Главные вкладки

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
    методическая разработка на тему

    Современные условия жизни предъявляют новые требования к поступающим в школу детям. Учитывается не только уровень умственного развития детей, но и психологические предпосылки готовности к обучению в школе. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача по созданию педагогических условий, способствующих формированию готовности детей к обучению в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_olya_ivanova.docx21.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

    PEDAGOGICAL CONDITIONS OF READINESS OF CHILDREN UNDER SCHOOL AGE FOR SCHOOL

       

    О.В.Иванова

    МБДОУ «Детский сад № 141 «Пилеш», г.Чебоксары

    e-mail:

    Аннотация. Современные условия жизни предъявляют новые требования к поступающим в школу детям. Учитывается не только уровень умственного развития детей, но и психологические предпосылки готовности к обучению в школе. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача по созданию педагогических условий, способствующих формированию готовности детей к обучению в школе.

    Abstract. Modern living conditions impose new requirements for admission to school children. Takes into account not only the level of mental development of children, but also the psychological conditions for school readiness. the pre-school educational institutions are challenged to establish a pedagogical conditions conducive to children's readiness for school.

    Ключевые слова: личностная готовность к школе, интеллектуальная готовность к школе, социально-психологическая готовность к школьному обучению.

    Keywords: personal readiness for school, school readiness, intellectual, socio-psychological readiness for school.

    В последние годы в сфере образования произошли серьёзные изменения, связанные с введением новых требований к образованию, созданием новых образовательных программ, интенсивным обучением детей.  В связи с этим более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Поэтому проблема готовности к школьному обучению остаётся актуальной.

    В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.

    Выделяют три основных подхода к проблеме изучения подготовки детей к школе.

    К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

    Второй подход заключается в том, что у ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.

    Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать генезис отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Изучение теоретической литературы позволяет оформить критерии готовности ребенка к поступлению в школу.

    Личностная готовность ребенка к школе.

    Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

    Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

    Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

    Социально-психологическая готовность к школьному обучению.

    Этот компонент готовности предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

    Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе Л.А.Венгер выделяет еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.

    Подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье.

    Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском саду предполагает систематическую рабу с детьми по четырем направлениям:

    - подготовка к обучению грамоте;

    - математическая подготовка;

    - подготовка к письму;

    - психологический практикум.

    Особое внимание хочется уделить психологической подготовке ребенка. Содержание работы педагога на занятиях по формированию психологической готовности к школе включает в себя следующее:

    1. Формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя).

    2. Формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

    3. Формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

    4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

    В заключение хочется отметить, что эффективность работы по подготовке ребенка к обучению в школе складывается из совместных усилий детского сада и семьи.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Бабаева, Т.И., Михайлова, З.А. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе. // Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник научных трудов. Под ред. Т.И. Бабаевой (отв.ред.) и З.А.Михайловой. СПб. : Детство-Пресс, 2000. – 235 с.
    2. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной, И.В. М.: Педагогика, 2005. – 289 с.
    3. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. / Н.И.Гуткина. – СПб. : Питер, 2004. – 46 с.
    4. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. / Е.Е.Кравцова. - М. : Педагогика, 2007. - 145с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское просвещение как условие подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

    Актуальность исследования.Школа… как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребе...

    Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

    Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол...

    Справка по итогам фронтального контроля «Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе »

    Справкапо итогам фронтального контроля«Готовность  детей старшего дошкольного возрастак  обучению в школе » Во исполнение плана контрольно-аналитической деятельности в период с  15...

    Программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

    Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до т...

    «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

    Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психологичес...

    Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

    Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...

    «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

    Родительское собрание на тему:«Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» Цель:1. Познакомить родителей с понятием «психологическая готовность к .шко...