Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2020-2021 учебный год.
рабочая программа (старшая группа)

Мингалеева Надежда Юрьевна

Самообразование воспитателя.

Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie_doshkolnikov_st._gr.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2020-2021 учебный год.

Введение

Период дошкольного детства неоценим для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются в этом возрасте.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Половая идентификация ребёнка происходит уже к 3 - 4 годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка».

В настоящее время на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей детей. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные, культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Развитие гендерных исследований представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на поиск теоретико-методологических оснований и механизмов влияния на социализацию личности, отвечающих потребностям современной педагогической реальности.

Задачи:

Продолжать развивать умение идентифицировать себя с представителями своего пола; сформировывать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

Продолжать развивать умения соотносить свое гендерное поведение с поведением других, адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и свое собственное.

Продолжать развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Продолжать создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со

сверстниками; формировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье.

Продолжить формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности.

Продолжить формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.

Продолжить воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.

Продолжать формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения.

Продолжать знакомить детей с правилами поведения в обществе

Диагностика детей в данной области.

Применение полученных знаний в повседневной жизни.

Ожидаемый результат работы.

Создание картотеки игр по гендерному воспитанию, сюжетно-ролевых игр, библиотека книг со сказками, настольные театры, оформлены тематические уголки по данной теме.

У детей увеличатся знания о видах профессий. Дети станут называть причины разделения труда. Существенно увеличатся представления детей о различиях мальчиков и девочек, культуре их общения.

Гендерный подход позволяет говорить об индивидуализации образования и индивидуальном творчестве. В данном случае, это попытка содействовать развитию понимания и восприимчивости по отношению к себе, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией.

Организация педагогических ситуаций способствовала накоплению ребенком позитивного опыта гендерного поведения («Мужской и женский этикет»,

«Поведение мальчиков», «Поведение девочек», «Здравствуйте, пожалуйста!», «Утреннее приветствие» и т. д.).

Примитивные ответы об отличиях мальчиков и девочек во внешнем облике сменится более сложными. Повысится эмоциональный настрой детей на противоположный пол.

После работы дети называют более существенные характеристики пола, например, мальчики сильные, смелые, защищают девочек и поэтому иногда дерутся, а девочки слабые, поэтому когда их обижают, они плачут. Эти изменения найдут свое отражение в повседневной жизни и взаимодействии мальчиков и девочек. Мальчики станут проявлять заботу о девочках.

 Девочки научатся видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, доброжелательно относится, выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты, оказывать помощь в совместной деятельности, следить за внешним видом.

Диагностический этап

Изучение литературы по проблеме:

1. Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях.» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.

2. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия, 2014 г. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

3. Курбатова С. Книга - для мальчиков, книга - для девочек. «Дошкольное воспитание» №10 2015.

4. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.

5. Радзивилова М.А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4 (часть 2). – с. 453-456; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10000426 (дата обращения: 07.09.2014).

6.  Колесов Д. В. «Беседы о половом воспитании». – М. Педагогика, 2008г.

7. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991.

8.  Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду.

Авт. канд. пед. н., СПб, 1999

Работа с родителями.

Цели:

-способствовать благоприятному протеканию полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начала мужественности и женственности у дошкольников;

-создать условий для становления гендерной идентичности ребенка в семье

 и ДОУ;

-повышать компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания;

-своевременная (соответствующая возрастным и половым особенностям

детей), полоролевая социализация дошкольников;

Работа включает следующие методы:

-наблюдение за характером детскородительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

-плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям

индивидуального развития ребенка;

-вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению

партнеров (совместные поделки, игры)

-привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);

-проведение опросов, анкетирование.

План работы:

Сентябрь

Анкета для родителей по гендерному воспитанию.

Консультация- «Как играют мальчики и девочки»

Октябрь

Памятка для родителей-«Простые правила воспитания девочек»

Ноябрь

Памятка для родителей-«Простые правила воспитания мальчиков»

Декабрь

 Оформление фотогазеты- «Один день из жизни группы»

Беседа на тему- «Гендерное воспитание в семье»

Январь

Выставка рисунков детей и взрослых-«Зимние каникулы!»

Февраль

Выставка творческих семейных работ среди родителей -«Папины руки не для скуки»

Март

Выставка творческих семейных работ среди родителей -«Мамины руки не для  скуки».

Апрель

Оформление фотогазеты- «Один день из жизни группы»

Беседа на тему- «Гендерное воспитание в семье»

Май

Оформление фотогазеты- «Моя семья»

Памятка для родителей- «Девочки и мальчики –два разных мира.»

Практический этап

Работа с детьми.

Сентябрь

Тема: «Смотрите какой я!»

1. Дидактическая игра «Одень куклу».

 2. Рисование «Мой портрет».

 3. Работа с зеркалом «Мои эмоции».

 4. Отгадывание загадок о частях тела.

