Главные вкладки

    «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
    материал на тему

    Мандрыкина Галина Алексеевна

     

    Родительское собрание на тему:

    «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

     Цель:

    1. Познакомить родителей с понятием «психологическая готовность к .школе», что оно включает;

    2. Обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы;

    3. Повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребёнка к обучению в школе.

     Материалы: цветные дорожки, мяч, лист ватмана, маркер, педагогические ситуации, памятки по теме собрания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_na_temu.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание на тему:

    «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

     Цель:

    1. Познакомить родителей с понятием «психологическая готовность к .школе», что оно включает;

    2. Обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы;

    3. Повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребёнка к обучению в школе.

     Материалы: цветные дорожки, мяч, лист ватмана, маркер, педагогические ситуации, памятки по теме собрания.

     Ход собрания:

    Здравствуйте, уважаемые родители. Совсем скоро ваши дети пойдут в школу. Это очень ответственный момент и для вас, и для ваших детей.

    Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное место в этот период занимает подготовка к школе. Здесь выделяют два важных момента: продолжающееся целенаправленное развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного усвоения им в будущем собственно учебной программы; обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счёта).

    К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой достаточно развитую личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

    Семья выступает надежным тылом для ребенка. Важно, чтобы вы поддерживали своего ребёнка, и говорили ему как можно чаще такие фразы как: «Мы твоя семья», «Ты не один, мы с тобой», «Мы тебя любим», «Мы поддержим тебя в любых неудачах», «У тебя всё получится, мы верим в тебя».

     Перед  вами лежат разноцветные полоски (черная, синяя, красная), представьте себе  школу, куда идет Ваш ребенок и три дороги, которые ведут к ней. Я предлагаю вам выбрать одну из трёх цветных полосок – дорожек, ведущих к школе и встать на неё. Объясните, пожалуйста, почему вы выбрали именно эту дорожку.

    (Родители объясняют свой выбор).

    Чёрная дорожка означает сильное беспокойство родителя с приближением школьной жизни ребёнка; синяя дорожка – умеренное, красная – нет особого беспокойства.

     Вопрос. От кого или от чего зависит нормальное эмоциональное самочувствие в семье накануне школы? (обсуждение)

     Сейчас я предлагаю Вам поиграть с мячом. Игра называется «Закончите предложение».

     Педагог по очереди бросает родителям мяч, произнося каждый раз, начало предложения: «Для меня выражение «хорошо учиться в школе» означает… ». Поймавший мяч формулирует свой вариант окончания предложения.

     Сейчас мы с вами будем создать портрет будущего первоклассника. Ваша задача назвать те качества, которыми должен обладать ребёнок, идущий в школу.

     (Прикрепляется ватман, на котором психолог записывает качества будущего первоклассника, предложенные родителями).

     В результате нашей совместной работы получился портрет первоклассника. Из наших записей видно, что ребенок должен знать даже больше чем взрослый.

     Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: Что значит «ребёнок готов к школе?» Некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, писать, считать. Многие из Вас полагают, что их ребёнок обязательно добьётся успехов в школе, если будет посещать дополнительные занятия, некоторые родители пытаются заниматься с ребёнком дома по программе 1 класса. Подготовка, безусловно, нужна, но её недостаточно для успешного обучения в школе – правильнее развивать познавательную активность будущего ученика. Особое внимание воспитатели  детского сада уделяют игре. Игра для дошкольников является ведущим видом деятельности. Играя, ребенок развивает речь,  мышление, память, внимание. Формируются  реальные отношения детей в коллективе, развивается умение преодолевать конфликтные ситуации, желание помогать другим, организовывать совместные действия и т. д.

     Немаловажное значение имеет и воспитание самостоятельности, нравственно-волевых качеств. Эти  направления являются, по моему мнению, ведущими, т. к. наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому цель подготовки детей к школе – формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, творческого воображения, инициативности, произвольности. Чтобы  ребёнок был способен действовать в соответствии с заранее поставленной целью. Задача детского сада и родителей – помочь ребёнку.

    Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентное понятие. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе: личностную (в том числе и мотивационную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, социально-психологическую (коммуникативную) готовность, психомоторную (функциональную).

    Очень многое меняется в жизни ребёнка с приходом в школу:

     - вокруг другие сверстники;

     - у детей другой режим дня;

     - меняются  требования к ребёнку.

    Будьте очень внимательны к состоянию детей в этот период. У них период адаптации происходит по-разному. Если вы видите, что ваш ребенок ведёт себя не так как всегда, важно понять причину такого поведения. Адаптация  к школе лучше проходит у тех детей, которые идут в школу из детского сада или любого другого воспитательно-обучающего учреждения. Они приходят в школу уже со знакомым им коллективом, привыкшими к  учебным требованиям. Изменяется только режим дня. Попробуем представить, что происходит с детьми, резко меняющими всё: друзей, распорядок дня, изменившиеся требования. Естественно не все дети посещают детский сад и тогда родители должны помочь ребёнку.  Вот мы с вами и подошли к понятию психологической готовности к школе? Её составными компонентами являются: личностная, интеллектуальная, волевая  готовность.

     Личностная готовность.

    Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

    Личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

     Как правило, дети выражают желание идти в школу. Важно понять, что привлекает ребёнка в школе: «Мне купят новый ранец, пенал, красивую одежду! Я буду, как соседский мальчик ходить в школу и он будет со мной играть». Ему кажутся заманчивыми внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку. Важно, чтобы школа привлекала ребёнка и своей главной деятельностью - учением («хочу учиться, чтобы быть как папа»).  Ребёнок должен видеть уважительное отношение взрослых к учёбе как к серьёзной деятельности. У него развивается «социальная позиция школьника». Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимых навыков и умений, высокого уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе. Такие дети ведут себя по-детски. Они могут успевать, но только в случае, если им интересно, и будут отвлекаться сами и отвлекать других – если им будет не интересно. Хуже, если дети не хотят идти в школу.

     Причина не хотения идти в школу может скрываться в ошибках воспитания детей. Не нужно пугать детей школой, это большая ошибка взрослых. Особенно ранимы и впечатлительны робкие и неуверенные в себе дети. Родителям, учителю придётся уделить огромное количество  терпения, внимания и времени, чтобы помочь ребенка в преодолении страхов.

    Нужно использовать весь имеющийся  опыт, применять различные методы, в поиске решения возникшей проблемы, вовлечение младших детей к школьным праздникам старших детей, рассказы родителей о любимых учителях, знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, игры в школу.

     Важно также как относятся родители к новым друзьям ребёнка, приветствуют ли новые взаимоотношения.

     Волевая готовность.

    Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы - важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным. Типичной чертой является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его выполнению. Необходимо формировать у ребёнка умений не бояться трудностей,  уметь преодолевать их, не пасовать перед ними, и не отказываться от намеченной цели.

     Интеллектуальная готовность.

     Интеллектуальная  готовность имеет не меньшее значение, чем личностно-мотивационная, волевая готовности.

    Интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Развитие  интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

     - дифференцированное восприятие;

     - аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

     - рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

     - логическое запоминание;

     - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

     - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

     - развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

     Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов.

    Познавательная активность ярко выражена у большинства детей 6-7 лет. Взрослым необходимо:

     - стараться отвечать на вопросы, которые задаёт ребёнок; общение с родителями – огромная ценность для ребёнка;

     - говорите с ребёнком, поддержите своим вниманием его интерес к познанию, не отмахивайтесь от надоевших вопросов.

     Нужно обсуждать с ребёнком сказки, мультфильмы, рассказы, как он понимает явления природы, поступки людей, животных. Не затягивайте беседу, она  не должна быть длинной, сложной и утомительной. Интерес – главный критерий доступности.

     Сейчас мы рассмотрим с Вами педагогические ситуации, и попробуем высказать своё мнение по данной проблеме.

     Ситуации:

     • Даню каждый день приводят в детский сад в то время, когда занятие уже идёт. На просьбу педагога приводить ребёнка пораньше, мама отвечает: «Нам не нужны занятия, он и так всё знает, а что не знает, в школе научат».

     Ваше мнение: есть ли необходимость посещения занятий? В чём она заключается?

     • Каждый вечер, забрав Ксюшу из детского сада, мама в течение часа занимается с ребёнком. Каждое такое занятие сопровождается истерикой, плачем, нежеланием что-либо делать. Как вы думаете, почему это происходит?

     • Готовясь к ужину, мама попросила помочь накрыть на стол, расставив чашки. Выполняя мамино поручение, Соня разбила тарелку. На что мама ответила: «Ты как всегда. За что не возьмёшься, ничего у тебя не получается». Девочка заплакала и убежала. Проанализируйте данную ситуацию.

     (Обсуждение ситуаций).

     Подводя итог нашей сегодняшней встречи, хотелось бы, чтобы вы высказали своё мнение, продолжив одну из фраз:

     Я узнал (ла, что…

     Новым для меня стало то, что…

     Я убедился (лась, что…

     (Родители высказывают своё мнение, продолжая одну из фраз и получают памятки по теме собрания).

     Успехов Вам и Вашему ребёнку. Доказано, чем лучше ребёнок подготовлен к школьному обучению, тем быстрее он адаптируется к школе. Успехи Вашего ребёнка будут зависеть не только от него, но и от Вашей поддержки, помощи и понимания. Вы, родители, должны приложить много усилий для того, чтобы Ваш ребёнок любил школу и учился с радостью.

     Спасибо за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское просвещение как условие подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

    Актуальность исследования.Школа… как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребе...

    Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

    Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол...

    Справка по итогам фронтального контроля «Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе »

    Справкапо итогам фронтального контроля«Готовность  детей старшего дошкольного возрастак  обучению в школе » Во исполнение плана контрольно-аналитической деятельности в период с  15...

    «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

    Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психологичес...

    Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

    Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

    Современные условия жизни предъявляют новые требования к поступающим в школу детям. Учитывается не только уровень умственного развития детей, но и психологические предпосылки готовности к обучению в ш...

    Место мини-музеев в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

    Музей - особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию...