Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"
материал по теме

Мурашова Людмила Александровна

К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet_po_samoobrazovaniyu.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы: Творческий отчет по самообразованию:

 «Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа»

Автор (воспитатель):

 Мурашова Людмила Александровна

Место выполнение:

МБДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Тулун

        

        

Цель:      

Формирование национальных традиций у детей старшего дошкольного возраста.      

В соответствии с целью мною определены задачи:        

1.Определить специфику культурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ.        

2.Выявить содержание традиций народной культуры, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели.      

3.Определить эффективность выявленных условий приобщения детей к национальным традициям.            

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления.    

Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые.      

Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.        

Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.        

Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважению к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.        

Основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству. Эмоциональный позитивный отклик ребёнка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объёмной информацией об окружающем мире.          

В дошкольном возрасте народная культура по – прежнему остаётся основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру.        

Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (печь, стол,  лавка, колыбель), домашней утвари, посуде (горшок, самовар), игрушках (матрёшка, лошадка), кухне. Дети под моим руководством активно включались в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражали полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной). В течение года проводилась систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), государственные праздники, создавалась обстановка общей радости, хорошего настроения, формировались чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.        

Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту.      

Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.        

Формировала у детей чувства причастности к событиям, которые происходили в детском саду, семье, стране, воспитывала любовь к близким людям, Родине.      

Стимулировала желание детей познавать культуру своего народа через пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества.            

Важной задачей остаётся воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.        

Планирование своей работы по этому направлению позволяло знакомить детей с героическим эпосом нашего народа, старинными обрядами, исконно русскими ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями.          

Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.      

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.      

Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов. Опыт моей работы показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями  и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении. Прежде чем начать знакомство детей с традиционной культурой, мне необходимо было выявить уровень знаний родителей по данному вопросу. Анкетирование показало, что 78% родителей – с очень низким уровнем знаний о русской культуре, православных праздниках.      

У 25% родителей – имеется представление о народных праздниках, они знают свою родословную, интересуются прошлым своей семьи.        

8% безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области, потому что считают, что эта тема устарела и в современном обществе есть более насущные проблемы. Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению к истокам русской традиционной культуры необходимо объяснять родителям.      

Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа, проводилась через активные формы взаимодействия детей и родителей.        

В течение года я использовала два вида проектной деятельности по темам: «Сибирь – мой край родной» и «Русский народный костюм», краткосрочный и длительный.      

Работая над проектами, совместно с родителями был собран фольклорный материал и изготовлены для детей русские народные костюмы семьями воспитанников.      

Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление с особенностями традиционной русской культуры, были организованы такие формы работы, как консультации, размещение информации в родительском уголке, фотовыставки. Родители стали активными участниками педагогического процесса, были созданы условия для совместной творческой деятельности, что способствовало единению педагогов, родителей и детей.      

Я считаю, что поставленные задачи решены, перспективами деятельности являются изучение процесса формирования личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к родной культуре. Мне удалось определить наиболее важные направления в работе по приобщению детей к традиционной народной культуре.      

Для этого я выделила несколько компонентов, с помощью которых удалось определить уровень сформированности представлений детей о народных праздниках;        

Выявление интереса к культуре и традициям своего народа;        

Наличие опыта семейного воспитания, традиций и обычаев.        

Результатами проведённой работы являются:          

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.      

Умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.        

Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.            

Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).          

Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа".

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна основе традиций русского народа....

«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

Дошкольное детство самый благодатный период жизни. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Естественно, что от педагога зависит многое. Правильное воспитание, вс...

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА.

Современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения народных традиций. Подрастающее поколение должно знать не только историю Рос...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»...