Главные вкладки

    Игры, упражнения для сплочения детей и создания благоприятного психологического климата в группе
    картотека (старшая группа) на тему

    Рокоман Марина Григорьевна

       Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими — добрыми, порядочными, воспитанными.

         Современный человек — это не только образованный человек, но и личность, обладающая чувством самоуважения и уважаемая окружающими. Поэтому мы должны научить детей строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

     И в этом нам дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry.docx25.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры, упражнения для сплочения детей и создания      благоприятного психологического климата в группе

                                                                                                                    Воспитатель: Рокоман М. Г.

    Ввести ребенка в мир человеческих отношений -

    одна из важных задач воспитания личности ребенка

    дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди

    людей,  формируя у них определенные психологические

    качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

    В.А. Сухомлинский

       Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими — добрыми, порядочными, воспитанными.

         Современный человек — это не только образованный человек, но и личность, обладающая чувством самоуважения и уважаемая окружающими. Поэтому мы должны научить детей строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

     И в этом нам дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

                                                    Игра «Назови себя»

    Цель: Учить представлять себя коллективу сверстников.

    Ход: Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли.

    Упражнение «Аплодисменты по кругу»

    Воспитатель: Как вы думаете, что чувствует артист после концерта, спектакля, когда публика ему от души аплодирует? Хотите испытать, что он чувствует? Каждый из вас заслужил аплодисменты, так как он замечательный, необыкновенный. В этой игре каждый участник получит свою долю аплодисментов. Сначала они будут звучать тихо, а потом они станут сильнее. Станьте в круг, водящий выбирает игрока, подходит к нему, смотрит ему в глаза и дарит ему тёплые аплодисменты. Затем они оба выбирают следующего игрока, которому они смотрят в глаза и дарят аплодисменты. Затем они втроём выбирают следующего игрока, достойного комплиментов. Игра идёт до тех пор, пока все не получат аплодисменты.

    Игра «Волшебный круг

    Воспитатель: Я хочу научить вас новой игре. Образуем круг. Внутри круга – пространство, волшебное и загадочное. Попадая туда, человек становится самым замечательным, славным, чудесным, милым. Он заслуживает комплиментов. Водящий говорит ему, глядя в глаза, от души искренние, добрые, ласковые слова о нём самом, признаёт у него только достоинства и успехи. Помогают ему в этом «волшебные очки», которые он получает от стоящего внутри круга, который смотрит ему в глаза и произносит: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Тот, кому предназначен комплимент, благодарит водящего за него и передаёт «волшебные очки» другому, который становится водящим. Он после прослушивания 3-4 комплиментов, называет лучший из них, а его автор становится внутрь круга.

                                          Игра «Рисование на спине».

    Цель: развивать кожную (тактильную) чувствительность.

    Дети разбиваются на пары: один ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения (дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.

    Приветствие «Бабочки на ладонях»

    Дети кладут руки ладонями вверх. Воспитатель: «Закройте глаза. На ваши ладони (пальцы врозь) будут садиться бабочки, и здороваться с вами. Бабочка села на ладонь Вани, Маши» и т. д. Дети должны поднять тот палец, на который села бабочка и сказать о своих ощущениях.

                                        Прощание «Эстафета дружбы».

    Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, к Ане и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет.

    Ритуал приветствия:

    Воспитатель и дети встают в круг и поднимают руки вверх (руки над головой образуют круг)

    - С Добрым утром, солнце, мы тебе рады! Все мы проснулись, за руки взялись. Медленно опускают руки вниз.

    Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку продолжает:

    И Таня здесь, и Саша здесь, все здесь!

    Дети встают на цыпочки, подняв сцепленные руки вверх и хором говорят: “Все здесь!” После этого все медленно опускаются на корточки.

    Воспитатель: Доброе утро! Здравствуйте! Итак, все дети собрались в д/с теперь можно и поиграть.

    Ритуал приветствия.

    Дети здороваются друг с другом носиками, пальчиками, ручками.

    На наш взгляд введение ритуала в групповые занятия необходим, так как сразу настраивает детей на работу. Спустя несколько занятий позиция ведущего от авторитарного стиля, чем мы сегодня здороваемся, плавно переходит к тому, что дети сами говорят, чем они будут здороваться.

    Передай Эмоцию.

    На ушко первому человеку ведущий говорит: "Чувство обиды", он должен по кругу это чувство передать лицом и позой. Второй человек смотрит на него, перенимает его позу, и передаёт дальше.

    Здесь идёт как развитие мышц лица, так и умение передать эмоцию и умение понять, что это за эмоция, и передать её следующему человеку. Часто бывает, что при таком упражнении первоначальная эмоция превращается в другую и тут сами дети, которые к моему удивлению, начинают говорить, кто отобразил эмоцию неверно и с кого пошло искажение, а также о том, как нужно было бы это сделать. Это показывает, что внимание детей не было рассеяно, а было сконцентрировано.

    Игра «Клубочек».

    Цель: воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе; чувство единства, сплоченности; умения действовать согласованно.

    Материалы: клубок прочных ниток.

    Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т. д.

    Когда песенка заканчивается — все дети, и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол.

    Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

    Упражнение «Друг к дружке»

    Воспитатель Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.

    Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберете себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями - внутренней и тыльной стороной,  локтями, плечами, спинами,  бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т. п.

                                               

                                                   Игра «Весёлые человечки»

    Цель: развитие произвольных движений и самоконтроля.

    Человечки в доме жили,

    Меж собой они дружили.

    Звали их совсем чудно –

    Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо.

    (Хлопают в ладоши.)

    Удивлялись человечки:

    - Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо!

    (Пожимают плечами.)

    Им собака шла навстречу

    И дышала глубоко.

    Засмеялись человечки:

    - Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

    (Исполняют «пружинку».)

    Ты похожа на овечку. Прочитать тебе стихи?

    Разобиделась собака и ушами затрясла.

    Потряхивают головой.

    Человечки же хохочут:

    - Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

    (Потопывают ногами).

    Игра: «Запрещённое движение».

    Цель: создание положительного настроя на занятие, непринуждённой атмосферы в группе. Методика проведения: дети стоят полукругом. Педагог обращается к детям: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, но только если я скажу «Пожалуйста». Кто ошибается, тот выбывает из игры. Будьте внимательны». Педагог делает различные движения руками, периодически забывая произносить «Пожалуйста», и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию.

    Игра «Скучно, скучно так сидеть».

    Цельсоздание непринуждённой атмосферы на занятии.

    Методика проведения: дети сидят на маленьких стульчиках. У противоположной стены стоят стулья, но на один меньше. Дети произносят следующие слова:

    «Скучно, скучно так сидеть,

    Друг на друга все глядеть;

    Не пора ли пробежаться

    И местами поменяться?»

    По окончании слов дети должны быстро бежать и сесть на стулья у противоположной стены. Кто остался без стула, тот выбывает из игры.

    Игра «Выбери партнёра».

    Цель: отвлечение детей от фиксации на собственном «Я» и обращение внимания на сверстника.

    Методика проведения: дети садятся в круг. Им предлагается следующая инструкция: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Для этого каждый из вас должен выбрать себе партнёра, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнёром была Маша, я смотрю на неё и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами, при этом не произносите ни слова. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет «три» подбегите к своему партнёру и возьмите его за руку. Раз, два, три».

    Игра: «Найди своего брата или сестру».

    Цель: отвлечение детей от фиксации на собственном «Я» и обращение внимания на сверстника.

    Методика проведения: взрослый завязывает каждому ребёнку глаза и говорит, чей он детёныш и какие звуки должен произносить. Дети ходят, «говорят» на своем языке и ищут ребёнка, говорящего на том же языке. После того как дети нашли свои пары, воспитатель развязывает им глаза и предлагает познакомиться с другими парами детёнышей.

    Инструкция педагога: «Вы знаете о том, что все звери рождаются слепыми и только через несколько дней они открывают глазки? Давайте поиграем в слепых детенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу глаза платком и скажу,

    чей он детёныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята – мяукать, щенки – лаять, телята – мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку».

                                       Игра: «Нетрадиционное приветствие».

    Цель: создание положительного настроя у детей.

    Методика проведения: педагог показывает детям способ выполнения предлагаемого приветствия.

    Инструкция педагога: «Как вы приветствуете друг друга при встрече? А теперь давайте попробуем поприветствовать друг друга новым, не известным никому способом. Например, ладонями, но только их тыльной стороной (педагог показывает детям, плечами, коленями, лбами».

    Игра: «Радио».

    Цель: отвлечение детей от фиксации на собственном «Я» и обращение их внимания на сверстника.

    Методика проведения: дети сидят в кругу. Воспитатель сидит спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдёт к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга внимательно. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать его имя. В роли диктора может побыть любой ребёнок.

    Игра: «Цветик – семицветик».

    Цель: диагностировать характер желаний детей и группы в целом.

    Материал: для игры понадобится цветик – семицветик, лепестки которого отрываются (вынимаются из цветка, а также красные и желтые фишки.

    Методика проведения: детям предлагалось рассказать о своем желании.

    Инструкция: «У меня есть цветик – семицветик. Каждый из вас сможет загадать свое заветное желание. Для этого необходимо оторвать лепесток и сказать:

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад - на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснешься ты земли,

    Быть по-моему вели!

    Рассказать о желании можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети кружатся вместе с остальными детьми». Если желание ребенка носит личностный характер – ребёнок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. В конце игры воспитатель предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.

    1. .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОРРЕКЦИОННАЯ ИГРА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ И ДОБРОЖЕЛАТЕОЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

    Цель данной игры является Создания позитивного психологического климата в старшой дошкольной  группе...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей: «Роль игр и игрушек в формировании социально - психологического климата в группе детей».

    Консультация для родителей о роли игр в формировании социально-психологического климата в группе детей....

    Консультация для педагогов на тему: " Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей"

    Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в г...

    ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ

    Ввести ребенка в мир человеческих отношений -одна из важных задач воспитания личности ребенкадошкольного возраста. Детей надо приучать жить средилюдей,  формируя у них определенные психологически...

    Доклад на семинаре: «Обеспечение благоприятного психологического климата в группе, как средство сохранения и укрепления психологического развития детей группы».

    Психологический климат в группе не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой группы, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным....

    Памятка "Игры и упражнения на сплочения детей и создания благоприятного психологического климата в группе"

    В памятке представлены игры и упражнения на сплочение детей и создания благоприятного психологического климата в группе. Материал будет полезен воспитателям....