Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
методическая разработка (младшая группа)

Школьная Юлия Юрьевна

 

Автор: Школьная Юлия Юрьевна

 

Вид проекта: Долгосрочный

 

Место реализации проекта: БДОУ детский сад N 366 общеразвивающего вида. г.Омск.

 

Участники: Педагоги, родители, дети, врач, психолог.

 

Сроки реализации проекта: август –  май

 

 

Акуальность: Актуальность исследования. На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребѐнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.

Анализ психолого-педагогических исследований и состояния педагогической практики позволил выявить ряд противоречий между: - достаточной теоретической проработкой содержания и форм психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста в предадаптационный и постадаптационный периоды, и уровнем реализации этой помощи в условиях дошкольных образовательных учреждений; - высоким уровнем психолого-педагогических знаний специалистов  ДОУ и отсутствием системы (фрагментарностью) работы, направленной напсихолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ. Вышесказанное и обусловило проблему настоящего исследования – неразработанность организационных основ работы ДОУ с семьей на этапе подготовки ребенка к поступлению с ДОУ и адаптационный период, что определило тему нашего исследования: «Проектирование процесса взаимодействия с семьей ребенка раннего возраста в период его адаптациДОУ».

Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы исследования и разработка проекта взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

Объект исследования: процесс взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

Предмет исследования: педагогическое проектирование процесса взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

Контингент исследования: родители детей раннего возраста. В соответствии с обозначенной целью определены задачи исследования:

1 Осуществить теоретическое обоснование проблемы исследования.

2 Осуществить отбор диагностических методик, направленных на

изучение особенностей взаимодействия педагогов и родителей в период

адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

3 Выявить и описать особенности взаимодействия педагогов и

родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

4 Разработать проект по организации взаимодействия педагогов и

родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

5 Подготовить результаты исследования к защите.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

исследования:

- Теоретический анализ психолого-педагогической методической литературы;

- Изучение нормативных документов; документации,

- Беседа со специалистами,

- Анкетирование

- Количественный и качественный анализ

- Педагогическое проектирование.

Методологической основой исследования выступают:

- общетеоретические положения отечественной педагогики, которые

характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с

семьей () и работ, раскрывающих содержание методической деятельности в направлении

организации взаимодействия с родителями :

- теоретические положения о факторах и условиях адаптации ребенка

раннего возраста к условиям ДОУ ();

- положения об активной помощи педагогов ДОУ в развитии

воспитательного потенциала родителей ()

База исследования: МБДОУ №

Структура работы.

Работа состоит:

 I этап: Организационно-подготовительный;  

     II этап: Основной; 
     III этап: Заключительный.

 

 

I этап: Организационно-подготовительный; 

 

Работа проводилась в три этапа, включающие констатирующий,

формирующий и контрольный этапы.

Опытно - поисковую работу начали со сбора и анализа сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольной организации.

Эти задачи и определяют формы и методы нашей дальнейшей работы.

К ним относятся: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение и

специальные диагностические методики.

На I этапе (констатирующий) был проведен мониторинг, а именно:

-

изучить опыт работы педагогов ДОУ по взаимодействию с

родителями в период адаптации детей раннего возраста;

- выявить представления педагогов о взаимодействии с семьей в период

адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;

- выявить представления родителей о взаимодействии воспитателя и

семьи, а также потребности, затруднения, пожелания родителей в период

адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

На диагностическом этапе исследования использовались следующие

методы: анкетирование педагогов, анкетирование родителей, анализ

документации.

Анкетирование педагогов. Общепринятым научным подходам и формулировкам, полные, разнообразные;

2 балла - представления в целом соответствуют современному

пониманию данного процесса, неполные, однообразные;

1 балл - представления не соответствуют современным научным

подходам и формулировке, неполные.

Представления воспитателей о методах, средствах и формах

организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей

раннего возраста:

3 балла - представления воспитателей о методах, средствах и формах

организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей

раннего возраста полностью соответствуют современным требованиям,

которые предъявляются к процессу адаптации детей раннего возраста, они

полные, разнообразные, четко определено их значение, выбор методов

средств и форм соответствует возрастным особенностям детей.

2 балла - представления в целом научные, полные, но недостаточно

разнообразные, выбор средств методов и форм не всегда соответствует

возрастным особенностям детей.

1 балл - представления не научные, не полные, однообразные, выбор

средств, методов и форм не соответствует возрастным особенностям детей.

Обработка данных: записываются ответы педагогов, выставляется

критерий оценки. На основании анализа данных выделяется, характер

представлений и опыт педагогов в области решения задач по взаимодействию

с родителями в период адаптации детей раннего возраста.

