Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
методическая разработка по теме

Егорова Евгения Николаевна

Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством

дидактических игр».

1.Сущность дидактических игр

2.Роль экологического образования и воспитания экологической культуры посредством дидактических игр.

·         Принципы

·         Методы

·         Технология

·         Виды дидактических игр

·         Структура проведения дидактических игр

·         Основные условия проведения дидактической игры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol.did_._igra_tekhnologiya.docx67.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения

«Детский сад № 44 общеразвивающего вида»

г.о. Электросталь

Подготовила воспитатель

Егорова Евгения Николаевна

        2013г.

План

  1. Сущность дидактических игр
  2. Роль экологического образования и воспитания экологической культуры посредством дидактических игр.
  • Принципы
  • Методы
  • Технология
  • Виды дидактических игр
  • Структура проведения дидактических игр
  • Основные условия проведения дидактической игры

«Мир, окружающий ребёнка,  - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

        Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема

современности. С каждым годом её звучание  становится  сильнее,  слишком  уж великий урон нанесён живой природе.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего  населения, включая  и  подрастающее  поколение.  Началом   формирования   экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство,  так  как в этот период  закладывается  фундамент,  осознанного  отношения  окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления,  которые  надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды  зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Не должны употребляться в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Хочется отметить тот факт, что мало кто из ребят любовался распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к живым объектам  природы как к неодушевлённым объектам. Порой они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам.

Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается  от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе.

Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.

Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является:

Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

  1. Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
  2. Развитие способностей детей к познанию мира природы.
  3. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
  4. Воспитание гуманного отношения к живым организмам.

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями, получая тем самым знания по разделам «живой» и «неживой» природы (занятия, труд в природе, прогулки, и так далее).

Все полученные знания детьми о природном мире, в который входят разделы «живой» и «неживой» природе закрепляются в игровой деятельности, посредством дидактических игр.

Для наглядности предоставлена  таблица:

                                     

        

        

Раздел «Живая природа».

Цель: Формирование у ребёнка представления о человеке как о части природы.

Задачи:  

  1. Формировать у детей представления о том, что животные и растения живут, не изолировано, а в сообществах (лес, луг, водоёмы и так далее); о разнообразии животных и растений на Земле.
  2. Развивать у детей представления о сходстве и различии объектов живой природы (людей, животных, растений), находить общие закономерности построения и развития организмов.
  3. Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека, формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
  4. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.

Раздел «Неживая природа».

Цель: Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура.
  2. Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы, зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества этих явлений и объектов.
  3. Развивать способность эстетической оценки окружающей природы.
  4. Воспитывать бережное отношение к компонентам неживой природы.

Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста особенно важным. Этот вопрос встаёт перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Исходя из этого, свою работу строю на следующих общепедагогических принципах отбора экологического образования.

I. Принципы:

  1. Научность. Совокупность элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивирующих действий ребёнка, развитие познавательного интереса.
  2. Доступность. Крайне важным и тесно сопряжённым с принципом научности является принцип доступности материала для ребёнка определённого возраста.
  3. Гуманистичность. Формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своём здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
  4. Прогностичность. Формирование элементарных представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.
  5. Деятельность. Осознание ребёнком необходимости сохранения окружающей среды.
  6. Интеграция. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.
  7. Целостность. Отражение целостного восприятия ребёнком окружающего мира и его единство с миром природы.
  8. Конструктивизм. В качестве примеров дл дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.
  9. Регионализм. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края.
  10. Системность. Последовательность усвоение знаний детьми, в различных видах деятельности.
  11. Преемственность. Преемственность всех звеньев непрерывного экологического образования: детский сад – школа.

        Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.

Организуя работу по экологическому воспитанию, применяю разнообразные методы, которые имеют игровую направленность, так как ведущий вид деятельности дошкольного периода – игра.

II. Методы:

1. Наглядный:

Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания. Наблюдения проводятся в детском саду во всех возрастных группах. Наблюдений за объектами природы, за сезонными явлениями. Начиная с младшего возраста, мы с детьми наблюдаем за погодой, рассматриваем небо, уточняем характер   осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяем степень   тепла и холода. Проводим наблюдения за ростом и развитием растений в   уголках природы, за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе.                                                                                                  Наблюдение - это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления.  Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе.