Октябрь

Тема: «Кто ты, а кто я»

1. Инсценировка сказок.

2. Чтение «Два товарища» Л. Толстого (с обсуждением).

3. Презентация «Правила поведения для воспитанных детей в детском саду».

 4. Подвижная игра «Ловишки парами».

Ноябрь

Тема: «Я среди других»

1. Дидактическая игра «Опиши того, кто справа…»

2. Разучивание песен о дружбе.

3. Просмотр мультфильма «Чебурашка».

 4. Конструирование из строительного материала «Домик для друзей».

Декабрь

Тема: «Я и моя семья»

 1. Выставка фотографий.

2. Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница».

 3. Рисование «Моя семья».

4. Просмотр мультфильма «Кошкин дом»

Январь

Тема: «Я и моя семья»

1. Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница».

2. Рисование «Моя семья- на каникулах».

3. Просмотр мультфильма «Муха цокотуха»

Февраль

Тема: «Из чего сделаны мальчики?»

1. Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой».

2. Беседа по стихотворению А. Барто «О рыцарстве».

 3. Чтение: народный фольклор «Для мальчиков и о мальчиках».

Март

Тема: «Мир девочек»

1. Совместный труд - «Постираем кукольное белье».

 2. Аппликация «Открытка для мамы».

3. Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин…»

4. Просмотр мультфильма «Леопольд»

Апрель

Тема: «Я родился»

 1. Дидактическая игра «Кто кем был?»

2. Отгадывание загадок о животных и их детенышах.

3. Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья».

 4. Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» (с использованием иллюстраций)

Май

Тема: «Я среди чужих»

1. Беседа «Что делать, если… ты потерялся»

2. Сюжетно-ролевая игра «Кафе» (усвоение правил хороших манер)

3. Презентация «Манеры поведения».

Заключительный этап

Открытое занятие:

Конспект НОД по гендерному воспитанию детей.

Образовательная область «Социализация».

Тема «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» (старшая группа)

Цель: создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.

  Задачи:

–     учить детей выделять основные признаки различия и сходства между мальчиками и девочками;

–    закреплять умение дифференцировать свою гендерную принадлежность;

–   формировать представление о домашних обязанностях мужчин и женщин;

–   совершенствовать знания о классификации мужских и женских профессий;

–  воспитывать у детей доброжелательное и чуткое отношение между мальчиками и девочками.

   Интеграция:

   Образовательная область «Физическая культура»: закреплять умение бросать и ловить мяч двумя руками.

   Образовательная область «Познание»: закреплять навык счета, знание геометрических фигур (круг).

   Образовательная область «Коммуникация»: активизировать в словаре детей прилагательные и глаголы.

   Образовательная область «Художественное творчество»: закреплять умение аккуратно наклеивать картинки.

   Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение стихов.

   Материал: мяч, конструктор, две куклы: Маша и Миша, набор одежды, картинки к загадкам, мешочек с орудиями труда, коробка с игрушками, игрушка-сердечко.

   Ход занятия:

   Дети заходят в группу, встают в круг.

  -Заходите, заходите,

   Друг друга за руки возьмите,

   Мы построим ровный круг,

   Что же мы увидим вдруг?

   Собрались здесь все друзья:

   Девочки и мальчики — дружная семья.

   -Ребята, сегодня я предлагаю вам побольше узнать друг о друге. Для начала давайте с вами поиграем в игру «Знакомство». Вы будете передавать друг другу мяч, называть свое имя и говорить, кто вы: мальчик или девочка.

   -Посмотрите, ребята, оказывается в нашей группе есть не просто дети, а мальчики и девочки.

   -А вы знаете, что любят девочки? (Ответы детей).

   -А что любят мальчики? (Ответы детей).

   -Скажите, пожалуйста, девочки — какие?

   -Мальчики какие?

   -Что общего у мальчиков и девочек?

   -А чем они отличаются?

   -Верно, молодцы! Но мы постараемся еще больше узнать сегодня о мальчиках и девочках.

   -Скажите, у нас в группе мальчики и девочки дружат? Их можно назвать дружными ребятами?

   Динамическая пауза «Дружные ребята».

   Дружат в нашей группе

   Девочки и мальчики.

   Мы с тобой подружим

   Маленькие пальчики.

   1,2,3,4,5,

   Будем вместе мы играть.

   Дружно за руки возьмемся

   И друг другу улыбнемся.

   Дети садятся на стульчики.

Стук в дверь.

   -Ребята, к нам кто-то стучится. Давайте посмотрим, кто же это к нам пришел?

   Появляются 2 куклы: мальчик и девочка.

  -Здравствуйте, ребята! Мы брат и сестра: Маша и Миша. Мы играем дружно, но иногда ссоримся. Вот и сегодня мы не смогли договориться, спорим, поэтому пришли к вам за помощью.

  -Ну что, ребята, поможем Маше и Мише?

   Говорят куклы:

  -Ребята, вчера вечером мы собрали все игрушки в одну коробку и теперь не знаем, как разделить игрушки для мальчика и игрушки для девочки. Помогите нам, пожалуйста.

