Рабочая программа
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Светлана Васильевна Баранова

Рабочая программа в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_podg._gruppa_1.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алексеевский детский сад № 1 «Ромашка» Алексеевского муниципального района РТ

                                                                                                                                                 

Принято на заседании                                       Утверждаю:      

Педагогического совета                                    Заведующий МБДОУ                                                                                  

Протокол №  ______ от                                      ________ /Э.Н.Иванова/                                                                                  « ___»___________2017г.                                  Приказ № _____ от                                                                           Приказ № _____ от                                            «___»_________2017г                                                                

                                                                                               

Рабочая программа

 подготовительной к школе группы

        

                                                                                                                                                        Воспитатели:

                                                                                                                                                        Баранова С.В.

                                                                                                                                                        Богатова О.Н.                                                                                          

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование разделов

Стр.

I.

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели реализации программы

3-4

1.3

Задачи реализации программы

   4-5

1.4

Возрастные особенности развития детей

5-7

1.5

Планируемые результаты освоения программы

7-8

II.

Содержательный раздел

2.1

Содержание психолого – педагогической работы с детьми

8

2.2

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях.

8-19

2.3

Взаимодействие с семьями воспитанников.

20-21

III.

Организационный раздел

3.1

Материально- техническое обеспечение.

   21

3.2

Развивающая предметно – пространственная среда.

21-23

3.3

Режим дня.

23-24

3.4

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

24-26

IV.

Литература.

   27

Приложение:        

  1. Сетка непосредственно – образовательной деятельности.
  2. Комплексно – тематическое планирование.
  3. Перспективное планирование непосредственно – образовательной деятельности.
  4. Планирование развлечений и праздников.
  5. План взаимодействия с семьями воспитанников.
  6. План по антикоррупции.
  7. План по антитеррору.
  8. План по ПДД.
  9. План по пожарной безопасности.
  10. План по семьеведению.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Обязательная часть Программы, разработанная на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы. – М.: Мозаика–Синтез, 2014 г.

Вариативная часть программы разработана в соответствии с Региональной программой дошкольного образования под ред. Шаеховой Р.К., 2012г. Вариативная часть направлена на всестороннее развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского (русского языка). Программа реализуется на двух государственных языках РТ. С целью эффективного обучения татарскому  языку используется УМК «Туган телдә сөйләшәбез» (авторы Хазратова Ф.В., Зарипова З.М.), «Говорим по-татарски» (автор Зарипова З.М.)

  1. Цели реализации Программы

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

  1. Задачи реализации Программы

 Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют задачи:

 • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

 • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от- ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны- ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения;

•создание благоприятных условий для освоения татарского языка и сохранения государственных языков Республики Татарстан, развития межэтнической культуры, коммуникативных способностей каждого воспитанника как субъекта взаимоотношений с представителями других национальностей;

•обучение детей татарскому языку, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы.

1.4.Возрастные особенности развития детей

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.5.Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок умеет общаться на двух государственных языках;

- проявляет интерес к национальной культуре народов, населяющих Республику Татарстан.

- ребёнок проявляет уважение к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ребёнок понимает речь на татарском языке, в пределах, изученных тем, задаёт вопросы на татарском языке;

- у ребёнка формируется мотивация к дальнейшему обучению татарского языка на этапе школьного обучения.

В возрасте 6 – 7 лет объём словарного запаса: 167 слов татарского языка. Освоение примерной основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

II. Содержательный раздел:        

2.1. Содержание психолого – педагогической работы с детьми.1

2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

6-8 лет

Социально – коммуникативное развитие

Испытывает потребность в общении со сверстниками и значимыми взрослыми, налаживает позитивный контакт, используя вербальные и невербальные средства общения.

Участвует в организации совместных со сверстниками сюжетно-ролевых игр, соблюдает правила игры, следует сё замыслу. Участвует в отборе литературного произведения к театральной постановке.

Создаёт образ персонажа с помощью средств эмоциональной выразительности.

С удовольствием участвует в театрализованных представлениях.

В конфликтной ситуации со сверстниками умеет сдерживать свои чувства и использовать разные стратегии поведения: уступить, договориться, пойти на компромисс, прийти к сотрудничеству.

________________________________

1Веракса Н.Е.: Программа «От рождения до школы». М. 2015. № 3  . С. 48

Адекватно реагирует на просьбы и поручения взрослого, способен подчиниться общепринятым правилам.

Осознает свои эмоции, способен управлять своим эмоциональным состоянием в определенной ситуации (сдержать крик, слёзы), способен сопереживать, эмоционально откликается на переживания другого человека.

Первым здоровается и прощается, обращается к воспитателям и сотрудникам дошкольной организации, с которыми знаком, по имени и отчеству.

Знает и соблюдает элементарные правила организованного поведения в дошкольной образовательной организации, на улице и в транспорте Обладает предпосылками экологического сознания: знает и соблюдает элементарные правила бережного отношения к природе и животным.

Знает и соблюдает правила дорожного движения, понимает значение сигналов светофора.

Отличает проезжую часть дороги от пешеходной, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра», знает предупреждающие и запрещающие знаки.

Называет свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, имена, отчества родителей, бабушек, дедушек, профессию родителей, устанавливает родственные связи.

Способен оценить с морально-нравственной точки зрения свои поступки и поступки своих друзей.

Умеет в определённых опасных ситуациях обратиться за помощью к взрослому, вызвать «скорую помощь» по телефону, пожарных, милицию.

Имеет представления об опасных ситуациях в бытовой и информационной среде.

Имеет представление о России как огромной стране, называет цвета российского флага, знает основные государственные праздники.

Выполняет посильные домашние поручения, участвует в подготовке к семейным праздникам и торжествам.

Знает;

-  элементарные правила этикета за столом;

-   о способах сохранения здоровья и их применении в повседневной жизни (быстро менять промокшую одежду, обувь и т.д.);

-   основные трудовые действия библиотекаря, пожарника, учителя, почтальона и т д.;

-   элементарные правила поведения в городе и на природе;

-   состав семьи, родственные отношения, распределения семейных обязанностей;

-   виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и другие группы предметов;

Имеет представления;

-   о домашней хозяйственной деятельности взрослых в городе и на селе;

- о некоторых профессиях людей (в том числе театральных военных, сельскохозяйственных, производственных) и взаимопомощи людей разных профессий, командном взаимодействии;

-   об элементарных навыках здорового образа жизни (о соблюдении правил личной гигиены, проявлении осторожности в опасных ситуациях);

-   о труде окружающих людей;

-   о школе, библиотеке;

-   о государстве и принадлежности к нему;

-   об обществе и его культурных ценностях;

-   о родном крае и его достопримечательностях;

-   о себе, составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

- о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, в библиотеке, на транспорте);

-   о народных промыслах, народных традициях. Может;

-   соблюдать правила поведения за столом;

- самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, самостоятельно одеваться и раздеваться адекватно погодным условиям;

-  следить за порядком в одежде и обуви (одевать чистые вещи, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью);

-  выполнять поручения взрослых, распределять и координировать свои действия в процессе выполнения обязанностей дежурных по столовой, ухода за животными и растениями в группе и на территории детского сада, поддержания порядка в групповых помещениях;

-   назвать несколько профессий, рассказать о последовательности действий этого человека;

-   поддерживать порядок игровом уголке, в своем шкафчике, поддерживать порядок на своём рабочем месте во время занятий рисованием, аппликацией, лепной и другими видами деятельности;

-   выполнять поручения по уходу за растениями и животными в уголке природы;

-   соблюдать элементарные правила здорового образа жизни;

-   планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, в том числе планировать свою трудовую деятельность (отбирать материалы, необходимые для занятий и игр, и т. д.).

- самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Взрослые способствуют совершенствованию знаний о традициях и  обычаях своего народа. Формируют представления о том, что в Татарстане живут люди разных национальностей в мире и дружбе. Знакомят с традициями, обычаями, обрядами марийского, удмуртского и мордовского народа.

На основе расширения знании о Республиках Поволжья воспитывают патриотические чувства к родному краю и толерантное отношение к народам других национальностей.

Обеспечивают    осознанное    и    самостоятельное    выполнение   процессов   самообслуживания, самостоятельный контроль качества результата.

Привлекают к выполнению сезонных видов работ в природе (на участке детского сада). Поощряют желание работать в коллективе. Способствуют формированию знаний о соблюдении правил безопасности в разнообразных видах трудовой деятельности, формируют активные формы общения с детьми и взрослыми в процессе трудовой деятельности.

Расширяют и систематизируют представления о различных    видах труда народов Поволжья, удовлетворяющих потребностей общества и государства. Поддерживают положительное отношение ребенка к собственному труду, его результату, труду взрослых и его результатам как к ценности.

Знакомят с реками РТ,  правилами безопасного поведения на водоёмах.

Формируют элементарные представления о работе ГИБДД.

Совершенствуют осмотрительное отношение к опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

Познавательное развитие

Знает:

-   герб, флаг и гимн России;

-   свой адрес, название родного города (села), страны, её столицы;

-   состав семьи, родственные отношения, распределения семейных обязанностей;

-   семейные праздники и традиции;

-   основные трудовые действия библиотекаря, пожарника, почтальона ит д.;

-   виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту; и другие группы предметов;

-   названия час гей суток и их последовательность;

-   значение слов «вчера», «сегодня», «завтра»;

-   названия месяцев года и их последовательность;

-   характерные признаки времён года;

-. некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые);

-   части растений (стебель, корень, лист, цветок);

-   о значении солнца, чистого воздуха и воды для человека, животных, растений;

-   правила поведения в городе (на улице, в общественных местах) и на природе;

-   о правилах личной безопасности. Имеет представления:

-   о предметах окружающего мира;

-   о разных способах обследования предметов;

-   о государстве и принадлежности к нему;

-   об обществе и его культурных ценностях;

-   о родном крае и его достопримечательностях;

-   об истории человечества;

-   о праздниках и наиболее важных событиях в истории страны (годы войны. День Победы и др.);

-   о разных народах, населяющих Россию;

-   о строении своего тела;

-   о животных и растениях (обобщённое представление);

- о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое, и наоборот;

-   о школе, библиотеке

. Может:

-   узнавать изделия, сделанные из разных материалов;

-   определять форму предмета;

-   объединять предметы в группы по внешним и внутренним признакам;

-   определять пространственные отношения между предметами;

-   пользоваться различными принадлежностями для письма и рисования;

-   устанавливать последовательность событий;

-   назвать текущий день недели;

- пользоваться календарем природы;

-   устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;

-   соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных и растений;

-   различать по существенным признакам объекты живой и неживой природы;

-   называть деревья и кустарники по коре, листьям, плодам;

-   различать хвойные и лиственные деревья;

-   ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;

-   самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры;

-   правильно вести себя на занятии (давать полный ответ, задавать вопросы и г. п.).

Считает до двадцати и дальше. Называет числа в прямом (обратном) порядке до десяти, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах десяти).

Составляет арифметические действия в форме примеров, используя цифры и арифметические знаки («+»,«-», «=») (в пределах десяти).

Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).

Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц), понимает состав числа из двух меньших до десяти.

Определяет на числовом луче числа «до», «после», «между», «соседи числа».

Решает косвенные задачи в устной форме.

Умеет называть части целого и сравнивать их методом наложения.

Называет и различает геометрические фигуры: точка, круг, треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, куб, параллелепипед, конус, цилиндр, шар. Определяет форму объёмных предметов (мяч - шар, барабан - цилиндр, книга - параллелепипед и т. д.). Выделяет четырёхугольники и многоугольники.

Ориентируется в окружающем пространстве на плоскости, на листе, по клеткам.

Умеет определять временные отношения (день, неделя, месяц); Называет дни недели и месяцы.

Пытается доказывать утверждения и обосновывать свои предположения. Проявляет элементы творческого мышления: принимает участие в обсуждении творческих задач, предлагает свои варианты решения.

                                                   

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Взрослые способствуют формированию представлений о государстве, республике (президент, правительство, армия, полиция), о символах России и Татарстана (флаг, герб, гимн)

Закрепление представлений о столице России-Москве, Татарстана-Казани, о государственных праздниках. Расширяют представления о родном поселке, его достопримечательностях, его природе, выдающихся личностях (писатели, композиторы, художники).

Формируют представления о Казани, как о многонациональном городе.

Воспитывают уважение и толерантное отношение к людям разных национальностей. Расширяют представления   об   образе   жизни   людей,   населяющих   республику   Татарстан,   их   обычаях, традициях, фольклоре.

Способствуют   развитию   личности   дошкольников   через   взаимодействие   культур   народов Поволжья (Чувашия, Удмуртия, Марий Эл, Башкортостан, Мордовия)

Знакомят детей с художественной литературой и устным творчеством народов Поволжья. Закрепляют умения понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, различать жанровые особенности произведений, навыков выразительной речи.

Систематизируют знания детей о творчестве народов Поволжья писателей и поэтов родного края, умений сравнивать, анализировать и обобщать.

Речевое развитие

Владеет литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуется лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.

Умеет вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять, подавать реплики.

Знает нормы и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации, быть доброжелательным.

Различает слово и предложение. Составляет предложения. Строит модели предложений.

Выделяет часто встречающийся в словах звук, называет его изолированно.

Называет пары звуков по твёрдости-мягкости.

Проводит звуковой анализ 3-5-звуковых слов (в процессе моделирования).

Читает слоги, структурно не сложные слова и предложения на материале всего алфавита.

Пишет печатными буквами.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

Взрослые   способствуют   обогащению   словарного   запаса   детей   словами,   используемыми   в повседневной, общественной жизни, применению слов и словосочетаний в различных ситуациях.

во всех видах детской деятельности.

Развитию навыков устного общения с взрослыми и детьми на основе освоения культурных языковых традиций.

Практическое овладению воспитанниками нормами речи.

Обеспечить полное овладение русскоязычными детьми лексическим объемом, предусмотренным УМК «Татарча сөйләшәбез», не менее 167 слов, обогащать речь смысловым содержанием. В процессе целенаправленного обучения активизировать употребление новых слов в различных фразовых конструкциях. Развивать устойчивый интерес русскоязычных детей к изучению татарского языка. Создавать ситуацию успеха.

Художественно-эстетическое развитие

Понимает значение образных выражений, целесообразность использования их в тексте.

Проводит анализ литературных произведений всех жанров, при котором, дети научатся различать жанры.

Самостоятельно, свободно, с интересом создаёт оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники), а также на основе представления о «далёком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения).

В творческих работах передаёт различными изобразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или весёлый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т.д.).

Увлечённо, самостоятельно, творчески создаст качественные дизайн-изделия, строительные конструкции, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых и природных) с учётом их функции и места в пространстве; конструирует по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса); легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь, устойчивость и пр.; охотно участвует в коллективной работе или сюжетной игре, связанной с конструированием игровых построек и атрибутов; самостоятельно планирует свою деятельность и критично оценивает результат.

Успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники; умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

Узнает большинство программных музыкальных произведений, может определить их названия.

Способен рассказать о содержании прослушанных музыкальных произведений, своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку.

Может связать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.

Владеет первоначальными певческими навыками.

Выразительно исполняет народные и композиторские песни в удобном диапазоне соло и в ансамбле.

Владеет первоначальными навыками игры на ударных, детских духовых и клавишных музыкальных инструментах.

Различает клавишные и струнные музыкальные инструменты.

Умеет выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Взрослые знакомят детей с лучшими образцами вокальной, инструментальной, оркестровой народной музыки, с народными инструментами свирель («шахлич» - чув),  гусли («карш» -марийск), волынка («шювыр» - марийск), скрипка, ложки (удм), домбра («думбра» - тат). дудка, деревянные ложки (русск). Воспитанники изучают произведения классиков национальной музыкальной культуры С.Сайдашева, Ф. Яруллина, Р. Яхина,  Н. Жиганова и др. Знакомятся и слушают государственные гимны России, Республик Татарстан. Башкортостан, Чувашия, Мордовия, Удмуртия, Марий Эл, а также народную музыку республик Поволжья. Взрослые способствуют расширению представлений детей о народных промыслах (ювелирное дело, вышивка), о национальном орнаменте (пион, шиповник, разные виды листьев), развитию умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (хохломская, жостовская) Знакомят детей с декоративно-прикладным искусством народов Поволжья (удмуртский, мордовский, марийский). Закрепляют умения при составлении декоративной композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек: дети расписывают вылепленные игрушки используя характерные элементы узора и цветовую гамму росписи того или иного народа.

Физическое развитие

Выполняет:

-   все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);

-   физические упражнения из разных исходных положений чётко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.

С группой детей перестраивается в три-четыре колонны, в два-три круга на ходу, в две шеренги после расчёта на первый-второй, соблюдая интервалы во время передвижения.

Может:

-   прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега - 180 см. в высоту с разбега - не менее 50 см;

-   перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 5 м, метать предметы в движущуюся цель.

Умеет:

-   умываться, насухо вытираться;

-   чистить зубы, полоскать рот после еды;

-   следить за своим внешним видом;

-   пользоваться носовым платком и расчёской;

-   быстро одеваться и раздеваться;

-   вешать одежду в определённом порядке;

-   следить за чистотой одежды и обуви.

Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциях организма человека, о важности соблюдения режима дня, о правильном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о зависимости здоровья от правильного питания).

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

Взрослые способствуют совершенствованию знаний детей об организме человека, через устное народное творчество, формированию и расширению знаний детей о пользе лекарственных растений своего края в сохранении и укреплении собственного здоровья. Продолжить формировать умения и опыт здоровьесберегающих действий во время проведения досугов и национальных праздников.

Знакомить с мордовскими, марийскими и удмуртскими подвижными народными играми. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры: находить, придумывать разные варианты подвижных игр. Воспитывать нравственные и волевые качества: выдержку, настойчивость, решительность, инициативность, смелость.

Планирование образовательной деятельности2

подготовительной к школе группы

                       Организованная образовательная деятельность

  Базовый вид    деятельности

                                 Периодичность

Подготовительная группа

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке

Познавательное развитие

4 раза в неделю

Развитие речи

2 раза в неделю

Рисование

1 раз в неделю

Лепка

-

Аппликация

-

Музыка

2 раза в неделю

Татарский язык

3 раза в неделю

Итого

14

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Лепка

1 раз в 2 недели

Аппликация

1 раз в 2 недели

Рисование

Татарский (родной) язык

-

Физическая культура на прогулке

1 раз в неделю

Познавательное развитие

-

Комплексы закаливающих процедур

Ежедневно

Гигиенические процедуры

Ежедневно

Ситуативные беседы

Ежедневно

Чтение ХЛ

Ежедневно

Дежурства

Ежедневно

Прогулки

Ежедневно

 Игра

Ежедневно

Самостоятельная деятельность в уголках (центрах) развития

Ежедневно

Режим двигательной активности

Формы

работы

Виды

занятий

Количество и длительность занятий (в мин.)

в зависимости от возраста детей

                          6–7 лет

Физкультурные

занятия

а) в помещении

2 раза

в неделю

                                      30–35

б) на улице

1 раз

в неделю

                                             30–35

Физкультурно-

оздоровительная

работа в режиме дня

а) утренняя

гимнастика

(по желанию детей)

Ежедневно

                                       10–12

б) подвижные

и спортивные

игры и упражнения на прогулке

Ежедневно

2 раза

(утром и вечером)

                                        30–40

в) физкультминутки   (в середине статического занятия)

1–3 ежедневно в зависимости от  

вида и содержания

    занятий

Активный отдых

а) физкультурный досуг

1 раз в месяц 40

б) Физкультурный праздник

2 раза в год    до 60 мин.

в) день здоровья

1 раз  в квартал

Самостоятельная

двигательная

деятельность

а) самостоятельное использование

физкультурного и спортивно-игрового оборудования

                                      Ежедневно

б) самостоятельные подвижные и

спортивные

игры

                                          Ежедневно

_____________________

2Комплексно – тематическое и перспективное планирование представлено в приложении

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников3

Одним из важных условий реализации программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса.

Работа с родителями организуется в нескольких направлениях:

1)  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

2)   оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития

3)  создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности,

4)  взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

5)  создание возможностей для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

  В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

Система  взаимодействия  с родителями  включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы на  родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ОУ;
  • ознакомление родителей с содержанием работы  ОУ, направленной на физическое, психическое и социальное  развитие ребенка;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

_______________

        3План взаимодействия с семьями воспитанников представлен в приложении

  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр).

В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Материально-технические обеспечение

Групповые помещения, учебные кабинеты

Перечень оборудования

Групповое помещение

Основная часть: Столы, стулья, дидактические игры, игровые модули для сюжетно-ролевых игр, книги, обучающие игры, развивающие плакаты строительные конструкторы, уголки для экспериментирования,  раздаточный материал для обучения детей; художественная литература, педагогическая литература для взрослых, игрушки-персонажи.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса: ноутбук, проектор, экран, дидактические игры на татарском языке, произведения татарских писателей, уголок татарского языка, хрестоматия, диски, демонстрационный и раздаточный материал, атрибуты к играм, различные виды театра

  1. Развивающая предметно-пространственная  среда

Основой реализации Образовательной программы является развивающая предметная среда, необходимая для развития всех специфических видов детской деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда группы (далее – РППС) соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию основной образовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная среда

Вид помещения.

Функциональное использование

Оснащение

Групповые комнаты:

  •  Сюжетно-ролевые игры
  • Самообслуживание
  • Трудовая деятельность
  • Самостоятельная творческая деятельность
  • Ознакомление с природой, труд в природе
  • Индивидуальная работа
  • Игровая деятельность
  • Детская мебель для практической деятельности
  • Книжный уголок
  • Уголок для изобразительной деятельности
  • Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья», «Ателье», «Школа», «Аптека», «Библиотека».
  • Конструкторы различных видов
  • Мозайки, пазлы, настольно-печатные игры, лото, домино
  • Развивающие игры
  • Дидактические игры
  • Различные виды театров
  • Уголок ПДД
  • Ноутбук
  • аудиозаписи, мультфильмы для детей
  • Фланелеграф.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • Уголок родного края (Туган жирэм Татарстан)
  • Дидактические игры на закрепление изученного материала по татарскому языку
  • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм
  • Ноутбук
  • аудиозаписи, мультфильмы для детей на татарском языке

      Уголок краеведения

Спальное помещение:

  • Дневной сон
  • Гимнастика после сна
  • Закаливание
  • Спальная мебель
  • Оборудование для закаливания и гимнастики после сна: массажные коврики

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Раздевальная комната

  • Информационно- просветительская работа с родителями
  • Информационный уголок
  • Выставка детского творчества
  • Наглядно-информационный материал для родителей

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Уголок татарского языка «Татарча сойлэшэбез»

  1.  Режим дня

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. В таблице приведены примерные режимы дня для различных возрастных групп. В режиме дня указана общая длительность занятий, включая перерывы между их различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. Занятия с детьми можно организовывать и в первую и во вторую половину дня. В теплое время года часть занятий можно проводить на участке во время прогулки.

В середине занятий статического характера рекомендуется проводить физкультминутки.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т. п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.

Особенности организации режимных моментов

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.).

С учетом оптимальной продолжительности активного бодрствования и обеспечения необходимого по длительности сна детям каждой возрастной подгруппы рекомендуется свой режим.

Дома

Просыпайтесь, поднимайтесь.

Подъём, утренний туалет.

6.30-7.00

В дошкольном учреждении

Мы ждём вас в детском  саду

Приём, осмотр, утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность

7.00-8.30

Приятного аппетита

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Подготовка к НОД

8.50-9.00

НОД

9.00-10.55

Второй завтрак

10.55-11.05

Подготовка к прогулке, прогулка

11.05-12.10

Возвращение с прогулки

12.10-12.20

Подготовка к обеду. Обед

12.20-12.50

                      Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.00

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

15.00-15.30

НОД

15.30-15.55

Подготовка к уплотненному полднику,  уплотненный полдник

15.55-16.25

Чтение, игры, самостоятельная художественная деятельность

16.25-17.30

Подготовка к прогулке, прогулка

17.30-19.00

Уход домой

19.00

Дома

Прогулка,

19.00-20.15

Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры

20.15-20.45

Ночной сон

20.45-6.30

3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий4 

Построение          воспитательно-образовательного     процесса, направленно на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей и регионального компонента.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста, на интерес детей и посвящены различным сторонам человеческого бытия:

♦         явлениям нравственной жизни ребенка

♦         окружающей природе

♦         миру искусства и литературы

♦         традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям

♦         событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной  

            город. День народного единства. День защитника Отечества и др.)

♦         сезонным явлениям

♦         народной культуре и традициям.

Тема

Задачи

День знаний

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменении: покрашен забор, появились новые столы), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, повар и др.)

День дошкольного работника

Закрепить знания о профессиях людей, работающих в детском саду.

Развивать познавательный интерес к людям различных профессий.  

Воспитывать уважение к профессии воспитателя.

Осень

Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления

Праздник Мам

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

Новый год

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника

День защитника Отечеста

Знакомить детей с «военными" профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России, воспитывать любовь к Родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях

8 марта

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке.

День Победы

Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, Воспитывать уважение к ветеранам войны

До свиданья детский сад!

Формирование у детей положительных отношения о годах, прожитых в детском саду. Развивать интерес детей к школе, учебной деятельности.

Народные праздники и обычаи.

Знакомить детей с национальным праздником. Формировать интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Республики Татарстан.

__________________

4План развлечений представлен в приложении

        

Используемая литература

Программа

Пособие

1.«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М. А. Васильевой.

2.«Программа воспитания и обучения в детском саду»  под ред. М. А. Васильевой.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Формирование элементарных математических представлений И. А. Помораева, В. А. Позина.

3.Ознакомление с предметным и социальным окружением О. В. Дыбина.

4.Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко.

Образовательная область «Речевое развитие»

1.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2.Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет       О. С. Ушакова.

3.Развитие речи в детском саду               В. В. Гербова.

4.Обучение грамоте детей дошкольного возраста   Г. Ф. Марцинкевич.

5.Праздник букваря   В.В. Волина.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

1.Занятия по конструированию из строительного материала                    Л. В. Куцакова.

2.Конструирование    З. В. Лиштван.

3.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

4.Изобразительная деятельность в детском садуТ. С. Комарова.

5.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду            И.А. Лыкова.

        

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...