Познавательно - исследовательский проект Тема: «Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
проект (подготовительная группа) на тему

Жулина Наталья Владимировна

Паспорт проекта

1.     Название проекта: «Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

2.     Руководитель  проекта: воспитатель группы №1 «Страна чудес» детского сала №2 «Ромашка» Жулина Н.В.

3.      Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие:

 - Речевое развитие:

 - Социально-коммуникативное развитие:

- Физическое развитие:

- Художественно-эстетическое развитие:

4. Тип  проекта: познавательно - исследовательский

5. Продолжительность проекта: долгосрочный (8 месяцев.)

 6.Участники проекта: воспитатель группы №1 «Страна чудес»,  родители законные представители воспитанников.

7. Цель проекта: развитие экологических знаний у детей дошкольного возраста через  дидактические игры.

8.     Задачи проекта:

- Формирование системы  элементарных экологических знаний;

- Развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;

- Воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.

- Повышение уровня родительской компетентности в области экологического воспитания.

- Привитие трудовых природоведческих навыков.

9. Проблема: Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности .В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Экологическая культура ребенка, как условие  валеологического  развития - это осознанное отношение человека к окружающему его экологическому пространству, это экологическая компетентность, как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с построением процесса взаимодействия с окружающей средой, а также поддерживанием, укреплением и сохранением своего здоровья в условиях среды ( задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, задачи, связанные со способностью ребенка проводить элементарные экологические исследования и на основании  полученных данных строить наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности).

Таким образом, данная проблема позволила определить тему исследования - «Формирование экологической культуры у детей дошкольного  возраста  посредством использования дидактических игр»

10.Актуальность проблемы.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.       

Актуальность обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное социальное и культурное окружение.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Тема моего проекта является актуальной в условиях Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования, в которой появляется новая образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Мы начинаем понимать, что современные дети – это дети, которые умеют управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды.

11.Предварительная работа:
Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.

 

12. Ведущая педагогическая идея заключается в  создании педагогических  условия для воспитания  гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу, взаимодействовать с ней, прогнозировать возможные последствия своих поступков

 Предполагаемый результат:  благодаря проекту у детей сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе. 

13. Критерии эффективности.

- Заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта.

- 100% выполнение запланированных мероприятий по реализации проекта.

- Положительная динамика данных мониторинга с детьми по реализации образовательной области «Познавательное развитие».

14. Ресурсы:
1. Информационные: 

Фото, видео материалы;

библиотечный фонд. 

2. Научно -  методические: консультативная работа с родителями. 
3. Дидактическое обеспечение: 

- подбор иллюстраций по экологическому воспитанию;

- оформление книжного уголка, уголка природы  в группе. 

4. ТСО: 

- ноутбук;

- фотоаппарат;

- магнитофон

15. Материал технического оснащения: материал для художественного творчества, иллюстрации, ТСО, видеотека.

16. Риски.

- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях проекта.

17. Предупреждение рисков.

- Разработка стратегий и тактики привлечение родителей.

- Опора на помощь родительского комитета.

18. Сотрудничество с семьей:

В совместной работе детского сада  с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.          

- Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»

-  Беседа «В природе нет ничего лишнего».  
- Консультация  на тему: «Экологическое воспитание дома и в детском саду»
- Видеозапись «Говорят дети». 
- Буклет «В союзе с природой»

- Консультация  на тему: «Детям о природе»

- Консультация  на тему: «Учите детей наблюдать природу»

-Беседа: «Лес, который  хочу я видеть» 
- Создание альбома детских рисунков «Жалобная книга природы» 
- Фотовыставка «Экологическая хроника». 
- Экологический праздник «Земля – наш дом родной» . 

-  «Природа родного края»  альбома детских рисунков
19. Механизм реализации продукта:

1. Этап

Подготовительный (октябрь)

-  Подбор информации, консультаций, материала для  реализации идеи.

- Составление плана проекта, определение  сроков реализации  проекта.

2. Этап

Основной  (октябрь, ноябрь, декабрь 2017 год. Январь, февраль, март, апрель, май 2019 год.)

- Реализация мероприятий проекта.

 

3.Этап

Заключительный:

- Обобщение материалов и результата работы, полученных в процессе реализации проекта. Оформление собранного материала 

20. . Продукт проектной деятельности:

- Презентация проекта

21. Опыт реализации проекта: проект «Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» реализуется в МБДОУ детский сад №2 «Ромашка» группа №1 «Страна  чудес» городской округ город  Выкса

 

 

 

План реализации проекта

1.     Подготовительный этап

 

Содержание дела

Сроки

Задачи

Итоговое мероприятие

1.

Подбор методической, художественной литературы по данной теме. Составления плана работ над проектом. Подбор наглядного

и дидактического материала.

Октябрь

  

2.

Диагностика детей

Октябрь

Выявить уровень знаний

Мониторинг детей

3.

 «Экологическое воспитание детей»

Октябрь

 

Анкетирование родителей

4.

 «Проект» (помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе).

Октябрь

Познакомить с целью, задачами, предстоящими мероприятиями проекта.

Беседа с родителями

 

1.     Основной этап

 

Содержание дела

Сроки

Задачи

Итоговое мероприятие

1.

Подготовка материала для изучения экологической культуры. Дидактические игры на осеннюю тематику: «Фрукты», «Овощи», «Во саду ли в огороде», «По грибы, по ягоды», «Осень золотая».

Октябрь

 

 

2.

«Дары осени»

Октябрь

Развитие  у детей творческих способностей

Выставка поделок из природного материала.

3.

«Осень, ласковая сказка».

Ноябрь

 

Осенний праздник

4.

Дидактические игры

Ноябрь

Углубление и расширение знаний дошкольников о дидактических играх

Составление картотеки дидактических игр

5.

Угадай-ка, седая хозяйка»

Декабрь

Развивать мышление, речь детей

Беседа

6.

«Зима, зимушка, зима».

Декабрь

Способствовать реализации потребности детей

в двигательной активности.

Зимний праздник

7.

Динамические паузы. Дидактические игры: «Чей хвост», «Отгадай мой дом», «Чудо животные», «Чьи детки?» .

Январь

Развивать у детей логическое мышление

Рассматривание тематических альбомов различных тематик.

8.

«Как звери живут зимой»

Февраль

Развивать у детей мыслительную деятельность, речь

Экологическая викторина.

9.

«Мама, милая мама».

Март

Способствовать реализации потребности детей

в двигательной активности.

 Весенний праздник

10.

«Прилетели птицы»

Март

Развивать у детей внимание

Словесная игра

11.

«Почемучки»

Апрель

Развивать у детей любознательность.

Экологическая викторина.

12.

«Природа родного края»

Май

 

Выставка работ

3. этап - заключительный

Содержание дела

Сроки

Задачи

Итоговое мероприятие

1.

«Наш друг-природа».

 

Воспитывать любовь к природе.

Экологическое развлечение

2.

Повторная диагностика детей

Май

Выявить уровень знаний детей

Итоговый мониторинг

3.

Составление презентации к проекту

Май

Объединить все материалы

по проекту в единое целое.

Презентация

 

        


Список литературы:

1. Основная образовательная программа  МБДОУ №2 «Ромашка»

2.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.,: Мозаика-Синтез, 2014 г.

3. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва, 1996 г., «Новая школа»

4. Н. А. Рыжова, «Наш дом природа», Москва, 1997 г., «Линка Пресс»

5. Н. Ф. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

6. Л. М. Потапова «Детям о природе «Экология в играх», Ярославль, 2000г., «Академия развития»

7. Н. А. Карпухина «Знакомство дошкольника с окружающим миром, Воронеж, 2009г.

8. Т. В. Иванова «Ребенок и окружающий мир», Волгоград, 2008 г., «Корифей»

9. А. И. Иванова «Живая экология» - программа экологического образования дошкольников», Москва, 2006 г., ТЦ «Сфера»

10. А. И. Васильева «Учите детей наблюдать природу»

11. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», практическое пособие для воспитателей и методистов, Воронеж, 2002г.

12. Н. В. Елкина «1000 загадок», Ярославль, 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx48.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА»

Познавательно - исследовательский проект

Тема: «Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Выполнила:

Жулина Наталья Владимировна

Воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Ромашка»

городской округ город Выкса, 2016 -2017 г.

Паспорт проекта

  1. Название проекта: «Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
  2. Руководитель  проекта: воспитатель группы №1 «Страна чудес» детского сала №2 «Ромашка» Жулина Н.В.
  3.  Интеграция образовательных областей:

-  Познавательное развитие:

 - Речевое развитие:

 - Социально-коммуникативное развитие:

- Физическое развитие:

- Художественно-эстетическое развитие:

4. Тип  проекта: познавательно - исследовательский

5. Продолжительность проекта: долгосрочный (8 месяцев.)

 6.Участники проекта: воспитатель группы №1 «Страна чудес»,  родители законные представители воспитанников.

7. Цель проекта: развитие экологических знаний у детей дошкольного возраста через  дидактические игры.

  1. Задачи проекта:

- Формирование системы  элементарных экологических знаний;

- Развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;

- Воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.

- Повышение уровня родительской компетентности в области экологического воспитания.

- Привитие трудовых природоведческих навыков.

9. Проблема: Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности .В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Экологическая культура ребенка, как условие  валеологического  развития - это осознанное отношение человека к окружающему его экологическому пространству, это экологическая компетентность, как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с построением процесса взаимодействия с окружающей средой, а также поддерживанием, укреплением и сохранением своего здоровья в условиях среды ( задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, задачи, связанные со способностью ребенка проводить элементарные экологические исследования и на основании  полученных данных строить наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности).

Таким образом, данная проблема позволила определить тему исследования - «Формирование экологической культуры у детей дошкольного  возраста  посредством использования дидактических игр»

  1. Актуальность проблемы.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.       

Актуальность обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное социальное и культурное окружение.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Тема моего проекта является актуальной в условиях Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования, в которой появляется новая образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Мы начинаем понимать, что современные дети – это дети, которые умеют управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды.

11.Предварительная работа:
Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.

12. Ведущая педагогическая идея заключается в  создании педагогических  условия для воспитания  гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу, взаимодействовать с ней, прогнозировать возможные последствия своих поступков

 Предполагаемый результат:  благодаря проекту у детей сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе. 

13. Критерии эффективности.

- Заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта.

- 100% выполнение запланированных мероприятий по реализации проекта.

- Положительная динамика данных мониторинга с детьми по реализации образовательной области «Познавательное развитие».

14. Ресурсы:
1. Информационные: 

Фото, видео материалы;

библиотечный фонд. 

2. Научно -  методические: консультативная работа с родителями. 
3. Дидактическое обеспечение: 

- подбор иллюстраций по экологическому воспитанию;

- оформление книжного уголка, уголка природы  в группе. 

4. ТСО: 

- ноутбук;

- фотоаппарат;

- магнитофон

15. Материал технического оснащения: материал для художественного творчества, иллюстрации, ТСО, видеотека.

16. Риски.

- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях проекта.

17. Предупреждение рисков.

- Разработка стратегий и тактики привлечение родителей.

- Опора на помощь родительского комитета.

18. Сотрудничество с семьей:

В совместной работе детского сада  с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.          

- Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»

-  Беседа «В природе нет ничего лишнего».  
-
Консультация  на тему: «Экологическое воспитание дома и в детском саду»
- Видеозапись «Говорят дети». 
- Буклет «В союзе с природой»

- Консультация  на тему: «Детям о природе»

- Консультация  на тему: «Учите детей наблюдать природу»

-Беседа: «Лес, который  хочу я видеть» 
- Создание альбома детских рисунков «Жалобная книга природы» 
- Фотовыставка «Экологическая хроника». 
- Экологический праздник «Земля – наш дом родной» . 

-  «Природа родного края»  альбома детских рисунков
19. Механизм реализации продукта:

1. Этап

Подготовительный (октябрь)

-  Подбор информации, консультаций, материала для  реализации идеи.

- Составление плана проекта, определение  сроков реализации  проекта.

2. Этап

Основной  (октябрь, ноябрь, декабрь 2017 год. Январь, февраль, март, апрель, май 2019 год.)

- Реализация мероприятий проекта.

 

3.Этап

Заключительный:  

- Обобщение материалов и результата работы, полученных в процессе реализации проекта. Оформление собранного материала 

20. . Продукт проектной деятельности:

- Презентация проекта

21. Опыт реализации проекта: проект «Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» реализуется в МБДОУ детский сад №2 «Ромашка» группа №1 «Страна  чудес» городской округ город  Выкса

План реализации проекта

  1. Подготовительный этап

Содержание дела

Сроки

Задачи

Итоговое мероприятие

1.

Подбор методической, художественной литературы по данной теме. Составления плана работ над проектом. Подбор наглядного

и дидактического материала.

Октябрь

2.

Диагностика детей

Октябрь

Выявить уровень знаний

Мониторинг детей

3.

 «Экологическое воспитание детей»

Октябрь

Анкетирование родителей

4.

 «Проект» (помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе).

Октябрь

Познакомить с целью, задачами, предстоящими мероприятиями проекта.

Беседа с родителями

  1. Основной этап

Содержание дела

Сроки

Задачи

Итоговое мероприятие

1.

Подготовка материала для изучения экологической культуры. Дидактические игры на осеннюю тематику: «Фрукты», «Овощи», «Во саду ли в огороде», «По грибы, по ягоды», «Осень золотая».

Октябрь

 

2.

«Дары осени»

Октябрь

Развитие  у детей творческих способностей

Выставка поделок из природного материала.

3.

«Осень, ласковая сказка».

Ноябрь

Осенний праздник

4.

Дидактические игры

Ноябрь

Углубление и расширение знаний дошкольников о дидактических играх 

Составление картотеки дидактических игр

5.

Угадай-ка, седая хозяйка»

Декабрь

Развивать мышление, речь детей

Беседа

6.

«Зима, зимушка, зима».

Декабрь

Способствовать реализации потребности детей

в двигательной активности.

Зимний праздник

7.

Динамические паузы. Дидактические игры: «Чей хвост», «Отгадай мой дом», «Чудо животные», «Чьи детки?» .

Январь

Развивать у детей логическое мышление

Рассматривание тематических альбомов различных тематик.

8.

«Как звери живут зимой»

Февраль

Развивать у детей мыслительную деятельность, речь

Экологическая викторина.

9.

«Мама, милая мама».

Март

Способствовать реализации потребности детей

в двигательной активности.

 Весенний праздник

10.

«Прилетели птицы»

Март

Развивать у детей внимание

Словесная игра

11.

«Почемучки»

Апрель

Развивать у детей любознательность.

Экологическая викторина.

12.

«Природа родного края»

Май

Выставка работ

3. этап - заключительный

Содержание дела

Сроки

Задачи

Итоговое мероприятие

1.

«Наш друг-природа».

Воспитывать любовь к природе.

Экологическое развлечение

2.

Повторная диагностика детей

Май

Выявить уровень знаний детей

Итоговый мониторинг

3.

Составление презентации к проекту

Май

Объединить все материалы

по проекту в единое целое.

Презентация

Список литературы:

1. Основная образовательная программа  МБДОУ №2 «Ромашка»

2.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.,: Мозаика-Синтез, 2014 г.

3. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва, 1996 г., «Новая школа»

4. Н. А. Рыжова, «Наш дом природа», Москва, 1997 г., «Линка Пресс»

5. Н. Ф. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

6. Л. М. Потапова «Детям о природе «Экология в играх», Ярославль, 2000г., «Академия развития»

7. Н. А. Карпухина «Знакомство дошкольника с окружающим миром, Воронеж, 2009г.

8. Т. В. Иванова «Ребенок и окружающий мир», Волгоград, 2008 г., «Корифей»

9. А. И. Иванова «Живая экология» - программа экологического образования дошкольников», Москва, 2006 г., ТЦ «Сфера»

10. А. И. Васильева «Учите детей наблюдать природу»

11. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», практическое пособие для воспитателей и методистов, Воронеж, 2002г.

12. Н. В. Елкина «1000 загадок», Ярославль, 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры экологического содержания,  уточняют, закрепляют, расширяют  знание детей о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

 

Наиболее эффективными дидактическими играми в образовательном процессе являются:

1. Игры используемые во время организации НОД («Скорая помощь», «Необычные путешествия» «Теремок», «Я знаю… », «Друзья природы», «Что будет если… », «Скорая помощь», «Необычные путешествия») – направленных на приобщение детей к экологически ориентированной деятельности.

2. Игры используемые в режимных моментах :

- утренний прием («Парные картинки», «Лото», «Экологическое домино», разрезные картинки, пазлы, «Я знаю… », «Мир вокруг нас», «Кем был – кем стал») - направленные на обогащение представлений о разнообразии природных объектов

- прогулка («Путешествие в мир природы», «Хорошо – плохо», «Угадай по описанию», «Ты мой кусочек», «Один хорошо – много плохо», «Теремок», «1, 2, 3 к … беги») - направлены на обогащение представлений о взаимосвязях в природе и о человеке как части природы

- гигиенические процедуры («Наши помощники», «От какой пищи ты будешь здоров», «Ты часть – найди целое», «Хорошо плохо», «Съедобное и несъедобное») - направленные на развитие представлений о человеке

- совместная деятельность в вечернее время («Берегите природу», игры с картинками из серии «Хорошо – плохо», «Мир вокруг нас», «Назови одним словом») - направленные на формирование нравственно – оценочного опыта поведения детей в природе.

Вывод. В результате использования дидактических игр экологического содержания в работе с детьми дошкольного возраста намечаются  положительные тенденции в  экоразвитии:

Ø  дети усваивают элементарные знания об окружающей действительности.

Ø  формируются системные знания об окружающем мире.

Ø  дети бережно относятся к окружающему миру.

Ø  они понимают, что в природе все взаимосвязано и что человек не может существовать отдельно от природы.

Занятия на экологическую тему проводятся, как правило, в соответствии с временами года, т.е. осенний, зимний, весенний и летний блоки. Дети знакомятся с понятиями: «экология», «экологические цепочки», «экологическая опасность», «разнообразие», «место обитания», «экосистема», «круговорот веществ в природе», «росток», «стебель», «побег» Дидактические игры органично включаются в содержание занятий по изучению окружающего мира. Главные условия их использования – яркая эмоциональная окрашенность игры, активное участие в ней детей, наличие обратной связи, то есть дети должны понимать, какие знания они приобрели в процессе игры. Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре

«Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший растение получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте. Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут, какую  пользу приносят человеку.

Игра «Разведчики»  может быть проведена и с целью закрепления знаний о цветах. Воспитатель раскладывает в разных местах групповой комнаты различные цветы: садовые, полевые, луговые, комнатные. Дети, разделенные на группы, ищут цветы, называют их и рассказывают все, что знают, а потом составляют из цветов букеты. Зимой эта игра может проводиться с использованием карточек, на которых изображены цветы, или с искусственными цветами.

Игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Игра «Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

Игра «Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

1.  заяц, ёж, лиса, шмель;

2.  трясогузка, паук, скворец, сорока;

3.  бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4.  кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5.  пчела, стрекоза, енот, пчела;

6.  кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7.  таракан, муха, пчела, майский жук;

8.  стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9.  лягушка, комар, жук, бабочка;

10.  стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра в слова

Педагог: Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

 

Педагогические условия.

Важнейшую роль в воспитании экологической культуры как условия валеологического развития ребенка играют значимые взрослые.

 

Работа с родителями

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек).

 

 

Результат:  Считаю, что мой  выбор проектной деятельности – как основного средства формирования экологической культуры дошкольников посредством дидактических игр, под которой понимаем тесную взаимосвязь экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности, обоснован. Следует отметить, что основным фактором, обеспечившим эффективность реализации моего проекта, стали следующие параметры: 
- Включение регионального компонента, способствующего развитию познавательного интереса детей к природе родного края, воспитанию любви и бережного отношения к окружающему природному и растительному миру.

- Привлечение родителей, в рамках совместной деятельности, способствующей развитию личности ребенка в целом, воспитания его экологического поведения в природе, правильного отношения к ней на основе собственного примера. 
 Применение инновационных программ экологического образования способствует усвоению дошкольниками содержания знаний, отражающих экологические закономерности природы; обеспечивает развитие у детей осознанно-правильного отношения к природе; повышает экологическую воспитанность детей, формирует у них начало экологической культуры.

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто используем дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней..Дидактические игры используем на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, где с детьми проводим комплексные занятия, игры, организуем практическую и исследовательскую деятельность.

При проведении занятий по экологическому воспитанию детей применяем игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек - аналогов, с использование литературных персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Вини - Пух и др.).

Хочется сказать о той работе, которую я  провели с нашими родителями. Конечно, воспитателю трудно работать без единомышленников. Родители с большим интересом отнеслись к тому, что их дети узнают о мире природы. Родителям были предложены рекомендации по организации прогулок, содержанию животных дома и т.д. кроме того, было проведено открытое занятие. Родители с удовольствием наблюдали за своими детьми, слушали ответы.

Работая над своей темой, я поняла что нужно, как можно раньше, открывать ребенку книгу природы, чтобы каждый день приносил что-нибудь новое, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы.

Работа в детском саду в этом направлении дала свои положительные результаты. По результатам мониторинга, проведенного в детском саду, прослеживается положительная динамика в развитии детей. Это говорит о правильном направлении в работе.

ВЫВОД

 Применение новых технологий способствует многогранному всестороннему развитию детей; помогает развивать творческие способности, формировать у детей объективную картину окружающего мира. У детей развиваются такие качества, как воля, собранность, упорство, достижение цели, чувство уважения к планете Земля, к своей Родине.

Основным содержанием экологического образования в дошкольном детстве является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.

Ожидаемые результаты к концу  реализации проекта:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствомдидактических игр».1.Сущность дидактических игр2.Роль экологического образования и воспитания экологической куль...

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...

Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических и подвижных игр

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологически...

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр...

Презентация на тему" Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствам проектной деятельности"

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном...