Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
статья по теме

Павлова Татьяна Викторовна

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по следующим направлениям:

1.      Социально-комуникативная;

2.      Познавательная;

3.      Речевая;

4.      Художественно-эстетическая;

5.      Физическое развитие.

Следовательно, вытекают следующие задачи:

1.      Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в группе;

2.      Формировать чувства уверенности в окружающем;

3.      Формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми;

4.      Способствовать физическому развитию;

5.      Использование в работе нетрадиционных материалов для работ совместно с детьми;

6.      Работа с родителями по улучшению пребывания детей в детской саду в адаптационный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В. Павлова, воспитатель

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №23 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

АДАПТАЦИЯ – восхождение человека в определённую среду и приспособление к её условиям.

Результатом адаптации является адаптированность  - совокупность всех полезных изменений организма и психики.

АДАПТАЦИЯ является  активным процессом, неизбежно приводящим к позитивным или негативным результатам (стресс).

При этом теоретически выделяется два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональность, удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко, просто и точно выполнять требования среды).

(Краткий психологический словарь).

«Ребенок может научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своем». (Пауло Коэльо)

«Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает». (Эрма Бомбек)

Работаю в группе раннего возраста, с детьми от двух до трёх лет. Мне пришлось столкнуться с проблемой привыкания малышей к условиям детского сада.

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Это режим дня, отсутствие родителей новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного, другой стиль жизни.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни.

Для успешного решения этой проблемы и для повышения своего педагогического мастерства мною было прочитано много литературы.

Основываясь на приобретенных мною знаниях и опыте работы, я сделала  вывод, что первые три года жизни оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии. Он учится видеть мир, понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми, ходить, говорить и многое-многое другое. Именно впервые годы закладывается его отношение к людям, себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по следующим направлениям:

  1. Социально-комуникативная;
  2. Познавательная;
  3. Речевая;
  4. Художественно-эстетическая;
  5. Физическое развитие.

Следовательно, вытекают следующие задачи:

  1. Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в группе;
  2. Формировать чувства уверенности в окружающем;
  3. Формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми;
  4. Способствовать физическому развитию;
  5. Использование в работе нетрадиционных материалов для работ совместно с детьми;
  6. Работа с родителями по улучшению пребывания детей в детской саду в адаптационный период.

Каким  образом решить эти задачи? Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, я прежде создаю у него положительную обстановку, положительное   впечатление о детском саде, чтобы он ходил  туда с желанием.

Первые дни, когда ребенок приходит из дома, попадает в необычный для себя мир, его в новой обстановке, должно что-то заинтересовать, привлечь, стать для него эмоционально-значимым.

Поэтому особое внимание, я уделяю насыщению игрового пространства группы.

Для приближения к домашней обстановке я, с помощью родителей, сшила мягкий матрасик и несколько подушечек (так, чтобы хватило каждому желающему ребенку). Дети с удовольствием прижимают их к себе, выбирают ту, так как часть своего времени, дети проводят на полу, я постаралась сделать более доступными все игрушки. При подборе игрушек я старалась учитывать их яркость, функциональность и значение их для детей. Поэтому при поступлении ребенка в группу я подвожу его к одной из подвижных, звучащих игрушек (киска, каталка с мишками, лошадка-качалка) или надеваю на руку кошечку из «Би-ба-бо» театра и начинаю разговаривать от ее имени. Такие приемы помогают отвлечь ребенка от грустных мыслей, а так же познакомить со всем тем, что будет окружать его во время пребывания в детском саду.

Создать для ребенка атмосферу эмоционального благополучия помогает также речь воспитателя: эмоциональная, положительно-окрашенная, выразительная, с доброй интонацией. Здесь мне очень помогает знание стихов, пестушек, потешек, песенок, загадок для детей этого возраста. Я включаю их в различные режимные моменты, сопровождая их показом иллюстраций. При этом я использую ковролин и игрушки из театров. Внимание у таких маленьких детей долго удерживать трудно, поэтому общение должно проходить в интересной игровой форме, сопровождается положительными эмоциями детей. Чтобы заинтересовать детей я использую куклу Катю – умную девочку, которая в нужный момент подсказать ребенку.

В течении всего времени я работаю над созданием окружающей среды. Во время занятий ковролин превращается то в грядку с овощами, то в сказку.

В уголке ряженых, на цветных крючках  развешаны сарафаны, цветные платочки. Дети очень любят наряжаться, веселиться в этих нарядах. Я радуюсь вместе с ними – какие они красивые!

У каждого ребенка есть свои расчески, я учу детей расчесывать сначала кукол, а потом друг друга. Маленькие хозяйки любят постирать салфеточки, простынки, убраться в уголке «семья».

В уголке природы дети наблюдают за растениями. Здесь же стоит аквариум, где дети наблюдают за рыбками. У доктора Айболита маленькие ребятки «лечат» своих животных, кукол и себя.

Дети очень любят играть в куклы. Они гуляют с ними, сажают за стол, в уголке игрушек, «пьют» с ними чай. В группе имеется пальчиковый, настольный, резиновый театр и театр «Би-ба-бо».

При решении задачи формирования чувства уверенности в окружающем, я стараюсь познакомить детей с предметами окружающей действительности. В раннем возрасте ребенок познает мир, действуя с предметами. Он берет игрушку, стучит ею по полу, катает, вертит в руках, пытается взять в рот. Ему все интересно, он хочет все успеть, узнать, увидеть, поиграть. Поэтому я изготовила для детей  много игр и пособий на развитие сенсорных способностей. Я знакомлю детей с основными цветами, учу различать большие и маленькие предметы по величине. Дети с удовольствием узнают кубики, башенки, шарики, сравнивают их по цвету, величине и что как шумит. Кроме этого я изготовила дидактические подушки для развития мелкой моторики с застежками, «чудо-дерево» на котором «растут» яблоки.

Действуя со всеми этими предметами, игрушками дети легче воспринимают окружающее их и быстрее привыкают к обстановке в группе.

Все дети раннего возраста приходят из маленькой семьи в большой коллектив группы. Раньше ребенка окружал узкий круг родных: мама, папа, братик или сестренка. Ребенок был центром внимания и все старались угодить ему, выполнить любое его желание. Попадая в детский сад, ребенок сталкивается с новой для него проблемой общения со сверстниками. Оказывается игрушками надо делиться, надо подождать других, когда идешь на прогулку, а сказку воспитатель рассказывает на только тебе… И возникают детские конфликты, капризы – важнейшая проблема адаптации ребенка в детском саду.

Я стараюсь научить их находить их находить общий язык: уметь договориться, поделиться, подождать, показать другому. Для этого я активно использую устное народное творчество и художественную литературу. Дети, на примере сказочных героев, видят эталоны поведения, общения. В народном фольклоре много образных эпитетов, красивых слов, мелодичная интонация. Я показываю детям маленькие инсценировки, например: «К деткам приходит Зайчиха с двумя зайчатами и одной морковкой. Зайчата начинают ссориться – кому достанется морковка». Я спрашиваю у деток, как быть в таком случае. Мы с вместе находим выход: разделить морковку пополам , чтобы досталась обоим зайчатам. На таких примерах дети учатся делиться, договариваться, общаться. Здесь же мне опять помогает и дидактическая кукла Катя. Она приходит в гости к деткам, мы учимся одеваться, правильно умываться и т.д. При этом мы с ней разговаривали. Кукла Катя – сверстник моих деток, поэтому общаясь с ней, дети учатся находить общий язык со сверстниками. Малыш с вниманием и интересом относится к другому ребенку. Он стремится рассмотреть партнера, послушать его, прикоснуться к нему. Он очень эмоционально относится к присутствию ровесника. Он радуется при его появлении, с удовольствием наблюдает за ним, огорчается после его ухода, стремиться привлечь к себе его внимание – предлагает игрушки, улыбается, глядя в глаза, отвечает в ответ на его предложение поиграть вместе, берет предлагаемую ему игрушку.

Считаю очень важной эту задачу для детей раннего возраста, так, как в дальнейшем им предстоит ещё много-много времени общаться со сверстниками и в группах детского сада и в школе.

Попадая в группу детского сада из маленьких помещений (комнат), где не всегда выделено место для игр малыша, ребенок сталкивается с большим пространством, где можно больше двигаться, где больше воздуха, но и больше возможности простудиться. Поэтому в период адаптации ребенка я уделяю особое внимание развитию движений и координации. В группе создан физкультурный уголок. В нем есть дорожка для массажа ступней ног, скамеечка для ходьбы и спрыгивания (держась за руку взрослого).

Собраны пластмассовые мячики, кроме этого есть мягкие разноцветные мячики – это уникальный материал: дети катают их, сбивают кегли, бросают в сетку, а так же, мячи – это дидактический материал по развитию сенсорных способностей. Дети узнают их по цвету, сравнивают (на ощупь) с пластмассовыми, а так же хотят узнать: какой из них катится дальше, какой стукнет громче. Дети очень любят играть в подвижные игры, используя для этого разную атрибутику.  В группе сделана небольшая  «карусель», на которой «катаются» игрушки. Я предлагаю детям допрыгнуть до цветочка или бегемотика. В группе есть лошадка-качалка, машинки.

Приобщение ребенка к духовной культуре нужно начинать как можно раньше. Дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес к театральным постановкам, к музыке, к искусству. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности. Развивая эту деятельность я использую как нетрадиционное, так и традиционные технологии (пластилинография, тестопластика, рисование пальчиком, рисование по крупе, песке, трафареты, штампы).

В процессе художественно-эстетической деятельности у ребенка открываются возможности для раскрытия и совершенствования творческих способностей, развиваются слуховые, зрительные, двигательные анализаторы, побуждая получать новые знания, развивать фантазию, делают ребенка внимательным и усидчивым. Главную роль в этом развитии принадлежит взрослому. От умения эмоционально передать, раскрыть красоту того или иного произведения, природного явления, картины и т.д. взрослым – формируется и чувства прекрасного у ребенка.

Один из самых актуальных вопросов в уходе за ребенком – режим дня. Правильный суточный режим охраняет нервную систему от переутомления. Развитию здоровья ребенка способствует правильная гигиена. Мы учим детей культурно-гигиеническим навыкам. Решая эту задачу, активно работая с родителями, проводятся индивидуальные беседы о режиме дня, о культурно-гигиенических навыках, о рациональной одежде в группе и на улице. Всё раннее дошкольное детство ребенка можно назвать периодом адаптации. У многих родителей ребенок – первый и они порой сталкиваются с трудностями. Для них этот период тоже является адаптивным. Я стараюсь помочь им, советую, как сделать привыкание к детскому саду более легким. Даю рекомендацию о режиме ребенка дома, чему мы учим детей в детском саду и как это можно закреплять дома. Подготовлено много консультаций для родителей на разные темы и выставленные в раздевалке, где родители, ожидая ребенка, могут прочитать их. В своей практике организую встречи с родителя и детьми до поступления в детский сад. Чем раньше ребенок познакомиться с новым помещением, людьми, игрушками, тем больше будет времени у родителей на объяснение, разъяснение. Ведь ребенка пугает все новое незнакомое, так как неизвестно, что его ждет. Для родителей, которые не могут придти заранее познакомиться, создано портфолио группы, где родитель и ребенок могут познакомиться с педагогами, с помощником воспитателя, с развивающей средой группы. Придя в адаптационный период в детский сад ребенок увидит знакомую обстановку и взрослых. Это помогает ребенку быстрее адаптироваться и привыкнуть к детскому саду.

Большое значение имеет готовность родителей помочь воспитателю его сложной работе. Для того, чтобы в дальнейшем советы воспитателя выполнялись родителями, необходимо установить тесную связь с ними. Эта связь осуществляется различными формами: утренним приеме – беседую с мамой и папой ребенка, интересуюсь его поведением дома. Одевая ребенка вечером, рассказываю, как он вел себя в группе, что нового в его развитии. Объясняю родителям, как и чем, будем занимать с детьми, подробно рассказываю о программе занятий. Так же проводятся тематические собрания и консультации. Свою работу с родителями ведем не только при встрече, но и на сайте нашего детского сада, где даём рекомендации, консультации, фото в совместной и свободной деятельности детей. Родители охотно идут на контакт и сотрудничество.

Вся работа дошкольного учреждения позволяет малышам быстрее привыкнуть к новым условиям их жизни, наладить добрые взаимоотношения с воспитателями и сверстниками, создаёт благоприятные условия для развития и воспитания маленьких детей.

Мой педагогический и жизненный опыт, при адаптации детей, может помочь молодым педагогам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

Игра, как средство легкой и успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов. В первое время малыши испытывают эмоциональное напряжение, вызванное разлукой с близкими, сменой предмет...

Игра, как средство легкой и успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов. В первое время малыши испытывают эмоциональное напряжение, вызванное разлукой с близкими, сменой предмет...

Применение сенсорных дидактических игр как средства успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Применение сенсорных дидактических игр  как средства успешной адаптации  детей раннего возраста к условиям детского сада...