«Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со сказками разных народов»
проект (подготовительная группа) на тему

Клочкова Светлана Васильевна

Проект: «Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со  сказками разных народов»

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий

Продолжительность: 5 месяцев

Участники проекта: дети, педагоги, родители

Возраст детей: 6-7 лет

Продукт проекта: иллюстрированный альбом сказок с «бродячим» сюжетом «Сказки-сестрички»

Итоговые мероприятия:

Выставка совместного детско-родительского творчества «В мире сказок»

Показ кукольного спектакля «Теремок» младшим детям

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

ПРОЕКТ

совместной деятельности педагогов и детей

«Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со  сказками разных народов»

Выполнил:

воспитатель I кв.кат.

Клочкова С.В.

Арзамас, 2017

Проект: «Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со  сказками разных народов»

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий

Продолжительность: 5 месяцев

Участники проекта: дети, педагоги, родители

Возраст детей: 6-7 лет

Продукт проекта: иллюстрированный альбом сказок с «бродячим» сюжетом «Сказки-сестрички»

Итоговые мероприятия:

Выставка совместного детско-родительского творчества «В мире сказок»

Показ кукольного спектакля «Теремок» младшим детям

Актуальность:

В связи с происходящими в современном мире процессами глобализации, актуальной становится проблема поликультурного воспитания личности. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с активизацией международного сотрудничества, расширением информационного пространства, а также с возрастающим количеством межнациональных и международных конфликтов. Дошкольное образование как начальная ступень освоения социального опыта, приобретения навыков межкультурного взаимодействия, становится основой в формировании поликультурной личности.

В воспитании поликультурности активным средством  воздействия являются произведения искусства. Они  в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя  формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающего мира и культурам разных народов. Одним из основных видов искусств  и самым доступным для детей дошкольного возраста является художественная литература, которая представлена различными жанрами. Ярким  и доступным для старших дошкольников  жанром художественной литературы является  сказка.

 Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. Ознакомление старших дошкольник со сказками разных стран включено в систему работы по формированию поликультурного образовательного пространства в нашем доу.

Цель: формирование первоначальных представлений о традициях, обычаях, быте разных национальных культур посредством ознакомления со сказками с «бродячим» сюжетом   народов мира.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «бродячий» сюжет в сказке.

2. Формировать умение проводить сравнительный анализ сказок разных народов с «бродячим» сюжетом.

3. Знакомить с традициями, обычаями, бытом, культурой разных народов посредством сказок разных народов.

4. Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям других национальных культур, путем приобщения детей к художественной литературе разных народов.

Этапы осуществления проекта

этапы

методы

1. Подготовительный

Изучение и подбор методической литературы

Разработка структуры проекта

Обсуждение проблемы с родителями

Организация предметно-пространственной среды

Подбор необходимых материалов (сказки, музыка, презентации, видео, сказочные атрибуты и др.)

Разработка перспективного плана

2. Основной

Постановка проблемы и обсуждение ее с детьми.

Чтение и сравнительный анализ сказок:

Русская народная  сказка «Теремок» и украинская народная сказка «Рукавичка»

Русская народная сказка «Морозко» и «Госпожа Метелица» Братья Гримм

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин и  «Белоснежка и семь гномов» Братья Гримм

Русская народная сказка «Два Мороза» и литовская народна сказка «Старый Морозец и молодой Морозец»

Русская народная сказка «Лиса и журавль»  и австралийская народная сказка «Аист и ворон»

Рассматривание иллюстраций по прочитанным сказкам

Просмотр мультфильма «Госпожа Метелица»

Придумывание своей сказки с «бродячим сюжетом»

Рисование по сказкам «Госпожа Метелица» и «Морозко», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Белоснежка и семь гномов» по выбору детей.

Игры-драматизации по прочитанным сказкам «Лиса и журавль», «Теремок».

Д/и «Парные картинки», «Узнай и расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», «Что случилось бы, если…»

Сравнительное словесное рисование эпизодов, действующих лиц, места, где происходит событие   по сказкам со схожим сюжетом.

3. Итоговый

Создание альбома сказок с «бродячим» сюжетом «Сказки-сестрички»

Выставка совместного детско-родительского творчества «В мире сказок»

Показ кукольного спектакля «Теремок» младшим детям

Перспективный план

период

содержание

задачи

январь

Ознакомительная беседа на тему: «Сказки с «бродячим» сюжетом»

Чтение русской народной сказки «Два Мороза»

Чтение литовской народной сказки «Старый Морозец и молодой Морозец»

Сравнительный анализ сказок «Два Мороза» и «Старый Морозец и молодой Морозец»

Дидактическая игра «Кто как выглядит?»

Сравнительное словесное рисование главных героев сказок

Познакомить детей с понятием «бродячий сюжет», предложить детям вспомнить такие сказки.

Познакомить детей с содержанием сказки, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Знакомить с такими качествами  человека, как трудолюбие, лень.

Познакомить детей с содержанием сказки, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию

Помочь детям выявить «бродячий сюжет», побуждать детей находить сходства и различия в этих сказках. Знакомить  с национальными особенностями русского и литовского народа на основе этих сказок.

Развивать наглядно-образное мышление, внимание, образную память, связную речь. Побуждать использовать в речи распространенные предложения.

Формировать умение составлять краткий описательный рассказ о героях сказок

февраль

Просмотр мультфильма «Госпожа Метелица»

Чтение русской народной сказки «Морозко»

Сравнительный анализ сказок «Госпожа Метелица» и «Морозко»

Рисование по сказкам «Госпожа Метелица» и «Морозко» (по выбору детей)

Дидактическая игра «Что случилось бы, если…»

Познакомить с сюжетом сказки, предложить детям определить положительных и отрицательных героев.

Знакомить с таким качествами и эмоциями человека, как трудолюбие, лень, доброта, злость, жадность.

Познакомить с содержанием сказки, предложить определить положительных и отрицательных героев сказки

Помочь детям выявить «бродячий сюжет», побуждать детей находить сходства и различия в этих сказках. Знакомить  с национальными особенностями русского и немецкого народа на основе этих сказок.

Формировать умение передавать в рисунке впечатления от сказки, предавать  особенности национальной культуры, быта, костюмов русского и немецкого народов, отраженные в данных сказках.

Формировать умение составлять сложные предложения с союзом если бы; развивать фантазию, творческое мышление.

март

Чтение русской народной сказки «Лиса и Журавль» и австралийской народной сказки «Аист и Ворон»

Сравнительный анализ прочитанных сказок

Игра-драматизация по сказке «Лиса и Журавль»

Коллективное сочинение сказки с похожим сюжетом

Дидактическая игра «Расскажи наоборот»

Познакомить с содержанием сказок.

Помочь детям выявит «бродячий» сюжет, побуждать детей находить сходства и различия в этих сказках. Знакомить  с национальными особенностями русского и австралийского народов на основе этих сказок.

Знакомить с такими чувствами и эмоциями, как жадность, обида, досада, стыд. Формировать умение передавать эмоциональное настроение героев в мимике, жестах, речи.

Развитие образного логического мышления, коммуникативных навыков, воображения

Знакомить детей с противоположными понятиями, формировать умение сравнивать, составлять сложные предложения.

апрель

Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Чтение сказки Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Сравнительный анализ сказок «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Белоснежка и семь гномов»

Сюжетное рисование по прочитанным сказкам (по выбору)

Дидактическая игра «Узнай и расскажи сказку по картинкам»

Сравнительное словесное рисование места, где происходит заданное действие

Познакомить с содержанием сказки. Знакомить с такими чувствами и эмоциями, как зависть, доброта, любовь, взаимопомощь.

Познакомить с содержанием сказки. Предложить детям определить положительных и отрицательных героев сказки.

Помочь детям выявить «бродячий сюжет», побуждать детей находить сходства и различия в этих сказках. Знакомить  с национальными особенностями русского и немецкого народа на основе этих сказок.

Закреплять  умение передавать в рисунке впечатления от сказки, предавать  особенности национальной культуры, быта, костюмов русского и немецкого народов, отраженные в данных сказках.

Формировать умение узнавать сказку по национальным особенностям, костюмам, предметам быта, описанным в данных сказках. Развивать память, внимательность, связную речь.

Предложить вспомнить природные особенности, описанные в данных сказках. Развивать творческое воображение, связную речь.

май

Чтение и сравнительный анализ русской народной сказки «Теремок» и украинской народной сказки «Рукавичка»

Коллективное сочинение сказки с похожим сюжетом

Игра-драматизация по сказке «Теремок»

Дидактическая игра «Парные картинки»

Вспомнить содержание сказок, побуждать детей находить сходства и различия в содержании сказок. Знакомить детей с национальными особенностями русского и украинского народа на основе прочитанных сказок.

Развитие образного логического мышления, коммуникативных навыков, воображения

Знакомить с такими чувствами и эмоциями, как сопереживание, доброта, сочувствие; формировать умение передавать эмоциональное настроение героев в мимике, жестах, речи.

Упражнять детей в сравнении предметов из сказок со схожим сюжетом, изображенных на картинках, в нахождении сходства и различий.

Работа со сказками с «бродячим» сюжетом проводится по определенному алгоритму. Между знакомством со сказками с похожим сюжетом не должно проходить много времени.

Этапы работы по ознакомлению со сказками с бродячим сюжетом:

1. Подготовка к восприятию сказки.

Создание соответствующего эмоционального настроя непосредственно перед чтением сказки или накануне. Можно показать страну на карте или на глобусе, рассказать о ней; показать на слайдах, картинках или фотографиях пейзажи, достопримечательности, национальные костюмы, предметы быта, игрушки и др.; послушать национальную музыку. Это вызовет наибольший интерес к сказке.

2. Основная часть — ознакомление детей с текстом произведения (сказки) с использованием разнообразных методов (чтение или рассказывание, показ сказки с использованием различных видов театра, диафильм, аудиозапись). Затем проводится беседа по содержанию сказки, выяснение отношения детей к персонажам, их поступкам.

3. Сравнительный анализ сказок с «бродячим сюжетом»

Нахождение сходства и отличий в сказках. В результате беседы дети должны понять как об одном и том же в разных сказках сказано по-разному.

4. Творческие задания

-сочинение сказок по заданному сюжету;

-иллюстрации к прочитанным сказкам;

-словесное рисование места, эпизода или героев сказки;

-создание собственной книги сказок.

Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках проекта

Цель: повышение компетентности родителей в области нравственного воспитания  и формирования у детей толерантного поведения. Вовлечение семей воспитанников в работу ДОУ по формированию поликультурного образовательного пространства.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников  в рамках проекта

1. Родительское собрание «Поговорим о толерантности»

2. Буклет «Сказки с «бродячим» сюжетом»

3. Изготовление совместно с детьми атрибутов для игр-драматизаций по сказкам

         4. Выставка совместного детско-родительского творчества «В мире сказок»

          5. Помощь в оформлении иллюстрированного альбома «Сказки-сестрички»

Список литературы

1. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика/ О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003.

2. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошк. педагогика. — 2010. — № 5. — С. 16–19.
3. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. 

4. Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. // Дошк. воспитание. — 2009. — № 12. — С. 79–89. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста на основе сказок народов Якутии

Формирование поликультурной личности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем  и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошк...

Конспект НОД по чтению художественной литературы "Сказки разных народов"

Конспект разработан для детей подготовительной к школе группы. Знакомство детей с народными сказками разных народов на примере татарской сказки "Три сестры" и нанайской - "Айога". ...

Презентация к выступлению на педчасе. Обобщение опыта работы по ознакомлению детей со сказками народов мира.

В рамках реализации долгосрочного проекта "Мы читаем" мною был накоплен опыт по ознакомлению детей со сказками народов мира по различной тематике. Этот опыт оказался востребованным при реали...

Формирование поликультурной личности дошкольника на основе сказок разных народов мира.

Формирование поликультурной личности дошкольника на основе сказок разных народов мира.1.Введение...

Волшебные музыкальные инструменты в сказках разных народов

Исследовательский проект, выполненный ребенком подготовительной группы под руководством музыкального руководителя....

Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование связной речи посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с детской литературой. Обучение пересказу"

Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием интеллектуального воспитания ребёнка. Вопросы развития связ...