Главные вкладки

    Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной организации
    методическая разработка на тему

    Романова Лидия Александровна

    Совершенствовать работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуально.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Формирование основ здорового  образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной организации».

                                                                                                                    Выполнила Романова Лидия Александровна

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    I. Основная часть. Теоретическое обоснование «Формирований основ здорового  образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной  организации».……………………………………………………………………..5

    II.Практическая часть...........................................................................................7

    2.1 Формы работы основ здорового образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной организации……………………………………………7

    2.2 Взаимодействие педагога с родителями…………………………………11

    Заключение……………………………………………………………………….13 Список литературы………………………………..……………………………..14

    Приложение………………………………………………………………………15

                                                                                        Введение

    Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.

    Наш девиз: «Здоровый образ жизни- норма!»

    Совершенствовать работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуально.

    Актуальность

    Совершенствовать работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуально.

    Одна из основных задач дошкольного образования это охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей . Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в  воспитательно - оздоровительной работе.

     В 2013-2014 учебном году в группу №2 поступили 17  детей в возрасте от  1г6м до 1г10м

    В начале учебного года, составив карты здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, мы провели диагностику исходного уровня развития детей. В процессе диагностики мы использовали: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, подобранные соответственно возрасту. Изучив полученные результаты, нами была поставлена цель дальнейшей работы: Формировать навыки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в течение дня.

    Задачи:

    •  Изучить теоретические основы процесса и подобрать литературу о здоровом образе жизни у детей раннего возраста.
    • Создание оптимальных условий в формировании здорового образа жизни у детей раннего возраста
    • Разработать технологию по формировании здорового образа жизни у детей раннего возраста
    • Определить взаимодействие педагогов на совместную работу с родителями по формированию здорового образа жизни
    • Формировать практические навыки здорового образа жизни

    Основная часть. Теоретическое обоснование «Формирований основ здорового  образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной  организации»

    Этапы проекта

    1.Организационный (август-сентябрь) –

    выявление проблемы, систематизация

    материала, планирование деятельности,

    создание методической базы.

    2.Содержательный (октябрь-май) –

    определение задач, практическая

    деятельность участников  по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в течении дня \

    3.Результативный (май) –

    анализ проведённой работы,

    перспективность

    Модель взаимодействия участников проекта

    Ребенок + сверстник + педагог + семья + администрация

    Перед поступлением детей была дана оценка готовности детей к

    детскому саду на основе опроса родителей.

    Согласно проведенным исследованием  готовы к детскому саду были 6 (35%) детей, готовы условно 4 (23%), не готовы к поступлению в детское учреждение 7 (42%) человек, т. е был большой риск, что адаптация будет протекать тяжело.

    Степень адаптации оценивалась по наблюдению за детьми: общение, сон, аппетит, настроение, игра и т.д.

    В основном дети быстро привыкли к детскому саду (хорошо идут в группу, играют, общаются со взрослыми и детьми, нормально кушают, засыпают в тихий час).

    По нашим наблюдениям у 9 (52%)детей адаптация протекала легко, у

    5 (29%)-тяжело, 3 (19%)-средне.

    В процессе всестороннего развития ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья мы  применяем комплексную систему образовательной деятельности ,проводя занятия по подгруппам.

    Всю свою педагогическую деятельность мы строим в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал. Педагогический процесс полностью оснащен необходимыми материалами и пособиями, программой развития ясельной группы, конспекты и дидактические игры. В целях обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку мы организуем, педагогический процесс на основе диагностики достижений детей и в результате ее выстраиваем перспективу работы с каждым ребенком, зону его ближайшего и перспективного развития.

    В группе мы стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно.

                                                                                  Практическая часть

    На непосредственно  образовательной    деятельности  ребёнок часто  утомляется, внимание его рассеивается, проводим небольшие физминутки продолжительностью 2- 3 минуты , после чего, ребёнок, сняв напряжение, может с новыми силами приступить непосредственно к  образовательной деятельности.

    СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

    Беседа «Съедобное- несъедобное».

    Беседа» Правила поведения в детском саду».

    Беседа о вредных привычках (сосать палец.) Пальчиковая гимнастика: Этот пальчик-дедка, этот пальчик-бабка…

    Игра «Ветерок» (на развитие речевого дыхания)

    Физминутки: «Дом в лесу », «Мыши»

    С/Р игра «Искупаем куклу Таню».

    Игра-экспререментирование «Грязные и чистые руки».

    Д/И «Мы едим».

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке».

    Беседа «Чистота - залог здоровья»

    Рассматривание иллюстрации “Кукла Катя заболела.”

    Наблюдение за играми старших детей на прогулке.

    Экскурсия на спортивную площадку.

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    П/И «Догони мяч»

    П/И «Птички и кошка»

    П/И «Поезд» (учить ходить в заданном направлении) .

    П/И «Дождик и солнце»(учить останавливаться по сигналу

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

    Потешка «Водичка, водичка».

    А. Барто «Чумазая девочка».

    К. Чуковский «Мойдодыр».

    К. Чуковский «Айболит».

    .Закрепление правильного произношения названий овощей и фруктов Закрепление правильного произношения названий средств личной гигиены.

    Учить принимать участие в беседе (развивать диалогическую речь).

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    Музыкальные игры: «Где же наши ручки?», «Лошадка» , «Жук».

    Танец «Маленьких утят» Рисование «Раскрасим мячики»

    Лепка «Овощи с огорода».

    Рисование «Дождик»

    В составляющее здоровье входит утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, рациональное питание, прогулки и игры на свежем воздухе.

    С целью создания условий для двигательной активности удовлетворяем органическую потребность детей в движении, используем гибкий режим оснащения (игрушки, спортинвентарь), организуя постепенный режим пробуждения после сна.

    Система двигательной  активности включает утреннюю гимнастику:

    Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

    Утренняя гимнастика пройдет интересней, если будет сопровождаться музыкой. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение. После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны.

    В конце интенсивных двигательных нагрузок необходимы релаксационные паузы.

    Прогулки на свежем воздухе проходят ежедневно утром и вечером.

    На прогулке организуются подвижные игры.

    Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность.

      На третьем году дети уже относительно хорошо ходят, бегают, ползают и лазают, поэтому двигательное содержание подвижных игр для этого возраста основано этих движениях.

     В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд (до 5 раз), в зависимости от настроения детей и характера двигательных заданий. Общая продолжительность подвижных игр составляет примерно 10—15 мин.

    Игры и упражнения средней и малой подвижности в группе.

    Система закаливания

    Система закаливания предполагает утренний  прием на свежем воздухе в теплое время года, ежедневные прогулки утром и вечером, облегченную одежду в группе, ходьбу босиком в спальне до и после сна, сон без маек, использование массажных ковриков при босохождении.

    Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.

    Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

    В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое они проводятся.

    Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны.

    Большое внимание воспитатели группы уделяют использованию дорожек здоровья, используя их в установленное расписанием время после дневного отдыха малышей.

    Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

    Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (ясельной  гр. +19: +20)

    Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений

    Правильный подбор одежды, облегченная одежда

    Обширное умывание

    В группе раннего возраста во всех проводимых занятиях применяются технологии направленные на сохранение и развитие здоровья малышей. Так как насколько здоров ребенок - настолько он и развит.

    Организация рационального питания:

    Полноценное питание детей  необходимое условие обеспечения их здоровья.К тому же период раннего и дошкольного возраста характеризуется наиболее интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем (особенно нервной), моторной деятельности, что в свою очередь требует достаточного поступления пищевых веществ, являющихся единственным источником энергии растущего организма.

    Организация рационального питания включает организацию второго завтрака, введение овощей и фруктов в обед и полдник, замену продуктов для детей аллегриков, соблюдение питьевого режима

    Работа с родителями для нас является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

    Мы проводили анкетирование с целью получения сведений о составе семьи, о состоянии здоровья и нервной системы, об имеющихся умениях и навыка, об особенностях темперамента и привычках ребенка, об имеющемся у ребенка опыта общения вне семьи, об уровне игровых действий, что в совокупности будет иметь немаловажное значение в период его привыкания

    С родителями и с другими участниками воспитательного процесса были проведены беседы, консультации разъясняющие как можно помочь ребенку: «Методы закаливания дома.» «О соблюдении режима дня.» «Что такое пальчиковая гимнастика.» «Здоровое питание для малышей.» «Польза утренней гимнастики.»

    И многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы. Проводим собрания, на которых выбирается актив группы, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы касаемые  воспитания и обучения детей. Мы стараемся привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада, родители посещают родительские собрания. Принимают активное участие в жизни группы.

    Большое значение мы уделяем устному анкетированию родителей, ведь ответы родителей помогают нам выяснить увлечение взрослых и детей, проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнения родителей о нашей работе, найти новые пути сотрудничества.

    В середине и конце года мы проводим мониторинг психофизического развития детей с целью определения качества проводимых мероприятий.

    Заключение

    Мы уверены, что проводимая в комплексе здоровьесберегающая деятельность будет способствовать формированию у детей стойкой мотивации на здоровый образ жизни; создавать условия для полноценного физического, психического, социального благополучия и гармоничного развития каждого ребенка.

    В итоге ожидаемый результат:

    1.Привитие интереса у детей к закаливающим процедурам и желание выполнять различные упражнения

    2.Овладение детьми элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

    3. Самостоятельное проявление инициативы, целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере (подвижные игры, бег, прыжки и другое).

    Вывод

    • Приобщение ребёнка дошкольника к здоровому образу жизни способствует, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение подвижными играми.
    • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами(в питании, закаливании и двигательном режиме.)

                                                                                         Список литературы:

    1.Аралова М.А.’’ Игры с детьми раннего возраста :Методические рекомендации’’- М.:ТЦ Сфера .2008..(Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»1 )

    2.Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста" :Методическое пособие.-М.:АРКТИ,2010.(Растем умными)

    3.Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.

    4.Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. '' Семья и детский сад : педагогическое образование родителей'' .- СПб. :ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО -ПРЕСС '',2009.

    5. Егоров Б.Б. Система эффективного закаливания[ Текст]/Б.Б.Егоров,

    Ю.Ф.Замоновский//Начальная школа.-2000.-№7

                                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

    Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

    Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

    Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

    Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...

    Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

    Тезисы для участия в территориальной педагогической научно-практической конференции «Грани вдохновения: актуальные практики дошкольного образования»...

    Проект Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

    Взаимодействие детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями....