Родительское собрание "Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ"
консультация

Шипулина Юлия Ивановна

Конспект родительского собрания "Секреты успешной адаптации ребенка к условим ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация в ДОУ25.34 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Шипулиной Юлии Ивановны

МБДОУ «ЦРР - детский сад № 31»

НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

НА ТЕМУ: «Трудности адаптации ребенка к условиям детского сада»

ВОРОНЕЖ 2018

Условия успешной адаптации

Здравствуйте, рада видеть вас в стенах нашего детского сада! Я работаю в детском саду педагогом-психологом и зовут меня - Юлия Ивановна.

И сегодня я хотела бы  вам немного рассказать об особенностях адаптации детей к детскому саду.

Детский сад – это новый период в жизни ребенка. При поступлении в дошкольное учреждение у малыша происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную для него среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становится для него источником стрессовых ситуаций. Резкое предъявление нового помещения, игрушек, людей, правил жизни, отрыв от дома и близких могут стать для ребенка серьезной психологической травмой.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние (напряженность, беспокойство или заторможенность). Дети – флегматики ведут себя заторможено, холерики излишне возбуждены, часто плачут. Может наблюдаться повышение температуры тела, снижение уровня речевой активности. У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок, в детском саду этого не делает или дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В течение месяца у ребенка все нормализуется. Он спокойно и радостно начинает относиться  к детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного, к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение 1-2 недель. к концу месяца восстанавливается речь, интерес к окружающему миру, возвращается желание играть. Отношения с близкими людьми при легкой степени адаптации не нарушаются, он  достаточно активен, но не возбужден, острых заболеваний не возникает

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, настроение неустойчивое в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым. малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи, все изменения держатся до 1,5 месяца. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть нарушение стула, бледность, потливость,  «тени» под глазами, «пылающие» щечки.  Как правило, в этот период ребенок заболевает, но заболевание проходит дней через 7-10, без каких-либо осложнений.

Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает  длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменят другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют организм от многочисленных инфекций. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка. Другой вариант тяжелой степени адаптации: неадекватное поведение ребенка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно, надолго, у ребенка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. сон чуткий, короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающими, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним.

Хочу обратить ваше внимание на следующий факт, что ребенок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий в слезах на пол, неудобен и тревожен для родителей, НО такое поведение малыша вызывает меньше беспокойства у психологов, чем ребенок, впадающий в оцепенение, безразличный к тому, что происходит, к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду, такая апатия  является типичным проявлением детской депрессии.

Немного о факторах определяющих  успешность быстрой адаптации:

  1. Состояние здоровья ребенка.  Здоровый и развитый по возрасту малыш обладает большими возможностями к адаптации, он лучше справляется с трудностями.
  2. Возраст. Труднее адаптируются к новым условиям дети до 2 –ух лет. После 2 им значительно легче приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  3. Сформированность предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в  первые дни пребывания в детском саду. Одни плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение реагируют быстрым протестом. Но проходит несколько дней и поведение меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражений выполняют требования воспитателей, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участие в играх. Такое поведение может продлиться несколько недель.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование умений и навыков, а так же личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, обслуживать себя). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
  6. Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия ( посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.) легче привыкают к дошкольному учреждению. А если ребенок зациклен на одном общении с мамой, это создаст трудности в установлении контактов с другими детьми.

К детскому саду нужно готовиться заранее, родители должны психологически готовить ребенку к этому ответственному моменту рассказывая  про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтоб малыш привыкал к территории. Готовить к режиму детского сада. В детский сад детей приводят к 8, а забирают в 5-7 вечера, тихий час с 11.50-14.50 . Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра и отдыхать в обед в 12 часов. Не приспособленным к данному режиму детям будет намного тяжелее адаптироваться. В первые дни не оставлять ребенка больше чем на 2-3 часа. Если еда домашняя отличается от садовской родителям лучше заблаговременно подготовить ребенку к данному рациону, приучая  к обычной и здоровой пище – супы, каши, молочные продукты. Заранее приучать к самостоятельным навыкам самообслуживания. Заранее подготовленный ребенок, как правило намного быстрее адаптируется к саду, чем не подготовленный.

Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самыми дорогими  людьми. И он пока не знает, что за ним обязательно придут родители, так как еще не установился режим. Хуже, когда ребенок настолько зажат в тисками стресса, что не может плакать. Плачь – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют нас переживать, но это вынужденная необходимость. Главная наша задача – это помочь малышу на данном этапе справится с возникшими трудностями!

Рекомендации психолога для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

  1. Создайте условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит водить его в гости в шумные компании, связанные с поздним возвращением домой, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями, не следует еще больше перегружать его нервную систему.
  2. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.
  3. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять отсыпаться слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку  требуется выспаться, значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, ваш ребенок слишком поздно ложится вечером.
  4. Не отучайте ребенка от вредных привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему ребенка. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  5. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте ребенка, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, больше хвалите, чем ругайте. Сейчас ему нужна ваша поддержка!
  6. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребенка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Не ругайте его за то, что он плачет и не хочет идти в детский садик.
  7. Дайте в сад небольшую игрушку.  Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенок гораздо быстрее успокоится.
  8. Призови на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно, все это и затевается,  чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется!
  9. Организуйте утро так, чтобы день и у вас, и у малыша прошел спокойно. Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» Вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
  10.  Дома и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость  при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте  с ребенком не слишком  громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах  является та самая игрушка, которую ребенок берет с собой в садик.
  11.  Пусть ребенка в детский   сад отводит тот родитель или родственник (по возможности), с которым ему легче расстаться.
  12. Обязательно говорите, что вы придете, и обозначьте когда  (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что за ними придут после какого-то события, чем ждать каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, даже если малышу, например, предстоит оставаться в детском саду полдня.
  13. Придумайте свой ритуал прощания. Например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока!». После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее ребенок переживает.
  14.  Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины.
  15. Познакомьтесь с меню детского сада и введите в рацион питания малыша новые для него блюда.


Анкета для родителей детей раннего возраста

Уважаемые родители! Мы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок успешнее адаптировался к детскому саду. Чтобы найти к малышу индивидуальный подход, нам необходимо знать особенности Вашего ребенка. Поэтому просим Вас заполнить анкету. Спасибо за сотрудничество!

1. Как Вы называете ребенка дома? _____________________________

Нравится ли малышу свое имя? ________________________________

2. Какие индивидуальные особенности ребенка Вы хотели бы отметить?

________________________________________________________

3. Чем больше всего любит ребенок заниматься? __________________

Чем можно доставить ему радость? _____________________________

4. Существует ли дома режим дня, придерживаетесь ли Вы его?

________________________________________________________

5. Охотно ли ребенок вступает в общение:

  • С детьми своего возраста ________________________________
  • С детьми старшего возраста _____________________________
  • С родными ____________________________________________
  • Со знакомыми _________________________________________
  • С незнакомыми ________________________________________

6. Какое общение предпочитает малыш?

  • Эмоциональное
  • Предметное

7. Как ведет себя при расставании и встрече с близкими? _________________________

___________________________________________________________________________

8. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого? _________________________ Подходит ли к нему, если тот подзывает? ____________________ Есть ли в поведении элементы конфликтности? _______________

9. Каким образом устанавливает контакт с “чужим” взрослым? ______________________

10. Как ребенок играет?

  • Просто манипулирует предметами
  • Обыгрывает предметы, подражает действиям взрослых

11. Выполняет ли ребенок поручения? Какие? ____________________

12. Какие развивающие занятия Вы проводите дома? Как часто? _____________________

_____________________________________________________________________________

13. Ваши пожелания педагогам в развитии Вашего ребенка _____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУДля успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивн...

«Родительский клуб, как форма работы по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада»

Детский сад-  новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями,  сопровождаемые изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация-это сложный проце...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ...

Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому садуОшибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка...

«Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада посредством организации родительского клуба в ДОУ»

laquo;Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада посредством организации родительского клуба в ДОУ»...

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Для того, чтобы привыкание малыша к дошкольному учреждению было успешным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий объединение усилий всех специалистов дошкольного учреждения ...