ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА»
материал (старшая группа) по теме

Мурашова Людмила Александровна

Обобщение опыта по самообразовательной работе в старшей, подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_po_samobrazovatelnoy_rabote.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Продолжать формировать национальные традиции у детей с использованием фольклора в патриотическом воспитании.                              

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. В  отличии от тех лет, когда дети в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное – обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.            

Таким образом, суть патриотического воспитания вижу в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть, естественный, а потому, считаю и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.          

Исходя из актуальности этого направления в работе с детьми, я продолжила тему самообразовательной работы. На протяжении двух лет веду работу с детьми в направлении изучения народного творчества, воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми.                    

Поэтому мною были определены следующие задачи:                  

  1. Привить детям любовь к прекрасному.        
  2. Формировать умения и навыки русских народных игр в коллективе.    
  3. Развивать в детях такие качества, как доброта, чувство товарищества, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.                

С целью приобщения детей к семейным традициям, я привлекала родителей к участию в проектной деятельности на тему: «Моя семья», с целью узнать свою родословную, о семейных праздниках, традициях. Родители приняли участие и составили портфолио о своей семье, считаю, что способ привлечения родителей и вовлечение их в эту деятельность является источником познавательного и нравственного развития детей в этом направлении. В течении года пополнялся фольклорный материал совместно с родителями, проводились беседы, консультации, для заучивания малых фольклорных форм с детьми родителям давались домашние задания. Родители были активными участниками педагогического процесса на протяжении всего года, что являлось совместной творческой деятельностью, педагог – родитель – ребёнок.              

Целью достижения результата в работе с детьми, я увидела в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей жанров народного творчества посредством знакомства и исполнения произведений фольклора.                

Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, загадки, хороводы, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.              

Небылицы – это необычные произведения, развивают чувство юмора, логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.            

Скороговорки – помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.      

Загадки – в них богатая выдумка, остроумие, образный строй живой разговорной речи.      

Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.                

Хоровод –это жанр, в котором поэтико – музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия и хореографии.                  

Творчество детей возникает на основе овладения определёнными умениями и навыками в результате обучения, приобретает развивающий характер, раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применяя в новых условиях, в свободной вариативной форме.                  

Таким образом, опыт моей работы позволил установить степень эффективности применения фольклора в практике моей работы по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.                

Считаю важным проведение своевременного мониторинга успехов моих воспитанников, т. к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей, но и проанализировать степень эффективности своей работы, исходя из полученных результатов, я делаю вывод о правильности выбранных технологий и методов работы с детьми.              

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"

К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа".

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна основе традиций русского народа....

«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

Дошкольное детство самый благодатный период жизни. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Естественно, что от педагога зависит многое. Правильное воспитание, вс...

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА.

Современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения народных традиций. Подрастающее поколение должно знать не только историю Рос...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»...

Отчет по самообразованию за 2022-23 уч. год на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравств ен...