Анкетирование родителей.

Цель: выявить представления родителей о взаимодействии воспитателя

и семьи, а также потребности, затруднения, пожелания родителей в период

адаптации детей раннего возраста к ДОУ; определить степени эффективности взаимодействия детского сада и семьи в предадаптационный период и

период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Обработка данных: анализируются ответы родителей, составляется

процентное соотношение.

На основании анализа данных выделяется уровень эффективности

взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации детей раннего

возраста к ДОУ

Анализ планов воспитательно-образовательной работы.

Цель: выявить организационные и содержательные аспекты

взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации детей к ДОУ. Организация: осуществляется просмотр и анализ воспитательно-образовательной работы.

Критерии: наличие в планах задач по взаимодействию с родителями в период адаптации детей раннего возраста, соответствие методов и форм

работы задачам по адаптации детей раннего возраста к ДОУ, их разнообразие,

системность и углублѐнность работы. Оценка экспериментальных данных:

3 балла - в планах работы имеются задачи по взаимодействию с

родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ,

соответствующие современным требованиям, которые предъявляются к

адаптации детей раннего возраста к ДОУ, методы и формы работы

запланированы исходя из задач по взаимодействию с родителями в период

адаптации детей раннего возраста к ДОУ, методы и формы разнообразные,

запланированная работа имеет системный и углублѐнный характер.

2 балла - в планах работы имеются задачи по взаимодействию с

родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ, но формы и

методы работы не всегда соответствуют поставленным задачам, формы и

методы однообразные, запланированная работа не является системной и

углубленной.

1 балл - в планах работы отсутствуют задачи по взаимодействию с

родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Обработка данных: анализируются планы работы по взаимодействию

воспитателя и семьи, выставляется критерий оценки.

На основании анализа данных выделяется уровень эффективности

взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации детей раннего

возраста к ДОУ.

Анализ и интерпретации результатов:

1 При выявлении характера представлений и опыта педагогов в

области решения задач по взаимодействию с родителями в период адаптации

детей раннего возраста было выявлено, что:

- отношение воспитателей к взаимодействию с родителями в период

адаптации детей раннего возраста неосознанное, поверхностное, наблюдается

острая нехватка системности и организованности в действиях воспитателей.

Отвечая на вопрос: «С какими проблемами могут столкнуться родители в

период адаптации ребенка к ДОУ? Как вы их преодолеваете?», воспитатели

ответили, что проблем как таковых обычно нет, ребенку просто нужно

привыкнуть к другой обстановке. На вопрос: «Какие Вы используете

средства, методы и формы организации при взаимодействии с родителями в

период адаптации детей раннего возраста?» поступили ответы невнятные,

были приведены в пример общие типовые рекомендации. Из этого следует то,

что у воспитателей недостаточно знаний и опыта по взаимодействию с

родителями воспитанников в период адаптации;

- представления о взаимодействии с родителями в период адаптации

детей раннего возраста не очень соответствуют современным общепринятым

научным подходам и формулировкам, однообразные, наблюдается бедность

приемов, фрагментарность работы. Однако, педагоги (в этой группе их два)

отметили важность работы с родителями в процессе адаптации детей раннего

возраста к ДОУ. Например, они выделяли в вопросе №7 («Поставьте цифры,

которые бы указали на степень значимости и частоты использования тех или

иных педагогических средств, методов, форм …») организации совместных

игр с родителями, брошюры и папки-передвижки; - представления воспитателей о методах, средствах и формах

организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей

раннего возраста, в основном, не имеют под собой научных обоснований,

скорее они были достигнуты эмпирическим путем. Педагоги указывали, что

информацию об адаптации, игры, темы и ход занятий с детьми они берут не

из научной литературы, а из не надежных Интернет-источников, более менее,

подбирая подходящие на свой «вкус».

2 При анализе анкет родителей были получены следующие ответы: На

вопрос, с какого возраста Ваш малыш начал посещать дошкольное

учреждение 10 человек отметили 1,5-2 года; 3 ответа – 2-2,5 года и два

родителя – 2,5-3 года.

Большинство родителей на вопрос: «В какой форме у вашего малыша

протекал адаптационный период» ответили, что в «тяжелой», 2 человека

отметили, что в «легкой» и пять в «средней» форме. Более половины детей 2

– 3х лет оказались неготовыми к детскому саду. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями - дети начинают

непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические реакции, обостряются психосоматические явления и прочее.

