Формирование поликультурной личности дошкольника на основе сказок разных народов мира.
статья

Ермакова Юлия Владимировна

Формирование поликультурной личности дошкольника на основе сказок разных народов мира.

1.Введение                                                                  

2.Художественная литература как основной вид искусств  для дошкольников.

3.Сказка как способ развития межличностных отношений

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ               

 

1.В развитии современной цивилизации особую значимость приобре-

тает поликультурное образование, отражающее взаимосвязь образования

и культуры в становлении личности, общества и государства.

Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с активизацией международного сотрудничества, расширением информационного пространства, а также с возрастающим количеством межнациональных и международных конфликтов.Дошкольное образование это начальная ступень освоения социального опыта, приобретения навыков межкультурного взаимодействия, становится основой в формировании поликультурной личности.

2.В воспитании поликультурности активным средством  воздействия являются произведения искусства. Одним из основных видов искусств  и самым доступнымдля детей дошкольного возраста является художественная литература, которая представлена различными жанрами. Ярким  и доступным для старших дошкольников  жанром художественной литературы является  сказка. Она эмоционально в насыщенной форме влияют на детей, вызывая всевозможные чувства, способствуя  формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающего мира и культурам разных народов

3. С давних времен сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. Ознакомление старших дошкольник со сказками разных стран включено в систему работы по формированию поликультурного образовательного пространства.

Это формирование первоначальных представлений о традициях, обычаях, быте разных национальных культур посредством ознакомления со сказками    народов мира.  Ознакомление со сказками соответствует эмоционального настроя непосредственно перед чтением сказки или накануне. Для этого нужно показать страну на карте или на глобусе, рассказать о ней; показать на картинках в виде презентации или фотографиях, пейзажи, достопримечательности, национальные костюмы, предметы быта, игрушки и др.; послушать национальную музыку. Это вызовет наибольший интерес у детей к сказке.

 Основная часть  ознакомление детей с текстом произведения (сказки) с использованием разнообразных методов (чтение или рассказывание, показ сказки с использованием различных видов театра, диафильм, аудиозапись). Затем проводится беседа по содержанию сказки, выяснение отношения детей к персонажам, их поступкам. Обязательно должен быть  сравнительный анализ - нахождение сходства и отличий в сказках. В результате беседы дети должны понять как об одном и том же в разных сказках сказано по-разному.

Так же давать творческие задания для детей( сочинение сказок по заданному сюжету,иллюстрации к прочитанным сказказкам,рисование эпизода или героев сказки,создание собственной  книги сказок).Так же взаимодействование с родителями  воспитанников  повышает  компетентность в области нравственного воспитания и формирования у детей толерантного поведения( формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские собрания, изготовление совместно с детьми атрибутов для игр-драматизаций по сказкам,буклеты сказки,различные выставки совместного  творчества по сказкам, оформление иллюстративного альбома « Сказки разных народов»

          4.Узнавая через сказки народов мира о его широте и многогранности, ребенок понимает своеобразие и неповторимость собственной Родины. Дети узнают, что в мире множество разных народов, каждый неповторим и самобытен, но в каждом есть понятие о совести, дружбе, взаимопомощи, что отчетливо отражается в их сказках. На занятиях по сказкам народов мира дети учатся миролюбию, любви и уважению к другим народам и культурам.

Таким образом, значение изучения сказок народов мира для речевого, мыслительного развития и воспитания старшего дошкольника огромно, и пренебрегать таким серьезным, многовековым опытом воспитания подрастающего поколения неразумно. Напротив, необходимо как можно больше и чаще работать со сказкой, ведь в ней сосредоточена вся накопленная мудрость и национальный колорит народа. Сказка словно специально создана для ребенка. Его сознание само «требует» сказки, так как у него преобладает эмоционально-чувственное восприятие мира, а сказка говорит детским языком, и – удивительно: не уча напрямую, учит, воспитывает ребенка, своей удивительной формой развивает его речь, содержанием – мышление и воображение.[nsportal

 

1. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика/ О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003.

2. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошк. педагогика. — 2010. — № 5. — С. 16–19.
3. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. 

4. Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. // Дошк. воспитание. — 2009. — № 12. — С. 79–89. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikulturnoe_formirovanie.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.В.Ермакова

Формирование поликультурной личности дошкольника на основе сказок разных народов мира.

1.Введение        

2.Художественная литература как основной вид искусств  для дошкольников.

3.Сказка как способ развития межличностных отношений

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.В развитии современной цивилизации особую значимость приобре-

тает поликультурное образование, отражающее взаимосвязь образования

и культуры в становлении личности, общества и государства.

Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с активизацией международного сотрудничества, расширением информационного пространства, а также с возрастающим количеством межнациональных и международных конфликтов.Дошкольное образование это начальная ступень освоения социального опыта, приобретения навыков межкультурного взаимодействия, становится основой в формировании поликультурной личности.

2.В воспитании поликультурности активным средством  воздействия являются произведения искусства. Одним из основных видов искусств  и самым доступнымдля детей дошкольного возраста является художественная литература, которая представлена различными жанрами. Ярким  и доступным для старших дошкольников  жанром художественной литературы является  сказка. Она эмоционально в насыщенной форме влияют на детей, вызывая всевозможные чувства, способствуя  формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающего мира и культурам разных народов

3. С давних времен сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. Ознакомление старших дошкольник со сказками разных стран включено в систему работы по формированию поликультурного образовательного пространства.

Это формирование первоначальных представлений о традициях, обычаях, быте разных национальных культур посредством ознакомления со сказками    народов мира.  Ознакомление со сказками соответствует эмоционального настроя непосредственно перед чтением сказки или накануне. Для этого нужно показать страну на карте или на глобусе, рассказать о ней; показать на картинках в виде презентации или фотографиях, пейзажи, достопримечательности, национальные костюмы, предметы быта, игрушки и др.; послушать национальную музыку. Это вызовет наибольший интерес у детей к сказке.

 Основная часть  ознакомление детей с текстом произведения (сказки) с использованием разнообразных методов (чтение или рассказывание, показ сказки с использованием различных видов театра, диафильм, аудиозапись). Затем проводится беседа по содержанию сказки, выяснение отношения детей к персонажам, их поступкам. Обязательно должен быть  сравнительный анализ - нахождение сходства и отличий в сказках. В результате беседы дети должны понять как об одном и том же в разных сказках сказано по-разному.

Так же давать творческие задания для детей( сочинение сказок по заданному сюжету,иллюстрации к прочитанным сказказкам,рисование эпизода или героев сказки,создание собственной  книги сказок).Так же взаимодействование с родителями  воспитанников  повышает  компетентность в области нравственного воспитания и формирования у детей толерантного поведения( формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские собрания, изготовление совместно с детьми атрибутов для игр-драматизаций по сказкам,буклеты сказки,различные выставки совместного  творчества по сказкам, оформление иллюстративного альбома « Сказки разных народов»

          4.Узнавая через сказки народов мира о его широте и многогранности, ребенок понимает своеобразие и неповторимость собственной Родины. Дети узнают, что в мире множество разных народов, каждый неповторим и самобытен, но в каждом есть понятие о совести, дружбе, взаимопомощи, что отчетливо отражается в их сказках. На занятиях по сказкам народов мира дети учатся миролюбию, любви и уважению к другим народам и культурам.

Таким образом, значение изучения сказок народов мира для речевого, мыслительного развития и воспитания старшего дошкольника огромно, и пренебрегать таким серьезным, многовековым опытом воспитания подрастающего поколения неразумно. Напротив, необходимо как можно больше и чаще работать со сказкой, ведь в ней сосредоточена вся накопленная мудрость и национальный колорит народа. Сказка словно специально создана для ребенка. Его сознание само «требует» сказки, так как у него преобладает эмоционально-чувственное восприятие мира, а сказка говорит детским языком, и – удивительно: не уча напрямую, учит, воспитывает ребенка, своей удивительной формой развивает его речь, содержанием – мышление и воображение.[nsportal

1. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика/ О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003.

2. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошк. педагогика. — 2010. — № 5. — С. 16–19.
3. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. 

4. Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. // Дошк. воспитание. — 2009. — № 12. — С. 79–89. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста на основе сказок народов Якутии

Формирование поликультурной личности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем  и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошк...

Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"

К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...

«Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со сказками разных народов»

Проект: «Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со  сказками разных народов»Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческийПродолжительнос...

Проект «Буккроссинг как приобщение дошкольников к чтению сказок разных народов мира»

Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста со сказками разных народов мира, используя нетрадиционную форму организации совместной деятельности детей и родителей, как буккросинг....