Главные вкладки

    План по самообразованию по теме: «Активизация словаря детей дошкольного возраста»
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. Словарь воспитанника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc130.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План по самообразованию

    воспитателя 1 квалификационной категорией Пашагиной Г.Н.

    Тема: «Активизация словаря детей дошкольного возраста»

    Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей  дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. 

    Актуальность темы:

    Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. 

    Словарь воспитанника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. 

    Раздел

    Сроки

    Содержание работы

    Практические выходы

    Изучение методической литературы

    На 2018-2022 г.г.

    1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

    2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006.

    3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

    4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

    4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

    5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

    6. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. -  M.: Владос, 2006

    Выступление на родительском собрании по теме: «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности детей»

    Работа с детьми

    2018 г.

    сентябрь

    Диагностика

    Картотека игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста, картотека подвижных игр.

    октябрь

    Настольно-печатные развивающие игры «Летит, плывет, едет « , «Дорожные знаки», «Красный, желтый, зеленый».

    ноябрь-декабрь

    Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

    Использование мнемоквадратов и мнемодорожек в пересказывании сказок «Три медведя» , «Заюшкина избушка» , «Сказка о глупом мышонке».

    Составление планов схем пересказов.

    Выставка для родителей «Рисуем сказки» (изготовленные схемы детьми)

    январь

    Обновление дидактических игр

    февраль

    Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

    Показ театрализованного представле-ния по сказке «Колобок» детям среднего возраста.

    март-апрель

    Развитие речи с использованием мнемо-квадратов,  мнемодорожек по методике Воробьевой в ходе совместной деятельности.

    Непосредственно образовательная деятельность «В гости сказка к нам пришла» (по мотивам русских народных сказок) для педагогов города

    Работа с семьей

    октябрь

    Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников.

    Форма представления  - электронная презентация

    ноябрь

    Рекомендации родителям (Изготовление папки-передвижки)

    январь

    Консультация «Учим ребёнка общаться».

    Форма представления -  информационный бюллетень

    февраль

    Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

    Форма представления - выставка театра из бросового материала (ложки, стаканчики), беседа с родителями.

    март

    Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

    Форма представления  -  папка-передвижка

    апрель

    Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя - драматизация русской народной сказки «Теремок»

    Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

    ноябрь

    Изготовление дидактических игр для сюжетно-ролевой игры «Зоопарк»

    декабрь

    Изготовление мнемоквадратов по алгоритму «Времена года»

    февраль

    Изготовление персонажей сказок из бросового материала (театр из ложек, из носка, баночный театр и т.д.).

    март

    Подбор серии сюжетных картин «Весна»,  «Подарки маме» и др. для рассказа-описания:

    Изготовление дидактических игр.

    апрель

    Изготовление пособия «Загадка-отгадка»

    Работа с детьми

    2019 г.

    сентябрь

    Диагностика

    Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста, картотека подвижных игр.

    октябрь

    Настольно-печатные развивающие игры «Летит, плывет, едет» , «Красный, желтый, зеленый», «Дорожные знаки».

    ноябрь-декабрь

    Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

    Использование мнемоквадратов и мнемодорожек в пересказывании сказок «Крылатый, Мохнатый и Масленый», «Три медведя», «Волк и козлята», «Маша и медведь».

    Составление планов схем пересказов.

    Выставка для родителей «Рисуем сказки» (изготовленные схемы детьми)

    январь

    Дидактические игры с применением картинок: «Кто что делает?», «Разложи посуду», «Найди игрушку по описанию»

    февраль

    Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

    Показ театрализованного представления по сказке «Волк и семеро козлят».

    март-апрель

    Развитие речи с использованием мнемо-квадратов,  мнемодорожек по методике Воробьевой в ходе совместной деятельности.

    Непосредственно образовательная деятельность «Сказка о глупом мышонке».

    Работа с семьей

    октябрь

    Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников.

    Форма представления  - электронная презентация

    ноябрь

    Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми.

    январь

    Консультация «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

    Форма представления -  информационный бюллетень

    февраль

    Консультация для родителей «Поиграем в сказку».

    Форма представления - выставка театра из бросового материала (ложки, стаканчики), беседа с родителями.

    март

    Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

    Форма представления  -  папка-передвижка

    апрель

    Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя - драматизация русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

    Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

    ноябрь

    Изготовление дидактических игр для сюжетно-ролевой игры «Больница».

    декабрь

    Изготовление мнемоквадратов по алгоритму «Времена года»,

    февраль

    Изготовление персонажей сказок из бросового материала (одноразовые стаканчики, бутылочки из- под йогорта и т. д.

    март

    Подбор серии сюжетных картин «Весна», «Подари маме» и другие для рассказывания описания.

    Изготовление дидактических игр.

    апрель

    Изготовление пособия «Загадка- отгадка».

    Работа с детьми

    2020 г.

    сентябрь

    Диагностика

    Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста, картотека подвижных игр.

    октябрь

    Настольно-печатные развивающие игры «Картинки – половинки», «Чей малыш», «Большие и маленькие» и т. д.

    ноябрь-декабрь

    Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

    Использование мнемоквадратов и мнемодорожек в пересказывании сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба». 

    Составление планов схем пересказов.

    Выставка для родителей «Рисуем сказки» (изготовленные схемы детьми)

    январь

    Дидактические игры с применением картинок: «Расскажи, кто какой», «Найди свой домик», «Разложи посуду»,

    февраль

    Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

    Показ театрализованного представле-ния по сказке «Теремок» детям старшего возраста.

    март-апрель

    Развитие речи с использованием мнемо-квадратов,  мнемодорожек по методике Воробьевой в ходе совместной деятельности.

    Непосредственно образовательная деятельность «Учим ребенка пересказу».

    Работа с семьей

    октябрь

    Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников.

    Форма представления  - электронная презентация

    ноябрь

    Рекомендации родителям «Играем в пальчиковый театр».

    январь

    Консультация «Учим ребенка общаться»..

    Форма представления -  информационный бюллетень

    февраль

    Консультация для родителей «Как организовать пальчиковый театр».

    Форма представления - выставка театра из бросового материала (ложки, стаканчики), беседа с родителями.

    март

    Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

    Форма представления  -  папка-передвижка

    апрель

    Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя - драматизация русской народной сказки «Рукавичка».

    Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

    ноябрь

    Изготовление дидактических игр для сюжетно-ролевой игры «Домашние животные».

    декабрь

    Изготовление мнемоквадратов по алгоритму «Явления природы».

    февраль

    Изготовление персонажей сказок из бросового материала ( цветной картон, нитки, разные формочки ).

    март

    Подбор серии сюжетных картин «Весенние признаки».

    Изготовление дидактических игр.

    апрель

    Изготовление пособия «Части суток».

    Работа с детьми

    2021 г.

    сентябрь

    Диагностика

    Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста, картотека подвижных игр.

    октябрь

    Настольно-печатные развивающие игры «Домино», «Пазлы», «Найди пару» и др.

    ноябрь-декабрь

    Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

    Использование мнемоквадратов и мнемодорожек в пересказывании сказок «Жихарка», «Три поросенка», «Маша и медведь»..

    Составление планов схем пересказов.

    Выставка для родителей «Рисуем сказки» (изготовленные схемы детьми)

    январь

    Дидактические игры с применением картинок: «Домашние животные», «Больше, меньше» и другие.

    февраль

    Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

    Показ театрализованного представле-ния по сказке «Маша и медведь» для детей старшего возраста.

    март-апрель

    Развитие речи с использованием мнемо-квадратов,  мнемодорожек по методике Воробьевой в ходе совместной деятельности.

    Непосредственно образовательная деятельность «В гости сказка к нам пришла». (по мотивам русских народных сказок).

    Работа с семьей

    октябрь

    Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников.

    Форма представления  - электронная презентация

    ноябрь

    Рекомендации родителям «Домашнему чтению».

    январь

    Консультация «Вежливые слова».

    Форма представления -  информационный бюллетень

    февраль

    Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

    Форма представления - выставка театра из бросового материала (ложки, стаканчики), беседа с родителями.

    март

    Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 5 -6 лет.

    Форма представления  -  папка-передвижка

    апрель

    Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя - драматизация русской народной сказки «Жихарка».

    Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

    ноябрь

    Изготовление дидактических игр для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская».

    декабрь

    Изготовление мнемоквадратов по алгоритму «Растительный мир».

    февраль

    Изготовление персонажей сказок из бросового материала ( из природного материала, из бутылочек разного размера).

    март

    Подбор серии сюжетных картин «Перелетные птицы» , «Первоцветы» и другие для рассказа описания.

    Изготовление дидактических игр.

    апрель

    Изготовление пособия «С какой ветки детки».

    Работа с детьми

    2022 г.

    сентябрь

    Диагностика

    Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста, картотека подвижных игр.

    октябрь

    Настольно-печатные развивающие игры «Из части – целое», «Кому что?», «Когда это бывает?».

    ноябрь-декабрь

    Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

    Использование мнемоквадратов и мнемодорожек в пересказывании сказок « 

    Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Перчатки»,

    Составление планов схем пересказов.

    Выставка для родителей «Рисуем сказки» (изготовленные схемы детьми)

    январь

    Дидактические игры с применением картинок: «Расскажи, кто какой», «Чей малыш», «Светофор», «Раздели картинки на группы».

    февраль

    Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

    Показ театрализованного представле-ния по сказке «Кот, петух и лиса»,

    март-апрель

    Развитие речи с использованием мнемо-квадратов,  мнемодорожек по методике Воробьевой в ходе совместной деятельности.

    Непосредственно образовательная деятельность «Делаем игрушки- забавы».

    Работа с семьей

    октябрь

    Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников.

    Форма представления  - электронная презентация

    ноябрь

    Рекомендации родителям «Пособия для домашних занятий с детьми».

    январь

    Консультация «Готовим ребенка к школе».

    Форма представления -  информационный бюллетень

    февраль

    Консультация для родителей «Выходные дни сдетьми».

    Форма представления - выставка театра из бросового материала (ложки, стаканчики), беседа с родителями.

    март

    Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

    Форма представления  -  папка-передвижка

    апрель

    Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя - драматизация русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

    Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

    ноябрь

    Изготовление дидактических игр для сюжетно-ролевой игры «Семья».

    декабрь

    Изготовление мнемоквадратов по алгоритму «Падает снежок».

    февраль

    Изготовление персонажей сказок из бросового материала (из губки, ткани, ниток).

    март

    Подбор серии сюжетных картин «Моя любимая мама».

    Изготовление дидактических игр.

    апрель

    Изготовление пособия «Вязанные игрушки».

    Обобщающий

    1.Подведение итогов

    2.Оформление результатов работы

    3.Представление материалов

    Внедренческий

    1.Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы

    2.Распространение опыта


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

    Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ:«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»...

    План профессионального самообразования на тему: «Активизация словаря детей младшего возраста (3-4 года) в детском саду»

    Тема: «Активизация словарядетей младшего возраста (3-4 года)в детском саду»Актуальность темы:Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возр...

    Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

    Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

    Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .

    Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»           Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное во...

    План по самообразованию по теме: «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста»

    Театрализованная деятельность является источником развития чувст ,глубоких  переживании ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные  занятия развивают э...

    «План по самообразованию педагога» Тема «Активизация словаря детей 3-4 лет»

    Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. ...