Консультация для педагогов ДОУ
консультация (старшая группа) на тему

Исмагилова Эльмира Мазитовна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектный метод в обучении старших дошкольников.

Мир ребенка, как и взрослый мир имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению - как между собой так и с окружающими взрослыми чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый.

В поисках наиболее совершенных средств  обучения и воспитания на всех «этажах» системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов, родоначальником которого принято считать Е. Паркхерст (США, 1919 г.).  Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям детей 5-7 лет. Среди них можно выделить непосредственную связь с жизнью, интересными событиями, и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; нерасчлененность на предметные области; широкий спектр видов деятельности; важность не только результата,  но и процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре с определенным партнером, в группе), проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность применять освоенные ранее знания и умения.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. Старший дошкольный возраст – одна из важнейших точек сенситивного периода развития социального чувства, когда для ребенка становится особенно важным собственное положение в обществе сверстников и взрослых.

Учебная проектная деятельность – это как бы «проект в проекте». Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности детей не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников. Таким образом, проект – это не случайная совокупность различных видов деятельности. Его фундамент должна составить личностно – ориентированная ситуация – педагогический проект поддержки организации ребенком собственного мира.

В основе проекта обычно лежит какая-либо проблема. В зависимости от ее характера,  способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников проекта различают несколько типов проектов. В дошкольном образовании представлены следующие:

  • Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео-и мультипликационных фильмов. Например, «Волшебный мир театра», «Литературный калейдоскоп», «Путешествие в страну сказок», «Сундучок бабушки Рассказушки».  Дети 5 – 7 лет могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей.
  • Исследовательские проекты предполагают некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент). Опыт показывает, что старшие дошкольники могут стать полноценными участниками этапов формирования целей проекта, разработки плана мероприятий, обсуждения путей решения проблемы, практического осуществления запланированного. Например, «Тайны растений», «Обитатели живого уголка», «Водоворот в природе», «Комнатные растения».
  • Приключенческие, игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно – ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета. Например, «На приеме у доктора Айболита», «Пишем письмо Деду Морозу», «Улица полна неожиданностей».
  • Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком -  либо объекте, явлении. Например, «Клуб путешественников», «Прекрасная страна слов», «В царстве геометрии», «Наши помощники – органы чувств», «Кошки и собаки – наши соседи», «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
  • Практико – ориентированные проекты связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого результата. В отличие от информационных, исследовательских, творческих проектов в данном случае спектр видов деятельности, ведущих к достижению цели, может быть различным. Например, «Красивое вокруг нас», «Мои сокровища», «Я – волшебник», «Красота спасет мир».

Проекты также подразделяют по составу и количеству участников, по степени определенности результата, по срокам реализации (краткосрочные и долговременные), по тематике.

Для того чтобы грамотно выстроить проектную деятельность, необходимо определить видовую принадлежность планируемого проекта, поскольку каждый вид проектов имеет определенную логику построения.

Такой подход позволяет нам успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....