Проанализировав ответы на данный вопрос, мы можем сделать вывод, что в

этом детском саду не уделяется достаточного внимания вопросу адаптации

детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Трудности, которые возникали у родителей и их детей при поступлении

в детский сад указывают на схожесть проблем: детям было трудно

расставаться с родителями, они плакали, просились на руки, родителям

иногда приходилось достаточно длительное время успокаивать и прощаться с

малышом. Так же можно отметить, что дети с «тяжелой» адаптацией часто

подбегали к дверям и звали маму. Родители отмечали, что дети с «тяжелой»

адаптацией, приходя домой очень много плакали и капризничали, а утром

кричали, что не хотят в садик. Почти половина родителей указала, что их

дети часто болели.

На вопрос, «Какую помощь и в каких формах Вы получали от

сотрудников ДОУ?», - родители отвечали смазанно, говорили, что, в

основном, Не было трудностей, Частые капризы по утрам, Частые болезни.

консультировались с воспитателями на тему того как облегчить состояние

ребенка утром, когда он приходит в детский сад и насчет режимных

моментов. Некоторые отмечали, что им помогли бы родительские собрания с

качественными лекциями и консультациями от воспитателей по адаптации

детей к детскому саду. Мало были отмечены анкетирование, брошюры,

памятки. И совсем не были отмечены открытые занятия, совместные игры,

тестирование. Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду идет

не активная и малоуспешная работа, по взаимодействию воспитателя и

семьи.

Практически все родители были удовлетворены помощью сотрудников

ДОУ, и только трое родителей указали, что не были удовлетворены, потому

что помощи как таковой не ощущали.

Родителями было предложено большое количество рекомендаций по

расширению форм взаимодействия детского сада и семьи: им бы хотелось,

чтобы воспитателями уделялось больше внимания утром при приеме их

детей в группу; больше родительских собраний; больше папок-передвижек,

информации в виде брошюр; увеличить количество утренников и совместных

праздников. Отсюда следует, что родители серьезно настроены на

организацию по улучшению результатов взаимодействия детского сада и

семьи.

3 Анализ плана воспитательно-образовательной работы по

взаимодействию детского сада и семьи не осуществлѐн, так как педагоги не

смогли его предоставить по причине его отсутствия.

Наблюдение:

- начинаем поэтапный прием детей в группу;

- постепенно увеличиваем время пребывания детей в группе;

- во время пребывания детей в ДОУ наблюдаем за их поведением.

Используем такие методы работы с детьми как:

- элементы телесной терапии;

- создание положительных установок на предстоящие режимные

процессы - чтение потешек во время умывания одевания, приема пищи,

засыпание с любимой мягкой игрушкой;

- проводим развивающие игры; пальчиковые игры, подвижные,

релаксационные;

- рассказываем сказки с показом настольного театра.

Проводим консультации для родителей на тему «Стили семейного

воспитания»:

- индивидуальные беседы с родителями на тему: «Роль семьи в

формировании навыков самообслуживания»;

- беседуем с родителями об адаптации ребенка к ДОУ, заполняем

адаптационные карты, карты нервно - психического развития.

Работает родительская почта; обратная связь через интернет

ресурсы (каждый родитель может задать вопрос воспитателю по электронной

почте и получить на него ответ)

В группе созданы такие формы взаимодействия родителями как:

игротека совместная вместе с ребенком игра; лекотека - совместное с детьми

чтение художественной литературы (книгу можно почитать с ребенком в

группе, можно взять домой, но обязательно вернуть).

Работает гостиная - родители приходят в гости: приглашаем

музыкального работника или любого другого специалиста для работы с

родителями.

Педагогическая студия - кто-то из родителей демонстрирует свои

умения или делятся своими семейными традициями.

Проводим мастер - классы по заявкам родителей. Педагог или родитель

демонстрируют свои умения (обязательно продукт). Так же мной проводилось педагогическое наблюдение за детьми в период адаптации к условиям детского сада. Работа проводилась без какого- либо взаимодействия детского сада с родителями, а так же их активного участия в адаптационном периоде.

Воспитатель обращал внимание на эмоциональное состояние ребенка,

на характер его деятельности, на взаимоотношения со сверстниками и

взрослыми, на речь ребенка, на его потребность в общении. Итак, было

выявлено, что к 1 группе относятся 8 детей, 53%. Это дети, у которых

преобладали плач, слезы, негативное отношение к взрослым и другим детям,

отказ от деятельности. Речь у таких детей отсутствовала. Дети испытывали

потребность в общении с близкими родными, в получении от них ласки.

Адаптационный период у этих детей длился более 20 дней, и на момент

определения группы по характеру поведения детей еще был не закончен.

Ко 2 группе были причислены дети, которые при уходе близких

взрослых испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, они

готовы были заплакать. Дети, отнесенные к этой группе, отвечали на вопросы

взрослого, у них была сформирована потребность в общении с

воспитателями и получении от них сведений об окружающем. Но они еще не

могли самостоятельно заняться какой либо деятельностью, а лишь подражали действиям взрослого человека. Таких детей было 5 Это 33%.

После заполнения листов адаптации детей было замечено, что

адаптационный период этих детей длился от недели до 10-20 дней.

К третьей группе отнесли 2 человека, 14%. Эти дети не испытывали

определенных трудностей в общении со сверстниками и детьми. Они вели

себя спокойно. Сами охотно обращались ко взрослым и остальным детям.

Умели самостоятельно найти себе занятие.

Результаты наблюдения за детьми в период адаптации показали, что

более половины детей из группы негативно реагировали на педагога,

испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, плакали при уходе

родителей, не хотели идти в группу. Наблюдения, проведенные воспитателем

за ребенком в условиях семьи и в первые дни пребывания в детском саду

позволили правильно определить принадлежность ребенка по характеру

поведения к той или иной группе, но наметить соответствующую систему

педагогических воздействий не получилось.

 

Итак, констатирующий этап эксперимента выявил низкий уровень

педагогической подготовки и психолого - педагогических знаний родителей,

вместе с тем обнаружен интерес к проблеме использования новых форм

сотрудничества воспитателя с семьей, как у педагогов, так и у родителей в

вопросах адаптации детей раннего возраста к ДОУ .

Данный этап показал необходимость разработки цикла мероприятий по

адаптации детей раннего возраста к ДОУ и соответствующих методических

рекомендаций для воспитателей и родителей. Целью формирующего этапа стало разработка мероприятий по

адаптации детей в ДОУ.

Детей раннего возраста к дошкольному учреждению взаимодействие и

преемственность между воспитателем и родителями актуальна. Ребенок

часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания.

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея

о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие

социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить

их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного

воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.

Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и

«взаимодействие».

Цель проекта: оказание помощи родителям в период адаптации детей к

условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:

- преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста,

в период адаптации к детскому саду;

- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу

адаптации детей;

- способствовать созданию условий для возникновения дружного

родительского коллектива.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени,

занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной

педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его

воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании

благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени

участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание

дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и

дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится,

как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его

положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной

роли принимается как равноправный партнер в воспитании

Для того чтобы родители стали активными помощниками

воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей

является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-

педагогическом плане. В нашей группе проводятся различные мероприятия с

привлечением родителей. Основой этого является нетрадиционная форма

взаимодействия с родителями: Общество Полной Ответственности «Шире

круг». Развитие такого взаимодействия предполагает несколько шагов:

1 Шаг - организационный:

- проводится первое родительское собрание «Пора в детский сад»,

здесь мы знакомим родителей с воспитателями, психологом, медсестрой.

Проводим экскурсии по ДОУ, участку, группе;

- собираем информацию о будущих воспитанниках, т.е. проводим

анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»;

- знакомим родителей с режимом детского сада;

- с помощью анкетирования выявляем отношение родителей к

поступлению ребенка в детский сад ««Давайте познакомимся»; тест «Какой

вы родитель», так же проводим социальное, медицинское анкетирование;

- составляем адаптационный маршрут на ребенка вместе с психологом;

- приглашаем родителей вместе с детьми на прогулку с воспитателем на

участок. На основе этих данных определяется степень субъективной

готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям

даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в

детский коллектив.

2 Шаг основной . Шаг - итоговый (анализ и выводы):

- обработка результатов с психологом (анализ адаптационных листов,

анализ индивидуальных карт развития); выявление детей с тяжелой адаптацией и индивидуальная работа с

- оценка уровня нервно - психического развития детей.

На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями

по вопросам адаптации: наглядно - консультативный материал: буклеты,

журналы, стенды; фотовыставки; информационные стенды.

В заключение всей работы проводится дискуссия на тему: «Наши

достижения» (родители проговаривают положительные и отрицательные

результаты во время адаптации ребенка к ДОУ). С помощью анкетирования

проверяем удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и

семьи в период адаптации.

Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по

адаптации детей к ДОУ с детьми, родителями являются успешными, а

условия создаваемые - благополучными. Только при взаимодействии с

родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.

В завершении опытно-поисковой работы на констатирующем этапе с

целью проверки эффективности используемых методов и форм работы ДОО с семьей, были предложены те же самые анкеты, что и в начале исследования.

Контрольный этап эксперимента. Проведены те же методики что и

констатирующем этапе.

Анализ и интерпретации результатов:

При выявлении характера представлений и опыта педагогов в области

решения задач по взаимодействию с родителями в период адаптации детей

раннего возраста на контрольном этапе было выявлено, что:

- отношение воспитателей к взаимодействию с родителями в период

адаптации детей раннего возраста стало более осознанным, воспитатели

проявляли больше интереса к процессу взаимодействия, действия

воспитателя стали более системными и организованными. Отвечая на вопрос:

«С какими проблемами могут столкнуться родители в период адаптации

ребенка к ДОУ? Как вы их преодолеваете?», воспитатели ответили, что

проблем есть и что их нужно решать. На вопрос: «Какие Вы используете

средства, методы и формы организации при взаимодействии с родителями в

период адаптации детей раннего возраста?», воспитатели отвечали какие

именно способы, формы и средства они стали применять для более успешной

адаптации детей. Из этого следует то, что у воспитателей появилось больше

знаний и опыта по взаимодействию с родителями воспитанников в период

адаптации;

- представления о взаимодействии с родителями в период адаптации

детей раннего возраста стали более

соответствовать современным общепринятым научным подходам и формулировкам, разнообразные, применяются различные приемы, работа воспитателя с детьми стала наиболее разнообразная. Педагоги (в этой группе их два) увидели важность работы с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

- представления воспитателей о методах, средствах и формах

организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей

раннего возраста, в основном, стали иметь под собой научное обоснование,

скорее они были достигнуты эмпирическим путем. Педагоги указывали, что

информацию об адаптации, игры, темы и ход занятий с детьми они стали

брать, не только из Интернет-источников, а так же из научных изданий,

журналов, методических пособий.

На данный момент обстановка в группе детского сада изменилась, дети

меньше плачут, с большим удовольствием идут в детский сад. Все родители

стали ощущать помощь сотрудников ДОУ.

Практически все рекомендации предложенные родителями по

расширению форм взаимодействия детского сада и семьи были применены на практике: воспитатели стали уделять не много больше внимания утром при приеме их детей в группу; количество родительских собраний увеличилось;

сделали больше папок-передвижек, информационных стендов, брошюр.

Количество утренников и совместных праздников осталось прежним. Отсюда

следует, что процесс взаимодействия родителей и воспитателей протекет

плодотворно, приводит к улучшению результатов взаимодействия детского

сада и семьи.

Так же повторно проводилось педагогическое наблюдение за детьми в

период адаптации к условиям детского сада. Работа проводилась без какого-

либо взаимодействия детского сада с родителями, а так же их активного

участия в адаптационном периоде.

Итак, было выявлено, что к 1 группе относятся 2 ребенка, 14%.

Ко 2 группе были причислены дети, которые при уходе близких

взрослых испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, они

готовы были заплакать, таких детей было 5 Это 33%. К третьей группе

отнесли 8 человек, 53%. Эти дети не испытывали определенных трудностей в

общении со сверстниками и детьми. Они вели себя спокойно. Сами охотно

обращались ко взрослым и остальным детям. Умели самостоятельно найти

себе занятие.

Результаты наблюдения за детьми в период адаптации показали, что

более половины детей из группы положительно реагировали на педагога,

испытывали уравновешенное эмоциональное состояние, некоторые плакали

при уходе родителей, нов группу заходили.

 

II этап: Основной.

В процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования перестраивается и ситуация взаимодействия педагогов с семьей. Педагогам необходимо осознать объективно изменившиеся целевые основы взаимодействия с семьями воспитанников, освоить новые методы работы, связанные с построением и поддержанием партнерских взаимоотношений.

На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации

сотрудничества детского сада и семьи при использовании только

традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо

иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.

Система работы нашего дошкольного учреждения направлена на

принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в

воспитании и образовании ребенка. Мы определили для себя основные задачи взаимодействия с семьей:

- повышение педагогической компетентности родителей;

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск

и внедрение наиболее эффективных форм работы;

- изучение семьи и установление контактов с ее членами для

согласования воспитательных воздействий на ребенка;

- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Решение этих задач требует от обеих сторон высокого уровня доверия и

информированности.

Многолетняя связь с родителями, учет воспитателями современных

требований, изменение культурного уровня и педагогического просвещения

родителей, заставляют нас использовать новые формы и методы работы с

семьей :

- занятия, в рамках семейных клуба;

- родительские собрания в форме деловой игры;

- семинары-практикумы и семинары-тренинги;

- совместная деятельность взрослых и детей по различным

направлениям;

- проведение выставок совместного творчества;

- дни открытых дверей;

- выпуск газеты ДОУ для родителей «Мир детства»;

- акции.

Одним из направлений взаимодействия с родителями на протяжении

многих лет является работа с родителями будущих воспитанников.

Поступление ребенка в детский сад является значительным событием,

как для родителей, так и для сотрудников дошкольного образовательного

учреждения. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения

между всеми ее участниками, во многом зависит будущее взаимодействие.

У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его

личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей.

Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную

одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.

В результате родители выбирают деструктивную стратегию адаптации:

игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии,

конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает

бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи

затягивается на годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться

на адаптации к школе, а возможно, скажется и в более поздние возрастные

периоды.

Необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации

ребенка и семьи диктует необходимость детальной проработки мероприятий,

направленных на управление процессом адаптации

Работа по управлению адаптацией семьи в нашем дошкольном

учреждении начинается с первого посещения взрослыми членами семьи

детского сада - именно тогда у них начинает складываться впечатление об

учреждении и о его работниках. Для этого мы организуем для родителей

будущих воспитанников семинар, целью которого является: сплочение

родительского коллектива, формирование доверительных отношений между

родителями и педагогами. Участники семинара: родители, заведующая ДОУ,

старший воспитатель, старшая медсестра, музыкальный руководитель,

воспитатели группы. Заранее в зале оформляется фотовыставка о жизни

детского сада, готовятся памятки для родителей (какие необходимы

документы для оформления ребенка в ДОУ, рекомендации по подготовке

ребенка к детскому саду).

В ходе семинара заведующий знакомит родителей с сотрудниками, дает

краткую характеристику их личностных, деловых, профессиональных

предвзятое негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей.

Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную

одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.

В результате родители выбирают деструктивную стратегию адаптации:

игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии,

конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает

бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи

затягивается на годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться

на адаптации к школе, а возможно, скажется и в более поздние возрастные

периоды.

Необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации

ребенка и семьи диктует необходимость детальной проработки мероприятий,

направленных на управление процессом адаптации .

Работа по управлению адаптацией семьи в нашем дошкольном

учреждении начинается с первого посещения взрослыми членами семьи

детского сада - именно тогда у них начинает складываться впечатление об

учреждении и о его работниках. Для этого мы организуем для родителей

будущих воспитанников семинар, целью которого является: сплочение

родительского коллектива, формирование доверительных отношений между

родителями и педагогами. Участники семинара: родители, заведующая ДОУ,

старший воспитатель, старшая медсестра, музыкальный руководитель,

воспитатели группы. Заранее в зале оформляется фотовыставка о жизни

детского сада, готовятся памятки для родителей (какие необходимы

документы для оформления ребенка в ДОУ, рекомендации по подготовке

ребенка к детскому саду).

В ходе семинара заведующий знакомит родителей с сотрудниками, дает

краткую характеристику их личностных, деловых, профессиональных качеств, что во многом способствует установлению доверительных

отношений между ними и родителями.

Далее заведующий рассказывает об особенностях пребывания ребенка

в условиях ДОУ (о режиме дня, сетке занятий, специфике образовательного

учреждения).

Старший воспитатель знакомит семьи с особенностями адаптации

ребенка раннего возраста к условиям ДОУ. Дает рекомендации родителям как

лучше подготовить ребенка к детскому саду, чтобы избежать осложнений и

обеспечить постепенный переход малыша из семьи в детский сад.

Старшая медсестра информирует родителей о том, как решаются в

учреждении вопросы охраны жизни и здоровья детей, как организован режим

дня, как соблюдаются воздушный, световой, двигательный и питьевой режим,

какие созданы условия для проведения гигиенических процедур, как

организовано питание.

Важная форма адаптации семьи - экскурсия по детскому саду, которая

проводится в конце семинара. Цель экскурсии - показать родителям, что в

дошкольном учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и

психологически комфортная среда для формирования здоровья и развития

ребенка. Экскурсоводы - воспитатели групп, которую будут посещать

будущие воспитанники, показывают родителям основные помещения

детского сада, (пищеблок, прачечную, медицинский кабинет). Проводят их по групповой комнате, подробно останавливаются на том, как организована

развивающая среда, какие созданы условия для разнообразной детской

деятельности, для уединения и психологической разгрузки. В ходе экскурсии

воспитатели отвечают на интересующие родителей вопросы. В результате

мамы и папы могут сами убедиться в том, что их малышу будет комфортно, и

рассказать остальным членам семьи, в первую очередь ребенку, о том, как

уютно и интересно в детском саду.

После экскурсии воспитатели в неформальной обстановке более ближе

знакомятся с родителями, расспрашивают об особенностях их малышей, традициях семьи, выясняют их пожелания. Такая организация знакомства

снимает скованность, вызывает доверие.

В результате опыта работы с семьями будущих воспитанников мы

отметили положительные результаты:

- установились партнерские, доверительные отношения между

родителями и коллективом детского сада;

- повысился уровень легкой адаптации детей;

- родители с пониманием относятся к проблемам ДОУ и активно

помогают их решить;

- семьи воспитанников активные участники всех мероприятий ДОУ.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду - это адаптация в

первую очередь семьи. Если родители будут доверять работникам детского

сада, адаптация ребенка пройдет быстрее и легче, а родители будут уверены,

что воспитатель всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит. Педагоги в свою очередь, заручатся пониманием со

стороны родителей в решении разного рода проблем. А в самом большом

выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие .

Адаптация к детскому саду - это не только слезы при расставании по

утрам. Это может быть и плохой аппетит, беспокойный сон, сниженная (или,

наоборот, повышенная) двигательная активность. Многие дети как будто

впадают в детство, требуя дома кормить их с ложечки, хотя давным-давно

научились кушать сами. Не нужно пугаться, это временно. Такое состояние

помогает ребенку успокоиться и расслабиться.

 III этап: Заключительный.

Семья - социальная общность, которая закладывает основы личностных

качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок

постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к

определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к

характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия

жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители,

объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптации детей раннего

возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение

сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит

приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык

в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления

психологических преград. Выявлены две наиболее существенные проблемы,

с которыми малыши приходят из дома в ДОУ. Они заключаются в

Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно

низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с

особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами

(течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках

активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на

дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте

отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти,

выявляются невысокие показатели интеллектуальной готовности к школе.

Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении

детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или

малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов,

энуреза, тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел возможность

познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности развития и

поведения.

Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои

положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его

привыкание к новым условиям. Прежде всего, это:

1 Положительно-эмоциональное отношение к ребенку (ласковое

общение)

2 Удовлетворение его потребностей познавательных.

3 Индивидуальный подход к ребенку.

4 Максимальное приближение условий детского сада к домашним.

Объективными показателями окончанием адаптационного периода

являются:

- глубокий сон;

- хороший аппетит;

- бодрое эмоциональное состояние;

- полное восстановление имеющихся навыков;

- активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит

воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем

процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным

возможностям формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он

обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период

привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает

протекание адаптационного процесса.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом,

диагностика, рекомендации Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель,

2017 - 188 с.

2 Айсина Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста

Р. Айсина В. Дедкова Е. Хачатурова Ребенок в детском саду. - 2015 - № 6 -

3 Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьёй. Управление

дошкольным образовательным учреждением, 2016, №4, с. 10

4 Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ

с семьёй. Управление дошкольным образовательным учреждением, 2016, №5,

5 Афонькина Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего

возраста. Современные технологии. Программа адаптации Ю.А Афонькина.

Волгоград: Учитель, 2016 -105 с.

6 Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как

научиться понимать своего ребенка А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС,

2017 - 417 с.

7 Белкина В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

В.Н. Белкина Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2016 - 236 с.

8 Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания родителям.

Дошкольное воспитание, 2016, №6.

9 Богославец Л.Г. Взаимодействие дошкольного образовательного

учреждения в условиях малого города. Управление дошкольным

образовательным учреждением, 2017, №5, с. 18

10 Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка Под ред. О.Л. Зверевой. -

М.: Просвещение, 2016 - 226 с.

11 Варпаховская О. Зеленая дверца первые шаги в общество

О. Варпаховская. Ребенок в детском саду. - 2016 - № 1 12 Взаимодействие семьи и ДОУ Обруч, 2017, №2 .

13 Внешняя среда и психическое развитие ребенка Под ред. Р.В.

Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2016 - 232 с.

14 Волошина Л. Д. Современная воспитательная система детского сада

Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. Дошкольное воспитание. - 2016 - № 3

15 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии Л.С. Выготский. -

СПб.: СОЮЗ, 2016 - 224 с.

16 Галигузова Л.Н. Пора в ясли и детский садик. My Kid .- 2016.-№5

17 Давыдова О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое

пособие О.И. Давыдова А.А. Майер.- М.: ТЦ «Сфера», 2016 - 128 с.

18 Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ:

Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2016.- (Приложение к журналу

"Управление ДОУ").

19 Данилина Т.А., Лагода Т.С. Интеграция работы ДОУ и семьи.

Управление дошкольным образовательным учреждением, 2015, №4.

20 Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и

родителей. Т.А. Данилина Н.М. Степина. - М.: Айрис-Пресс, 2016 - 112 с.

21 Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А.

Посевиной Г.Д. - Ростов - на - Дону, Феникс , 2016 - 275 с.

22 Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с

родителями Т.А. Доронова. Дошкольное воспитание. - 2016 - № 1 С.

23 Доронова Т.А. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы. Обруч.

-2017.-№5.

24 Евстратова Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного

образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего

возраста в условиях детского сада. - СПб., 2017 - 276с.

25 Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные

особенности, адаптация, сценарии дня) Е.В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс,

2017 - 192 с. 26 Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду :

взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для

воспитателей О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2017 - 79 с.

27 Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь

родителям в подготовке малыша к посещению детского сада О.Л. Зубова

Дошкольное воспитание. - 2016 - № 7

28 Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего

возраста: Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. - М.: Просвещение,

2003 - 80с.

29 Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации

детей в ДОУ: практ. пособие Н. В. Кирюхина.- М.: Айрис-пресс, 2016.- 112 с.

30 Козлова С.А. Дошкольная педагогика С.А. Козлова Т.А. Куликова

М.: Владос, 2017 - 416 с.

31 Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста

Дошкольное воспитание. - 2016 №1.

32 Лапина И. Адаптация детей при поступлении в детский сад:

программа, психолого-педагогическое сопровождение

Волгоград: Учитель, 2017 - 127 с.

33 Луговская А. Ребенок без проблем! А .Луговская М.М. Кравцова,

О.В. Шевнина. - М.: Эксмо, 2008 - 352 с.

34 Маханева М.Д., Князева О.Л. Перспективная модель организации

деятельности ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2016

35 Миленко В., Бутырина Н. Учимся работать с родителями. Ребёнок в

детском саду, 201, №5.

36 Млодик И. Ю. Консультирование родителей в детском саду.

Возрастные особенности детей И. Ю. Млодик, И. А. Ивлева, О. В.

Сафуанова. М: Генезис, 2016 - 32 с.

37 Мочалова О.Л. Адаптация детей к ДОУ. Ребенок в детском саду. -

2016 - №4. 38 Найбауэр А. В. Создание условий адаптации детей раннего возраста

к детскому саду А. В. Найбауэр. - М: Сфера, 2016 - 128 с.

39 Немов Р.С. Психология Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2017 - Кн. 2:

Психология образования. - 608 с.

40 Обухова Л.Ф. Детская психология Л.Ф. Обухова. - М.: Владос,

2017 - 530 с.

41 Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие

Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Е.Г. Пилюгина. - М.: Мозаика Синтез, 2016 -

42 Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях

К.Л. Печора. - М.: Просвещение, 2016 - 214 с.

43 Приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 № 1155

«Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного

образования» «Российская газета», № 265, 25.11.2013.

44 Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации

Дошкольное воспитание. - 2016 - №2.

45 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период

адаптации к дошкольному учреждению А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2016

- 350 с.

46 Самарина Л.В. Открой новый мир. Программа адаптации детей

раннего возраста к детскому саду Л.В. Самарина В.А. Холопова. - СПб.,

2016 - 221с.

47 Севостьянова Е.О. Дружная семейка Е.О. Севостьянова. - М.: ТЦ

Сфера , 2016 - 235 с.

48 Сотникова В. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) . М., ЛИНКА - ПРЕСС. 2016

49 Смирнова Е.О. и др. Воспитание детей от рождения до трех лет:

Советы психологов. -М.: АРКТИ, 2016

50 Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации Дошкольное воспитание С. Теплюк. - 2016 - №4.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Проблема взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей дошкольного возраста"

Раскрывается проблема взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей дошкольного возраста...

Конспект совместной деятельности педагогов и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Осень в детском саду".

Конспект содержит описание совместного развлечения детей и родителей проводенного воспитателем в группе раннего возраста в начале второй недели адаптации. Дети вместе с родителями и педагогами встечаю...

Конспект совместной деятельности педагогов и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ № 1 "Здравствуй, детский сад! ".

Конспект содержит описание совместного развлечения детей и родителей проводенного воспитателем в группе раннего возраста в первый день посещения детьмя ДОУ. Дети вместе с родителями первый раз приходя...

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Презентация: "Интересная информация для родителей о адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Информация может транслироваться на родительских собраниях в рамках данной тематики....

Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной организации

Совершенствовать работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуально....