Игровая деятельность как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
статья (младшая группа)

Изетова Елена Дмитриевна

В статье представлена общая характеристика адаптационного периода в раннем дошкольном возрасте, дано понятие адаптации и игры. Определены основные задачи игры в период адаптации детей раннего дошкольного возраста, описаны основные требования к ее организации в условиях дошкольной организации. Раскрыто влияние игровой деятельности на ребенка в адаптационный период.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.2

Игровая деятельность как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Введение

На сегодняшний день показатель адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации является психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его семьи, так и для педагогов. Ребенок, находясь долгое время с родителями, а в частности с матерью привыкает к определенному образу жизни и когда наступает время идти в детский сад, это вызывает бурный протест у ребенка. Успешное нахождение дошкольника в детском саду будет зависеть от того, насколько безболезненно будет протекать процесс привыкания к новому распорядку дня и сможет ли он выстроить дружеские взаимоотношения с детским коллективом и новыми взрослыми.

Обоснование цели исследования

Цель исследования заключаются в изучении и обосновании эффективности использования игровой деятельности как средства успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Изложение основного материала исследования

Проблема адаптации детей раннего дошкольного возраста неоднократно выступала предметом исследования специалистов разных областей знаний. Она исследовалась Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Н.И. Добрейцер, О.Г. Заводчиковой, Р.С. Немовым, А.В. Петровским, Р.В.Тонкова-Ямпольской, Д.И. Фельдштейн, Т.Я. Черток

Особое значение применения игры в адаптационный период и в становлении детей подчеркивали в своих исследованиях Л.С. Выготский, М.Н. Жуков Э.В. Ильенков, П.Ф. Лесгафт, В.Л. Страковская, Д.Б. Эльконин.

Начало посещения ДОО ребенком раннего возраста зачастую сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям, поскольку адаптационные возможности детей этого возраста ограничены. Появление так называемого «адаптационного синдрома» является результатом неготовности ребенка к новой среде.

Н.М. Аксарина, рассматривая тему адаптации, приводила такой пример. «Садовник, который  собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживается» [1, с. 67]. Т.е. процесс адаптации ребенка к условиям ДОО неизбежен, но педагогу необходимо приложить все усилия для более легкого его протекания.

Согласно мнению Р.С. Немова, адаптация – это приспособление органов чувств, к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки [5].

Философский словарь рассматривает адаптацию как привыкание одного живого существа к другому живому существу или к окружающей среде [8].

Согласно словам О.Г. Заводчиковой, она видит ребенка в период адаптации как живую модель стрессового состояния. Ребенок находится в состоянии срыва динамического стереотипа (стереотип – система выработанных условных рефлексов). Стрессовое напряжение связано с изменением гормональной системы организма [3].

На основании анализа теоретических источников, можно сделать вывод, что адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

В своих работах ученые (Н.Д. Ватунина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток) выделили несколько видов адаптации по тяжести их протекания.

Легкая степень тяжести характеризуется незначимым понижением аппетита, сон приходит в норму в течении 20-30 дней. Поведение детей приходит в норму в течении месяца. Сотрудничество со взрослыми почти не нарушается, двигательная активность не понижается. В этот период адаптации заболеваний не возникает.

В период адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка проявляются ярче и занимают более длительное время. Сон и аппетит налаживаются не ранее, чем через 20-40 дней. Проявляется снижение двигательной активности и продолжается в течении 30-35 дней. На этом этапе могут возникнуть заболевания в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.

Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью от 2-6 месяцев и тяжестью ее проявлений. Наблюдается длительное снижение аппетита В некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Сон имеет длительное нарушение (чуткий, укороченный). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь плачет. Ориентация в пространстве снижена.

Характер протекания адаптации зависит от нескольких важных факторов:

  1. низкий уровень социализации ребенка;
  2. недооценивание режимных моментов;
  3. низкие навыки самообслуживания или полное их отсутствие;
  4. особенности высшей нервной системы, ее типа, наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы, индивидуальных особенностей детей, половых различий;
  5. нерегулярное посещение дошкольной организации.

Дети, пришедшие в ДОО, очень эмоциональны и впечатлительны, постоянно испытывают потребность в любви и поддержке со стороны взрослого.

Наиболее эффективным средством адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО является игра. Это связано с тем, что игры привлекают малышей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, помогают им отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживают негативные эмоции.

В Российской педагогической энциклопедии указано, что «игра – это один из видов деятельности детей, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними… одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» [6, с. 234].

По мнению П.Ф. Лесгафта, ценность игры заключается прежде всего в том, что она готовит ребенка к жизни. Ученый одним из первых обосновал такие особенности игры как: осознанность, интеллектуальность действий, возможность обучения детей управлению своими движениями; вероятность формирования личностных качеств. Таким образом, ценность игры по П.Ф. Лесгафту заключается в неповторимой возможности формирования в ребенке телесной и духовной гармонии, его творческом познавательном отношении к себе и к окружению [4].

М.Н. Жуков отмечает, что «игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил» [2, с.25].

По утверждению В.Л. Страковской «игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств» [9, с. 93].

Игровая деятельность в адаптационный период выступает движущей силой в развитии психических процессов дошкольников. В процессе игры у ребенка обогащается активный словарь, развивается внимание, происходит усвоение социальных и нравственных норм общества. В тоже время такая деятельность выступает сильнейшей эмоциональной сокровищницей, с помощью которой дети раскрывают себя и могут прочувствовать различные состояния, а также выступает условием формирования волевых качеств и коммуникативных навыков. Немаловажным показателем игровой деятельности в этот период выступает развитие чувственного отклика, доверительных отношений со взрослым, а также сплочение детского коллектива. Ребенок должен видеть в наставнике доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера по игре. Необходимо отметить, что игра приносит много нового во взаимоотношения между детьми и взрослым, побуждает их к сотворчеству, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других.

Благодаря игровой деятельности возможно создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе для прохождения более легкой степени адаптации детей; происходит снижение эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, тревожности и агрессии у детей; формируются чувства уверенности в окружающем и доверия к воспитателю; происходит развитие навыков взаимодействия детей друг с другом и расширяются социальные контакты детей; развиваются игровые навыки.

При организация игр, используемых в период адаптации детей раннего дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия:

  • игры, используемые в первое время должны проводиться в фронтальной форме, чтобы у ребенка не возникло чувство одиночества и он не считал себя брошенным;
  • взрослый организует игру и является  активным ее участником. Своими действиями и эмоциональным общением он вовлекает ребенка в игровую деятельность;
  • подбор игр проводится с учетом возможностей детей, места проведения;
  • участие детей должно быть добровольным. Если начать принуждать ребенка, то мы можем столкнуться с чувством протеста, негативизма;
  • во время игры не разумно ребенка критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них;
  • игры должны повторяться, систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.

Условно игры в адаптационный период можно разделить на две группы.

К первой группе относятся коммуникативные игры, а ко второй – игры на освоение окружающей среды.

Коммуникативные игры по характеру взаимодействия участников между собой делятся на: вербальные и невербальные.

Так как в раннем возрасте основой является предметная деятельность, а дети раннего возраста всегда подвижны, то необходимо использовать сенсорные и моторные игры. Такие игры выступают составной частью коммуникативных игр и игр по освоению окружающей действительности.

Приведем примеры невербальных коммуникативных игр, применяемые в адаптационный период в дошкольной организации.

Общие хороводы «Раздувайся пузырь», «Карусели», «В детский сад ходили» и другие позволяют сплотить детей в группе, дают каждому ребенку побыть в центре внимания.

Игры – забавы «Догонялки с куклой», «Найди меня, если сможешь», «Мыльные пузыри», «Солнечный зайчик» с помощью этих игр получается раскрепостить ребенка, снизить нервное напряжение, дети испытывают радость от выполнения простых движений. Даже дети, которые не всегда активны включаются в такие игры.

Игры в кругу с обращением к соседу «Улыбка», «Посмотри в глаза», «Подай ладошку», «По тропинке мы пошли» направлены на более тесное невербальное сближение детей.

Среди вербальных коммуникативных игр можно выделить подгруппу игр – знакомств и игр – обращений. Например, «Позови по имени», «Игра с котенком», «Кого сегодня не пришел?», «Ласковое имя», «Передай снежинку». Целью таких игр выступает – научить детей отзываться и называть свое имя, называть соседа по имени, запоминать имена сверстников.

В групповых подвижных играх так же осуществляется активное вербальное общение воспитателя с детьми. Это такие игры, как «Солнышко и дождик», «Подарок», «Волк и зайцы», «Раздавайся хлопок».

Игры на запоминание окружающей среды позволяют постепенно знакомить детей с расположением групповых помещений и их назначением, расположением игрушек в группе. Их также можно разделить на несколько подгрупп:

Игры-путешествия «Мы по лесу идем» «Поезд», «Ножки», «Мы гуляем», «Как пройти?».

Игры с предметами, направленные на сенсомоторное развитие ребенка и ориентацию в ближайшем окружении «Хвастушка», «Отыщи игрушку», «Скажи – сделай», «Волшебный мешочек», «Чья шапка?», «Где твой шкафчик?», «Что было и чего не стало?», «Домик для игрушек».

Подвижные ролевые игры «Смелые зайцы», «Лунтик и его друзья», «У медведя во бору», «Кошки мыши». В таких играх усложняются пространственные условия для движения. Дети по условиям игры должны перемещаться по группе.

Каждый ребенок индивидуален и поэтому при организации игр не стоит настаивать на одновременном участии всех детей в игровой деятельности. По началу уместно предоставить возможность некоторым детям попросту наблюдать за тем, чем занимаются его сверстники. Зачастую, в группе есть нерешительные, застенчивые дети и со временем их необходимо вовлекать в игровую активность.

Заключение

Проблема адаптации дошкольников с каждым годом становится все более актуальной, так как этот период оставляет неизгладимый след в жизни каждого ребенка и его семьи. Игровая деятельность выступает эффективным средством в решении этой проблемы. Она способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию ребенка раннего возраста. Оказывает существенное влияние на самооценку ребенка, его коммуникативные способности, снимает психологическое напряжение, помогает преодолеть скованность и следовательно, увеличивает способность ребенка к успешной адаптации.

Литература

  1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста : учебник / Н.М. Аксарина. – Москва : Медицина, 1969. – 256 с.
  2. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник для студ. пед. Вузов / М.Н. Жуков. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
  3. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образов. Учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г. Заводчикова. – М. : Просвещение, – 2007. – 79с.
  4. Лесгафт П. Ф. Избранные пед. Сочинения / П. Ф. Лесгафт. – М. : Академия, 1952. – 321 с.
  5. Нeмoв Р.C. Пcиxoлoгия / Р. С. Немов. – М. : Прocвeщeниe, 2005. – 358 с.
  6. Пeдaгoгичecкий энциклoпeдичecкий словарь. – М. : Бoльшaя Рoccийcкaя энциклoпeдия, 2008. – 528 c.
  7. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
  8. Степин В.С. Новая философская энциклопедия: Ин-т философии РАН / В.С. Степин. – Москва : Мысль, 2010. – 1231 с.
  9. Страковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей / В.Л. Страковская. – М. : Медицина, 1978. – 185 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Тезисы для участия в территориальной педагогической научно-практической конференции «Грани вдохновения: актуальные практики дошкольного образования»...

Проект Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями....

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации «В детский сад без слёз»

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.Цель: создани...