Методическая разработка. Экологическое воспитание дошкольников.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Аношко Олеся Васильевна

Цель работы: формирование системы экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни.

Задачи:

·         Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе (интеллектуальное развитие);

·         Воспитывать бережное отношения к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях (нравственное воспитание);

·         Развивать эстетические чувства (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrobotka_ekologiya.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка. Экологическое воспитание дошкольников.

 Человек  всегда  был  потребителем  по  отношению  к  природе:  жил  и пользовался  её  дарами,  не  задумываясь о последствиях. Возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.  Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Цель работы: формирование системы экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни.

Задачи:

  • Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе (интеллектуальное развитие);
  • Воспитывать бережное отношения к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях (нравственное воспитание);
  • Развивать эстетические чувства (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы. Поэтому важное внимание в своей работе я буду уделять  экологическим занятиям. В работе с детьми будут использованы   различные типы экологических занятий: первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные и игровые. На экологических занятиях  дети будут ознакомлены  с внешним видом животных и растений, будут распознавать, узнавать о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения, так же знакомится  с сезонными изменениями, происходящими в природе (смена времен года)..

 На  занятиях, основной   задачей является  раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы.

Большое внимание уделяется общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц.

 

На прогулках дети будут знакомиться  с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).  Вместе с детьми организовывать игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на нашем участке имеется такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

При формировании экологических знаний у детей будет придаваться  большое значение исследовательской деятельности проведению опытов. Опыты будут строиться  на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В ходе обучения будет обращаться  внимание на то, чтобы были  задействованы  все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставляется  возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Именно на прогулке в ходе опытов дети ознакомятся  со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся  с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям  у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе.

Важное внимание при формировании экологических знаний у детей уделяется  прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей.

В зимний и осенний период года дети  будут трудиться  в уголке природы. Здесь они будут учиться  ухаживать за комнатными растениями.  Растения подобраны контрастные по строению стебля, форме, величине требующие разнообразных приемов ухаживания

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Большое значение нужно придавать  работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей можно использовать  как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии).

В результате этой методической разработки   у детей повысится уровень экологической культуры , дети научатся осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по охране её; будут развиваться  умственные способности детей, которые будут  проявляться  в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Также появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

При составлении перспективного плана по экологическому воспитанию дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни я опиралась на следующие источники: программа развития и воспитания в детском саду "Детство" В. И. Логинова, Т. И. Ноткина, М. В. Крулехт и др.; программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: "Наш дом - природа" Н. А. Рыжова; "Юный эколог" С. Н. Николаева; "Мы" Н. Н. Кондратьева; "Программа экологического воспитания старших дошкольников" Л. Бобылева, О. Дупленко; "Семицветик" В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова.; методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004), В. Зебзеева (1998), Т. Зенина (2000), С. Н. Николаева (2002, 2004), Л. Павлова (2002) и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"

Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"

Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальн...

Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"

Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную эко...

Методическая разработка "Экологическое воспитание дошкольников"

Эта статья будет полезна воспитателям детских садов. В ней говорится о том, чем экологическое воспитание отличается от традиционного ознакомления детей с природой, раскрывается содержание и методы эко...

Методическая разработка Экологическое воспитание дошкольников – это так важно!

Николаева Светлана Валерьевна, воспитатель. Методическая разработка "Экологическое воспитание дошкольников – это так важно!"Экологическое воспитание - направление в дошкольной пед...

методическая разработка:Экологическое воспитание дошкольника. Образовательный квест "Осенние приключения загадочных букв "

Как весело, а главное с пользой организовать и провести образовательный квест на территории ДОУ при активном взаимодействии родителей....

Методическая разработка экологическое воспитание дошкольников

Применение мультимедийных презентаций дает возможность оптимизировать педагогический процесс, повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.Основными целями и задачами применения новых ...