Консультация для воспитателей «Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
материал (младшая группа)

Бакулина Кристина Владимировна

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детского сада по работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации

Задачи:

- познакомить воспитателей с особенностями успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

- познакомит со структурой проекта «Здравствуй, детский сад!»

Ход мероприятия:

Здравствуйте, Уважаемые коллеги!

Тема нашей сегодняшней встречи «Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду». Хотелось бы поделиться опытом своей работы.

Поступление ребенка в детский сад, не простой период. Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходиться и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.

Как ни странно, родители гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно родителям. Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка.

Для того чтобы процесс адаптации в нашей группе проходил успешно, мною был разработан проект под название «Здравствуй, детский сад!».

Проект  позволил мне, создать благоприятные  условия  адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, повысить педагогическую компетеность родителей, привлечь их плодотворному к сотрудничеству и повысить свое профессиональное мастерство.

Задачи проекта:

·        создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ;

·        преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

·        формировать у детей культурно-гигиенические навыки;

·        организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста;

·        формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

·        предупреждение заболеваемости и травматизма;

·        создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья

·        создание системы взаимодействия с родителями;

·        формировать  активную  позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей;

·        создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;

·        систематизировать содержание работы в адаптационный период.

 

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

План реализации проекта:

1.      Подготовительный этап включает в себя:

·        Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта

·        Разработка плана проекта

·        Подбор необходимой литературы по теме

·        Составление плана работы с детьми и родителями

·        Подготовка материалов по работе с родителями (анкеты, консультации, стенды)

·        Организационное родительское собрание

·        Анкетирование родителей («Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад», «Паспорт безопасности», «Анкета основные сведения»)

·        Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

·        Оформление стендов для родителей

·        Оформление и обновление предметно-развивающей среды;

·        Создание санитарно-гигиенических  условий в группе

·        Подбор музыкального материала, художественной литературы для чтения детям, дидактических, сюжетно-ролевых игр и т.п.

 

2.Основной этап реализует недельные темы:

•Постепенное заполнение группы детьми;

•Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);

•Учёт индивидуальных особенностей ребенка;

•Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»);

•Работа с детьми.

Формы  работы  по  проекту  с  детьми:

·        Наблюдения;

·        Беседы;

·        Чтение художественной литературы;

·        Слушание музыки;

·        Целевые прогулки;

·        Утренняя гимнастика;

·        Гимнастики после сна;

·        Подвижных игр;

·        Пальчиковые игры;

·        Дидактические игры;

·        Сюжетно-ролевые игры;

·        Праздники, досуги

·        НОД

Формы работы по проекту с родителями:

·        родительское собрание;

·        экскурсия;

·        анкетирование;

·        консультации;

·        стенды;

·        беседы, рекомендации.

 

3.Заключительный этап:

·        Анализ проведенной работы, определение степени адаптации детей,

·        Подведение итогов адаптации, подготовка отчета для руководителей ДОУ.

·        Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта;

·        Новогодний утренник

Работа с родителями и детьми была тщательно спланирована. В результате адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений. Родители активно  сотрудничают с  дошкольным образовательным учреждением. А я как воспитатель могу гордиться проделанной работой. Если внимательно подходить к вопросу организации адаптации детей раннего возраста, то результат не заставит себя ждать. На данный момент у нас все дети в детский сад ходят с радостью и без слез.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Особенности успешной адаптации детей

раннего возраста к детскому саду»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детского сада по работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации

Задачи:

- познакомить воспитателей с особенностями успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

- познакомит со структурой проекта «Здравствуй, детский сад!»

Ход мероприятия:

Здравствуйте, Уважаемые коллеги!

Тема нашей сегодняшней встречи «Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду». Хотелось бы поделиться опытом своей работы.

Поступление ребенка в детский сад, не простой период. Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходиться и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.

Как ни странно, родители гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно родителям. Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка.

Для того чтобы процесс адаптации в нашей группе проходил успешно, мною был разработан проект под название «Здравствуй, детский сад!».

Проект  позволил мне, создать благоприятные  условия  адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, повысить педагогическую компетеность родителей, привлечь их плодотворному к сотрудничеству и повысить свое профессиональное мастерство.

Задачи проекта:

  • создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ;
  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • формировать у детей культурно-гигиенические навыки;
  • организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста;
  • формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
  • предупреждение заболеваемости и травматизма;
  • создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья
  • создание системы взаимодействия с родителями;
  • формировать  активную  позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей;
  • создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;
  • систематизировать содержание работы в адаптационный период.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

План реализации проекта:

1.        Подготовительный этап включает в себя:

  • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта
  • Разработка плана проекта
  • Подбор необходимой литературы по теме
  • Составление плана работы с детьми и родителями
  • Подготовка материалов по работе с родителями (анкеты, консультации, стенды)
  • Организационное родительское собрание
  • Анкетирование родителей («Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад», «Паспорт безопасности», «Анкета основные сведения»)
  • Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
  • Оформление стендов для родителей
  • Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
  • Создание санитарно-гигиенических  условий в группе
  • Подбор музыкального материала, художественной литературы для чтения детям, дидактических, сюжетно-ролевых игр и т.п.

2.Основной этап реализует недельные темы:

•Постепенное заполнение группы детьми;

•Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);

•Учёт индивидуальных особенностей ребенка;

•Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»);

•Работа с детьми.

Формы  работы  по  проекту  с  детьми:

  • Наблюдения;
  • Беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Слушание музыки;
  • Целевые прогулки;
  • Утренняя гимнастика;
  • Гимнастики после сна;
  • Подвижных игр;
  • Пальчиковые игры;
  • Дидактические игры;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Праздники, досуги
  • НОД

Формы работы по проекту с родителями:

  • родительское собрание;
  • экскурсия;
  • анкетирование;
  • консультации;
  • стенды;
  • беседы, рекомендации.

3.Заключительный этап:

  • Анализ проведенной работы, определение степени адаптации детей,
  • Подведение итогов адаптации, подготовка отчета для руководителей ДОУ.
  • Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта;
  • Новогодний утренник

Работа с родителями и детьми была тщательно спланирована. В результате адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений. Родители активно  сотрудничают с  дошкольным образовательным учреждением. А я как воспитатель могу гордиться проделанной работой. Если внимательно подходить к вопросу организации адаптации детей раннего возраста, то результат не заставит себя ждать. На данный момент у нас все дети в детский сад ходят с радостью и без слез.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада

рекомендации по успешной  адаптации  в детском саду...

Успешная адаптация детей к условиям детского сада

ДОКЛАД на тему: «УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА - КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»...

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

«Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада»

Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время....

Статья "Успешная адаптация детей к условиям детского сада"

Статья "Успешная адаптация детей к условиям детского сада"...

«Родительский клуб, как форма работы по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада»

Детский сад-  новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями,  сопровождаемые изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация-это сложный проце...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....