«Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду посредством использования малых фольклорных форм»
материал (младшая группа)

Кириловская Ирина Владимировна

опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_kirilovskaya.doc579.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа» Кириловская И.В.

«Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду посредством использования малых фольклорных форм»

Автор опыта:

Кириловская Ирина Владимировна,

воспитатель,

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»

2023

Содержание

Информация об опыте……………………………………………………………3

Технология описания опыта ……………………………………………………7

Результативность опыта........................................................................................13

Библиографический список…………………………………………………......16

Приложение к опыту……………………………………………………………17

Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

Поступление ребёнка в детский сад, является особым периодом жизни для всей семьи - и для ребёнка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Чёткий режим дня, новое помещение, отсутствие родителей, необходимость общения со сверстниками, все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Момент адаптации ребёнка к условиям детского сада очень ответственен и может спровоцировать для здоровья ребёнка серьёзные последствия.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на создание наиболее благоприятных для ребёнка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребёнка. Привыкание ребёнка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Для определения успешности адаптации детей использовалась методика, предложенная А. Остроуховой (Приложение №1).  Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Проведя анкетирование родителей воспитанников, поступающих впервые в детский сад (Приложение №2), было выявлено состояние готовности детей данной группы к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 26 % детей, условно готовы - 52 %, не готовы - 22 %.

Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».

Результаты диагностики позволили сделать вывод о необходимости использования современных методов работы для создания условий успешной адаптации детей к детскому саду. Таким средством была определена тема опыта «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду посредством использования малых фольклорных форм».

Актуальность опыта

Первые годы жизни – начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих периодов ребенок не развивается такими стремительными темпами, как в раннем возрасте. Своевременно начатое, педагогически грамотное воспитание обеспечивает полноценное, всестороннее развитие малыша, способствует формированию различных видов деятельности, предупреждает возникновение отрицательных привычек и форм поведения. Поэтому так важно, с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять задачи, использовать целесообразные средства, методы и приемы воздействия.

В последнее время повышение возрастного порога посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Детский сад - это первое учреждение, с которым вступают в контакт дети. Ребенок оказывается в незнакомой бытовой обстановке среди новых ребят. Он очень раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными. От того, как пройдет привыкание малыша к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к ДОУ или, наоборот, замедляющих ее, меняющих адекватно приспособиться.

В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми. У ребенка ломаются ранее сформированные стереотипы, они преодолевают психологическую преграду. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя и другое. Избежать всего этого и сделать переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение более плавным можно, используя разнообразные виды фольклора. Ведь хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потёшка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку-воспитателю.

Таким образом, возникает следующее противоречие: с одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой – все шире распространяющийся личностно-ориентированный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.

Актуальность обозначенной проблемы определяется также необходимостью разрешения возникших противоречий между потребностями педагогической теории в осмыслении значимости адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством фольклора. В одном случае недостаточность теоретико-методологической разработанности данного вопроса в научных исследованиях, в другом - наличие потенциальных возможностей фольклора и его малой реализации в психолого-педагогической практике.

Указанные противоречия определяют проблему исследования, связанную с созданием психолого-педагогических условий для адаптации детей в дошкольной образовательной организации посредством фольклора.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, направленных на успешную адаптацию детей раннего возраста, посредством использования малых фольклорных форм. 

Длительность работы над опытом. Работа проводилась с июня 2019 по июнь 2022 года, и была разделена на несколько этапов.

1 этап – с июня 2019 года по сентябрь 2020 года - аналитико-диагностический: педагогом осуществлялся отбор и анализ литературы по теме исследования, намечен перспективный план работы по адаптации детей раннего возраста.

II этап - с октября 2020 года по март 2022 года - практический: проектировалась предметно-развивающая среда в свете новых требований, разработана система работы по использованию произведений устного народного творчества в процессе адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

III этап - 2022 год - апрель - июнь - обобщающий: выявление результатов проведенной работы на основе диагностики; анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов, уточнение теоретических выводов.

Диапазон опыта представлен комплексной системой работы педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к ДОУ.

Теоретическая база опыта.

Теоретической базой педагогического опыта стали идеи ведущих отечественных психологов и педагогов, занимавшихся проблемой адаптации и компетентное мнение современных педагогов о влиянии фольклора на успешное протекание адаптации детей раннего возраста.

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В. Тонкова – Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется, прежде всего, как медико – педагогическая проблема, решение которой требует создание условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис). К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад, и ничего не говорится об адаптации детей на других уровнях детства.

А.Н. Леонтьев отмечал, что каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей имеет индивидуальные приспособительные механизмы, следовательно, свой тип адаптации [19].

Одним из важных условий адаптации детей педагоги, психологи (Л.В. Макшанцева, Е.И. Морозова, Г.Б. Степанова, С.Н. Теплюк и др.) считают создание эмоциональной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность. По их мнению, эффективным средством являются произведения устного народного творчества, которые способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми.

Н.Д. Ватутина, исследует условия успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает методы педагогического воздействия на них в этот период. Т.В. Костяк изучает особенности психологической адаптации детей к детскому саду. Авторы Н.Д. Ватутина и Т.В. Костяк пришли к выводу, что важная роль во время адаптации отводиться различным методам, способствующих эффективному привыканию детей к условиям детского сада. Среди таких методов выделяется фольклор [5].

Фольклор - уникальная самобытная культура наших предков. В современном обществе он рассматривается как значительное средство ознакомления подрастающего поколения к национальным традициям. Фольклору отводится значительное место в решении адаптационных задач детей в условиях дошкольной образовательной организации.

Л.Н. Павлова [22] в своих исследованиях показала место и роль фольклора в современной педагогике раннего детства. Она отмечала, что «фольклор - действенный метод адаптации детей раннего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и гумманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней воздействия педагогов на детей с учетом их возрастных возможностей». Народную культуру нельзя ничем заменить, особенно в период адаптации детей в условиях дошкольной образовательной организации. Фольклор является творческим организмом, системой творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями, средством адаптации мышления к незнакомым условиям для ребенка. 

По мнению З.А. Гриценко [6], народные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или песенку можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной ситуации. Практика показывает, что каждому малышу хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает воспитателя и малыша в период адаптации и делает ее протекание более благоприятным.

Чтобы лучше понять, как решить проблему адаптации, прежде всего, были изучены:

• исследования русских и советских фольклористов Михаила Никифоровича Мельникова, Владимира Прокопьевича Аникина [21];

• труды и монограммы русских и советских педагогов К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, А. М. Мухиной [26].

Как отмечает Наталья Васильевна Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».

Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности» [24].

Александра Платоновна Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи» [27].

Эти же вопросы были в центре внимания таких исследователей как Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, О. С. Ушакова, А. Я. Шибицкая, др.

Таким образом, исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки, сказки, загадки) представляет собой прекрасный материал, который можно использовать, при адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Новизна опыта

Данный опыт является синтезом уже существующих подходов к организации жизни детей раннего возраста в период адаптации и материалом из личного опыта работы с детьми раннего возраста. Разработаны перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста с использованием фольклора (Приложение №3) и картотеки пальчиковой гимнастики, подвижных игр с использованием малых фольклорных форм.

Характеристика условий, в которых возможна реализация данного опыта. Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций, работающих в группах раннего возраста в период адаптации воспитанников к условиям ДОО.

Раздел II 

Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности в данном направлении является профилактика эмоционального состояния детей раннего возраста в период адаптации к условиям группы детского сада, развитие у детей уверенности в своих силах и снижение ситуативной тревожности, создание условий для развития познавательных способностей и развития речи детей, а также активного использования фольклора в деятельности детей.

Для реализации этой цели, согласно ФГОС, были определены задачи:

1. укрепление и поддержание всех компонентов здоровья детей раннего возраста: физического и социально-психологического в период адаптации;

 2. создание необходимых условий для знакомства детей с народным фольклором;

 3. привлечение детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым;

 4. создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе ДОО.

Решение поставленных задач невозможно без соблюдения следующих дидактических принципов, разработанных В. Павловой для детей раннего дошкольного возраста:

Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребёнка.

Принцип познавательной выразительности. Его суть – с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

Принцип наглядности. Его суть – использование наглядных средств, с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата.

Принцип поэтапности и цикличности. Его суть – позволяет педагогу осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия и индивидуального реагирования.

Принцип вариативности. Его суть – помогает воспитателю закрепить и расширить знание детей. Повторение занятий в несколько изменённом варианте.

Принцип художественного фольклорного исполнения произведения. Его суть – позволяет педагогу создать у детей целостное восприятие.

Для успешной организации процесса адаптации малышей необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста. В связи с этим учитывалась социальная ситуация развития каждого малыша. Во время адаптационного периода особое внимание уделялось созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе с целью формирования чувства уверенности у каждого ребенка, формированию положительных впечатлений во время пребывания в детском саду.

В группе организован щадящий режим дня, создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда с целью облегчения адаптации, которая способствует снижению стресса у детей. Предметно-пространственная среда группы включает в себя разнообразные центры активности: пространство для игр, конструирования, спортивный и музыкальный уголки, уголок экспериментирования: для игр с песком, водой; строительные наборы. Все это делает развивающую среду особенно привлекательной для малышей. Созданный уголок уединения и ширмы позволяют уединиться, провести несколько мгновений в тишине, рассмотреть картинки, поиграть с игрушкой. Имеется большой подбор игрушек: куклы, коляски, машины, которые помогают справиться с напряженной ситуацией в период привыкания. Комплекты игрового и дидактического оборудования доступны, размещены так, чтобы малыш мог подойти и взять понравившуюся игрушку.

В адаптационный период предпочтение отдается индивидуальным формам работы и работе с небольшими подгруппами детей (3-4 ребенка).

Каждому ребенку в течение дня, предлагается разнообразная деятельность, такая как:

  • Игры с песком и водой (детям предлагались небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки и малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает рыбок).
  • Сенсорные игры (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
  • Пальчиковые игры (игры с пальчиками или дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка).
  • Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки) (Приложение №4)
  • Рисование карандашами и красками, работа с пластилином.
  • Слушание негромкой, спокойной музыки.

Применение разнообразных игр с песком и водой с использованием малых фольклорных форм, имеет большие развивающие возможности, но в период адаптации главным их значением является успокаивающее и расслабляющее действие.

Ребёнок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать себя раскрепощено. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства, а педагог в данный момент может получить возможность увидеть внутренний мир ребёнка.

Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима детей. Для малышей очень важен игровой момент. Поход в гости к любимому герою или неожиданное появление интересного гостя сопровождается текстом потешек:

Из сугроба на опушке

Чьи-то выглянули ушки,

И помчался, скок-скок-скок,

 Белый маленький зверек…»

Ознакомление с природой или природными явлениями проходит на занятиях, прогулке, утренниках, праздниках, развлечениях. Организация образовательной деятельности детей также строится на основе фольклора. Например, организуя детей на познавательное занятие «В лес, по грибочки» приговариваем:

Гриб – грибок,

Выставь лобок!

На тебя погляжу,

В кузовок положу!

Грибок к грибку,

А мой наверху!

В процессе изобразительной деятельности «Дождик, дождик…» привлекаем детей потешкой:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Брызни в поле пуще –

Станет травка гуще.

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке (с лисой, медведем, белкой, зайцем), формирует представления о диких животных, птицах и их повадках. Образный язык поэзии помогает ребёнку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей. А задача педагога – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» - понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.), бытовые (убирают дом, пекут пироги), художественные (пляшут, поют), игровые (играют в прятки, бегут наперегонки).

Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Игра в народные игры, используя песенки, прибаутки, считалки помогает создавать условия для эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и защищенно, проявлял активность. В этот непростой период необходимо ежедневно проводить подвижные («Солнышко и дождик», «Зайка серенький сидит», «Мы топаем ногами» и др.) и хороводные игры («Пузырь», «Каравай» «Заинька, топни ножкой» и др.) (Приложение №5), в которых все дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. Эти игры помогают сблизить детей. Для маленьких детей важна возможность приятного контакта со взрослым, ощущение защиты, тепла, ласки. В ходе игры обеспечивается каждому ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт с педагогом. Игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются в них и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А педагогу такие игры помогают завоевать симпатии детей и их доверие. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс. Как показывает практика, очень скоро все малыши, без исключения, с интересом занимаются на этих занятиях.

Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно впервые дни пребывания ребенка в детском саду. Становление речевого общения ребенка с взрослым начинается с эмоционального общения. Эмоциональное общение переходит в речевое общение, когда ребёнок понимает обращенную к нему речь и начинает сам обращаться к взрослому. Диалог взрослого и ребенка расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе развитию речи.

 На этапе адаптации игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек.

Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Пальчиковые игры включаются и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней эмоционально – стимулирующей гимнастики.

 Малыши очень любят произведения, где упоминаются имена или перечисляются члены семьи, например:

Пальчики, пальчики,

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Этот пальчик Машенька,

Этот пальчик Сашенька,

Посередочке Сергей,

А за ними Алексей,

Ну а этот Гришка,

Гришка – шалунишка.

Или:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Ежедневное использование трех – четырех пальчиковых игр помогает «собрать» детей, сосредоточить их на другую деятельность (Приложение №6).

Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы малых форм фольклора привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме потешки, пестушки, песенки таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Активизирующее воздействие оказывает, во-первых, речевой звуковой поток, во-вторых, очевидно активизирующее звуковое воздействие повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте малых фольклорных форм (например, «баю, баю, баю, бай!», «а качи-качи-качи!», «тили-тели, тили-тели!» и др.)

После знакомства с потешкой педагог знакомит детей с книгой, иллюстрациейэтой потешки. Дети с большим удовольствием берут эти книги и «читают» их друг другу или своим игрушкам, подражая интонации и мимике педагога. Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогает детям запомнить их. 

 Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх, уединяются. С помощью потешки вызваем у ребенка желание двигаться, включаться в совместное игровое упражнение:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша Оленька (Настенька) пойдет,

Через киску упадет!

Скачет зайка маленький,

Около заваленки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

Когда в группу приходит новый ребенок, также используется фольклор:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька хороший.

Коленька пригожий.

Применяя в своей работе разнообразные приемы и формы воздействия на детей с использованием фольклора, замечено, что дети стали «заказывать» полюбившиеся им произведения.

 Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.

В период адаптации многие дети отказываются от каких-либо движений, «забиваются» в уголок, уединяются, поэтому с помощью игрушки и рассказанной потешки можно вызвать у ребенка желание двигаться, включиться в игровое упражнение:

Раз подскок, два подскок,

Высоко потолок,

Я скачу, я лечу,

Стать высоким хочу.

Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть, например:

Кашка из гречки,

Варилась в печке,

Варилась и прела,

Чтобы Даша (Соня) ела!

-А у нас есть ложка,

Волшебная немножко,

На тарелочке - еда

Не оставит и следа!..

-Умница, Юленька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую!

В первые дни пребывания ребенка в детском саду многие дети отказываются от каких-либо процедур: умывания, раздевания, усаживания на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент используются потешки:

 В руки мыло мы возьмем                Водичка, водичка,

И водичкою польем.                          Умой мое личико,

Моем руки чисто, чисто.                   Чтобы глазоньки блестели,

А потом лицо умыли,                       Чтобы щечки краснели,

Носик тоже мы промыли,                 Чтоб смеялся роток,

Полотенцем вытирались,                   Чтоб кусался зубок!

На себя мы любовались!

В это же время ребенку показывается последовательно весь процесс, сопровождая словами действия (закатываем рукава, намыливаем руки и смываем мыло, "отжимаем" руки и вытираем насухо полотенцем).

Во время расчесывания используется потешка:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят,

Все волосиньки в ряд.

Расти, коса, не путайся-

Маму, дочка, слушайся.

В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь, плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну, можно использовать разнообразные потешки:

Села птичка на песок,

В речке вымыла носок,

Чистит клювом перышки,

Едет в гости к Сонечке.

Так привыкли мы к порядку:

В тихий час мы все в кроватку.

На бочок и молчок!

Процесс пробуждения детей также сопровождается чтением потешек: 

Потягуни-потягушечки,
Потягушечки на подушечке...
Губоньки зевнули,
Глазоньки мигнули.
Ручки - потягушечки,
Ножки - потягушечки.
Спину выгнули - дрему выгнали.

 Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся наш дружок,

Встань, наш Мишенька дружок.

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась.

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь.

При одевании на прогулку приговариваем:

Мы наденем Мишке,

Теплые штанишки,

Мы наденем Мишке

Валенки малышки.

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Наденем сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Тем самым, фольклор используется не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и идет приучение детей к порядку.

Успешная адаптация ребенка к условиям ДОО во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Единство требований со стороны взрослых, любовь и терпение, квалифицированный подход к детям в адаптационный период, игры, образовательная деятельность, делают пребывание ребенка в дошкольном учреждении интересным, радостным и полезным.

В связи с этим работа с семьей строилась в несколько этапов:

  • социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);
  • максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.

Для создания оптимальных условий для развития детей используются такие формы работы с семьей: анкетирование, рекомендации родителям, консультации, беседы, папки-передвижки, родительские собрания. 

Первичное знакомство с родителями малышей проходит в форме анкетирования, направленного на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. 

Родителям предлагается подробно и откровенно рассказать о сложившихся привычках и сформировавшихся навыках малыша, его приученности к режиму, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также о том, как ласково ребенка называют дома, воспитывают строго или балуют. Воспитывают строго или балуют, с чем он играет и умеет ли играть сам. Но практика показывает, что не все родители в анкетах раскрывают свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Для родителей (законных представителей) подготовлены консультации и стендовая информация о режиме пребывания в детском саду: о санитарно-гигиенических требованиях, примерном меню детского сада, закаливании ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей. В раздевалке оформлена папка-передвижка «Адаптация детей к условиям ДОУ», разработаны памятки «Как помочь быстрее привыкнуть к детскому саду», рекомендации, буклеты для родителей. Оформлена папка «Поиграйте с нами» с фольклорными произведениями, где особая роль отводится пальчиковым играм.

В ходе родительского собрания «Использование фольклора в режимных моментах» родителям был предложен богатый наглядный иллюстративный материал пальчиковой гимнастики, массажу пальцев рук в домашних услових.

Таким образом, целенаправленная систематическая работа в ДОУ и с семьей помогла заинтересовать большинство родителей малыми фольклорными формами, побудила интерес к их использованию фольклорных произведений в повседневной жизни, активизировала на участие в жизни группы, помогла лучше понять каждого малыша, обеспечить в группе психологический комфорт, сократить период адаптации до минимума.

То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Раздел III

Результативность опыта

Для определения эффективности проделанной работы по обеспечению благоприятной адаптации детей к условиям пребывания в ДОУ было проведено диагностическое обследование детей раннего возраста по определению степени тяжести адаптации к ДОУ.

Результаты адаптации

Диагностика развития мелкой моторики рук и речи, проводимая на протяжении трех лет показывает положительную динамику.

Моторика

Речь

Мониторинг адаптационного уровня детей показал эффективность проведенной работы. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Ребёнок с тяжелой степенью адаптации за последний год не встретился.

Анализ работы показал, что с началом занятий в адаптационной группе «Капитошка, привыкание детей к детскому саду стало менее болезненным. Благодаря созданию положительной эмоциональной обстановки в группе, учитывая индивидуальные особенности детей, уделяя особое внимание подбору малых фольклорных форм, специальных игр и игрушек – все способствует снижению эмоциональной напряженности у детей.

Выработка единого подхода и требований к воспитанию ребенка, согласованность воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие безболезненной адаптации.

Исходя из полученных результатов, можно утверждать об эффективности использования фольклорных произведений в период адаптации малышей к детскому саду, способствующие эмоциональному благополучию детей, развитию мелкой моторики рук и развитию речи.

Библиографический список

1. Айсина, Р.М, Дедкова В.С, Хачатурова Е. В.Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - С. 49 – 53.

2. Алямовкая, В. Г. Ясли – это серьезно / В.Г.Алямовская. -  Москва: Линка-Пресс, 1999. – 144с.

3. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [текст]: Практическое пособие /Автор-составитель. Л.В. Белкина – Воронеж ТЦ Учитель, 2006. – 236 с.

4. Вахнина, Н. В. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - №7. – С. 13-18.

5. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина – Москва: Просвещение, 1983. — 80 с.

6. Гриценко, З.А. Положи твое сердце у чтения: учебное пособие для студентов / З.А.Гриценко. – Просвещение, 2004 – 80 с. 

7. Давыдова, О. И., Майер, А. А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / автор-составитель О.И.Давыдова –Москва: ТЦ Сфера, 2005. - 25 с.

8. Доронова,  Т.Н.  Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы // Обруч. – 2006. - №5. – С. 32-34.

9. Ерёменко, С. В. Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы) / С. В. Ерёменко, Т. И. Леонова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 98-101.

10. Иванова, Н.В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Иванова Н.В. Кривовицына О.Б. Якупова Е.Ю. — Москва ТЦ Сфера 2011. — 128 с.

11. Калинина, Р.Р. Ребенок пошел в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Р. Р. Калинина Дошкольное воспитание. – 1998. — 4. – С. 2-9. 

12. Картушина, М.Ю. Забавы для малышей [текст]: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет / Автор-составитель М.Ю. Картушина  -  Москва, ТЦ Сфера , 2010г.-192с.

13. Картушина, М.Ю. Народные праздники в детском саду Москва, ТЦ Сфера, 2007. – 320 с.

14. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие Н.В. Кирюхина. — Москва, Айрис-пресс 2005. – 112 с.

15. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - c.34 - 37.

16. Крупенчук, О.И.Тренируем пальчики – развиваем речь [текст]. Младшая группа детского сада / Автор-составитель О.И. Крупенчук – СПб.; Издательский Дом Литера, 2009г. - 32с.

17. Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад /И.В. Лапина. — Волгоград Учитель, 2010. — 127 с.

18. Литвин, Э.С. К вопросу о детском фольклоре / Э.С.Литвин  Москва Литера, 1958.

19.Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / СПб. ст./под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М., 1995.

20. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор /Учебное пособие для студентов –Москва Просвещение, 1987.

21. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики /М.Н.Мельников  Новосибирск, 1985.

22. Павлова, Л. Н. Фольклор для маленьких //Л.Н.Павлова /Дошкольное воспитание. –1990г. №7, №12; 1991г №6

23. Севостьянова, Е.О. Дружная семейка. Программа адаптации детей в ДОУ. / Автор-составитель Е.О.Севостьянова – Москва, Творческий центр СФЕРА, 2005г.

24. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям : новое прочтение/ В.А. Сухомлинский. - Киев: Акта, 2012.

25. Федорова, Г.П. Игра – путь воспитания и развития малыша [текст]. Колыбельные, пестушки, двигательно-речевые композиции, народные и авторские игры /Автор-составитель Г.П. Федорова – СПб.; Паритет, 2007г. -80с.

26.Шипицина, Л. М., Хилько, А. А., Галлямова , Ю. С. /Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста - C - Петербург, Речь, 2005. - 182 с.

27. Усова, А.П. Русское народное творчество детскому саду: Книга для воспитателей дет. садов. - Изд. 3-е. - Москва Просвещение, 1972. - 78 с. с ил. и нот.; 4 л. ил.

Приложение к опыту:

1. Приложение №1 - Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению по методике А.Остроуховой.

2. Приложение №2 - Анкетирование родителей. Прогноз адаптации. 

3. Приложение №3 - Тематическое планирование с использованием фольклора на период адаптации.

4. Приложение №4 – Картотека речевых игр на основе детского фольклора для детей раннего дошкольного возраста

5. Приложение №5 – Картотека игр с использованием русского народного фольклора

6. Приложение №6 - Картотека пальчиковой гимнастики с использованием русского народного фольклора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих  пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в проце...

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Консультация для родителей «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138603","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

"Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

Методическая разработка "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ" адресована педагогам, работающим с детьми раннего и младшего  дошкольного возраста в ...

Методическая разработка: "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитан...

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ По теме: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых фольклорных форм»

Администрация городского округа город Чкаловск Нижегородской областиМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениед/с №10 «Кроха»606540, Россия, Нижегородская область, г.Чкал...