«Использование ленты времени и ритуалов приветствия и прощания как условие успешной адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
статья (младшая группа)

Попутникова Мария Григорьевна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_lenty_vremeni.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Успешные практики педагогической деятельности воспитателей в рамках реализации ФГОС ДО

_____________________________________________________________________________

Направление работы научно-практической конференции (Секция)

Наименование работы:

«Использование ленты времени и ритуалов приветствия и прощания как условие успешной адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации».

Попутникова Мария Григорьевна,

воспитатель

первой квалификационной категории,

БМАОУ СОШ № 21 ДО.

        Дошкольное детство – самый яркий и неповторимый период жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение к культуре, к общепринятым человеческим ценностям, правилам и нормам.

Социализация – это процесс формирования и развития личности. В дошкольной образовательной организации «социализация» начинается с группы раннего возраста, где ребенок впервые знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. Первой ступенью в этом процессе является адаптация детей к детскому саду.

Адаптация (лат. adapto «приспособляю») — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Соответственно,  адаптация детей к условиям детского сада  – это приспособление  детского организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке, новым незнакомым людям.

С приходом ребенка в детский сад его жизнь существенно меняется: новый режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и новыми взрослыми, новое помещение, таящее в себе многого неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

        В период адаптации малыш часто испытывает тревогу из-за разлуки со значимым для него взрослым. Ребёнок с опаской относится к новым взрослым, а также боится быть брошенным. Когда он не видит своих родителей, он думает, что они ушли навсегда.        Чтобы уменьшить беспокойство ребёнка, родители не должны уходить незаметно, так как он может воспринять это как будто  его бросили. Лучше, если родитель попрощается и объяснит, почему уходит и, что будет происходить во время его отсутствия. А также пообещает, что обязательно вернётся, тогда, например, когда ребёнок погуляет или пообедает. Очень важно, чтобы взрослый сдержал своё обещание и пришёл, когда пообещал. Иначе в следующий раз ребёнок не поверит и его тревога только усилится.

        Ребёнок в раннем возрасте не ориентируется во времени. Время – самая сложная категория для понимания дошкольников. Для нас с вами понятия времени естественно, но дети не воспринимают данную категорию. Рассудите сами, предмет я могу потрогать, цвет – увидеть, а время – это как? «Мама придет через 30 минут / 1,5 часа» - данная формулировка ребёнку не понятна, поэтому  я использую в своей работе «Ленту времени». Она представляет собой иллюстрации режимных моментов детского сада. Ребёнок наглядно видит то, что он будет происходить в детском саду.

        Лента времени может выглядеть как книжка-раскладушка, либо, как единое полотно с изображением иллюстраций режимных моментов, в зависимости от количества времени пребывания ребёнка в детском саду (до прогулки, до обеда, после сна, после полдника). Ребёнок может отслеживать каждый режимный момент, такое наглядное обозначение позволит малышу понять, когда придёт мама (или другой взрослый).

        Лента времени помещается в приёмной и в группе на уровне глаз детей. Такая же выдаётся родителям домой для того, что бы родители вместе с ребенком рассмотрели все режимные моменты детского сада и обсудили, что именно ребенок будет делать в детском саду и когда его заберут домой.

         Ребенку проще ориентироваться, когда он может проследить последовательность линейно. Очень важно использовать при этом небольшое количество картинок, только ключевые моменты режима дня. Использовать предмет или игрушку – как маркер, который дети смогут передвигать от одной картинки к другой. Таким образом, отслеживать течение режима и понимать на какой временной картинке они сейчас находятся: «Мы поиграли, погуляли, пообедали, значит: сейчас время сна». Далее по ходу прогресса адаптации добавляем в ленту времени новые этапы режима дня.                

        Чем больше информации у детей, тем меньше тревоги о детском саде, как месте, где он будет находиться; о том, куда ушла мама; о том, когда вернётся мама и, что будет делать ребёнок, пока её не будет. Таким образом, малыш постепенно привыкнет к новым ситуациям, новым людям, детскому саду.

        Мною данный период организован так, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Считаю главным для себя - завоевать доверие малыша, его привязанность. Стараюсь показать ребенку, что его понимаю и принимаю таким, какой он есть.

        Помимо ленты времени, в период адаптации мною используются ритуалы «Приветствия» и «Прощания». Целью данных ритуалов является налаживание эмоционального контакта и развитие эмоционального общения с ребенком.

         Ритуалы «Приветствия» применяю при организации утреннего приема детей, что позволяет мне организовать эмоционально-благоприятную установку для ребенка в отсутствии родителей. Соответственно ритуалы «Прощания» – при уходе ребенка домой, что обеспечивает положительный настрой ребенка на следующий день.        

Ритуалы «Приветствия» и «Прощания», которые активно применяются в группе.

        Дай ручку! Я подхожу к ребенку и протягиваю ему руку и говорю: «Давай здороваться (прощаться). Дай, пожалуйста, ручку!».         Чтобы не испугать малыша, я стараюсь не проявлять излишнюю напористость: не подхожу слишком близко, слова обращения к ребенку произношу негромким, спокойным голосом. Всегда опускаюсь на уровень ребенка, обычно присаживаюсь на корточки или детский стул, чтобы мы могли смотреть друг на друга.

        Привет! Пока! Я подхожу к ребенку и машу рукой, здороваясь: «Привет! Привет!». Затем предлагаю ребенку ответить на приветствие: «Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!». При прощании игру повторяю — машу рукой и говорю: «Пока! Пока!». Затем предлагаю малышу попрощаться: «Помаши ручкой на прощание. Пока!».

        Этот ритуал встречи-прощания повторяю регулярно в начале и в конце дня. Таким образом, ребенок проявляет больше инициативы, приветствует меня при встрече и прощании самостоятельно.

        Иди ко мне. Я отхожу от ребенка на несколько шагов и зову его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой, хороший!». Когда ребенок подходит, я его обнимаю и говорю: « Привет… (имя ребенка), я так по тебе скучала!».

        Для ребёнка важна стабильность. Он видит, что изо дня в день родители куда-то уходят, прощаются, но каждый раз возвращаются. В детском саду ритуалы «Прощания» помогают ребенку быть спокойнее, когда утром родители оставляют его в группе. Конечно, малышу будет грустно, в первое время он будет плакать и скучать, но психологически он будет готов и уверен в том, что родители вернутся.

        Родителям ритуал помогает психологически подготовится к тому, что придется отпустить малыша. Часто происходит ситуация, когда после прощания с мамой ребенок плачет и воспитатель общается с ним, придумывает игры, чтобы его отвлечь. Но, как только малыш отвлекается, мама вдруг вспоминает, что забыла положить ему, например, носовой платочек, и заглядывает в группу, и ребёнок заново испытывает тот же стресс. В другой ситуации мама тоже вспоминает про условный платочек, но не возвращается, потому что знает о последствиях.  Она весь день корит себя, чувствует вину. Такая мама тоже не научилась отпускать ребёнка.

         Таким образом, я привлекла родителей к использованию ритуалов «Приветствия» и «Прощания» со своим ребенком.

         Ритуалы «Прощания»:

        Игрушка-талисман. Родители приносят небольшую игрушку, зачастую это любимая игрушка ребенка, и отдают ее в момент прощания, положительно настраивая на предстоящий день: если ребенок загрустит, то частичка дома будет всегда рядом.

        Поцелуй в ладошке. Это кодовое название особого прощания. Чаще всего это реальный поцелуй, который отпечатывается родителями на ладошке малыша, но иногда родители говорят  на ушко ласковые слова при расставании.

        Ритуал «Приветствия» «Секретный знак». Родители вместе со своим ребенком придумали особый знак, которым приветствуют друг друга. Чаще всего это взмах рукой, объятия  или оклик ребенка  по имени. Некоторые родители шепчут на ухо секретное слово, которое слышит только их ребенок.

        Благодаря использованию «Ленты времени» и ритуалов «Приветствия» и «Прощания» адаптация детей в моей группе прошла успешно, это можно видеть по результатам мониторинга: легкая степень – 40%, средняя – 60%, тяжелая – 0%.

        Успешную адаптацию можно определить по: хорошему аппетиту, спокойному сну, охотному общению с другими детьми, адекватной реакции на любое предложение воспитателя, нормальному эмоциональному состоянию.

После завершения периода адаптации у детей наблюдается хорошее физическое и эмоциональное самочувствие, увлеченная игра, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

В дальнейшем планирую использовать «Ленту времени» для решения задач  познавательного и речевого развития: для изучения времени (времена года, части суток, дни недели и т.д.), а также систематизировать и углублять знания детей по разным темам.

Ритуалы «Приветствия и «Прощания» планирую использовать как приветствие и прощании на занятии, «Приветствие»  в начале занятия, соответственно «Прощание» в конце занятия.

Использование «Ленты времени» и ритуалов «Приветствия и «Прощания» рекомендую использовать в работе с детьми дошкольного возраста как для успешной адаптации к условиям детского сада, так и для решения целого комплекса задач познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития.

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые способствуют его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.

Результатом ранней социализации является готовность  детей в дальнейшем к успешному обучению в школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми.

Список литературы:         

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Адаптация
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/lenta-vremeni-v-pomosch-roditeljam-v-adaptaci-detei-pervoi-mladshei-grupy.html.
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/28/sotsializatsiya-detey-rannego-vozrasta.
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/lenta-vremeni-v-rabote-s-detmi-ranego-vozrasta-v-period-adaptaci.html.https://lifehacker-ru.turbopages.org/lifehacker.ru/s/emocionalnyj-kontakt-s-rebyonkom/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...

«Технология успешной адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации»

Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели. Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие....

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Методы, средства, технологии при адаптации детей раннего дошкольного возраста...

Игровая деятельность как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

В статье представлена общая характеристика адаптационного периода в раннем дошкольном возрасте, дано понятие адаптации и игры. Определены основные задачи игры в период адаптации детей раннего дошкольн...