Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Киямова Алсу Габдиахатовна

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_vystupl_na_kmo.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать - рано или поздно возникает в семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
   Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.
       В этом году, с середины июля месяца в наш детский сад стали постепенно приходить малыши, открылась ясельная группа. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.

Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. Для того чтобы подготовить самих родителей, дать понять с какими трудностями они могут столкнуться и как с ними справится, был проведен родительский всеобуч для вновь поступающих малышей и их родителей. Так же было проведено групповое собрание, где для родителей была представлена презентация на тему адаптации, предоставлен печатный материал под названием «Рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сад», «Как надо готовить ребенка к поступлению в детский сад", «Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад», а так же устные консультации воспитателей.

В период адаптации пребывание ребенка в детском саду укорочено. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. По рекомендации психолога детского сада дети посещали детский сад вместе с родителями, гуляли на участке, играли. Малыши, видя положительный настрой родителей, их присутствие, позитивное отношение к воспитателю и всему процессу происходящему вокруг них, так же положительно настраивались и по истечению нескольких таких совместных дней проведенных в саду оставались уже в группе без слез. Мамы помогали мне одевать других детей, принимали участие в игре. Игры и игрушки вызывали у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой». Здесь советовали маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх со мной, другими детьми и чужими мамами.
     Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.  Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
        Для  того чтобы максимально облегчить привыкание детей их приспособление к новым условиям, мы познакомились с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнали  какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п., как называют ребенка дома, чем больше всего любит заниматься ребенок, какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей. Ознакомили родителей с ДОУ, показать группу. Познакомили родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике. Дали педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Для того чтобы дети пришли в детский сад более подготовленным.

         Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный
период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок". Основная задача игр в адаптационный период - формирование
эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.  Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: "Выдувание мыльных  пузырьков", "Хоровод", Догонялки", и т.д. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.
        Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и
игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм,
можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

           Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Так же в период адаптации особое внимание уделяется нами привитие детям культурно гигиенических навыков (моем ручки с мылом, хорошенько все пальчики и между ними, сопровождаем это небольшими стишками «Водичка, водичка умой мое личико»). Заметили что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель. Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова. При одевании и раздевании также даём возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорим: «Дай ручку, я на тебя надену кофточку». Перед едой для каждого ребенка готовим салфетку. Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом.  С первого дня за каждым ребенком закрепили постоянное место за столом. Сначала кормим детей с плохим аппетитом. Следим, чтобы они правильно сидели за столом. Во время кормления на всех малышей надеваем нагрудники. С первого дня пребывания детей в группе начали работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, обувь.

Выступление на тему:

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду".

Подготовила: воспитатель МБДОУ №76 Ветерок,

Киямова Алсу Габдиахатовна





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Одним из важнейших условий адаптации ребенка в детском саду является мотивация ребенка ходить в детский сад и степень готовности к этому родители. Зачастую родители беспокоятся больше, чем сам ребенок...

Родительское собрание "Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ"

Конспект родительского собрания "Секреты успешной адаптации ребенка к условим ДОУ"...

Памятка для родителей "Успешная Адаптация ребенка к условиям детского сада"

УспешнаяАдаптация ребенка к условиямДетского сада...

Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому садуОшибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка...