Главные вкладки

    Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
    учебно-методический материал (младшая группа)

    Удавихина Наталья Анатольевна

    Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruglyy_stol.docx21.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Круглый стол для педагогов детского сада

    «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

                                                                     Подготовила:

                                                                   воспитатель Удавихина Н.А.

                                                                                       

     

    Тема круглого стола: «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

    Цель: помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами).

    Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги. Тема круглого стола «Значение адаптации детей раннего  возраста к условиям детского сада»

    План работы:

    1. Дать определение адаптации.
    2. Влияние адаптации на здоровье ребенка.
    3. Способы облегчения адаптации.

      

    1. Что такое адаптация

    Ведущий. Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, познавательная активность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и творческая направленность и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста, но требуют непременного участия взрослого и определенных воздействий.

    Возраст от 2-х до 3-х лет не является благоприятным для серьезных изменений в жизни ребенка, к которым, безусловно, относится и поступление в детский сад. Поступление ребенка в детский сад протекает для него не безболезненно.

     Чем, по вашему мнению, является детский сад при поступлении ребенка раннего возраста. Детский сад для него это…?

    новое окружение – взрослые, другие дети, новые игрушки, новые предметы, процесс вхождения в новую среду и т.д.

    Ведущий. Толковый словарь русского языка  И.С. Ожигова, Н.Ю. Шведовой дает нам следующее определение:

    «Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям»

    Адаптация — это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды.          

    Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучии

    II. Влияние адаптации на здоровье ребенка.

    Ведущий. Значение адаптации, т.е. приспособление детского организма к окружающей среде отражается на дальнейшем здоровье и самочувствии в новых условиях.

    ? Какое влияние оказывает адаптация на здоровье ребенка?

    - Ребенок начинает плакать, отказывается от общения с воспитателями, другими взрослыми, отказывается от еды, с детьми не играет, сон его короткий, не глубокий.

    Ведущий. Ребенок, поступая в дошкольную среду, переживает стрессовое состояние, у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, он попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции.

    Поступление ребенка в детский сад является для него новым неизвестным, следовательно, он пребывает в стрессовом состоянии. Стресс имеет свои особенности:

    1-я особенность: ребенок находиться в состоянии срыва динамического стереотипа (стереотип – система выработанных условий рефлексов). Происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации. Чем дальше стоит новый стереотип от старого, тем тяжелее протекает адаптация.

    2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменениями гормональной системы организма. Стресс, безусловно, вреден, но он и необходим, по мнению психологов, так как жизнь часто бросает детей и взрослых в разные ситуации, и если бы организм не был  приспособлен к перенесению стресса, то люди бы сразу умирали.   Следовательно, задача детского учреждения облегчить стрессовую ситуацию,  правильно воздействовать на детей и искать способы облегчения адаптации.

    3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. Следовательно, ребенок заболевает.

    Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса могут привести к задержке психического развития ребенка, невосполнимый ущерб процессу формирования навыкам самостоятельного обслуживания и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития.
    III. Способы, облегчающие адаптацию.

    Ведущий. Привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в жизни.

    ? Какова, по вашему мнению роль семьи в подготовке ребенка к детскому саду?

    Родителям необходимо заранее познакомится с воспитателями группы, режимом дня, пройти консультацию у педагога-психолога, медицинского работника, старшего воспитателя. Так же следует рассказать воспитателям об особенностях поведения ребенка, его интересах.

    Необходимо особое внимание уделить родителям рациону питания, приучить ребенка к разнообразным овощным, молочным и рыбным блюдам. Тогда ребенок не останется голодным.

    Режим дома следует максимально приблизить к режиму детского сада, так как коррекцию желательно проводить в домашних условиях, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

    Необходимо сформировать у ребенка навыки самостоятельности, которые будут проявляться в процессе умывания, во время приема пищи, одевания и раздевания. Самостоятельность в действиях с игрушками, положительно скажется на самочувствии ребенка.

    Воспитатель, имея полную информацию о ребенке, быстрее поймет его и установит контакт, да и ребенку будет легче.

    ?Какова роль воспитателя для обеспечения легкой адаптации?

    Для поступившего в детский сад ребенка следует установить щадящий режим, позволить ему подольше поспать, пораньше лечь, вовлечь его в игру, позволив принести любимую игрушку из дома.

    Ведущий. Воспитателям необходимо заранее познакомиться с семьей будущего воспитанника, выяснив какие привычки сложились в семье во время еды, засыпания, чем больше всего ребенок любит заниматься.

    В период прихода ребенка в группу детского сада воспитателю следует дать ему понять, что только его и ждали, что о нем скачали и вспоминали. В группе создать условия максимально приближенные к домашним, эмоционально благоприятную атмосферу.

    В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:

    1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.
    1. Возраст ребенка. 
    2.  Характеристики семейной ситуации.
    1. Социальная и педагогическая среда дошкольного учреждения.

     Успешность привыкания детей к ДОУ во многом зависит от отношения к ним педагога и выбранного им стиля общения с воспитанниками.

    1. Недостаток подготовки ребенка к ДОУ.
    1. Неспособность самостоятельно обслуживать себя. Именно этот фактор значительно мешает привыканию к детском саду, ведь отсутствие самостоятельности ребенка вынуждает его больше контактировать с другими малознакомыми взрослыми.
    2. Избыток впечатлений. В первые дни малыш узнает много нового и испытывает яркие впечатления, как негативные, так и позитивные. Излишнее эмоциональное возбуждение переутомляет малыша, а следствием этого являются нервозность и капризы.
    3. Неприязнь в общении с конкретными детьми и персоналом. 
    4.   Биологические и социальные факторы. 
    5.  Уровень тренированности адаптационных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка.      

    Ведущий: По каким параметрам можно определить, как прошел период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения?

    Период адаптации детей раннего возраста условно разделяют на три уровня:

    1 уровень - Легкий уровень адаптации (10-15 дней).

    При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми.

    У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

    2 уровень - Средний уровень адаптации (20-40 дней)

    Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми.

    Сон и аппетит восстанавливаются только через 15-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

    3 уровень Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев).

    В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников.

    Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют его от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

    Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

    •        Несоответствие распорядка дня дома и в детском саду.

    •        У ребенка сформировались своеобразные привычки.

    •        Малыш не приучен к непродолжительному одиночеству и не может играть игрушками наедине с собой.

    •        Отсутствие навыков в соблюдении гигиены.

    •        Малыш редко находится в компании незнакомых людей

    Показателями окончания адаптационного периода является:

    • спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;

    • уравновешенное настроение в течение дня;

    • адекватное отношение к предложениям взрослых;

    • общение с ними по собственной инициативе;

    • умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

    • желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

    • спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

     Следовательно, знание  данных факторов позволит, обеспечит адаптацию ребенка к дошкольному учреждению.      

    Ведущий.

    - Вывод: Для того, что бы период адаптации протекал с наименьшими осложнениями для ребенка необходимо:

    • Научить ребенка вступать в общение со взрослым и сверстниками.
    • Выработать привычку к режиму дня.
    • Повышать уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
    • Не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

    Следовательно, дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут физически крепкими, здоровыми и самостоятельными.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

    Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

    Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

    Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

    Рекомендации для педагогов "Адаптация детей раннего возраста в условиях детского сада"

    Материал предназначен для педагогов ДОУ с целью взаимодействия с родителями детей раннего возраста по периоду адаптации в детском саду....

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

    ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

    "Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

    Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

    Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

    Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...