Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников
рабочая программа на тему

Розитис Екатерина Анатольевна

Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  «Центр развития ребенка  – детский сад» г.Усинска

  «Кагаöс сöвмöдан шöрин- челядьöс» школаőдз велöдан Усинск карса

муниципальнőй сьöмкуд учреждение

Программа

по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников

                                                            Воспитатель, общественный инспектор

                                                      по охране прав детства МБДОУ «ЦРРДС»   г.Усинска:

      Розитис Е.А.

г.Усинск, 2015 г.

1. Паспорт  программы

Наименование программы

«Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников»

Разработчик

программы

Розитис Екатерина Анатольевна – воспитатель, общественный инспектор по охране прав детства.

Назначение программы

Оказывать социально-педагогическую, психологическую и правовую помощь и поддержку несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в т.ч. семьям СОП и «группы риска».

Основание для разработки программы

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс РФ, уголовный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушения РФ;

- Законы Российской Федерации:

- «Об образовании» с внесёнными изменениями и дополнениями;

- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ;

- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ;

- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ

- Закон Республики Коми от 23 декабря 2008 г. N 148-РЗ "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми"

Федеральный комплект методических материалов. Приказы УО

Цель программы

Создание комплексной  системы социально-психолого-педагогической  поддержки семьи по профилактике семейного неблагополучия. 

Задачи программы

  1. повышать уровень профилактической  работы с воспитанниками и их семьями (законными представителями) в МБДОУ «ЦРРДС» г.Усинска;
  2. выявлять семьи, предположительно находящихся в социально-опасном положении и «группы риска» на ранних стадиях семейного неблагополучия;
  3. оказывать социально-педагогическую, психологическую и правовую помощь и поддержку несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, а также их родителям (законным представителям);
  4. осуществлять консультативно-профилактическую работу  всем участникам и родителям (законным представителям) образовательного процесса;
  5.  принимать меры по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья воспитанников дошкольных групп,
  6. осуществлять тесное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проведения комплексной профилактической работы с семьями и воспитанниками;
  7.  вести диагностическую работу с воспитанниками и родителями, проводить ежегодный анализ реализации и результативности данной программы.

Сроки реализации программы

 2015-2018 уч. г.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

  1. Снижение количества семей состоящих на разных формах учета.
  2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законные представители) в  вопросах семейного воспитания и по вопросам здорового образа жизни.
  3. Возрождение традиций семейного воспитания, приобщение к ведению здорового образа жизни.
  4. Оказание психолого-педагогической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей (законных представителей) навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком.

Участники реализации программы

Воспитанники дошкольных групп, воспитатели, специалисты детского сада, педагоги-психологи, общественный инспектор по охране прав детства, педагоги дополнительного образования; инспектор ОПДН; инспектор ОГИБДД ОМВ России по г.Усинску, родители (законные представители).

Управление, контроль

Мониторинг показателей социального паспорта, уровень удовлетворенности родителей (законных представителей), социальное благополучие воспитанников.

Формы и методы реализации программы

Групповые и индивидуальные занятия, беседы, воспитательные мероприятия, заседания родительского клуба «Семейный очаг», деловые и ролевые игры, кинолекторий, выпуск памяток для родителей (законных представителей), тренинги, участие в волонтерских акциях, социально-значимых акциях, флэшмобов.


Пояснительная записка.

  Профилактическая деятельность МБДОУ «ЦРРДС» г. Усинска  регламентируется:

- Законом Российской Федерации  "Об образовании", устанавливающим  ответственность  образовательного учреждения  за жизнь и здоровье воспитанников и учащихся во время образовательного процесса;

- Федеральным  законом  "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", устанавливающим правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими ПАВ, а также совершающими правонарушения;

- Закон Республики Коми от 23 декабря 2008 г. N 148-РЗ "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми".

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей. Кризисное состояние современной семьи – и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.

Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия на пути нравственного, социального, творческого становления.

Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:

- резкое социально-экономическое расслоение общества;

- постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной сферы;

- рост скрытой и явной безработицы;

- педагогическая несостоятельность родителей.

Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных возможностей семьи. Благополучие многих семей пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли.

В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением представляется восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация  супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечиваются предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.

