Доклад «Профилактика семейного неблагополучия в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья»
материал по психологии

«Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 44

143404, РОССИЯ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК, г. КРАСНОГОРСК,

УЛИЦА БОЛЬШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ, Д. 13

e-mail: ds.samotsveti@mail.com тел.: 8 (495) 563-05-73            

Доклад: «Профилактика семейного неблагополучия в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила: Каштанова Е.А.,

воспитатель

МБДОУ детский сад № 44

г.о. Красногорск

2022 г.

Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Наблюдения специалистов свидетельствуют о том, что потребность детей в общении формируется постепенно, в зависимости от условий существования. Решающая роль в становлении и последующем развитии потребности в общении принадлежит воздействиям окружающих людей, прежде всего близких взрослых, то есть семье.

Появление особого ребенка служит фактором семейного стресса и затрудняет формирование родительства, обостряет неблагоприятные тенденции реализации родительских функций.

Родительство в семье с особым ребенком развивается по одной из приведенных моделей. Первая – это модель монады, она наименее функциональна, чаще реализуется в семье ребенка-аутиста. Даже в полной семье у матери формируется аутизация в отношениях с миром. Признаки аутизации проявляются в монологичности речи матери, ритуализации общения, сужении круга интересов вопросами развития ребенка-аутиста, избирательности контактов, недоверии другим людям. Некоторые даже отказываются от пользования современными средствами связи, прерывают отношения с близкими, друзьями, сослуживцами, в целом не делают попыток вернуться к работе, всецело посвящая себя развитию ребенка. Отец в такой семье фигура номинальная.

Вторая модель – диада. Такая модель реализуется в семьях детей со многими вариантами нарушения психического развития. Наиболее устойчивая диада «мать-ребенок». Матери чаще поддерживают тесную связь с ребенком. При этом они проявляют недовольство слабой включенностью супруга в воспитание, делегируют ему чувство вины, в связи с родительской некомпетентностью. Отец, исключенный из системы полноценного общения в семье, в качестве активного элемента взаимоотношений может выбрать тесное общение с матерью, другом или сослуживцем, уйти «с головой» в работу, увлечься компьютерными играми или алкоголем.

Третья модель родительства в семье с особым ребенком – триада. Только в условиях полноценного функционального общения в семье в системе триады – Отец-Мать-Ребенок, в которой ребенок дифференцирует себя от других значимых объектов, возможно формирование полноценных механизмов, необходимых для развития личности. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Часто родители не видят никаких жизненных перспектив, испытывают особые материальные тяготы, связанные с содержанием семьи.

Семья с ребенком с ОВЗ – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у одного из родителей, но главное – специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Обозначив проблематику взаимоотношений в семье с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, первоочередное направление по профилактике семейного неблагополучия – это оптимизация психологического состояния родителей детей-инвалидов. Лишь по достижении адекватного психологического состояния родителей детей с нарушениями здоровья можно предпринимать остальные меры помощи таким семьям.

Второе направление работы специалистов с родителями – ликвидация ведущей причины неконструктивного родительского отношения к детям с нарушениями здоровья, действующей на сознательном уровне, то есть устранение психолого-педагогической безграмотности родителей.

И, наконец, третье направление работы с семьями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это непосредственно оптимизация родительско-детских отношений, гармонизация психологического климата в семье.

Разберем алгоритм действий специалиста по каждому из указанных направлений.

Первое – оптимизация психологического состояния родителей детей с ОВЗ или инвалидностью. В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять больше внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, не всегда родные или друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может психолог, социальный педагог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период.

Специалистами проводится анализ взаимоотношений в семье и прорабатывается алгоритм действий для выхода из состояния негатива и замкнутости. Опытный специалист должен понимать, что подача информации должна быть правдивой, но парциальной. Это предоставляет родителям определенную возможность и время для ее осмысления и обсуждения со специалистом.

Главной задачей педагога при взаимодействии с семьей ребенка с ОВЗ, является выдача рекомендаций по воспитанию ребенка и создание условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка. 

Основной настрой - родители должны начать понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

Родителям нужно посмотреть на жизнь семьи с другой стороны: это возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть, жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни, обрести душевное равновесие и продуктивно взаимодействовать с другими семьями с такими же проблемами.

Для переоценки родителями ситуации с крайне негативной на более положительную, имеющую перспективу, возможно разработать методические рекомендации (для отдельно взятой семьи, или семей со схожей проблематикой) и в виде памяток раздать родителям.

Пример отдельных фраз-советов для памятки:

- Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

- Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

- Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

- Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

- Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят «живого» человеческого общения.

- Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

- Чаще прибегайте к советам специалистов: психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и др.

- Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

- Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

В целом, памятки должны содержать краткий обзор сказанного с правилами, рекомендациями, цитатами и т.п.

Специалисты должны помочь родителям составить адекватное представление о потенциальных возможностях больного ребенка, раскрыть его перспективы. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.

Параллельно с этим направлением работы с родителями подключаем и второе направление, а именно – устранение психолого-педагогической безграмотности родителей. Возможно проведение работы в таких формах как:

- лекционно-просветительская;

- консультативно-рекомендательная;

- коррекционно-развивающая.

Лекционно-просветительская работа проводится для получения необходимых теоретических знаний об основных закономерностях развития ребенка, знакомства с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза, обсуждения различных вопросов воспитания и обучения детей. Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, это придает родителям спокойствие, снимает напряжение.

В этом направлении можно организовать родительские семинары, «круглые столы», так называемые «Родительские лектории», «Клубы для родителей» и т.д. Тематика встреч и структура проведения может зависеть от запросов. Наиболее актуальные темы касаются здоровья детей, обучения и воспитания, трудностей в эмоционально-волевой и личностной сферах. Взрослым предоставляется возможность поделиться личным опытом, быть принятыми и понятыми другими людьми. Данный факт часто благоприятно действует на родителей.

Не стоит умалять значение проведения тематических родительских собраний в образовательных учреждениях, по итогам которых родители могут получить памятки, о которых я уже говорила выше.

Элементом лекционно-просветительской работы так же являются стенды для родителей, где собрана вся полезная и актуальная информация организационного и рекомендательного характера.

Консультативно-рекомендательная работа. Организация индивидуальных консультаций специалистами МБОУ «образовательный центр «Созвездие» должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу.

Положительным результатом считаются ситуации, когда родители, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав возможность получения реальной поддержки самостоятельно возвращаются на повторную консультацию, где прослеживается динамика психофизического развития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций.

В процессе сопровождения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, социальный педагог постоянно должен нацеливать родителей на то, что решение проблем на одном возрастном этапе потребует не меньших, а, возможно, и значительно больших усилий при реализации иных проблем в более старшем возрасте. Формирование подобных установок очень важно потому, что в сознании многих родителей воспитывающих особенных детей часто доминирует представление о том, что по мере взросления ребенка усилия по его воспитанию постепенно уменьшатся. Именно поэтому возникающие новые возрастные проблемы ребенка с ОВЗ застают родителей врасплох, создавая ощущение безрезультатности всех прежних усилий.

Коррекционно-развивающая работа специалистов с родителями особых детей направлена на создание в семье оптимальных условий для развития ребенка. В работе используются: беседа с каждым членом семьи, с обоими родителями, со всей семьей; посещение родителями индивидуальных занятий или групповые занятия с родителями.

Во время индивидуальных занятий выявляются и поддерживаются положительные личностные качества родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком.

В работе можно использовать и групповой метод. Целью групповых занятий является обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребёнком, детей друг с другом и взрослых между собой.

Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми различны – релаксационные, разыгрывание ролевых ситуаций, проигрывание игр. Активное привлечение родителей к взаимодействию со своим ребенком считается основным методом коррекционно-развивающей работы.

Используя различные направления и формы работы следует не забывать, что некоторые семьи вполне способны при помощи специалистов преодолеть кризис за непродолжительное время и в дальнейшем действовать более самостоятельно. Это относится прежде всего к уверенным в себе личностям с сильным характером, особенно, когда в семье царит атмосфера любви, доверия и взаимопонимания между супругами.

Для других требуется длительная консультативная и просветительская помощь. Это лишний раз говорит о необходимости дальнейшей разработки индивидуального и дифференцированного подхода в оказании помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья или инвалида.

Консультирование не всегда может завершиться разрешением всех проблем семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Подчас эти проблемы лишь определяются в процессе консультирования, а разрешение их требует длительного времени и совместных усилий консультируемых и специалистов. Для оказания максимально возможной помощи семье целесообразно рекомендовать родителям посещение специальных психокоррекционных занятий. Занятия такого рода позволяют вскрыть глубинные личностные противоречия в семье и изменить отношение каждого из ее членов к будущей жизнедеятельности семьи.

Для достижения позитивных изменений необходимо сочетание достаточного спектра технологий работы специалистов МБОУ «Образовательный центр «Созвездие», разнообразных форм сопровождения детей, эффективность услуг по сопровождению детей с ОВЗ, наличие необходимого для работы материально-технического оснащения реализуемых технологий, и, конечно же, увеличение доли педагогических работников, обладающих необходимой квалификацией, привлеченных к организации работы с родителями детей с ОВЗ.

Подводя итог хочется еще раз озвучить основной вектор работы специалистов нашего центра. Семьи детей-инвалидов имеют в чем-то сходные затруднения и потребности, но помощь, необходимая каждой семье и планируется индивидуально. Согласно социальной модели ребенок с инвалидностью должен стать равноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом ребенок с ограниченными возможностями должен иметь возможность интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых» людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната»

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА  КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ И ДЕТЯМ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕН...

"Массаж ушных раковин как средство профилактики заболеваний и укрепление психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)."

Здоровье сберегающие технологии объеденяют в себе все направления деятельности по формированию , сохранению и укреплению здоровья детей . Целью здоровье сберегающих технологий является сохранение здор...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Описание опыта взаимодействия специалистов ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта с семьими воспитанников....

Эффективные формы сотрудничество с семьей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Семейный логопедический тренинг.

Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время род...

Тема: «Взаимодействие музыкального руководителя с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной музыкальной деятельности.»

Цель  моего взаимодействия с семьями детей с ОВЗ: объединение усилий музыкального руководителя и родителей в развитии музыкальных способностей у детей через поиск новых форм сотрудничества ...

Стендовый доклад:"ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ."

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ....