендерное воспитание в семье» |
Январь | Выставка рисунков детей и взрослых-«Зимние каникулы!» |
Февраль | Выставка творческих семейных работ среди родителей -«Папины руки не для скуки» |
Март | Выставка творческих семейных работ среди родителей -«Мамины руки не для скуки». |
Апрель | Оформление фотогазеты- «Один день из жизни группы» Беседа на тему- «Гендерное воспитание в семье» |
Май | Оформление фотогазеты- «Моя семья» Памятка для родителей- «Девочки и мальчики –два разных мира.» |
Практический этап
Работа с детьми.
Сентябрь | Тема: «Смотрите какой я!» 1. Дидактическая игра «Одень куклу». 2. Рисование «Мой портрет». 3. Работа с зеркалом «Мои эмоции». 4. Отгадывание загадок о частях тела. | ||
Октябрь | Тема: «Кто ты, а кто я» 1. Инсценировка сказок. 2. Чтение «Два товарища» Л. Толстого (с обсуждением). 3. Презентация «Правила поведения для воспитанных детей в детском саду». 4. Подвижная игра «Ловишки парами». | ||
Ноябрь | Тема: «Я среди других» 1. Дидактическая игра «Опиши того, кто справа…» 2. Разучивание песен о дружбе. 3. Просмотр мультфильма «Чебурашка». 4. Конструирование из строительного материала «Домик для друзей». | ||
Декабрь | Тема: «Я и моя семья» 1. Выставка фотографий. 2. Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница». 3. Рисование «Моя семья». 4. Просмотр мультфильма «Кошкин дом» | ||
Январь | Тема: «Я и моя семья» 1. Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница». 2. Рисование «Моя семья- на каникулах». 3. Просмотр мультфильма «Муха цокотуха» | ||
Февраль | Тема: «Из чего сделаны мальчики?» 1. Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой». 2. Беседа по стихотворению А. Барто «О рыцарстве». 3. Чтение: народный фольклор «Для мальчиков и о мальчиках». | ||
Март | Тема: «Мир девочек» 1. Совместный труд - «Постираем кукольное белье». 2. Аппликация «Открытка для мамы». 3. Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин…» 4. Просмотр мультфильма «Леопольд» | ||
Апрель | Тема: «Я родился» 1. Дидактическая игра «Кто кем был?» 2. Отгадывание загадок о животных и их детенышах. 3. Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья». 4. Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» (с использованием иллюстраций) | ||
Май | Тема: «Я среди чужих» 1. Беседа «Что делать, если… ты потерялся» 2. Сюжетно-ролевая игра «Кафе» (усвоение правил хороших манер) 3. Презентация «Манеры поведения». | ||
Заключительный этап
Открытое занятие:
Конспект НОД по гендерному воспитанию детей.
Образовательная область «Социализация».
Тема «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» (старшая группа)
Цель: создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.
Задачи:
– учить детей выделять основные признаки различия и сходства между мальчиками и девочками;
– закреплять умение дифференцировать свою гендерную принадлежность;
– формировать представление о домашних обязанностях мужчин и женщин;
– совершенствовать знания о классификации мужских и женских профессий;
– воспитывать у детей доброжелательное и чуткое отношение между мальчиками и девочками.
Интеграция:
Образовательная область «Физическая культура»: закреплять умение бросать и ловить мяч двумя руками.
Образовательная область «Познание»: закреплять навык счета, знание геометрических фигур (круг).
Образовательная область «Коммуникация»: активизировать в словаре детей прилагательные и глаголы.
Образовательная область «Художественное творчество»: закреплять умение аккуратно наклеивать картинки.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение стихов.
Материал: мяч, конструктор, две куклы: Маша и Миша, набор одежды, картинки к загадкам, мешочек с орудиями труда, коробка с игрушками, игрушка-сердечко.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, встают в круг.
-Заходите, заходите,
Друг друга за руки возьмите,
Мы построим ровный круг,
Что же мы увидим вдруг?
Собрались здесь все друзья:
Девочки и мальчики — дружная семья.
-Ребята, сегодня я предлагаю вам побольше узнать друг о друге. Для начала давайте с вами поиграем в игру «Знакомство». Вы будете передавать друг другу мяч, называть свое имя и говорить, кто вы: мальчик или девочка.
-Посмотрите, ребята, оказывается в нашей группе есть не просто дети, а мальчики и девочки.
-А вы знаете, что любят девочки? (Ответы детей).
-А что любят мальчики? (Ответы детей).
-Скажите, пожалуйста, девочки — какие?
-Мальчики какие?
-Что общего у мальчиков и девочек?
-А чем они отличаются?
-Верно, молодцы! Но мы постараемся еще больше узнать сегодня о мальчиках и девочках.
-Скажите, у нас в группе мальчики и девочки дружат? Их можно назвать дружными ребятами?
Динамическая пауза «Дружные ребята».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
1,2,3,4,5,
Будем вместе мы играть.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети садятся на стульчики.
Стук в дверь.
-Ребята, к нам кто-то стучится. Давайте посмотрим, кто же это к нам пришел?
Появляются 2 куклы: мальчик и девочка.
-Здравствуйте, ребята! Мы брат и сестра: Маша и Миша. Мы играем дружно, но иногда ссоримся. Вот и сегодня мы не смогли договориться, спорим, поэтому пришли к вам за помощью.
-Ну что, ребята, поможем Маше и Мише?
Говорят куклы:
-Ребята, вчера вечером мы собрали все игрушки в одну коробку и теперь не знаем, как разделить игрушки для мальчика и игрушки для девочки. Помогите нам, пожалуйста.
Проводится игра «Раздай игрушки».
-А еще наша мама купила в магазине нам одежду и попросила разложить ее в шкаф на полки. Но вся одежда перепуталась и теперь мы не знаем, где чья. Помогите, пожалуйста, нам разобраться.
Проводится игра «Раздай одежду».
-Ребята, Маша и Миша очень любят загадывать загадки. Маша будет загадывать загадки для девочек, а Миша для мальчиков. Если вы отгадаете правильно, то они вам покажут картинки-отгадки.
Маша и Миша загадывают загадки об игрушках.
Кирпичи возьмем цветные,
Сложим домики любые,
Даже цирк для публики,
Ведь у нас есть...(кубики)
Эта мягкая игрушка
Длинноухая зверюшка,
Ей морковку в лапы дай-ка,
Ведь игрушка эта...(зайка)
У него есть два крыла,
Как у птицы, у орла,
Корпус у него блестящий,
Он как будто настоящий. (самолет)
Я во двор его беру
Погонять с друзьями,
Начинаем мы игру,
Бьем его ногами.
Иногда и головой
Пробиваем угловой. (мяч)
Посмотрите-ка, подружки,
Есть колеса у игрушки.
Куколку в нее сажаю
И по комнате катаю.
Буду мамой понарошку,
Буду я баюкать крошку. (игрушечная коляска)
Что все это значит:
Дочка, а не плачет.
Спать положишь,
Будет спать
День, и два, и даже пять. (кукла
-Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
-Мы знаем, что у всех взрослых есть профессии, но не знаем, что люди этих профессий делают. Подскажите, нам пожалуйста.
Проводится игра «Кто что делает?»
А еще мы принесли чудесный мешочек. В нем находятся предметы, которые нужны для работы мужчинам и женщинам. Давайте с вами определим, кому что нужно?
Проводится игра «Кому что нужно для работы?»
Физминутка «Разные профессии».
Самолетом правит летчик,
Трактор водит тракторист,
Электричку — машинист,
Стены выкрасил маляр,
Доску выстрогал столяр,
В доме свет провел монтер,
В шахте трудится шахтер,
В жаркой кузнице — кузнец,
За прилавком — продавец,
Кто все знает — молодец!
-Ребята, Маша и Миша любят получать подарки. Давайте сделаем для них подарок — картины. Я предлагаю для Маши наклеить картинки, на которых изображены предметы, которые нужны девочкам, а Мише предметы, которые подойдут мальчикам.
Дети наклеивают картинки, девочки — для Маши, мальчики — для Миши.
Маша и Миша благодарят ребят.
-Ребята, какие вы молодцы! Спасибо вам, теперь мы знаем, что мальчикам, и девочкам никогда не спорить и ссориться.
-Ребята, у всех вас есть мамы и папы, бабушки и дедушки.
-Скажите, какую работу по дому выполняет мама?
-А какую работу выполняет папа?
-А вы дома помогаете своим мамам и папам?
-Я предлагаю рассказать, как вы им помогаете.
Проводится игра «Дом добрых дел». Дети берут детали конструктора и, соединяя их другу с другом, проговаривают добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким.
Маша и Миша говорят:
-Молодцы, ребята, мы видим, что вы настоящие помощники, сколько добрых дел делаете. Мы тоже будем помогать своим маме и папе.
Звонит телефон.
-Ребята, это наша мама звонит, она говорит, что нам пора идти домой. Мы сегодня многому у вас научились и за это хотим подарить вам подарки- наклейки (машинки для мальчиков, кукол для девочек).
Дети благодарят Машу и Мишу.
Воспитатель:
-Слева друг и справа друг,
Становись скорее в круг.
Проводится игра «Пожелания». Дети передают друг другу игрушечное сердечко и говорят друг другу пожелания.
Воспитатель:
-Вот и закончилось наше занятие. Вам понравилось? Я очень рада, что у нас в группе есть и мальчики, и девочки. И хотя вы все разные, но все вы очень дружные, заботливые, добрые, хорошие ребята.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада
Курсовая работа на тему: Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада...
Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2018-2019 учебный год
Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада необходимо. Оно обеспечит овладение детьми культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщи...
Отчет по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....
«Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада
Продолжать развивать умение идентифицировать себя с представителями своего пола; сформировывать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности. Продолжать развивать умения соот...
План по самообразованию " Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи "
Тема: " Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи "План по самообразованию Выполнила: воспитатель МБДОУ №13 «Вишенка»Данилова А.М....
Консультация для педагогов "Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада"
Консультация "Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада"...
«Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада»
Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ. Задачи:1. Воспитание детей с учетом их гендерных особенносте...