Сообщение для педагогов на тему: "Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду"
консультация (младшая группа)

Кувикова Ирина Алексеевна

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Ведь адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Государственное Автономное Общеобразовательное Учреждение города Москвы

 

 Сообщение для педагогов на тему:

«Предметно – развивающая среда как условие успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Подготовили воспитатели раннего возраста:

                                                                                  Зыхарева Анна Евгеньевна

Кувикова Ирина Алексеевна

г. Москва, г. Троицк

март 2025г.

Предметно – развивающая среда как условие успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Счастливое детство и радость - понятия неразделимые. Жизнь ребенка в детском саду нельзя считать полноценной, если ей не сопутствует радость. Именно она создает здоровый душевный настрой, жизнеутверждающее мироощущение растущего человека. Слайд 2

   C приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь меняется: режим дня отсутствие родителей, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного. Все это создаёт для ребёнка стрессовую ситуацию, которая может привести к капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, и т. д. Все эти изменения настораживают, волнуют, угнетают малыша, нередко вызывают слезы, отрицательно сказываются на физическом состоянии.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.

Очень непросто создать у детей, особенно у малышей, такое радостное настроение в период их привыкания к детскому саду.

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Ведь адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном. Слайд 3
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
       Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования. Это произойдет   лишь тогда, когда ребенок узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет.

        Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей и обеспечивает их комфортное состояние.

С начала учебного года в нашей группе появилась Зона эмоционального комфорта в виде Большой Мамы-матрешки с кармашком, где хранятся маленькие мамы-матрешки. К такому решению нас подтолкнула идея от нашего креативного методиста Веры Павловны, опубликованная в «Методическом кафе». Слайд 4
На первом совместном с родителями мастер-классе, мы предложили смастерить бумажную матрешку, вместо лица, которой, была вклеена фотография лица мамы ребенка. Малыши знают, где можно найти свою маму-матрешку и по необходимости, когда грустно, берут, обнимают, целуют.

 Этот эксперимент показал, как можно смягчить тревожность, через положительные эмоции, чтобы ребёнок мог в любой момент увидеть свою маму и не тосковать.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти свое занятие по душе, учит взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Также мы оформили паспорт группы для информирования родителей о жизни детского сада. Слайд 5

На первом этапе в марафоне «Живая среда» участникам было предложено нарисовать план-карту группы с активными и не активными зонами использования детьми игрового пространства. Слайд 6

Опираясь на составленную нами карту, учитывая наблюдения и анализ мы трансформировали нашу предметно-развивающую среду по следующим принципам:

-Принцип активности, самостоятельности, творчества - позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

-Принцип динамичности - позволяет трансформировать пространство, с большим разнообразием предметного наполнения.

-Принцип гибкого зонирования - позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

-Принцип учета пола и возраста детей - позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

-Принцип сочетания привычных и неординарных элементов - визуальное оформление предметной среды.

-Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого - позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

-Принцип открытости-закрытости - позволяет осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Построение развивающей среды с учетом этих принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, его способностей, овладению разными способами деятельности

Первым этапом трансформации осуществлялось зонирование группы.

Мы разграничили игровое пространство на ковре и столы для приема пищи двумя длинными низкими секциями с полками и шкафами.

Детям стало более комфортно в понимании того, что все «под рукой».

На одной секции мы разместили центр конструирования с наглядными картинками-образцами для построек. Слайд 7 

Строя и обыгрывая свои постройки, у детей развивается моторика рук, творческое воображение. Проводим игры «Башенка из кубиков для матрёшки», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», «Дорожка для машины», «Медвежонок идёт к зайчику по дорожке». Слайд 8   

На другой секции расположили центр познания-окружающий мир «животные». Оборудовали кармашками с картинками животных по категориям-животные нашей полосы, животные жарких стран, животные севера, птицы. Дети с удовольствием играют, соотнося фигурку животного с картинкой. Такой дидактический прием помогает лучше визуализировать и запомнить животных. Слайд 9

На обратной стороне мы придумали дидактические игры «Веселые крышечки» и «Настенное лего» для развития мелкой моторики, речевой активности, пространственного мышления, сенсорного восприятия, творческой фантазии, концентрации внимания, памяти и воображения. Здесь дети учатся различать цвета, сравнивать и подбирать предметы по форме и размеру, используя метод сопоставления. Слайд 10

Жизненное пространство в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты. Например, зона для игр со строительным материалом находится напротив зоны игр с машинами. Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Время от времени мы меняем игровые зоны, иногда объединяем, дополняем новым оборудованием. Динамичность среды побуждает детей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, а нам позволяет видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей детей, тематики занятий и постановки новых педагогических задач.

                                             Центр творчества

 Очень любят малыши рисовать! Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства.  Для удовлетворения этой их потребности мы оборудовали изобразительный уголок «столик художеств» - карандашами, мелками, красками, трафаретами, кистями-спонжами, штампиками, мягким пластилином, тестом для лепки, дощечками и клеёнками. Твори, экспериментируй сколько душе угодно! Слайд 11

                    Опытно – экспериментальная деятельность 

 Умиротворяюще действуют на детей игры с природным материалом и не только. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.      

Здесь дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Шишки, каштаны, желуди, ракушки, камушки, и пр. Организуя такие игры, мы развиваем мелкую моторику ребенка. Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое. Слайд 12

Придерживаясь принципа вариативности, тактильные мешочки мы повесили рядом с игровой зоной «Кухня». Для наглядного и тактильного изучения детьми продуктов для приготовления пищи. Слайд 13

                                       

                                          Книжный уголок

 В книжном уголке подобраны книги по возрасту детей (сказки, произведения русских и зарубежных авторов), предметные картинки, наборы сюжетных картинок, игры по познавательному и речевому развитию, картотека потешек, стихов, загадок.

 У нас появилась полка, где каждый день мы выставляем книги по разделам «Моя любимая книга», «Читаем сегодня», «Книжная больница». Малыши любят, когда мы вместе читаем, рассматриваем картинки, сами выбирают книги какую будем читать сегодня, а какую будем «лечить». Слайд 14

Так же мы подключились к «читательскому марафону» и оформили в раздевалке стенд для родителей и детей «Читаем всей семьей». Где размещена полезная информация по домашнему чтению с детьми, рекомендуемая литература по возрасту с картинками и QR кодам, которая меняется каждый месяц. Для большей заинтересованности в совместном чтении, мы придумали игру: на листочке родители пишут название сказки или рассказа, которую прочитали, сворачивают трубочкой и вставляют в цилиндр с днем недели, соответствующий дню прочтения. В этот день мы достаем листок, и обсуждаем с детьми –Кто прочитал? Что прочитал? С кем? О чем этот рассказ или сказка? Найдем такую книжку, рассмотрим картинки. Детям очень нравятся такие обсуждения, они с удовольствием делятся своими впечатлениями и выражают желание читать книги. Слайд 15

                                     

                                             Дидактический стол

Дидактический стол используем для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей.  Наполняемость дидактического стола периодически меняем. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха, а также формированию сенсорных эталонов. Нравятся ребятам игры с мозаикой, пирамидками, вкладышами, логическими кубами, прищепками- с помощью прищепок в руках у ребят оживают зверята, солнышко расправляет свои лучики и радостно светит всем окружающим, ещё дети очень любят играть в геоборд, они с удовольствием надевают на штырьки резиночки. Есть также шнуровки

 «Зашнуруй ботиночки», «Продень веревочку», «Собери бусы», и многие другие. Слайд 16

                           
                                       Уголок уединения

С непростой задачей справляется и наш уголок уединения. Если верить психологам, он должен мягким, удобным и желательно располагаться в уголке. Это место- «как дома», где можно отлежаться, отсидеться, успокоиться -а потом встать и снова включаться в общую суету. Когда ребенок заскучал, не хочет играть, возможно, он просто устал и ему хочется побыть одному, мы предлагаем ему посидеть на удобном диванчике у окошка. Слайд 17

Когда мы меняем элементы интерьера игрового центра, привлекаем внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Это стимулирует игровую, познавательную, двигательную активность малышей. Также мы активно сотрудничаем с родителями, которые помогают нам в оформлении интерьера группы.

Можно отметить, что период адаптации у детей нашей группы прошел успешно. Степень адаптации лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации предметно – развивающей среды в группе и проведении адаптации детей к условиям детского сада. Значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации, воспитания и обучения детей. Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество.

У детей бодрое и эмоциональное настроение, они проявляют интерес и желание играть, общаться друг с другом.

Таким образом, многоплановая и кропотливая, работа в преобразовании, улучшении предметно-пространственной среды в нашей группе в период адаптации малышей дала свои устойчивые положительные результаты. Слайд 18

Спасибо за внимание! Слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138603","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду

Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе оставляет неизгладимый след на всем даль...

Консультация для воспитателей «Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детского сада по работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптацииЗадачи:- познакомить воспитателей с особенностями ус...

Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руко...

Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Сложный и многовариантный процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют ее течение, темпы и результаты. В научной литературе представлены разные группы факторов:- ...

Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Общая задача педагогов и семьи – помочь ребёнка по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Важна позиция, которую займет семья в период подготовки ребенка к детском саду, в первые...