методические рекомендации проведения утренней гимнастики
методическая разработка по теме

Иващенко Надежда Михайловна

на все возрастные группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_provedeniya_utr.gimn_.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г. Туймазы

 муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Методические рекомендации проведения утренней гимнастики

Старший воспитатель:

Иващенко Н.М.

Туймазы – 2017г.

Цель: настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день.

Возрастная группа

Продолжи-

тельность гимнастики

Структура и содержание утренней гимнастики

Повтор упражне-

ний

Периодич-

ность комплекса

Приемы руководства

2 группа раннего возраста

(2-3 года)

4 – 5 мин.

- 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки;

- начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом, и построения;

- наиболее удобно построение в круг;

- вводную и заключительную ходьбу дети могут выполнять подгруппами;

- бег спокойный, в первую половину года 20-30 с. и 40 с. – во вторую половину;

- построившись, дети приступают к выполнении  упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища;

- ОРУ подбирают из числа рекомендованных для занятий;

- широко используются исходные положения, сидя, лежа на спине и на животе, во второй половине года можно рекомендовать различные предметы.

4 -5 раз

2 недели

- ежедневное многократное повторение упражнений;

- показ упражнения воспитатель сопровождает пояснением;

- игровая форма гимнастики;

- все движения производятся последовательно;

- упражнения строятся на воспроизведении известных детям персонажей.

Младшая группа

(3-4 года)

5 – 6 мин.

- 4-5 упражнений общеразвивающего характера, обязательны ходьба, бег и подскоки;

- в начале кратковременная ходьба в любом построении, чередуясь с легким и достаточно продолжительным бегом (в начале года 30-40 с, во второй половине – 50-60с);

- дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения ОРУ для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища, рекомендуемые программой на занятиях;

- последовательность упражнений постоянна;

- широко распространены исходные положения, стоя, сидя, лежа на спине и на животе;

- после ОРУ следует бег.

5-6 раз

2 недели

- важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз;

- необходимо следить, чтобы дети преодолевали упражнения в бодром темпе и с хорошим настроением;

- важно обеспечивать моторную плотность  гимнастики, проводить ее без пауз;

- добиваться сходства движения с образцом;

- следить, чтобы все выполнялось указанным способом, но все равно педагог напоминает, как дети должны выполнять упражнение;

- педагог постоянно привлекает внимание воспитанников к образцу, упражнения строятся на воспроизведении известных детям персонажей;

- воспитатель показывает и поясняет упражнения;

- используется музыка, ритмичное звучание бубна, барабана и др.;

- к концу года используются упражнения не связанные единым сюжетом;

- в процессе упражнений педагог напоминает, когда целесообразно сделать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы, бега и подскоков.

Средняя группа

 (4-5лет)

6 – 8 мин.

- упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4-5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины;

- начинается гимнастика с недлительной ходьбы, которая не должна быть однообразной;

- ходьба совершается в любых построениях и разными способами (на носках, на пятках, приставным шагом и т.п.);

- ходьба переходит в бег, который должен быть легким, неторопливым и достаточно длительным (в начале года 1 мин, во второй половине года – 1,5 мин);

- бег снова переходит в ходьбу, во время которой совершается перестроение и осуществляется подготовка к ОРУ;

- перестроение в начале года выполняется чаще в круг, позже используется построение в звенья;

- содержание комплексов составляют упражнения, с которыми дети познакомились на занятиях;

- должны использоваться всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа, на коленях) и разные исходные положения рук (в стороны, вперед, на пояс, за голову, к плечам);

- помимо мелких предметов (кубики, платочки), для упражнений применяются кегли, мячи, кубы средних размеров;

- проводятся упражнения на различных пособиях (гимнастическая скамейка, а также на стульях или около них);

- после ОРУ проводятся подскоки (разнообразные), бег преходящий в спокойную ходьбу.

4-6 раз

2 недели

- объяснять упражнения нужно четко и кратко;

- упражнения подбираются уже известные детям или очень простые;

- нет необходимости подробно пояснять каждое, воспитатель лишь напоминает схему упражнения, последовательность его частей;

- в ходе упражнения, педагог выдвигает требования к правильности движения;

- указания педагога сопровождают действия детей;

- пояснение чаще всего сопровождается показом;

- постепенно надо приучать детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе;

- педагог более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса;

- в процессе упражнений педагог напоминает, когда целесообразно сделать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время бега и подскоков.

-вначале гимнастики бег должен даваться в умеренном темпе, мелкими шажками, с постановкой ноги с носка, руки свободно согнуты, корпус прямо, смотреть вперед;

- в конце бег должен быть активным, энергичным;

- после бега и прыжков хороша спокойная ходьба на месте или некоторые дыхательные упражнения;

- приучать детей самостоятельно держать правильную осанку.

Старшая группа

(5-6лет)

8 – 10 мин.

- упражнения в ходьбе должны быть разнообразными, широко используется ходьба со сменой темпа, направления. На носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, гусиным шагом и др., упражнения на внимание;

- упражнения проводятся в разных построениях, они не длительны и переходят в легкий бег, который длится 1,5 – 2 мин.;

- упражнения целесообразно проводить на гимнастической скамейке, бревне, гимнастической стенке и у нее, а также с использованием пособий;

- в комплекс входят 5-6 ОРУ;

- построение в звенья, используется и построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг вперед;

- для упражнений в положении лежа и сидя целесообразно применять поворот всех детей в пол-оборота направо или налево;

- среди многих исходных положений используется и основная стойка (пятки вместе, носки врозь);

- возрастает объем ОРУ без предметов;

- широко применяются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками;

- подскоки на месте с разними сочетаниями движения рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием невысоких предметов (повтор 20-30, потом 30-40 раз);

- подскоки на месте в конце утренней гимнастики могут быть заменены бегом.

5-6 раз

2 недели

- напоминать детям, чтобы они добивались точности положения тела, четко соблюдали направление движений;

- умели выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения;

- необходимо чередовать проведение утренней гимнастики с музыкальным сопровождением и без него;

- воспитатель начинает приучать детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной, но в то же время несколько напряженной и подтянутой позе;

- утренняя гимнастика должна проходить живо, без значительных перерывов между упражнениями, а лучше и вовсе без них;

- объяснение упражнений должно быть четким и кратким;

- пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса (к показу надо привлекать детей, которые хорошо владеют движениями);

- на протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения.

Подготовительная к школе группа

(6-7лет)

10 – 12 мин

- увеличивается темп и количество повторений ОРУ;

- усиливается интенсивность бега за счет увеличения его продолжительности: 2-3 мин на 300-400 м при медленном темпе и на 160-200 м при среднем (после выполнения ОРУ);

- при необходимости после беговых упражнений проводятся несколько дыхательных упражнений, спокойная ходьба которую можно чередовать с бегом;

- возрастают количество подпрыгиваний, завершающих утреннюю гимнастику (не менее 30-40 раз с двумя, четырьмя повторениями после небольшого перерыва), их разнообразие и сложность ритмического рисунка;

- вводятся разнообразные движения и положения рук при подскоках;

- широко применяются упражнения с разнообразным инвентарем, оборудованием, предметами естественного окружения;

- упражняясь, дети действуют энергично, четко, уверенно, выдерживая возрастающие физические нагрузки.

6-8 раз

2 недели

- приучают проявлять высокую самостоятельность в выполнении упражнений;

- дети могут сами назвать, показать и пояснить упражнение;

- от ребенка следует требовать хорошего качества движений на утренней гимнастике: он должен занимать четкие исходные и промежуточные положения, точно, с нужной амплитудой проделывать упражнения, сохраняя заданные позы, акцентировать внимание на главном, выпрямлять ноги, руки, спину, оттягивать носки, совершать движения с определенным напряжением;

- приемы объяснения, показа упражнений, регулировки дыхания и т.п. в этом возрасте не имеют особой специфики, в большинстве случаев они аналогичны подобным приемам руководства утренней гимнастикой в предыдущей возрастной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

ТЕМП ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОГО УПРАЖНЕНИЯ ...

Методические рекомендации для воспитателей по использованию инновационных технологий проведения утренней гимнастики на основе игры с детьми разных возрастных групп

Утренняя гимнастика как одна из форм двигательной активности является важнейшей составляющей в развитии дви­гательной сферы ребенка-дошкольника, а также в формировании у него основ здо­рового образа ж...

Консультация для воспитателей "Методические рекомендации по проведению утренней гимнастики в ДОУ"

В материале подобраны рекомендации по проведению утренней гимнастики для воспитателей ДОУ....

Методические рекомендации по проведению утренней гимнастики во второй младшей группе

Утренняя гимнастика во второй младшей группе, или, как ее называют в народе, зарядка, является эффективным профилактическим средством, способствующим сохранению и укреплению здоровья подрастающего орг...

Методические рекомендации по проведению утренней гимнастики в детском саду.

Вся утренняя гимнастика должна проводиться эмоционально, вызывать у детей хорошее, жизнерадостное настроение.Планирование утренней гимнастики тесно связано с планированием всего материала по развитию ...

Методическая разработка проведения утренней гимнастики в детском саду

Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов....