«Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со сказками разных народов»
проект (подготовительная группа) на тему
Проект: «Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со сказками разных народов»
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий
Продолжительность: 5 месяцев
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Возраст детей: 6-7 лет
Продукт проекта: иллюстрированный альбом сказок с «бродячим» сюжетом «Сказки-сестрички»
Итоговые мероприятия:
Выставка совместного детско-родительского творчества «В мире сказок»
Показ кукольного спектакля «Теремок» младшим детям
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26» ПРОЕКТ совместной деятельности педагогов и детей «Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со сказками разных народов» Выполнил: воспитатель I кв.кат. Клочкова С.В. Арзамас, 2017 |
Проект: «Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со сказками разных народов»
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий
Продолжительность: 5 месяцев
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Возраст детей: 6-7 лет
Продукт проекта: иллюстрированный альбом сказок с «бродячим» сюжетом «Сказки-сестрички»
Итоговые мероприятия:
Выставка совместного детско-родительского творчества «В мире сказок»
Показ кукольного спектакля «Теремок» младшим детям
Актуальность:
В связи с происходящими в современном мире процессами глобализации, актуальной становится проблема поликультурного воспитания личности. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с активизацией международного сотрудничества, расширением информационного пространства, а также с возрастающим количеством межнациональных и международных конфликтов. Дошкольное образование как начальная ступень освоения социального опыта, приобретения навыков межкультурного взаимодействия, становится основой в формировании поликультурной личности.
В воспитании поликультурности активным средством воздействия являются произведения искусства. Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающего мира и культурам разных народов. Одним из основных видов искусств и самым доступным для детей дошкольного возраста является художественная литература, которая представлена различными жанрами. Ярким и доступным для старших дошкольников жанром художественной литературы является сказка.
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. Ознакомление старших дошкольник со сказками разных стран включено в систему работы по формированию поликультурного образовательного пространства в нашем доу.
Цель: формирование первоначальных представлений о традициях, обычаях, быте разных национальных культур посредством ознакомления со сказками с «бродячим» сюжетом народов мира.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «бродячий» сюжет в сказке.
2. Формировать умение проводить сравнительный анализ сказок разных народов с «бродячим» сюжетом.
3. Знакомить с традициями, обычаями, бытом, культурой разных народов посредством сказок разных народов.
4. Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям других национальных культур, путем приобщения детей к художественной литературе разных народов.
Этапы осуществления проекта
этапы | методы |
1. Подготовительный | Изучение и подбор методической литературы Разработка структуры проекта Обсуждение проблемы с родителями Организация предметно-пространственной среды Подбор необходимых материалов (сказки, музыка, презентации, видео, сказочные атрибуты и др.) Разработка перспективного плана |
2. Основной | Постановка проблемы и обсуждение ее с детьми. Чтение и сравнительный анализ сказок: Русская народная сказка «Теремок» и украинская народная сказка «Рукавичка» Русская народная сказка «Морозко» и «Госпожа Метелица» Братья Гримм «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин и «Белоснежка и семь гномов» Братья Гримм Русская народная сказка «Два Мороза» и литовская народна сказка «Старый Морозец и молодой Морозец» Русская народная сказка «Лиса и журавль» и австралийская народная сказка «Аист и ворон» Рассматривание иллюстраций по прочитанным сказкам Просмотр мультфильма «Госпожа Метелица» Придумывание своей сказки с «бродячим сюжетом» Рисование по сказкам «Госпожа Метелица» и «Морозко», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Белоснежка и семь гномов» по выбору детей. Игры-драматизации по прочитанным сказкам «Лиса и журавль», «Теремок». Д/и «Парные картинки», «Узнай и расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», «Что случилось бы, если…» Сравнительное словесное рисование эпизодов, действующих лиц, места, где происходит событие по сказкам со схожим сюжетом. |
3. Итоговый | Создание альбома сказок с «бродячим» сюжетом «Сказки-сестрички» Выставка совместного детско-родительского творчества «В мире сказок» Показ кукольного спектакля «Теремок» младшим детям |
Перспективный план
период | содержание | задачи |
январь | Ознакомительная беседа на тему: «Сказки с «бродячим» сюжетом» Чтение русской народной сказки «Два Мороза» Чтение литовской народной сказки «Старый Морозец и молодой Морозец» Сравнительный анализ сказок «Два Мороза» и «Старый Морозец и молодой Морозец» Дидактическая игра «Кто как выглядит?» Сравнительное словесное рисование главных героев сказок | Познакомить детей с понятием «бродячий сюжет», предложить детям вспомнить такие сказки. Познакомить детей с содержанием сказки, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Знакомить с такими качествами человека, как трудолюбие, лень. Познакомить детей с содержанием сказки, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию Помочь детям выявить «бродячий сюжет», побуждать детей находить сходства и различия в этих сказках. Знакомить с национальными особенностями русского и литовского народа на основе этих сказок. Развивать наглядно-образное мышление, внимание, образную память, связную речь. Побуждать использовать в речи распространенные предложения. Формировать умение составлять краткий описательный рассказ о героях сказок |
февраль | Просмотр мультфильма «Госпожа Метелица» Чтение русской народной сказки «Морозко» Сравнительный анализ сказок «Госпожа Метелица» и «Морозко» Рисование по сказкам «Госпожа Метелица» и «Морозко» (по выбору детей) Дидактическая игра «Что случилось бы, если…» | Познакомить с сюжетом сказки, предложить детям определить положительных и отрицательных героев. Знакомить с таким качествами и эмоциями человека, как трудолюбие, лень, доброта, злость, жадность. Познакомить с содержанием сказки, предложить определить положительных и отрицательных героев сказки Помочь детям выявить «бродячий сюжет», побуждать детей находить сходства и различия в этих сказках. Знакомить с национальными особенностями русского и немецкого народа на основе этих сказок. Формировать умение передавать в рисунке впечатления от сказки, предавать особенности национальной культуры, быта, костюмов русского и немецкого народов, отраженные в данных сказках. Формировать умение составлять сложные предложения с союзом если бы; развивать фантазию, творческое мышление. |
март | Чтение русской народной сказки «Лиса и Журавль» и австралийской народной сказки «Аист и Ворон» Сравнительный анализ прочитанных сказок Игра-драматизация по сказке «Лиса и Журавль» Коллективное сочинение сказки с похожим сюжетом Дидактическая игра «Расскажи наоборот» | Познакомить с содержанием сказок. Помочь детям выявит «бродячий» сюжет, побуждать детей находить сходства и различия в этих сказках. Знакомить с национальными особенностями русского и австралийского народов на основе этих сказок. Знакомить с такими чувствами и эмоциями, как жадность, обида, досада, стыд. Формировать умение передавать эмоциональное настроение героев в мимике, жестах, речи. Развитие образного логического мышления, коммуникативных навыков, воображения Знакомить детей с противоположными понятиями, формировать умение сравнивать, составлять сложные предложения. |
апрель | Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Чтение сказки Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» Сравнительный анализ сказок «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Белоснежка и семь гномов» Сюжетное рисование по прочитанным сказкам (по выбору) Дидактическая игра «Узнай и расскажи сказку по картинкам» Сравнительное словесное рисование места, где происходит заданное действие | Познакомить с содержанием сказки. Знакомить с такими чувствами и эмоциями, как зависть, доброта, любовь, взаимопомощь. Познакомить с содержанием сказки. Предложить детям определить положительных и отрицательных героев сказки. Помочь детям выявить «бродячий сюжет», побуждать детей находить сходства и различия в этих сказках. Знакомить с национальными особенностями русского и немецкого народа на основе этих сказок. Закреплять умение передавать в рисунке впечатления от сказки, предавать особенности национальной культуры, быта, костюмов русского и немецкого народов, отраженные в данных сказках. Формировать умение узнавать сказку по национальным особенностям, костюмам, предметам быта, описанным в данных сказках. Развивать память, внимательность, связную речь. Предложить вспомнить природные особенности, описанные в данных сказках. Развивать творческое воображение, связную речь. |
май | Чтение и сравнительный анализ русской народной сказки «Теремок» и украинской народной сказки «Рукавичка» Коллективное сочинение сказки с похожим сюжетом Игра-драматизация по сказке «Теремок» Дидактическая игра «Парные картинки» | Вспомнить содержание сказок, побуждать детей находить сходства и различия в содержании сказок. Знакомить детей с национальными особенностями русского и украинского народа на основе прочитанных сказок. Развитие образного логического мышления, коммуникативных навыков, воображения Знакомить с такими чувствами и эмоциями, как сопереживание, доброта, сочувствие; формировать умение передавать эмоциональное настроение героев в мимике, жестах, речи. Упражнять детей в сравнении предметов из сказок со схожим сюжетом, изображенных на картинках, в нахождении сходства и различий. |
Работа со сказками с «бродячим» сюжетом проводится по определенному алгоритму. Между знакомством со сказками с похожим сюжетом не должно проходить много времени.
Этапы работы по ознакомлению со сказками с бродячим сюжетом:
1. Подготовка к восприятию сказки.
Создание соответствующего эмоционального настроя непосредственно перед чтением сказки или накануне. Можно показать страну на карте или на глобусе, рассказать о ней; показать на слайдах, картинках или фотографиях пейзажи, достопримечательности, национальные костюмы, предметы быта, игрушки и др.; послушать национальную музыку. Это вызовет наибольший интерес к сказке.
2. Основная часть — ознакомление детей с текстом произведения (сказки) с использованием разнообразных методов (чтение или рассказывание, показ сказки с использованием различных видов театра, диафильм, аудиозапись). Затем проводится беседа по содержанию сказки, выяснение отношения детей к персонажам, их поступкам.
3. Сравнительный анализ сказок с «бродячим сюжетом»
Нахождение сходства и отличий в сказках. В результате беседы дети должны понять как об одном и том же в разных сказках сказано по-разному.
4. Творческие задания
-сочинение сказок по заданному сюжету;
-иллюстрации к прочитанным сказкам;
-словесное рисование места, эпизода или героев сказки;
-создание собственной книги сказок.
Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках проекта
Цель: повышение компетентности родителей в области нравственного воспитания и формирования у детей толерантного поведения. Вовлечение семей воспитанников в работу ДОУ по формированию поликультурного образовательного пространства.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проекта
1. Родительское собрание «Поговорим о толерантности»
2. Буклет «Сказки с «бродячим» сюжетом»
3. Изготовление совместно с детьми атрибутов для игр-драматизаций по сказкам
4. Выставка совместного детско-родительского творчества «В мире сказок»
5. Помощь в оформлении иллюстрированного альбома «Сказки-сестрички»
Список литературы
1. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика/ О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003.
2. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошк. педагогика. — 2010. — № 5. — С. 16–19.
3. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11.
4. Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. // Дошк. воспитание. — 2009. — № 12. — С. 79–89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/26/picture-131075-1508980125.jpg)
Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста на основе сказок народов Якутии
Формирование поликультурной личности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошк...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/15/picture-658443-1594807537.jpg)
Конспект НОД по чтению художественной литературы "Сказки разных народов"
Конспект разработан для детей подготовительной к школе группы. Знакомство детей с народными сказками разных народов на примере татарской сказки "Три сестры" и нанайской - "Айога". ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-300540-1379860242.jpg)
Презентация к выступлению на педчасе. Обобщение опыта работы по ознакомлению детей со сказками народов мира.
В рамках реализации долгосрочного проекта "Мы читаем" мною был накоплен опыт по ознакомлению детей со сказками народов мира по различной тематике. Этот опыт оказался востребованным при реали...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/05/picture-650574-1480950081.jpg)
Формирование поликультурной личности дошкольника на основе сказок разных народов мира.
Формирование поликультурной личности дошкольника на основе сказок разных народов мира.1.Введение...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/19/picture-1329856-1618812623.jpg)
Волшебные музыкальные инструменты в сказках разных народов
Исследовательский проект, выполненный ребенком подготовительной группы под руководством музыкального руководителя....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/03/picture-1098213-1546528061.png)
Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование связной речи посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с детской литературой. Обучение пересказу"
Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием интеллектуального воспитания ребёнка. Вопросы развития связ...