«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
статья на тему

Егорова Галина Михайловна

Дошкольное детство самый благодатный период жизни. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Естественно, что от педагога зависит многое. Правильное воспитание, всестороннее развитие, внимание не только физическому, но и духовному становлению дошкольника – все это определит будущее человека и гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

Народная культура является неотъемлемой частью жизни любого человека.

Дошкольное детство самый благодатный период жизни. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Естественно, что от педагога зависит многое. Правильное воспитание, всестороннее развитие, внимание не только физическому, но и духовному становлению дошкольника – все это определит будущее человека и гражданина.

Применяя в воспитании дошкольников народное декоративно-прикладное искусство, можно выделить главную идею – воспитание зарождающегося чувства любви и патриотизма к Отчизне и малой родине, народу и осознание национальной принадлежности. Именно поэтому на протяжении своего существования отечественная педагогика и ее яркие представители Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и другие, выделяют главный принцип – воспитание дошкольников в семье и детском саду, в окружении и погружении в родное искусство края.

Для успешного осуществления национального направления в воспитании детей дошкольного возраста необходимо создать привлекательную эстетически оформленную образовательную среду, которая будет направлена на духовно-нравственное становление и воспитание детей. Это могут быть не только удачно оформленная группа, стенды, а также создание музеев в помещениях и мини музеев в группе.

В настоящее время при отсутствии условий посещения настоящего музея, на помощь приходят электронные образовательные ресурсы – презентации, фильмы, онлайн музеи. В ходе «посещения» такого музея дети могут познакомиться с предметами старины, народными костюмами и предметами быта.

Также не нужно упускать из вида семью, как главный источник народных традиций. Многие семьи хранят в себе и передают из поколения в поколение обычаи и традиции, характерные для данной местности или региона. Педагог должен привлекать семью к активному участию и взаимодействию с ДОО. Родители помогают при сборе экспонатов для музея в детском саду, предоставляют фотографии, участвуют и организовывают народные праздники, шьют народные костюмы, помогают в оформлении развивающей среды.

Народное декоративно-прикладное искусство в силу близости к народу, доступности и простоты, живого характера имеет важное место не только в творческом, но и в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста, а также в развитии фантазии, инициативы, воображения и самостоятельности

При работе с материалом народного декоративно-прикладного искусства необходимо обратить внимание на следующие моменты:

– народное искусство ускоряет становление детского творчества;

– народное искусство является художественным опытом многих поколений народа;

– произведения народного искусства формируют вкус, приобщают к эстетике, развивают творчество личности

При взаимодействии с произведениями декоративно-прикладного искусства, восприятию старших дошкольников открываются новые источники и возможности, что способствует первым эстетическим переживаниям. При анализе того или иного народного произведения детям не всегда доступен язык изображения народного умельца. С помощью педагога дети успешно решают эту задачу. Воспитатель показывает всю широту и выразительность декоративно-прикладного искусства, обладающие невероятной силой влияния на дошкольника. Знакомясь с произведениями народного декоративно-прикладного искусства определенной местности, необходимо предоставлять детям подлинные образцы, которые заключают в себе образность художественной выразительности, они должны быть воспринимаемы детьми, доступны для широкого применения в воспитательной работе с  дошкольниками.

Ознакомление дошкольников с родным краем посредством народного декоративно-прикладного искусства осуществляется через следующие виды работы:

1. Знакомство с историей появления вида декоративно-прикладного искусства.

2. Особенности декоративных образов.

3. Отличительные особенности декоративно-прикладного произведения.

4. Выделение выразительных средств

Изучая произведения декоративно-прикладного искусства, дошкольники знакомятся с местностью, где зародился промысел, с его историей, особенностями. Воспитатель совместно с детьми рисует, лепет, составляет аппликации того или иного декоративно-прикладного произведения, что способствует лучшему закреплению представления о нем. Каждый промысел уникален и отличается друг от друга узорным исполнением, художественной обработкой материала, формой изделия. Все это дети постигают при непосредственном знакомстве и взаимодействии с произведением. Знакомство также проходит на занятиях, где применяются мультимедиа технологии (презентации, фильмы). Подключая родителей воспитанников можно организовать ярмарку с продажей готовой продукции, сделанной самими детьми. Все это может происходить в лучших традициях Нижегородской ярмарки, в виде театрализованного праздника.

С детьми старшего дошкольного возраста проводят тематические праздники для родителей, где они рассказывают о каком-либо промысле, рисуют и даже используют фольклор родного края. Неоценимый вклад в получение знаний о Нижегородском регионе также вносит музей. Если нет возможности посетить музей народного промысла, то его с успехом, при помощи родителей, можно организовать в группе, в рамках знакомства с определенным видом промысла.

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре касается всех образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», и другие. Работая по принципу интеграции образовательных областей, педагог может организовать свою работу в этой области разнообразно и интересно, именно так, чтобы вся донесенная информация была воспринята дошкольниками глубоко и надолго осела в их сердцах. Региональный компонент определяет воспитание дошкольников в среде национального колорита.

Формирование знаний о культуре родного края сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя и дошкольников, с использованием различным методов, приемом и средств педагогического воздействия на детей. Воспитание любви к культуре малой родины у детей старшего дошкольного возраста определяет в последующем у них моральный облик и уважение к своему региону и стране, что в свою очередь способствует развитию таких нравственных качеств как смелость, уважение, гордость и отзывчивость. Все это свидетельствует о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных и наиболее доступных средств ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа".

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна основе традиций русского народа....

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА.

Современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения народных традиций. Подрастающее поколение должно знать не только историю Рос...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»...

«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

В своей работе с детьми дошкольного возраста мы убедились, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и т...

План по самообразования: Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью п...