Методическая разработка "Экологическое воспитание дошкольников"
методическая разработка на тему

Эта статья будет полезна воспитателям детских садов. В ней говорится о том, чем экологическое воспитание отличается от традиционного ознакомления детей с природой, раскрывается содержание и методы экологического воспитания, даны рекомендации для родителей, как прививить культуру детям дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Экологическое воспитание дошкольников

Сегодня, в эпоху стремительного прогресса и глобальной техногенной катастрофы, люди невольно стали задумываться: «Как сохранить планету чистой?» Очевидно, что если мы сами не будем внимательно относиться к миру, в котором мы живем, то можем просто погубить себя. Чтобы избежать этого, нужно осознать полезность воспитания экологической культуры. И начать, прежде всего, с воспитания себя, а потом уже и своих детей. Знания и хорошие привычки, приобретенные ещё в детстве, в дальнейшем сформируются в чёткие убеждения. Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Основным содержание экологического воспитания  дошкольников является формирование у детей осознанно -  правильного отношения к природным явлениям и  окружающим объектам.

Осознанно -  правильное отношение детей  к природе строится на ее чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней, знании особенностей жизни отдельных живых существ, приспособительных зависимостей живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Эти знания помогают детям понять конкретные ситуации в поведении животных, состоянии растений, правильно оценить их и адекватно на них реагировать.

Осознанность заключается в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, самостоятельно или вместе со взрослыми выполнить трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Темы для ознакомления дошкольников с природой:

  1. «Неживая природа - среда жизни растений, животных, человека» (дети получают элементарные представления о значении неживой природы в жизни живых существ). Дети знакомятся со Вселенной, с планетой Земля, с ее спутником  - Луной, другими планетами, огненной звездой -  Солнце; водой, воздухом, почвой и камнями, с характерными явлениями неживой природы (сезоны) и сезонными изменениями. Дети учатся замечать красоту природы в разное время года.

  1. «Многообразие растений и животных и их связь со средой обитания» (взаимосвязи растений и животных со средой обитания). Дети знакомятся с комнатными растениями, растениями на участке, животными и птицами, с условиями, при которых растения и животные комфортно себя чувствуют, растут и развиваются. У детей формируется понимание того, что о растениях и животных нужно постоянно заботиться.

  1. «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания». Дети узнают, что растение можно вырастить из семени, что от одного семени можно получить много семян; знакомятся со стадиями роста и развития однолетних культур (семя – проросток – наращивание зеленой массы – цветение плодоношение). Узнают, что в разные периоды роста растению нужны различные условия. Молодое растение - хрупкое, слабое, с ним надо обращаться бережно и осторожно, чтобы не повредить его.

 Птицы строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов. Родители птенцов создают все необходимые условия для роста своего потомства: кормят, обогревают, охраняют, защищают.

У животных родятся живые детеныши. Сначала за слабыми и беспомощными детенышами (зверями) заботятся родители. Малыши быстро растут и, став взрослыми, сами могут добывать корм, защищаться от врагов, выводить потомство. А о детенышах домашних животных заботится человек.

 Дети учатся чуткости,  заботливому отношению к растениям животным.

  1. «Жизнь растений и животных в сообществе». Дети узнают, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. В лесу несколько этажей растений: деревья, кустарники и травы. В лесу много животных, которые питаются растениями. Крупные животные питаются мелкими. Все обитатели леса зависят друг от друга.

Дети знакомятся с экологическими системами: поле, луг, лес, степь, болото, озеро, река, море; растениями и животными этих экосистем.

  1. «Взаимодействие человека с природой». Дети узнают, что человек – живое существо. Ему необходимы чистый и свежий воздух, хорошая пища, тепло, чистота и порядок в окружающей обстановке, пространство для деятельности. В таких условиях человек хорошо себя чувствует, не болеет, красиво выглядит, бодр, доброжелателен к окружающим.

Дети получают представления о том, что чистый воздух, чистые озера, реки, моря, земля, леса – это природное богатство страны. Человек пользуется  этим богатством. Из дерева делают доски, фанеру, изготавливают мебель, деревянные дома, игрушки. Бумагу и т.д. На все это надо много леса. А лес растет долго, поэтому надо беречь мебель, игрушки, делать посадки молодых деревьев.

Вода из реки нужна растениям и  животным. Человеку такая вода не подходит, ему нужна водопроводная вода, которую берут из реки и специально очищают. От грязной воды люди болеют. Чистую воду надо беречь, зря не тратить. Чистая вода, пригодная для человека, бывает в колодцах, родниках, ее можно пить, не очищая. Колодцы и родники надо охранять от мусора и загрязнения.

Человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесничий), которые очищают лес от сухих деревьев, бурелома, подкармливают зимой животных, птиц. На вырубках сажают молодые деревья, которые специально выращиваются в лесопитомниках. Лес нужно оберегать от пожара, поэтому там не следует разводить костров. Человек создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие виды растений и животных в Красную книгу.  

Методы экологического воспитания

  1. наблюдение за растениями, животными, явлениями природы, условиями внешней среды, климатом и т.д.,
  2. эксперименты в природе: таяние снега и льда от тепла
  3. трудовая деятельность детей в живом уголке, в цветнике, в огороде, изготовление скворечников, кормушек и т.д.,
  4. ведение календарей природы и погоды, дневников наблюдений, зарисовок и т.д.,
  5. проведение специальных природоохранных акций по подкормке птиц, уборке прогулочного участка
  6. экскурсии, прогулки с целью сбора природного материала для самостоятельного художественного творчества.
  7. чтение художественной литературы о природе,
  8. беседы с детьми о природе и человеке,
  9. прослушивание музыкальных произведений,
  10. организация выставок картин художников-пейзажистов,
  11. изготовление поделок из природного материала,
  12. организация тематических праздников и утренников, развлечений.

Прививаем культуру детям дошкольного возраста

(рекомендации для родителей)

Экологическое воспитание дошкольников – первая ступенька длинного и трудного пути, на котором родители становятся не только носителями знаний о природе, но и образцом для подражания. Не теряйте времени зря – прививайте азы экокультуры с раннего возраста!

С чего начать?

  1. Поддерживаем уют в доме. Вместе с детьми сажаем цветы и ухаживаем за ними! Ведь цветы — это не только особая атмосфера домашнего уюта и тепла, но ещё и среда, которая воспитывает ребёнка и сохраняет его здоровье. Красота окружающей среды разовьёт эстетический вкус, воспитает уважение и любовь природе. Вместе делаем уборку, поддерживаем чистоту.

  1. Гуляем всей семьей во дворе, в парке,  в лесу. Сколько интересного в лесу: ручейки, растения, причудливой формы колоды, звуки птиц и насекомых. Разъясните ребенку правила поведения в лесу: не рвать цветы, не мусорить, не разжигать костры. Не обязательно ходить далеко – и во дворе найдётся много интересного.

  1. Обращаем внимание ребёнка на всё, что находится вокруг него: какой песок, как стучат камешки, как шелестят листья, какой след может оставить палочка на мокрой земле. Изучение такие природных «чудес» — первый шаг познания природы.

  1. Просвещаем ребёнка. Расскажите, как называются те или иные природные объекты и явления. Используйте для характеристики стихи, песенки, пословицы и поговорки, загадки. У малыша значительно увеличится объём словарного запаса и сформируется позитивное восприятие природы.

  1. Читаем литературу о природе  и беседуем с малышом на нравственную тематику, анализируйте поступки героев сказок и стихов. Полезно иметь или брать в библиотеке книги Джеральда Даррелла, Виталия Бианки. Приобретайте периодические издания о нашей планете, её природе и обитателях: «Природа и человек», «В мире животных», «Домашний любимец», «Свирель», «Филя», «Юный натуралист» и другие.

  1. Общаемся с животными. Сходите в зоопарк, съездите в деревню к бабушке или заведите собственного питомца. Общение с животными действует успокаивающе, вызывает чувство радость и восторга, а также прививает навыки экологической ответственности.

  1. Сажаем цветы. Найдите возможность посадить что-то вместе с ребёнком: цветы, садовую зелень или деревце. Малыш увидит, как растут растения – это будет для него открытием и одним из первых шагов осознания экосистемы.

  1. Делаем поделки из природных материалов. Заведите привычку каждую осень заготавливать природный материал для детского творчества: осенние листья, жёлуди, сухоцветы, семена, соломку, каштаны, шишки, бересту и прочее. Из них получаются чудесные фигурки, панно и аппликации!

  1. Смотрим телевизор разумно. Лучше всего, если это будут образовательные передачи природоведческого характера. Можно обсуждать экологические проблемы с ребёнком при просмотре новостей, мультфильмов или детских кинофильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...

Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".

Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционн...

Методические рекомендации по социально-эмоциональному воспитанию дошкольников

В данных методических рекомендациях говорится о важности роли эмоций в организации учебно-воспитательного процесса в целом, который включает в себя:- организацию предметно-развивающей среды;- формиров...

Статья для методического объединения. Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников

Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников...

Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, список литературы для педагогов и детей...