Программа формирования социальной и психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: "В школу с улыбкой!"
проект по психологии

Жарикова Стелла Александровна

Поступление ребенка в школу — один из наиболее важных и трудных этапов в жизни детей. Любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Психическое развитие – это процесс, имеющий накопительный характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки — возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержке в развитии. Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_detey_v_shkolu_s_ulybkoy.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное учреждение комбинированного вида - детский сад №1 «Ручеек»

Барабинского района  Новосибирской области

Программа формирования социальной и психологической готовности

        детей старшего дошкольного  возраста к обучению в школе

Программу составил:

педагог-психолог

Жарикова С.А.

2020 г.

Содержание

Пояснительная записка

Практическая значимость программы

содержания программы

Цели, задачи

Ожидаемые результаты:  

Методы оценки эффективности программы

Тематический план занятий

Структура занятий

Условия реализации данной программы

Кадровое условие

Список литературы

Приложение

Пояснительная записка

Данная психолого-педагогическая, развивающая программа составлена на основе программы   Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я. Дошкольники» и предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в  школу. Реализация данной программы способствует решению проблемы дезадаптации детей в период школьного обучения, а так же решению проблемы преемственности. В программу включены занятия направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной, коммуникативной сфер, т.е. тех личностных качеств, которые предлагают нам новые государственные требования.

Поступление ребенка в школу — один из наиболее важных и трудных этапов в жизни детей. Любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Психическое развитие – это процесс, имеющий накопительный характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки — возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержке в развитии. Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Адаптация ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил организма детской психики. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен обладать набором определенных личностных качеств, которые помогут ребенку адаптироваться и достаточно успешно влиться в учебную деятельность. Стать личностно развитым. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Большое значение имеют положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важными оказываются навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.

Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника – мотивационного центра, обеспечивающего направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Поэтому подготовка ребенка к школе очень важным является формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции школьника».

Социальная позиция школьника, чувство ответственности, долга может спровоцировать чувство страха «быть не тем». Ребенок может начать бояться не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения с взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, начинают испытывать трудности в адаптации в школьном коллективе и страх перед школой.    Поэтому начинать готовить ребенка необходимо еще до поступления в школу.

 Данная программа является актуальной и востребованной детском саду.  Реализация программы рассчитана на период с ноября по апрель. Программа реализуется  в форме групповых занятий 1 раз в неделю. Количество занятий - 20, продолжительность каждого занятия 25минут.

 Кроме групповых занятий проводится индивидуальная и консультативная работа по запросам педагога, родителей и по приглашению психолога, что является необходимым условием для более эффективной реализации программы.

Данная программа является частью комплексной психолого-педагогической программы по подготовке детей к школе, в которую входят занятия: психолога, логопеда и педагогов. Таким образом, существует связь психологической  программы с логопедической, педагогической программами по сопровождению данной категории детей.

     В   программе   использованы  следующие ключевые теоретические идеи отечественных   исследователей   И.В.   Дубровиной,    О.В.    Хухлаевой,   Н.В Нижегородцева, В.Д. Шадрикова, ММ Безруких, СП. Ефимова, М. Г. Князева, А. А. Реана, С.Н. Костромина, А. А. Бодалева, Л.С. Выготского

(см. Приложение 1).

             Практическая значимость программы заключается в том, что она может быть применена в практике педагогов-психологов как в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждениях, так и в младшей школе после некоторой модификации.

При отборе содержания программы и ее организации мы опирались на следующие принципы:

  1. Принцип системности.
  2. Принцип научности.

3. Принцип    соответствия    потребностям    возраста    с    учетом    зон  актуального и ближайшего развития (по Л.С. Выготскому).

 4. Принцип мотивационной готовности при ориентации педагога-психолога на  то, что значимо для учащихся в данный период.

Целью данной психолого-педагогической развивающей программы является: формирование психологической и социальной (личностной) готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • формирование познавательной сферы детей;
  • формирование мотивационной сферы;
  • развитие мелкой моторики руки;
  • развитие эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование произвольности и саморегуляции.

Ожидаемые результаты:  

При условиях  успешной реализации   данной программы у детей старшего дошкольного возраста повысится уровень произвольности психических процессов, повысится готовность мышц руки к освоению письма в период  обучения в школе,

сформируется положительное отношение к учебе, снизится уровень тревожности перед школой, дети научатся взаимодействовать друг с другом в новом детском коллективе.

Методы оценки эффективности  программы  

Тест

Содержание

1

«Лесенка».

Самооценка.

2

Анкетирование (Беседа).

Школьная мотивация.

3

Методика «Варежки».

Коммуникативные способности.

4

Эксресс-диагностика в детском Павлова Н.Н. Руденко Л.Т.

познавательной с

Уровень познавательного развития.

Тематический план занятий:

Название темы

Количество часов

Форма организации образовательного процесса

Содержание

1.Занятие: «Давайте, познакомимся!».

1

групповая

Приветствие: «Подари улыбку», «Мое имя», «Узнай по голосу», «Какой я?», «Доброе животное». Автопортрет. Рефлексия.

2. Занятие: «Давайте, познакомимся!» .

1

групповая

«Автопортрет», «Чем мы похожи», «Чем мы отличаемся».

3. Занятие:  «Хочу учиться-1».

1

групповая

Приветствие: «Стойкий оловянный солдатик», «Первоклассник», «Рисунок школы», «Слепой поводырь», Рефлексия.

4. Занятие:  «Хочу учиться!-2».

1

групповая

Приветствие:

«Играем в школу»

«Забавные буквы»

«Дерево желаний»

Рефлексия.

5. Занятие: «Встреча с Незнайкой-1».

1

групповая

Приветствие: «Молекулы», «Классификация», «Мягкие цифры»

 Рефлексия.

6.Занятие: «Встреча с Незнайкой-2».

1

групповая

«Графический диктант», «Волшебный сон» «Запретная цифра». Рефлексия.

7. Занятие: «В гостях у Смекалкина-1».

1

групповая

Приветствие: «Магазин игрушек», «Пальчиковые игры», «Запретное слово»,

8. Занятие: «В гостях у Смекалкина-2».

1

групповая

«Танины квадраты», «Белый, синий, красный». «Плывем в облаках». Рефлексия.

9. Занятие:

«Океан настроения».

4

групповая

Приветствие: «Волшебный мешочек», «Рисунок –Мое настроение», «Ласковые лапки», «Вверх по радуге» «Релаксация», Рефлексия.

10. Занятие: «Мы теперь друзья».

3

групповая

«Правила дружбы», « Я и другие», Игра «Колдун», Общий рисунок «Наш дом», Релаксация «Улыбка». Рефлексия.

«Рисунок друга»

11. Занятие: «Наши ручки».

4

групповая

«Приветствие», «Пальчиковая игра», «Разноцветные узоры»,

«Рисуем пальчиками»,

«Узоры из ниток».

12. «Итоговое занятие: «Письмо для нас!».

1

групповая

Игра «Письмо для нас».

Итого:

20 занятий

Структура занятий:

1. Ориентировочный этап

Задачи:

  • сплочение группы; раскрепощение участников;
  • установление доверительных отношений между детьми и психологом;
  • снятие негативного настроения.

2. Основной этап

Задачи:

  • развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
  • разрядка агрессивных импульсов;
  • коррекция страхов и негативных черт характера (жадности, упрямства и т.д.);
  • развитие мимики, пантомимики;
  • развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере;
  • развитие психических процессов.

                                 3.Релаксационный этап

Задачи:

  • снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
  • развитие воображения, чувственного восприятия.

                                  4. Заключительный этап

3адачи:

  • подведение итогов (получение обратной связи);
  • закрепление полученных навыков.

Условия реализации данной программы:

Методические средства психологической работы с дошкольниками: в групповые занятия включены релаксационные игры и упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения; двигательные, развивающие координацию движений, крупную и мелкую моторику; коммуникативные, способствующие формированию умений и навыков общения; развивающие, направленные на развитие познавательной и социальной рефлексии, отдельных психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления) и поведенческих, предлагающих образы желательного поведения, упражнения на развитие его произвольности, рефлексивности.

  • Организационно- методические  условия:  просторный кабинет, где есть возможность свободно двигаться.
  • Материально-технические условие:  магнитофон, аудиозаписи, клубок ниток; карточки с изображениями животных, фруктов; мяч, альбомный лист; акварельные краски; кисточки, тетради в клетку; разрезаны   картинки наборы цветных прямоугольников; пластилин.

Кадровое условие: программу реализует педагог-психолог.

Исполнитель-педагог-психолог Жарикова Стелла Александровна.

Список литературы

  1. Айзман В.И. и др. Подготовка ребенка к школе. — М,, 1991.
  2. Безруких М.М.,  Ефимова СП.,  Князева М.Г. Как подготовить ребенка к
    школе. - Тула: Арктоус, 1997.
  3. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов. - СПб.: Речь, 2001.
  4. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных
    задач для детей 6-15 лет. - М., 2003.
  5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. О психологии детей шестилетнего
    возраста. - М.: Просвещение, 1988.
  6. Мухина   B.C.   Возрастная   психология:   феноменология   развития,
    детство, отрочество. - М., 2000.
  7. Нижегородцева   Н.В.,   Шадриков   В.Д.   Психолого-педагогическая
    готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2001.
  8. Овчарова Р.В. Практическая психолгия в начальной школе.-М.:ТЦ
    «Сфера», 1999.
  9. Панфилова М.А. Игротерапия общения.- М., 2002.

10.Популярная психология для родителей./ Под редакцией А.А. Бодалева.

-М.: Педагогика, 1989. 11.Психологическая диагностика готовности старших дошкольников к

школьному обучению. / Т.А Ильина, О.В. Белова. - Новосибирск:

Научно-учебный центр психологии НГУ, 1994. 12.Реан А.А., Костромина С.Н. Как готовить ребенка к школе. - СПб:

Питер Ком, 1998. 13.Рузина М.С. Страна пальчиковых игр.- СПб.: Питер Ком, 2000.

  1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М., 2004.
  2. Уроки развития воображения. / Цукарь А.Я. — Новосибирск, 1997.
    16.Чейпи Д. Готовность к школе. — М.: Педагогика, 1992.

Приложение 1:

В   программе   использованы  следующие ключевые теоретические идеи:

отечественных   исследователей   И.В.   Дубровиной,    О.В.    Хухлаевой,   Н.В Нижегородцева, В.Д. Шадрикова, ММ Безруких, СП. Ефимова, М. Г. Князева, А. А. Реана, С.Н. Костромина, А. А. Бодалева, Л.С. Выготского:

  1. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое
    развитие ребенка на данном этапе онтогенеза, наличие динамического равновесия
    между индивидом и средой, и ключевым критерием становится адаптация ребенка к
    социуму (И.В. Дубровина). Человек, адаптируясь, к новым условиям сталкивается
    со многими стрессогенными факторами, следовательно, важной задачей является
    помощь в адаптации, тем самым, сохраняя психологическое здоровье.
  2. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Поэтому подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности   к принятию   новой «социальной позиции школьника» (А.А. Бодалев). Иными словами, необходимо формировать психологическую и личностную готовность дошкольника к систематическому школьному обучению.
  3. Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то специальной программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой. Обучение забегает вперед и ведет за собой развитие (Л.С Выготский).

Приложение 2:

Упражнение  «Знакомство»

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно проговаривать напевом:

Доброе утро, Саша (улыбнуться  и кивнуть головой)

Доброе утро, Маша (называют имена других детей по кругу)

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают),

Доброе утро, небо (все поднимают руки, затем опускают )

Доброе утро, всем нам (разводят руки, затем в стороны, затем опускают).

«Узнай по голосу»

Цель: Развитие внимание, умение узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

«Комплимент»

Цель: Формирование доверительной атмосферы и положительных эмоций.

Дети, сидя в кругу, по очереди каждому  делают комплимент.

«Какой Я»

Цель: Осознание своих качеств, формирование адекватной самооценки.

Каждый ребенок, встает и произносит: « Я самый…..», и называет какое-нибудь хорошее качество.

«Я и другие»

Цель: развивать навыки совместной деятельности.

Психолог предлагает, посмотреть а своего соседа справа, а потом расскажите , что в нем есть хорошего, подчеркните его положительный черты.

«Колдун»

Дети представляют, что их заколдовал колдун и они потеряли способность говорить. Дети задают вопросы «заколдованному», который должен ответить на вопрос жестами, мимикой. С помощью мимики и жестов можно показать размер, форму и настроение.

« Стойкий оловянный солдатик»

Цель: Оказать помощь в снятии страхов, развитие уверенности.

Ведущий читает сказку Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Затем дети разыгрывают сценку по сказке.  Предлагают другой финал сказки.

« Слепой поводырь»

Цель: развитие доверия, внимание друг к другу, снятие тревожности.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок-«слепой»,  другой- его поводырь, который должен провести  «слепого через различные препятствия. Цель «поводыря»- провести слепого так, чтобы тот не упал и не ушибся.

Игра «Разговор с руками»

Цель: установление контакта ребенком, снятие негативных состояний, обучение контролю за своими действиями.

Обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите оживить ему свои ладошки: нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Игра «Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

    Взрослый подбирает 6- 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек.

Рисунок «Мои друзья».

Цель: Выяснение взаимоотношений детей внутри группы.

Ведущий предлагает  нарисовать друг друга. Дети могут нарисовать своих друзей, как в виде людей, так в виде, животных, птиц, цветов, деревьев. После выполнения задания дети обсуждают рисунки и отвечают на вопросы: кто здесь нарисован? Почему именно эти дети? Почему они нарисованы именно в этом виде.