   Проводится игра «Раздай игрушки».

  -А еще наша мама купила в магазине нам одежду и попросила разложить ее в шкаф на полки. Но вся одежда перепуталась и теперь мы не знаем, где чья. Помогите, пожалуйста, нам разобраться.

   Проводится игра «Раздай одежду».

  -Ребята, Маша и Миша очень любят загадывать загадки. Маша будет загадывать загадки для девочек, а Миша для мальчиков. Если вы отгадаете правильно, то они вам покажут картинки-отгадки.

   Маша и Миша загадывают загадки об игрушках.

  

Кирпичи возьмем цветные,

   Сложим домики любые,

   Даже цирк для публики,

   Ведь у нас есть...(кубики)

   Эта мягкая игрушка

   Длинноухая зверюшка,

   Ей морковку в лапы дай-ка,

   Ведь игрушка эта...(зайка)

  

 У него есть два крыла,

   Как у птицы, у орла,

   Корпус у него блестящий,

   Он как будто настоящий. (самолет)

  

 Я во двор его беру

   Погонять с друзьями,

   Начинаем мы игру,

   Бьем его ногами.

   Иногда и головой

   Пробиваем угловой. (мяч)

  

Посмотрите-ка, подружки,

   Есть колеса у игрушки.

   Куколку в нее сажаю

 

  И по комнате катаю.

   Буду мамой понарошку,

   Буду я баюкать крошку. (игрушечная коляска)

  

Что все это значит:

   Дочка, а не плачет.

   Спать положишь,

   Будет спать

 

День, и два, и даже пять. (кукла

 -Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

   -Мы знаем, что у всех взрослых есть профессии, но не знаем, что люди этих профессий делают. Подскажите, нам пожалуйста.

    Проводится игра «Кто что делает?»

  А еще мы принесли чудесный мешочек. В нем находятся предметы, которые нужны для работы мужчинам и женщинам. Давайте с вами определим, кому что нужно?

   Проводится игра «Кому что нужно для работы?»

   Физминутка «Разные профессии».

   Самолетом правит летчик,

   Трактор водит тракторист,

   Электричку — машинист,

   Стены выкрасил маляр,

   Доску выстрогал столяр,

   В доме свет провел монтер,

   В шахте трудится шахтер,

   В жаркой кузнице — кузнец,

   За прилавком — продавец,

   Кто все знает — молодец!

  -Ребята, Маша и Миша любят получать подарки. Давайте сделаем для них подарок — картины. Я предлагаю для Маши наклеить картинки, на которых изображены предметы, которые нужны девочкам, а Мише предметы, которые подойдут мальчикам.

   Дети наклеивают картинки, девочки — для Маши, мальчики — для Миши.

   Маша и Миша благодарят ребят.

  -Ребята, какие вы молодцы! Спасибо вам, теперь мы знаем, что мальчикам, и девочкам никогда не спорить и ссориться.

  -Ребята, у всех вас есть мамы и папы, бабушки и дедушки.

  -Скажите, какую работу по дому выполняет мама?

  -А какую работу выполняет папа?

  -А вы дома помогаете своим мамам и папам?

  -Я предлагаю рассказать, как вы им помогаете.

   Проводится игра «Дом добрых дел». Дети берут детали конструктора и, соединяя их другу с другом, проговаривают добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким.

   Маша и Миша говорят:

  -Молодцы, ребята, мы видим, что вы настоящие помощники, сколько добрых дел делаете. Мы тоже будем помогать своим маме и папе.

  

Звонит телефон.

  -Ребята, это наша мама звонит, она говорит, что нам пора идти домой. Мы сегодня многому у вас научились и за это хотим подарить вам подарки- наклейки (машинки для мальчиков, кукол для девочек).

 Дети благодарят Машу и Мишу.

 Воспитатель:

  -Слева друг и справа друг,

   Становись скорее в круг.

   Проводится игра «Пожелания». Дети передают друг другу игрушечное сердечко и говорят друг другу пожелания.

   Воспитатель:

  -Вот и закончилось наше занятие. Вам понравилось? Я очень рада, что у нас в группе есть и мальчики, и девочки. И хотя вы все разные, но все вы очень дружные, заботливые, добрые, хорошие ребята.

  

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада

Курсовая работа на тему: Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада...

Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2018-2019 учебный год

Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада необходимо. Оно обеспечит овладение детьми культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщи...

Отчет по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....

«Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада

Продолжать развивать умение идентифицировать себя с представителями своего пола; сформировывать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности. Продолжать развивать умения соот...

План по самообразованию " Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи "

Тема: " Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи "План по самообразованию  Выполнила: воспитатель МБДОУ №13 «Вишенка»Данилова А.М....

Консультация для педагогов "Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада"

Консультация "Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада"...

«Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада»

Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ. Задачи:1. Воспитание детей с учетом их гендерных особенносте...