ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ По теме: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых фольклорных форм»
учебно-методический материал

Каштанова Светлана Викторовна

Администрация городского округа город Чкаловск Нижегородской области

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

д/с №10 «Кроха»

606540, Россия, Нижегородская область, г.Чкаловск, пл.Комсомольская д.1

тел./факс 8(83160)4-16-41

e-mail: mdou.ds10@yandex.ru

 

ПРОГРАММА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

По теме: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых

фольклорных форм»

Воспитателя МКДОУ д/с №10 «Кроха»

Каштановой Светланы Викторовны

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_po_teme.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа город Чкаловск Нижегородской области

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

д/с №10 «Кроха»

606540, Россия, Нижегородская область, г.Чкаловск, пл.Комсомольская д.1

тел./факс 8(83160)4-16-41

e-mail: mdou.ds10@yandex.ru

Утверждаю

Заведующий МКДОУ д/с №10

 «Кроха»

_______________ О.В.Лысенко

ПРОГРАММА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

По теме: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых

фольклорных форм»

Воспитателя МКДОУ д/с №10 «Кроха»

Каштановой Светланы Викторовны

                               Пояснительная записка

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, адаптивный детский сад стал универсальной средой для реализации требований стандарта к условиям пребывания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Образовательная среда детского сада, выстроенная по адаптивной модели, с первых минут вхождения ребёнка в группу, позволяет обеспечить индивидуальный подход к ребёнку с учётом его особенностей.

Безусловно наблюдая за тем, как тяжело проходит адаптация у детей раннего возраста, используя различные формы работы, направленные на улучшение ситуации по адаптации детей, я пришла к выводу, что фольклор является наиболее эффективным способом успокоения ребёнка.

Цель:
Обеспечение позитивного настроя в адаптационный период средствами фольклора.

Задачи:

1.Изучение нормативно-правовых документов об образовании.

2.Изучить общепедагогическую и психологическую литературу с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения детей раннего возраста.

3.Изучить  формы работы с детьми раннего возраста и их родителями (законными представителями),

Срок реализации: 3 года (2017-2020 гг.)

п/п

Направление и формы работы

Сроки

Время реализации

Теоретический этап

1

Изучение нормативных документов:

- Закона об Образовании в новой редакции;

- Сан ПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями;

- приказы Минобрнауки РФ и Нижегородской области;

- и т.д.

Практический этап

1

Изучение опыта педагогов ДОУ по данной теме

2

Изучение методик о технологиях педагогов в сети Интернет

3

Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации

 

4

Изучение различных методов работы педагогов дошкольного образования

 

5

Использование современных педагогических технологий в области адаптации детей раннего возраста посредством фольклора

 

6

Участие в профессиональных конкурсах

 

7

Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения

8

Изучение  литературы по теме самообразования

9

Составление учебно-тематического плана адаптации детей раннего возраста посредством фольклора

 

10

Разработка программы по работе с родителями по приоритетному направлению

 

11

Обобщение и распространение собственного опыта по данной теме

12

Пополнение портфолио на уровне требований современности

 

Изучение литературы по профессиональной самоподготовке

№ п/п

Название

Автор

Издательство, год

1

Закон « Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273,от 01.09 2013

01.09.2013

 2

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ,который вступил в силу с 1 января 2014 года.

 Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013. №30384

 3

Комментарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

Журнал «Дошкольное воспитание»

М.,№6,2014

 4

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

http://минобрнауки.рф

 5

 Изучение опыта педагогов

Сеть Интернет,периодическая печать

6

«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования».  

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

 М: Мозаика синтез,

 2016 г.

Изучение литературы по психологии

№ п/п

Название

Автор

Издательство, год

 1

Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет

Галанов А.С.

М.: Аркти.-2007.-248с.

 2

 Вопросы детской психологии

Выготский Л.С

СПб.:СОЮЗ,2007-224с.

 3

Психология раннего и дошкольного детства.

О.О.Косякова

Феникс-2007г.

 4

Понятие адаптации и его значение для психологии личности

Балл Г.А.

/Вопросы психологии.-№1,-2000-с.22-29

Изучение литературы  по адаптации детей раннего возраста к д/с посредством малых фольклорных форм

№ п/п

Название

Автор

Издательство, год

 1

Адаптация детей при поступлении в детский сад

Лапина И.В.

Учитель,2018г.

 2

Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ

 Белкина Л.В.

Воронеж: Учитель,2006.-236с.

 3

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

 Князева О.Л.,  Маханёва М.Д.

СПб: Детство – Пресс, 2016

 4

 Ладушки: Песенки, стишки, потешки, считалки, загадки и игры для детей до трех лет. —

Ветрова В. В.

М.: Знание, 1994

 5

Адаптация ребёнка к условиям детского сада

Соколовская Н.В.

Волгоград:Учитель,2008.-188с.

 6

Улыбка малыша в период адаптации

Теплюк  С.

Дошкольное воспитание.-2006.-№4-с.46-51

 7

Народные праздники в детском саду

 Каратушина М.Ю.

М:ТЦ Сфера,2007.-320с.

 8

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.1-3 г.

Мозаика-Синтез,128c.

 9

Хрестоматия для малышей 2-3 г.

Козырь А.

Умка,48с.

 10

Адаптация ребенка в детском саду:  взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи

Заводчикова

О.Г.

М.: Просвещение, 2007 г. – 79 с.

Изготовление методического материала

№ п/п

Название

Цель

1

Оформление в группе книжного уголка по малым формам фольклора

Работа с детьми и их родителями.

Создать оптимальные условия для благополучной адаптации

2

Формирование методической базы  конспектов занятий  и развлечений по теме самообразования

Для проведения воспитательных мероприятий

3

Изготовление буклетов: «Рекомендации родителям»

Наглядно-информационная работа с родителями

4

Создание архива игр, мероприятий по адаптации у детей к д/с через малый фольклор

Для проведения воспитательных мероприятий

5

Приобретение музыкальных книг с жанрами малых фольклорных форм

Для проведения воспитательных мероприятий

   6

Изготовление  лепбука «Ладушки»

Для проведения воспитательных мероприятий

Перспективный план

Адаптации детей раннего возраста к д/с посредством малых фольклорных форм

Группа раннего возраста

Месяц

Тема

Цель

сентябрь

Адаптация

октябрь

1.Сказка «Репка».

2.Чтение потешек: «Водичка, водичка…», «Наши уточки с утра..»

Цель: развивать интерес к сказкам, желание слушать, сопереживать.

Цель: вызвать у детей радость от слушания потешек, желание прослушать ее еще и участвовать в рассказывании.

ноябрь

1.Сказка «Курочка ряба».

2.Чтение потешки «Вот и люди спят..», «Пошел котик на торжок..»

Цель: формировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказку.

Ц: Помочь детям понять содержание потешки, учить рассказывать потешку вместе с педагогом, развивать наблюдательность, учить импровизации, развивать воображение и формировать произвольное внимание

декабрь

1.Сорока – белобока».

2.Чтение потешек: «Заинька походи..».

3.Игры с пальчиками: «Пальчик-мальчик».

Цель: Учить детей внимательно слушать потешки, рассказывание которой сопровождается показом фигурок кукольного театра, вызвать желание послушать ее еще раз.

Цель: вызвать у детей радость от прослушивания потешки, имитировать движения, о которых в ней говорится.

январь

  1. «Репка».
  2.  «В гостях у Петрушки».
  3.  «Колобок»

Цель: доставить детям радость от просмотра сказок, воспитывать желание слушать еще раз, развивать интерес к сказкам.

февраль

  1.  «Как у нашего кота..»,
  2.  «Курочка-пеструшка».
  3.  «Курочка ряба»

Цель: вызвать у детей радость от прослушивания потешек и желание слушать неоднократно, поощрять попытку детей проговаривать слова вместе с педагогом.

март

  1. «Уж как я ль мою коровушку       люблю..».
  2.  «Наша Маша маленькая..»
  3.  «Петушок золотой гребешок..».

Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Обучать детей элементам театрализованной деятельности.

апрель

  1. Д.Биссет «Га-га-га!».
  2. «Ладушки, ладушки», «Чики-чики-чикалочки..».

Цель: приобщать детей к русскому народному фольклору, включая детей в инсценировку, воспитывать умение общаться друг с другом.

май

  1. «В гостях у бабушки -забавушки».
  2.  «Ай, качи, качи, качи..», «Как у нашего кота», «Травка- муравка».

Цель: развивать связную речь, сформировать опыт доброжелательного общения и добрых поступков.

                                    Первая  младшая группа

 

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

1.Потешка «Кто у нас хороший?»

Цель: с помощью потешки помочь ребёнку в    период адаптации войти в непривычный для  него мир. Помочь детям преодолеть застенчивость.

2.Сказка « Репка»

Цель: формировать у детей интерес к сказкам, вспомнить знакомую сказку, довести до сознания детей замысел сказки: добиться желаемого можно совместно при помощи взаимовыручки.

3. Потешка « Водичка – водичка»

 с обыгрыванием « Ай, лады, лады!»

Цель: познакомить детей с новой потешкой.

 С помощью потешки прививать культурно –  гигиенические навыки.

4. Введение в режимные      моменты потешки  «Водичка – водичка»

Цель: учить детей аккуратно мыть лицо и руки, пользоваться индивидуальным полотенцем. Во время процедуры использовать художественное слово.

 

Октябрь

1.«Давайте познакомимся с петушком».

Игрушка « Петушок».

Цель: познакомить детей с домашними птицами: петухом, курицей, цыплятами; их отличительными особенностями: хвост, гребешок, бородка, оперение.

2.Игра – развлечение. Театр - игрушек по потешке  

«Петя, Петя, петушок»

С называнием имени каждого ребенка

Цель: познакомить с содержанием потешки, уточнить и закрепить имена товарищей

3.Игра « Как Петушок утром                         разбудил игрушки».        Игрушка « Петушок» и другие игрушки.

Цель: повторить с детьми знакомую потешку, развивать звукоподражание. Обогащать представления детей о домашних птицах, учить называть взрослых птиц и их детёнышей.

4 .Показ детям русской       народной сказки, настольный театр «Курочка Ряба».

Инсценировка русской народной песенки « Вышла курочка гулять…»

Цель: учить слушать сказку в инсценированном варианте.Учить детей выполнять движения, соответствующие тексту, воспитывать интерес к инсценировке.

Ноябрь

1.Потешка « Наши уточки с утра…»

Цель: познакомить детей с текстом новой потешки. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

2. «Колобок»

Цель: формировать у детей интерес к сказкам, вспомнить знакомую сказку, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам, воспроизводить слова из текста, интонацию.

3.Использование фланелеграфа  (предметные и сюжетные картинки). Закрепление потешки          « Наши уточки с утра…»

Цель: закрепить знания детей о том, как кричат птицы. Воспитывать правильное звукопроизношение.

4.Оформление стенда «Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием игрушек

Цель: Узнавать на стенде героев потешек, учить повторять за воспитателем отдельные фразы из потешек. Прививать любовь  к русскому фольклору.

Декабрь

1.Потешка «Ой, ду-ду, ду-ду,      ду-ду!» с использованием иллюстраций.

Цель: познакомить с потешкой, учить показывать каждое слово потешки жестом, движением рук или пальчиков.

2.Закрепление потешки «Ой, ду-ду, ду-ду,ду-ду!»Показ на фланелеграфе.

Цель: продолжать знакомить с фольклорным произведением, в котором рассказывается о вороне. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строчками стихов.

3.Рассматривание иллюстраций в книгах с потешками. Игра на дудочках.

Цель: учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, находить знакомых персонажей, называть их. Обратить внимание детей на изобразительные средства, используемые художником. Учить детей извлекать звуки из детских музыкальных инструментов.

4.Оформление стенда « Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием аудиозаписей.

Цель: учить узнавать потешки на слух, эмоционально реагировать на услышанное. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, прививать интерес к чтению.

Январь

1.Внесение игрушки-кота. Д/и на звукоподражание.

Цель: учить называть животного, выполняемые им действия, познакомить с названиями частей тела животного. Прививать доброе отношение к животным, учить соблюдать правила обращения с ними. Учить подражать голосам большого и маленького кота.

2.Потешка« Как у нашего кота…»

Использование шапочки кота.

Цель: продолжать знакомство с малыми фольклорными формами, обогащать речь детей словами и строчками стихов. Расширять знания детей о домашних животных.

3.Потешка « Пошёл котик на торжок».

ель: формировать у детей интерес к звучащему слову, вызвать эмоциональный отклик.

4.Сказка « Лиса и заяц»

Цель: Довести до сознания детей замысел сказки (в столкновении добра со злом, добро торжествует, слабым помогают победить дружба и взаимопомощь); учить детей оценивать личностные качества персонажей: Петушок – добрый – помог зайчику, смелый – не побоялся лисы. Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.

Февраль

1.Потешка « Огуречик, огуречик» с элементами сказки, с показом.

Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы. Обогащать словарь детей «огуречик», « огурчик», «огурец». Потешку - песенку подавать в форме наставления старших младшим.

2.Сказка «Теремок»

Цель: познакомить с новой сказкой, довести до сознания детей замысел сказки – вместе веселей, все должны трудиться. Помочь детям увидеть выразительные особенности сказки  (каким голосом говорят звери). Учить детей пересказывать сказку, соблюдая интонацию героев.

3.Потешка « Заяц  Егорка»

Цель: учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы: « О ком потешка?», « Что случилось с зайцем?», « Как ему помочь?». Развивать связную речь детей, поддерживать интерес к произведениям  устного народного творчества.

4. Оформление стенда  «Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием драматизации.

Цель: вызвать у детей интерес к потешкам. Учить малышей участвовать в инсценировании потешек, формировать интонационную выразительность речи.

Март

1.Внесение игрушки-козы.

Цель: рассмотреть игрушку. Назвать части тела, окрас,  характерные отличия от других животных.

2.Потешка « Коза-хлопота» с использованием иллюстраций.

Цель:  закрепить и расширить знания о домашних и диких животных. Высветить образ козы - доброй и мудрой матери, оберегающей своих детей.

3.Пальчиковая игра « Идёт коза рогатая».

Цель: вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на потешку. Учить повторять за педагогом слова, проговаривать потешку выразительно, Учить складывать пальцы « рожками», обыгрывать потешку.

4.Д/игра « Кто что ест?». Закрепление потешки  «Коза - хлопота» с использованием театра игрушек.

Цель: учить детей выбирать то, чем питается определённое животное, правильно соотносить название предмета с изображением на картинках, чётко и громко произносить слова.

Апрель

1.Рассматривание иллюстраций потешек в детских книжках.

Цель: учить детей аккуратно обращаться с книгами, находить иллюстрации, соответствующие определённым потешкам. Учить называть знакомых героев. Поддерживать интерес детей к чтению и книжной графике.

2.Потешка « Из-за леса, из-за гор» с использованием движений имитаций.

Цель: познакомить детей с новым фольклорным жанром – потешками -небыличками. Дать детям почувствовать курьёзность описываемых ситуаций, их юмористичность.

3.Организация игр с использованием потешек на развитие мелкой и общей моторики « Сорока-белобока», « Гуси-гуси»,  «Ладушки».

Цель: прививать детям интерес к устному народному творчеству. Поощрять стремление запоминать потешки. Учить детей воспроизводить действия воспитателя.

4. Сказка«  Петушок  и бобовое зёрнышко»

Цель: помочь детям вспомнить русские народные сказки,  осмыслить содержание нового произведения (дружба и взаимопомощь), охарактеризовать главного персонажа.

Май

1. Потешка « Тили - бом».

Цель: познакомить с новой потешкой. Учить детей внимательно слушать текст, понимать смысл, выделять основную идею произведения, находить персонажей и фрагменты потешки на иллюстрациях.

2.Чтение знакомых детям потешек по показу иллюстрации  (по желанию детей).

Цель: учить детей выразительно повторять строфы потешек, показывать действия. Развивать память, приобщать к культуре русского народа.

3.В гостях у сказки  «Репка». Драматизация сказки.

Цель: учить слушать сказку ( без разыгрывания). Вызвать интерес к драматизации, ряжению. Активизировать речь детей, учить имитировать движения, подражать голосам животных. Учить передавать действия персонажей, их настроение.

4. Итоговое  фольклорное развлечение « Веснянка».

Цель: вызывать интерес к фольклору, повторять за воспитателем небольшие потешки.

Ожидаемые результаты адаптации детей раннего возраста к д/с  посредством малых фольклорных форм

У воспитателя  сформируются основы педагогического мастерства:

- умение анализировать научно-методическую литературу;

- умение применять полученные знания на практике;

- создание условий, отвечающих современным требованиям образования и потребностям получателей социальных услуг.

У детей планируется достижения следующих результатов:

- создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, комфорта;

- хорошее настроение, позитивные эмоции;

- дошколята-малыши любят свой детский сад и группу;

- устойчивое эмоциональное состояние, благодаря которому дети легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми; у них крепкий, спокойный сон и хороший аппетит.

- обогащение и активизация словаря детей;

- привлечение родителей детей раннего возраста к осознанному воспитанию своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведен...

Консультация для родителей на тему: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведен...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: " Адаптация детей раннего возраста к детскому саду "

Консультация была рассмотрена на первом родительском собрании в группе раннего возраста....

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством музыки

Статья посвящена проблеме адаптации детей раннего возраста к детскому саду через активное использование музыкальных игр....

Родительское собрание на тему: "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду "

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы собрались здесь для того, чтобы поговорить об очень важном периоде, который наступил для вас и ваших детей - поступление  ребёнка в  детский сад. Ваш реб...