На начало 2015-2016 учебном году в нашем учреждении состояли 4 семьи из социально незащищённых категорий (1 семья СОП и 3 семьи «группы риска»), а также опекунские семьи, семьи, в которых есть дети инвалиды.

Для более успешной социально – профилактической работы с семьями и воспитанниками необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие, как:

- социально-педагогическая запущенность, когда воспитанник ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений и навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

- глубокий психический дискомфорт воспитанника, вызванный неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, не правильным (несправедливым, грубым, жестким) отношением к нему со стороны родителей, друзей;

- отклонения психического и физического состояния здоровья;

- отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности, позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов.

Все это обуславливает необходимость создания программы профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников.

 Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели и задачи:

Цель: Создание комплексной системы социально-психолого-педагогической  поддержки семьи по профилактике семейного неблагополучия.  

Задачи:

1.        повышать уровень профилактической  работы с воспитанниками и их семьями (законными представителями) в МБДОУ «ЦРРДС» г.Усинска;

2.        выявлять семьи, предположительно находящихся в социально-опасном положении и «группы риска» на ранних стадиях семейного неблагополучия;

3.        оказывать социально-педагогическую, психологическую и правовую помощь и поддержку несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, а также их родителям (законным представителям);

4.        осуществлять консультативно-профилактическую работу  всем участникам и родителям (законным представителям) образовательного процесса;

5.         принимать меры по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья воспитанников дошкольных групп,

6.        осуществлять тесное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проведения комплексной профилактической работы с семьями и воспитанниками;

7.         вести диагностическую работу с воспитанниками и родителями, проводить ежегодный анализ реализации и результативности данной программы.

Содержание программы.

Программа содержит 4 направления: работа с воспитанниками, работа с родителями (законными представителями), работа со специалистами центра, работа с субъектами профилактики.

          Механизм реализации программы осуществляется через:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив.
  • взаимодействие педагогов, воспитателей, родителей (законных представителей), детей; межведомственное взаимодействие с различными субъектами профилактики (ТКПДНи ЗП по  г. Усинску, ОПДН по г. Усинску; ОСПСи Д, Сектор опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Усинску);
  • психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике правонарушений;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
  • привлечение родителей (законных представителей) для успешного функционирования программы по профилактике семейного неблагополучия;
  • повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.

 Этапы  реализации программы.

Название этапа

Содержание работы

I этап. Подготовительный 

2015 год

(август)

- постановка целей и задач профилактической работы  и разработка программы;

– определение стратегии и тактики деятельности;

– совершенствование нормативно – правовой базы;
– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику семейного неблагополучия;

II этап. 

Внедрение и реализация мероприятий программы

2015-2018 годы

(сентябрь 2015 – май 2018)

– разработка методик и проведение в учреждении  социологического исследования детей, родителей (законных представителей), направленной на профилактику семейного неблагополучия;
– укрепление межведомственного сотрудничества;
– оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
– использование в учебно-воспитательном процессе центра личностно-ориентированных приемов (ситуация успеха) и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у семьи активного жизненного стиля поведения.

III этап. 

Отслеживание и анализ результатов 

2018 год

 (июнь)

– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
– определение перспектив развития детского сада в этом направлении.

Участники программы

Основным звеном программы являются воспитанники дошкольных групп, воспитатели, специалисты центра участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и пропаганду здорового образа жизни.

Циклограмма деятельности педагогического коллектива по реализации программы

 «Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников»

Работа с воспитанниками

1.

Формирование ценностных ориентиров воспитанников (воспитательные мероприятия, декады, акции)

Встречи с инспектором ГИБДД

«Осторожно дорога!»

сентябрь, январь, май

Общественный инспектор по охране прав детства

 Розитис Е.А.

Изучение символики РФ и РК

Сентябрь,

декабрь, март

Воспитатели дошкольных групп

Профилактическая акция «Внимание дети!»

сентябрь

февраль

май

Общественный инспектор по охране прав детства

 Розитис Е.А.

Концерт в честь Дня  работника дошкольного образования

сентябрь

Воспитатели дошкольных групп

Праздник добрых дел  (Международный день пожилых людей)

1 октября

Воспитатели дошкольных групп

Декада по защите прав детей  

ноябрь

Воспитатели

ОИПОПД

Розитис Е.А.

Воспитательное мероприятие ко Дню Матери

ноябрь

Воспитатели

ОИПОПД

Розитис Е.А.

Социально-значимая акция «Сказки нашего двора»

декабрь

Воспитатели

ОИПОПД

Розитис Е.А.

Декада коренных народов «Моя Родина»

декабрь

Воспитатели дошкольных групп

Новогодний праздник «Чудеса Деда мороза»

декабрь

Воспитатели дошкольных групп

Муз. руководитель

Декада по патриотическому воспитанию, посвященная Дню защитников отечества

февраль

Воспитатели дошкольных групп

Декада патриотического воспитания «День Победы».

май

Воспитатели дошкольных групп

Выпускной бал «До свидания, детский сад!»

апрель

Воспитатели дошкольных групп

Муз. руководитель

День защиты детей, игровая программа

1 июня

Инструктор по ФК

2.

Оздоровительная работа с детьми

Программы «Азбука Здоровья», «Спортивный час» в ГПД

в течение года

Воспитатели дошкольных групп

Традиционный День Здоровья

 «Закаляйся смолоду»

сентября

мая

Инструктор по ФК

Физкультурный досуг  в дошкольных группах «Золотая осень»

сентябрь

Инструктор по ФК

Месячник «Личная безопасность воспитанников и учащихся»

сентябрь

Общественный инспектор по охране прав детства

 Розитис Е.А.

Месячник «Здоровый образ жизни»

октябрь

Общественный инспектор по охране прав детства

 Розитис Е.А.

Физкультурный досуг  для детей дошкольного возраста «Физкульт-ура!»

16 ноября

Иструктор ФК

Праздник для детей дошкольного возраста «Зимние забавы»

25 января

Иструктор ФК

Народные забавы для детей дошкольного возраста «Пасха»

май

Иструктор ФК

Конкурс утренних зарядок в дошкольных группах «Сильный, ловкий, смелый»

20-22 февраля

Иструктор ФК

3.

Работа общественного инспектора по охране прав детства с воспитанниками дошкольных групп

Формирование банка данных о неблагополучных семьях СОП и «Группы риска»  

 (Организация учёта и формирование реестра данных семей, находящихся в социально-опасном положении)

Сентябрь-октябрь

Общественный инспектор по охране прав детства

Воспитатели,

Педагог-психолог

Социальный патронаж семей СОП и «группы риска»

(Изучение статуса семей и условий жизни ребенка, анкетирование родителей (уровень жизни, социальный статус).

Сентябрь

Май, июнь

Общественный инспектор по охране прав детства

Воспитатели

Патронаж семей вновь прибывших воспитанников

15 сентября –

15 октября

Общественный инспектор по охране прав детства

Воспитатели

Организация взаимодействия различных специалистов для работы с семьями «группы риска» и СОП (Мед.работник, воспитатели, педагог-психолог и т.д.)

Октябрь

(в течение года по необходимости)

Общественный инспектор по охране прав детства

Постановка на учет и снятие с учета семей «группы риска» и СОП

По необходимости

Общественный инспектор по охране прав детства

Индивидуальные и групповые профилактические беседы и консультации

По отдельному плану

Общественный инспектор по охране прав детства

Привлечение семей к занятиям родительского всеобуча и к участию в совместных мероприятиях (включение семей «группы риска» в социально-значимые виды деятельности)

По отдельному плану

Общественный инспектор по охране прав детства

Взаимодействие с ТКПДН, ОПДН, ОСПСиД в работе с неблагополучными семьями (СОП, «Группы риска»)

По отдельному плану

Общественный инспектор по охране прав детства

Выпуск памяток для родителей

По отдельному плану

Общественный инспектор по охране прав детства

Совместная работа с инспектором по делам несовершеннолетних

В течение года

Общественный инспектор по охране прав детства

4.

Диагностическая работа с детьми

Диагностика семейного неблагополучия (наблюдение, анкетирование детей и родителей, тесты, тренинги, анализ документов, анализ продуктов детского творчества, анализ развития, анализ состояния здоровья детей)

Ноябрь

апрель

воспитатели,

педагог-психолог,

учитель-логопед

Диагностика психо-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

сентябрь

педагог-психолог

Диагностика семейных отношений детей из семей «группы риска» (рисуночный тест «Семья», «Несуществующее животное», тест тревожности)

ноябрь

педагог-психолог

Первичная диагностика уровня развития детей со сложным дефектом группы кратковременного пребывания

сентябрь

педагог-психолог,

учитель-логопед, воспитатель

Психолого-педагогическая готовность выпускников дошкольных групп к обучению в школе по методике Семаго

апрель

педагог-психолог

Петренко Н.П.

