Главные вкладки

    ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
    статья на тему

    Белова Вера Александровна

    Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы воспитателей группы раннего возраста, с родителями детей, поступающих в ДОУ. Цель этой работы: привлекать родителей ребенка к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании, развивать их педагогическую компетентность, помогать им находить ответы на интересующие вопросы по воспитанию детей, помочь проявить искреннюю заинтересованность родителей ребенка в прохождении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_v.a.belova222222222.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    УДК 373.2

    В.А.Белова, Н.В. Литвинова

    ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

    МБДОУ № 7 г. Калуги

    Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы воспитателей группы раннего возраста, с родителями детей, поступающих в ДОУ. Цель этой работы: привлекать родителей ребенка к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании, развивать их педагогическую компетентность, помогать им находить ответы на интересующие вопросы по воспитанию детей, помочь проявить искреннюю заинтересованность родителей ребенка в прохождении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

    Ключевые слова: адаптация, ДОУ, режим дня, игровая деятельность, рекомендации, формы общения, воспитание.

    Как известно, адаптация – это процесс вхождения дошкольника в новую среду, его возможность приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для формирования личности ребенка.

    Процесс адаптации оказывается сложной ситуацией не только для ребенка, но для родителя.  

    Для того чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла максимально спокойно и быстро, родителям необходимо как можно больше знать об особенностях этого достаточно сложного периода. Именно поэтому мы используем в своей работе педагогические рекомендации Л.В. Белкиной [1], которая предлагает следующие формы организации общения педагогов и родителей:

    1.        Информационно-аналитические (анкетирование) Основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

    2.        Познавательные (беседы, родительские собрания). Способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

    3.        Наглядно-информационные (папки, наглядные формы педагогической пропаганды, консультации, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь»). Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Общение педагогов с родителями организуется как прямо, так и через газеты, организацию выставок. Взаимодействие родителей и педагогов носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества.

    Взаимодействии с родителями мы осуществляем на основе следующих принципов [3]:

    •        Системность, четкая целенаправленность и плановость;

    •        Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями;

    •        Возрастной характер взаимодействия с родителями;

    •        Открытость и доброжелательность.

    Адаптация – длительный процесс, включающий в себя два больших этапа, каждый из которых имеет свои собственные цели и задачи.

    Первый этап – подготовительный. Он начинается с первого общего собрания родителей, которое проводится ещё до поступления и прихода детей в группу. На этом собрании родители знакомятся с ДОУ, с персоналом группы, им рассказывают о текущих задачах и традициях учреждения . Показывают, как работать с сайтом ДОУ, на котором родители могут получить нужную им информацию о плане проведения мероприятий для вновь поступающих детей в ДОУ: мастер - классах, консультациях, беседах, тренингах, практикумах. Наша работа с родителями нацелена на то, чтобы развить их педагогическую компетентность, помочь семье найти ответы на интересующие их вопросы по воспитанию детей, привлечь родителей к сотрудничеству в плане поиска единых подходов в деле воспитания. Проводится экскурсия по помещениям ДОУ.  

    Родителей знакомят с возрастных особенностями детей и причинами, вызывающими стрессовое состояние, им дают рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые в дальнейшем помогут малышам спокойно влиться в новую, особенную жизнь детского сада.  

    Второй этап адаптационного периода – прием детей в группу. Для чего проводится второе родительское собрание.

    На собрании родители получают информацию о режиме работы воспитателей и группы, необходимости постепенного вхождения ребенка в новые условия жизни. Родителям разъясняют, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, что они зависят от его индивидуально – типологических особенностей, а также от того, насколько серьезно его подготовили к этому этапу жизни. Особое внимание родителей обращается на то, что для успешного прохождения этого периода просто необходимы слаженные действия окружающих его взрослых людей, как воспитателей, так и родителей.

    Даются рекомендации по профилактическим мерам подготовки детей (сбалансированный рацион питания, витаминизация, обработка носоглотки, щадящий режим в домашних условиях и т.д.), родителям объясняют, почему все же дети могут заболеть.

    Мы, воспитатели, рекомендуем с первых дней прихода детей в дошкольное учреждение сформировать у них безбоязненное, спокойное и положительное отношение к детскому саду. Даем советы родителям, как правильно вести себя с ребенком, чтобы не вызвать у него тревоги, напряжения, сформировать положительное отношение к воспитателю, как к доброму и интересному взрослому; быть помощником воспитателю в решении текущих задач.  

    Нами выработаны определенные рекомендации для родителей:

    - Домашний режим необходимо привести в соответствие с режимом группы нашего детского сада.

    - Ввести в рацион питания новые для ребенка блюда и ознакомиться с разработанным меню детского сада.

    - Дома необходимо обучать ребенка всем навыкам самообслуживания: одеваться, раздеваться, умываться, вытирать руки, проситься на горшок, самостоятельно кушать, пользуясь ложкой.

    - Одежда должна быть удобна для ребенка данного возраста.

    - Обязательно расширять у ребенка"социальный горизонт", Он должен общаться со сверстниками на игровых площадках, ходить в гости к друзьям, гулять по городу с родителями, оставаться ночевать у бабушки и т.д. При таком опыте, у ребенка исчезнет боязнь общения со сверстниками и взрослыми.

    - Прививать ребенку желание идти в детский сад, формировать у него положительную установку.

    - Обеспечить эмоциональную поддержку со стороны родителей: необходимо говорить, ребенку, что его любят, брать на руки, обнимать. Если родители будут спокойно и с положительными эмоциями относиться к такому важному событию, как посещение малышом детского сада, то процесс адаптации будет протекать наименее болезненно.

    - Необходимо избегать обсуждения при ребенке проблем, волнующих родителей, которые связаны с детским садом.

    - Неукоснительно соблюдать дома режим дня в период адаптации, необходимо в выходные дни больше гулять, а эмоциональную нагрузку важно снизить.

    Срок адаптационного периода напрямую зависит от индивидуальных особенностей малыша. Если ребенок любознателен, коммуникабелен и активен, то его адаптационный период проходит относительно легко и быстро. Если малыш невозмутим, медлителен, любит уединение с игрушками, а громкие разговоры и шум ровесников его  раздражают. Несмотря на то, что он умеет сам одеваться и "ходить на горшок", он все равно отстает от всех, всё делает очень медленно. Всё это, конечно же, откладывает свой отпечаток на его взаимодействие с окружающими. Для такого малыша необходим более длительный срок адаптации.

    Наши консультации и беседы формируют у родителей доверие к воспитателям. Они уверены в том, что они не только выполняют их просьбы по поводу одежды ребенка, питания и сна, медицинских и закаливающих процедур, но и активно проводят его воспитание и развитие. В свою очередь, родители стараются принимать наблюдения и пожелания педагога к сведению, внимательно прислушиваться к его  советам.

    В нашем детском саду при построении своей работы по адаптации детей раннего возраста, мы активно используем различные игры, которым стараемся научить и родителей. Основная задача игры в этот период – создание доверительных отношений с каждым из детей, формирование у детей положительного отношения к детскому саду, стабилизация эмоционального состояния.

    По словам В.А. Сухомлинского [2]  «...есть особые качества души у настоящего воспитателя, и на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка». Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при общении со вновь поступившими детьми и их родителями.

    Литература:

    1. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие / Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006.

    2. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1979.

    3. Шитова, Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ.

    Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он х...

    Экспериментальная деятельность в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

    После защиты дипломной работы «Эксперимент как метод экологического воспитания детей раннего возраста», я решила продолжить тему своего самообразования на практике, взяв ее за основу. Так как я являюс...

    Рекомендации родителям в период адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ

    Рекомендации родителям в период адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ...

    Рекомендации родителям в период адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ

    Рекомендации родителям в период адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ...

    статья "Сопровождение семьи в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада"

    В статье содержатся некоторые рекомендации родителям  в период адаптации ребенка к  детском саду...