Ежедневно, во время прогулок или же из окна группы (если погода не     позволяет вывести детей на улицу) обращаю внимание детей младшей группы на небо. Прошу найти солнце на небе, показываю облака или тучи, говорю о дожде, снегопаде, ветре. При этом даю правильное словесное определение всем явлениям: «Солнце на небе ярко светит – даже смотреть трудно. Оно яркое, тёплое, высоко на голубом небе». Или: «Небо серое, всё в облаках, солнца не видно, может пойти дождь», и так далее. Для того чтобы наблюдение было более ярким привлекаю сказочных персонажей как: Старичка-лесовичка, Дедушку Ивана из сказки «Репка». По ходу наблюдения, персонажи задают вопросы, дают поручения и малыши с большим интересом, а главное с желанием отвечают им на вопросы, готовы выполнить поручения все сразу.

В старшей группе, наблюдения провожу более углубленно, использую   цикл наблюдений на одну тему, это способствует формированию у дошкольников разносторонние и систематизированные знания о живой и неживой природе. Со старшими детьми мы наблюдали за температурой воздуха. Регулярно отмечали температуру на градуснике и заносили её в альбом наблюдений за погодой. В конце месяца обобщали эти наблюдения и делали вывод, почему, например январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

        Наблюдая красоту природы, отмечаем, какие органы чувств человека задействованы в наблюдении – это зрение и слух. Что при помощи наших глаз мы видим и замечаем всё, что нас окружает, а с помощью слуха – слышим звуки и голоса природы.

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Наглядным методом также является рассматривание картин природного характера, папок и альбомов на темы: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Растения», пейзажи и репродукции известных художников.

        2.Словесный:  В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. В старшей группе можно говорить о разном, у детей в этом возрасте достаточно развита речь, и имеется опыт общения с окружающими. Диалоги могут быть разнообразными, как например, о человеке как о части природы. Обсуждаем, что человеку нужно, для того чтобы жить, в том числе называем органы и части тела, акцент делается в разговоре, что части тела и органы должны быть здоровыми, и выясняем, что же для этого нужно делать: - Какие органы слуха нам помогают слышать речь, звуки? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке? Или же: - Знаете ли вы, для чего нужны зубы? И как их беречь? Почему они болят? Как надо за ними ухаживать? Почему нужно чистить зубы? Дети ведут обсуждение, обмениваются мнениями.

  Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний: Чтение художественной литературы как программной, так и вне программы в свободное от занятий время. Это литературные произведения, охватывающие прекрасное природы, а так же её обитателей. В первую очередь это русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и другие для младшей группы, а так же для них: С.Маршак «Усатый-полосатый»; В,Сутеев «Кто сказал мяу»; А.Блок «Зайчик»; В.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса»; А.Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад»; дл старших детей: А.Майков «Пейзаж»; Е.Благина «Рябина»; Г.Глушнев «Черепаха»; Е.Есенин «Отворила роща золотая…»; К.Ушинский «Хлеб», «Кто нужнее» и другие прекрасные произведения русских и зарубежных писателей и поэтов. А также потешки, поговорки, загадки, народный фольклор, народные приметы и очень многое другое.

 Беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе,      зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. Они должны быть очень разнообразными, конечно же, с учетом возрастных особенностей детей. С младшими детьми, это на закрепление знаний о признаках времени года; беседы на темы «Как мы играем зимой», «О птицах», «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко»; о жизни зверей в лесу (с рассматриванием иллюстраций). Со старшими детьми беседы провожу,  опираясь на объём знаний полученный в процессе обучения: «Правила друзей леса». «Природа и человек». «Наши умные помощники»: о различных средствах и способах познания окружающего мира: зрение (глаза), слух (уши), обоняние (нос), осязание (кожа). «Мой четвероногий друг». «Снежная шуба для всего живого» (обсуждаем с детьми защитные свойства снега) и многие другие беседы о природе и её творении.

3.Практический: Экспериментирование и опыты - это самая любимая по моим наблюдения совместная с воспитателем деятельность детей. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Проводятся опыты чаще всего в старших группах: разнообразные опыты с водой в разных её состояниях (твёрдом и жидком); воздухом (ветер); с песком; землёй и многое другое. Что позволяет детям ближе познакомиться со всеми  свойствами  живой и неживой природы. При экспериментировании и опытах дети лучше запоминают и усваивают данный материал, так как они могут его обследовать. В младшей группе я использую отдельные поисковые действия:  выявляем свойства солнечных лучей: мокрые резиновые мячи располагали на окошке в солнечный день, наблюдали, как мячи постепенно высыхают (так же с песком и кукольным бельём), почему это происходит; приносили сосульки, снег, лёд в группу, отмечали, что с ними происходит в тепле. Обследование объектов: овощей, фруктов, природных материалов (шишки, кора, веточки, вода, лед, снег и другое), выявление их сенсорных характеристик, проводится как в младшей группе, так и в старшей.

