Консультация для педагогов "Использование макетов в играх"
консультация на тему

Родионова Рената Анатольевна

Макет - это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_maketov_v_igre.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Родионова Р.А.,

Ст. воспитатель МДОУ  д/с№ 37

Консультация для воспитателей ДОУ

«Использование макетов в сюжетно-ролевой игре»

Сюжетная игра -  это любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально развиваются их способности. Но самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника. Это происходит из-за того, что компьютер, телевизор, планшеты и прочие современные гаджеты прочно вошли в жизнь многих детей, вытеснив игру с реальными игрушками, сюжетно-ролевую игру.

Учитывая многообразие сюжетных игр, педагоги должны ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет:

- удовлетворять свои интересы;

- реализовывать свои возможности;

- создавать игровой сюжет и реализовать его;

- проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.

Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются наиболее высокой ступенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют всестороннему развитию ребенка.

Макет - это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического). Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.

В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры - режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками в значительной мере способствует сюжетосложению – ребенок самостоятельно придумывает и комбинирует разнообразные сюжетные события, активизирует комментирующую речь (то есть, играя, ребенок комментирует свои действия, поступки), используя для этого разнообразные средства: мимику, жест, речевую интонацию. Для того, чтобы игра получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического).

В детских садах нужен, прежде всего «универсальный» макет, то есть тематически многозначный (условно-обобщенный) маркер игрового пространства.

«Универсальные» макеты условно делятся на два типа:

1. Макеты-модели:

Макет-модель представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор), добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события, мелкий транспорт  -  автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок – персонажей - семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).

2. Макеты-карты:

Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки0 и дополнением служат предметы, обозначающие события – действия - это транспорт.

Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река - голубой цвет, земля – коричневый цвет), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами-деревьями, цветами и т. д.

«Универсальный» макет – это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает», наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей.

Для дальнейшего развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал и хранить его.

Сюжетно-ролевые игры учат общению, у детей развивается умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, способствуют развитию творческой инициативы. С тематическим макетом, используя приложенный к нему антураж без изменений, дети играют только первое время. Затем замыслы меняются, дополняются другими предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные фантастические события. Например, макеты:

- «Зоопарк» и «Парк юрского периода»;

- «Дом» и «Зоопарк»;

- «Дом» и «Путешествие по городу»;

- «Аэропорт», «Дом» и «Путешествие по городу»;

- «Аэропорт», «Дом» и «Автогородок»;

- «Дорожное движение» и «Город»;

- «Зоопарк» и «Доктор Айболит» и другие варианты.

Игры с макетами способствуют развитию креативности и коммуникативной инициативы (то есть способности к творческому решению проблем, возникающих при осуществлении деятельности, в игре дошкольники договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируя начало игры, используя простой договор, стремятся к взаимопониманию) – а это важные показатели интеллекта. Развитие креативности и инициативы – необходимое условие формирования полноценной личности.

В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок, ведь все это может пригодиться в игре. Отмечаются старание, желание достичь хорошего результата.

Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения различных объектов.

У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У дошкольников отмечается интерес к познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека), дети включают свои новые представления в сюжеты игры, в темы рисунков.

Любой вид деятельности, в том числе сюжетно-ролевая игра, требует от педагогов грамотной организации и руководства, изучения методической литературы по организации игр с макетами.

Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создает в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Художественные тексты, а также мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и тематической конкретизацией макета. Так, макет-карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей, ландшафтный макет-карта  –  в опушку леса, где живет Винни - Пух или Баба-Яга.

Обитатели-персонажи, дополнительный антураж к макету, да и сам макет могут быть сделаны в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателем или самостоятельно (из бумаги, картона, проволоки, соленого теста, природного материала), что способствует развитию творчества в различных видах деятельности (в ручном труде, конструировании и изготовлении макетов).

В ряде программ макетирование рассматривается как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас.

Тесна связь макетирования и  математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет и т. д.

Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.

Макет   -    это результат конструктивно - творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным (на специальных подставках), настенным (объекты на переднем плане, а изображение на заднем).

Подводя итоги, следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т. е. воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?»). Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Использование игровых макетов для развития детей"

использование игровых макетов для организации сюжетно - ролевых игр....

Макеты для игры на развитие цветового восприятия "КРУГОЦВЕТ" в серии "Овощи"

Дидактическая игра, направленная на развитие цветового восприятия дошкольников. Подборка "Овощи" рекомендована к использованию с детьми раннего возраста или старше. Макеты являются собственн...

Макеты для игры на развитие цветового восприятия "КРУГОЦВЕТ" в серии "Фрукты-ягоды"

Дидактическая игра, направленная на развитие цветового восприятия дошкольников. Подборка "Фрукты-ягоды" рекомендована к использованию с детьми раннего возраста или старше. Макеты являются со...

Консультация для родителей "Макеты - как изготовить"

Нет никаких проблем со «стройматериалами» для изготовления макетов и наглядных пособий! Ведь большие и маленькие картонные коробки и упаковки «от чего угодно» всегда могут приг...

макет дидактической игры "найди детеныша"

Данная игра предразумевает использование икт....

Макет режиссерской игры "Микромир насекомых"

Для детей среднего дошкольго возраста мною был создан макет режиссерской игры "Микромир насекомых". Дети с удовольствием играют, расширяют свой кругозор и вместе с этим играют в режиссерскую...

Консультация для педагогов «Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»

Консультация для педагогов«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»...