Диагностика интегрированного качества «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» во всех возрастных дошкольных группах

апрель

педагог-психолог

Диагностика эмоционально-волевой сферы и уровня познавательного развития

по запросу

педагог-психолог

5.

Развитие познавательной активности воспитанников

Психолого-педагогическая работа согласно комплексно-тематического планирования

по отдельному плану

Красникова И.Н.

Работа с родительским коллективом воспитанников

1.

Общие родительские собрания

Общее собрание для родителей  учащихся классов КРО «Профилактика правонарушений. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. О защите учащихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». С участием инспектора ИПДН, прокурора г.Усинска, инспектора ГБДД ОМВД России по г.Усинску.

сентябрь

Заведующий

ст. воспитатель

педагог-психолог

Петренко Н.П.

Общее собрание для родителей  учащихся «День открытых дверей» для будущих учащихся. «Наши достижения» публичный отчет о деятельности детского сада за  учебный год. Организация оздоровления воспитанников в летний период.

апрель

Заведующий

ст. воспитатель

педагог-психолог

Петренко Н.П.

Общее собрание для родителей воспитанников дошкольных групп «Профилактика правонарушений. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». С участием инспектора ИПДН, прокурора г.Усинска, инспектора ГБДД ОМВД России по г.Усинску.

октябрь

Заведующий

ст. воспитатель

2.

Анкетирование родителей

Анкетирование родителей из семей «группы риска» (анализ семейных отношений)

ноябрь

апрель

Педагог-психолог

Общественный инспектор по охране прав детства

Анкетирование родителей воспитанников по организации питания  детского сада

Ст. воспитатель Красникова И.Н.

Анкетирование «Исследование удовлетворенности родителей работой детского сада»

март

Ст. воспитатель Красникова И.Н.

3.

Работа психологической службы с родителями

Размещение в уголках  для родителей детей дошкольного возраста рекомендаций по взаимодействию в кругу семьи; развитию и воспитанию детей.

ежемесячно

Педагог-психолог

Петренко Н.П.,

Выпуск памятки «Здоровье ребенка в ваших руках» в рамках месячника « ЗОЖ» (для родителей учащихся классов КРО)

октябрь

Педагог-психолог

Петренко Н.П.

Консультирование родителей на сайте МБДОУ «ЦРРДС» г.Усинска

ежемесячно

Педагог-психолог

Петренко Н.П.,

Групповые консультации по вопросам развития и воспитания детей

- «Особенности эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР»;

сентябрь

Педагог-психолог

Петренко Н.П.

- «Психоэмоциональное состояние детей с тяжелыми нарушениями речи. Особенности речевого общения»;

октябрь

Педагог-психолог

Петренко Н.П.

- «Значение формирования произвольного поведения у детей дошкольного возраста»

февраль

Педагог-психолог

Петренко Н.П.,

- «Психологическая готовность детей к обучению в школе»

март

Педагог-психолог

Петренко Н.П.,

Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми (с родителями воспитанников):

- взаимодействие с агрессивными детьми

- взаимодействие с гиперактивными детьми

- взаимодействие с тревожными детьми

ноябрь

февраль

апрель

Педагог-психолог

Петренко Н.П.

Публикации в СМИ статей с рекомендациями специалистов по укреплению детско-родительских отношений

В течение года

Ст. воспитатель Красникова И.Н.,

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития детей

апрель-май

воспитатели, специалисты

Консультации на темы: «Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей», «Поощрение и наказание» «Отец в воспитании», «Жестокое обращение с детьми», «Создание благоприятной семейной

Январь

Март

май

Педагог-психолог

Петренко Н.П.

общественного инспектора по охране прав детства

4.

Работа общественного инспектора по охране прав детства с родителями

Посещение семей вновь поступивших обучающихся и воспитанников

сентябрь

воспитатели,

общественного инспектора по охране прав детства

Выпуск памяток для родителей  по профилактике правонарушений, употребления ПАВ и табакокурения, пропаганда ЗОЖ, профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними, «права и обязанности родителей» и т.д.

октябрь, январь, май

общественный инспектор по охране прав детства

Правовой лекторий с участием  инспектора по  делам несовершеннолетних в рамках декады правовых знаний.

декабрь

общественного инспектора по охране прав детства

Посещение неблагополучных семей (семей «группы риска», СОП)

в течение года

общественного инспектора по охране прав детства

Консультации родителей по вопросам воспитания и создания положительного семейного микроклимата

в течение года

общественного инспектора по охране прав детства

Посещение семей детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов)

в течение года

воспитатели

6.

Воспитательные мероприятия с участием родителей

Участие в воспитательном мероприятии «Красный, желтый, зеленый»

30 сентября

Воспитатели

Трудовая акция «Участок для прогулки»

апрель

Воспитатели

Участие в воспитательном мероприятии «Моя милая мама»

28-29 ноября

Воспитатели

Совместная проектная деятельность «Символ Нового года»

декабрь

воспитатели

Трудовая акция «Сказки нашего двора»

январь

Ст.воспитатель

Красникова И.Н.

Спортивные соревнования с участием родителей «Защитники Отечества»

февраль

Инструктор ФК

Ганзюк Е.И.

Социальная акция «Посылка солдату»

«Письмо солдату»

февраль

Общественный инспектор по охране прав детства

 Совместная проектная деятельность для родителей учащихся «Когда мой папа был солдатом» (презентация)

февраль

Воспитатели

Совместная проектная деятельность «Птичья столовая»

апрель

воспитатели

Фотовыставка «Наша дружная семья» к Дню открытых дверей

май

воспитатели

Трудовая акция «Обустройство участков для прогулок» (посадка цветов)

май

Воспитатели

7.

Просветительская работа на официальном сайте ДОУ :

- Консультация «Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей», « Если ребенок грубит»,    «Агрессивные дети», «Обиды», «Сценарий жизни».  «Любить ребенка. КАК?»

- Размещение информации «Телефон доверия»

В течение года

Общественный инспектор по охране прав детства

страница сайта детского сада  «Профилактика безнадзорности и правонарушений»

В течение года

Общественный инспектор по охране прав детства


Источники информации для педагогов и родителей

  1. Н.Аникеева «Воспитание игрой». Москва, 1987 г.
  2. Н. Коростелев «От А до Я детям о здоровье». Москва: Медициан, 1987 г.
  3. Е. Иваницкая, Т. Щербакова «Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики». Москва. «Чистые пруды», 2008 г.
  4. С. Белогуров «Популярно о наркотиках и наркоманиях». Санкт-Петербург, 2000 г.
  5. Н.В.Вострокнутов «Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска». Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, Москва, 2004 г.
  6. Б.М.Левин, М.Б.Левин «Наркомания и наркоманы». Москва, Просвещение, 1991 г.
  7. Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие». «Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами». Москва, 2005 г.
  8. Серия «Воспитательная работа». «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек». Москва «Глобус».
  9. Министерство образования и науки Российской федерации. «Основы профилактики ПАВ».
  10. Е.Ю.Ляпина «Профилактика социально опасного поведения школьников». Система работы образовательных учреждений. Волгоград.
  11. Министерство образования и науки Российской Федерации. «Зарубежный опыт профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних». Москва, 2004 г.
  12. http: // www. narkopomosh. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика семейного неблагополучия.

В рамках профилактики семейного неблагополучия организована работа по раннему его  вывлению ,по определению причин сложившегося положения на основе межведомственного взаимодействия субъектов проф...

Консультация "Работа по ранней профилактике семейного неблагополучия в условиях ДОУ"

ldquo;Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной...

План работы педагога-психолога по предупреждению и профилактике семейного неблагополучия

План по предупреждению и профилактике семейного благополучия...

Работа с семьей по профилактике семейного неблагополучия

Работа с семьями воспитанников по раннему выявлению неблагополучия, профилактические мероприятия, направленные на предупреждение правовнарушений, оказание необходимой социально-психолого-педагогическо...

Цикл консультаций для родителей по профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия «ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ»

Задумайтесь, часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу и к детям?Задайте себе вопрос: сколько раз в течении дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выраж...