Для наиболее эффективного закрепления знаний в старшей группе, служит проведение опытов. Как гласит известная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Проведение опытов привлекают всех детей, так как это, на мой взгляд, самая любимая деятельность. Аспект опытов очень широк: с водой, в разных её состояниях: жидком, парообразном, твёрдом (лёд), а также «животворные свойства воды», что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому; с воздухом (о его роли в жизни человека и животных). Приведу один из примеров: Во время опыта с воздухом к детям пришёл персонаж Буратино: - «Ой, наверное, заболел, что-то я кашлять начал». Мы объяснили Буратино, что он кашляет, потому, что он неправильно дышит. Нужно вдыхать воздух носом, а выдыхать – ртом. А так же рассказали о строении носа и роли ресничек, задерживающих пыль и микробы. Провожу с детьми практические действия с объяснением: -  "Втяните воздух носом. Он проходит через дырочки внутрь нас и по пути согревается, поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос не только согревает, но и очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосках, имеющихся в носу". А также опыты с песком, глиной, почвой и другие.

Моделирование: в первую очередь, это работа с календарём природы, фиксация сезонных явлений природы обозначающими знаками. Составление модели цветка, животных и другое. Знакомство с произведениями искусства, создающиеся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Это наглядно доказывает: природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное.  Моделирование способствует формированию символического мышления. В большинстве моделирование используется в старшем дошкольном возрасте: это составление карт местности: групповое помещение, территории детского сада (на картах используем символические обозначения предметов, растений); модель дерева: корни, ствол, ветви, листья; моделирование экологических сказок с использованием символов-обозначений.

В младшей группе, отмечаем в календаре природы погоду: ветер – символ наклонившегося дерева, ясная погода – солнышко, дождь – капельки и другое. Составляем из разрезных картинок – целое, это могут быть цветы, фрукты, овощи, а также составление картинок из пазл.    

   В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению использую интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми.

III. Технология эколого-педагогической работы с детьми  дошкольного возраста, содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, заключается в следующем:
• ориентировке на широкое использование непосредственного природного     окружения дошкольников, развивающей экологической среды, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и живыми организмами, с которыми они находятся в контакте в повседневной жизни;
• организации регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц), деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами), отобразительной (изо деятельность, игра, конструирование);

• широком использовании специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленного знакомства детей с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого её познания и творческого отражения;

• совместной творческой деятельности воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;
• систематического ознакомления детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по, выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы;
•регулярном включении игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах;
• оптимального соотношения и сочетания педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.

        Своеобразным проводником в экологической технологии является дидактическая игра.

IV. Виды дидактических игр:

  1. Игры-путешествия: призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используют многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и так далее. Детям старшей группы очень нравится в этих играх процесс освобождения, какого либо сказочного героя из беды, как в игре «Путешествие по зимней стране» освободить Весну из страны Снежной королевы. Действовать по схеме - карте, на которой расположены пункты остановок с интересными заданиями, которые задала Снежная королева. При выполнении заданий дети повторяют признаки зимы, установление взаимосвязей в природе. Таким образом, проверяются знания полученные детьми на занятиях, прогулках, наблюдениях.
  2. Игры поручения: По содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Эти игры интересны своим разнообразием. Малышам нравится выполнять действия с предметами (например, овощи: морковь и репа), которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок любит репу,  нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь. В игре малыши закрепляют название овощей, умение различать их и давать сенсорные характеристики. Самые любимые игры малышей – это лото «Парочки».  Старшие дети с удовольствием играют с играми, в изготовлении которых они сами принимали участие. Например, возьмём игру «Цепочка роста лука». Дети наблюдая за ростом лука, зарисовывали стадии его роста на карточки , а затем использовали их в игре.  

Игра «Полезные - неполезные» Карточки с изображением продуктов, На один стол разложить то, что полезно, на другой - что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т. д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «Фанта» и так далее.

3. Игры-предложения: («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. Детям старшей группы была задана такая ситуация: «что было бы, если бы исчезла вода?». Дети давали объёмные ответы о животном и растительном мире, нуждающемся в воде, и о последствиях при исчезновении воды. Были использованы такие вопросы в игре: «если бы ты заметил сломанную веточку; маленького котёнка на улице; мальчишка бросил мусор, что бы ты сделал?», «если бы ты ел грязными руками?». Эти вопросы активизировали мыслительную деятельность детей, они учились слушать друг друга.  Развивается связная речь, умение говорить последовательно, логично.

4. Игры-загадки: В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Отгадывать загадки любят дети разного возраста, малышам больше нравятся загадки про животных. Старшие проявляют интерес к тем играм, где они соревнуются командами. В игре проявлялась взаимовыручка, настойчивость в достижении цели. «Отгадайте загадку, - говорю детям для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом предлагала детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получали фанты, картинки, которые рисовали сами же дети для таких игр. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое».

5. Игры-беседы: В основе их лежит общение, основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. В своей работе с детьми использую разнообразные игры. Проводя игру-беседу со старшими детьми «Что такое природа», предлагала высказать свои предположения,  о том, что такое природа, на основе уже полученных ранее знаний о природе, ребята приводили примеры: это деревья, животные, солнце, даже привели интересный пример, сказали – природа это всё, что дышит. Выясняем, почему они считают тот или иной объект природой, а в игре «Путешествие за витаминами» уточняется представление о пользе овощей для здоровья. Одной  из полюбившихся игр, оказалась игра  «Закончи предложение». Я говорю детям начало фразы, а они должны били придумать продолжение: «Белка осенью запасает корма, потому что...», «Птицы могут летать, потому что...», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что...». Или: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...», «Летом бывает дождь, а зимой...», «Глаза нужны для…».

V. Структура проведения дидактической игры:

  1. Дидактическая задача определяется целью обучающегося и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающуюся деятельность.
  2. Игровая задача: осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована в предмет перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
  3. Игровые действия – основа игры. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
  4. Правила игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
  5. Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры: подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы и так далее. Необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

VI. Основные условия проведения дидактической игры:

  1. Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.
  2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником и руководителем игры.
  4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение.
  5. Cредства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия, и сопереживания.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и так далее. Поэтому в таких играх очень важно применять наглядный художественно оформленный материал, придумываю интересные игровые моменты, действия, ситуации с литературными героями. Игра создаёт оптимальный фон для развития личности дошкольников: они часто прибывали в положительном эмоциональном состоянии, охотно обучались, мягче строили взаимоотношения друг с другом, гуманно взаимодействовали с растениями и животными. В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

В организации и  руководстве игровой деятельностью детей, использую индивидуальный и подгрупповой подход.  Особенно хочется выделить существенный компонент в руководстве  играми – это раскрытие детям ценности и важности их игровой деятельности. Большое значение имеет коллективный анализ игры, оцениваем быстроту, и  - главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно обращаю внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Для себя считаю недопустимым грубое вмешательство в детскую игру, а умело и в корректной форме направляю деятельность детей, либо принимаю участие в игре на правах партнёра, взяв на  себя одну из ролей.

Помимо этого  роль  педагога состоит и в том, чтобы в игре :  

- продолжать обучение;

- развивать творческое воображение и фантазию;

- расширять представления об окружающей природе;

- способствовать дальнейшему развитию коммуникативных навыков.

Для того, что бы игра стала интересной, увлекательной и результативной учитываю следующие дидактические принципы:

  • доступность,
  • повторяемость,
  • постепенность выполнения заданий.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается чёткой её организацией: а) формулировка цели игры.

                       б) определение количества играющих.

        в) подбор дидактических материалов.

        г) учёт временного фактора.

        е) подведение итогов.

                                                     

           

Список используемой литературы

  1. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. Николаева С. Н М.:Мозаика-Синтез, 1999.

  1. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. Николаева С. Н. М.: Просвещение, 2004. - 2008
  2. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. Рыжова Н. 1998. N 7. С. 26-34

  1. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. Рыжова Н., 2002. N 3. С. 38-47.

  1. «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром» Л.Ю. Павлова , Мозаика-синтез, Москва , 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

В данной работе рассматриваются теоретические основы экологической культуры детей дошкльного возраста,  а также пути и условия реализации экологического образования в дошкольных учреждении....

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте ...