Программа по театральной деятельности в детском саду «Мозаика»
рабочая программа на тему

Лукьянова Елена  Александровна

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_teatralnoy_deyatelnosti_v_detskom_sadu.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                    ДЕТСКИЙ САД № 13 Г.ЯРЦЕВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принято                                                                                          Утверждаю:

на педагогическом совете                                                          заведующий МБДОУ № 13

Протокол №2                ___________ С.И. Сродникова

от «16»09  2014 г.                                                                  Приказ  № 68 от 16.09 2014 г.

                                                             

Программа по театральной деятельности в детском саду «Мозаика»

                      Срок реализации Программы -2014-2018 год

        Автор-разработчик    воспитатель высшей категории Е.А.Лукьянова

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Актуальность программы : 
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.
Направленность программы : 
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.
Новизна программы : 
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3—7 лет (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе. 
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства , формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
Задачи 
*Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
* Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.).
* Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
* Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
* Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
* Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
* Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

* Развивать у детей интонационную выразительность речи.
* Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
* Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
* Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять     положительные и отрицательные качества персонажей.
* Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор. 
*Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.
* Поощрять инициативу, творчество.
8. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях. 
9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 

Формы работы.
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. Художественно – эстетическое : 
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
Взаимодействие с родителями и специалистами : 
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Ожидаемые результаты : 
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
Установлен тесный контакт с родителями.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
2 младшая группа
Умеют действовать согласованно. Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц. 
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями. 
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Средняя группа
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц. 
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями. 
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Старшая группа
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы.
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка. 
Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить простейший диалог.
Уметь сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
Находить оправдание заданной позе.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на за¬данную тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов

План мероприятий по реализации Программы «Мозаика»

      Блоки

Задачи

                           Мероприятия

младшая, средняя группы

1.Основы кукловождения

2. Основы кукольного театра

3. Основы актерского мастерства

4 основные принципы драматизации

5.самостоятельная театральная деятельность

6.театральная азбука

7проведение праздников досугов, развлечений

                           

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра.

Приучать детей

использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра, театра верховых кукол

Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест)

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на утреннике: читать стихи, разыгрывать сценки. Поощрять участие детей в подготовке к праздникам, поддерживать радостное чувство от совместных действий, успешно выполненных заданий.


СентябрьЗадачи: формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра, формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, учить давать оценку поступкам действующих лиц.
Игра: «Театр двух актеров».  Этюды: «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя», «Пляска Маши»

Сказки:  русская народная сказка. «Колобок», «Репка»,

Октябрь. Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольно-плоскостного театра, побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать знакомые сказки, стихотворения

Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «В гости к Маше», «Собака и медведь»

Сказки: «Заюшкина избушка», русская народная сказка. «Смоляной бычок», русская народная сказка

Развлечение: «Осень в гости к нам пришла»
НоябрьЗадачи: обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки. активизировать детей, развивать их память,
 Игра: «Театр двух  актеров». 

Этюды: «Встреча зайца и лисы»,

Сказки: «Маша и медведь», « Три медведя»
ДекабрьЗадачи: обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске).

Этюды: «Встреча кошки с собакой» кошки с собакой»

Сказки: «Смоляной бычок», русская народная сказка

«Новогодний утренник»
Январь — февральЗадачи: познакомить детей с театральной ширмой, с приемами вождения верховых кукол.
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа»

Сказка: «Рукавичка»,

Март — май. Задачи: обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме, совершенствовать импровизационные способности детей; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям.

продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях. продолжать развивать устойчивый интерес к
выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада,
Игра: «Театр двух актеров».
Этюды: «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой»,
«Пляска зверей»

старшая , подготовительные группы

1.Основы кукловождения

2. Основы кукольного театра

3. Основы актерского мастерства

4 основные принципы драматизации

5.самостоятельная театральная деятельность

6.театральная азбука

7проведение праздников досугов, развлечений

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра, театра верховых кукол

Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест)

привлекать детей к самостоятельным играм,

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на утреннике: читать стихи, разыгрывать сценки. Поощрять участие детей в подготовке к праздникам, поддерживать радостное чувство от совместных действий, успешно выполненных заданий.


Сентябрь — ноябрьЗадачи: продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол. поощрять активное участие детей в кукольном спектакле.
продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев; совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики; учить чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм- драматизациям,

привлекать детей к самостоятельным играм,

— закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, детский, театр зверей);

— расширять диапазон сведений о тех, кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев);

— закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля;

— определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой», пальчиковый),

развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и малышами; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству. .

 Этюды: «Радостная встреча деда с Жучкой», «Неприятный разговор», «Игра в жмурки»

Сказки: «У страха глаза велики»

«Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк.
Развлечение «Осень разноцветная»

Декабрь — январь. Задачи: закрепление навыка кукловождения пальчикового театра, обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию. совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в
создании образов различных персонажей.
побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью напольных кукол ,

вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене.

 Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок»

Инсценировка: «Карнавал кукол»

Сказки: «Мороз Иванович», В. Одоевский

«Рукавичка»

«Новый год у Ворот»

Февраль. Задачи: обучение детей приемам кукловождения театра бибабо. развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера.
совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в
создании образов различных персонажей.

 
Игра: «Театр двух актеров»

Сказки: «Кошкин дом»,

«Красная Шапочка», Ш. Перро

Март — апрельЗадачи: продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра бибабо, побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра, способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера..
«Сказки придумаем сами».
«Русский хоровод» — танцевальная композиция

Весенний утренник, посвященный 8 Марта; 

«День смеха»-театрализованное представление 1 апреля

 Май. Задачи: познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой». обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию,
продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и младшими детьми; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности.
Этюды:  «Танец Аленушки». «Старый гриб», «Гадкий утенок»,
Сказки: «Под грибом», «Дядя Миша» В.Г. Сутеева

«Выпускной бал у Золушки» — выпуск детей в школу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя " Театральная деятельность в детском саду".

Театральная деятельность в детском саду. Современное дошкольное образование предполагает изменение подхода к личности ребенка на удовлетворение его потребностей во всестороннем развитии. Особое место...

Роль педагога в организации театральной деятельности в детском саду

создание театрального уголка в своей группе. Приобщение детей к театральному искусству, обучение приемам кукловождению....

Консультация для воспитателей "Театральная деятельность в детском саду".

Краткий экскурс в процесс организации театральной деятельности в детском саду....

Театральная деятельность в детском саду

Консультация для родителей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Театральная деятельность в детском саду – экологический театр «Светлячок».

Педагогическая целесообразность: Театрально-экологическая деятельность закладывает у дошкольников фундамент отношений человека с окружающим миром. Данная программа направлена на формирование экол...

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...