Консультация для педагогов. Тема "Нравственное воспитание дошкольников"
консультация на тему

Олейникова Нина Васильевна

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников ~ процесс сложный и длительный. Это кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Чтобы было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 д/с “Теремок” г. Цимлянск

Консультация для педагогов

Тема: «Нравственное воспитание дошкольников»

Воспитатель:

Олейникова Н.В.

I квалификационной категории

г. Цимлянск

НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Проблема: Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановления патриотического воспитания.

Задачи: Как бы не менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, гордости за неё необходимо при любом строе. Этому учат подрастающее поколение все народы мира.

Чтобы дети полюбили свою страну, свой город нам нужно показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать у них чувства восхищения своей Родиной.

Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал Ушинский — потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Методические рекомендации: Воспитание чувства патриотизма у дошкольников ~ процесс сложный и длительный. Это кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Чтобы было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний. ^

Методы и приёмы работы Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках является экскурсии, целевые прогулки, наблюдения. В своей работе использовать вводные и установочные беседы, вопросы, сравнения. Словесные методы ознакомления с городом (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) сочетать с наглядными (рассматривание фотографий, коллекций значков, открыток о Цимлянске, картин и иллюстраций в книгах, кинофильмов о родном городе). О прошлом дети могут узнать только из книг, бесед, посещений краеведческого музея. Именами известных людей и событий именовали улицы.

После бесед и наблюдений дети рисуют на темы: «Под Цимлянском у нас широкие поля», «Люблю тебя мой край Родной», «Люблю берёзку русскую». К рисункам дети составляют рассказы.

К концу года в подготовительной группе проводится конкурс на лучший рисунок и рассказ о родной природе, о родном городе; организовывается выставка поделок, выполненных детьми вместе с родителями.

После занятий закрепить знания в игре «Телевизор», где дети свободно рассказывают о достопримечательностях города. «Лучшие люди нашего района».

Младшая группа.

Наблюдение с детьми за изменениями, происходящими на близлежащих улицах, беседа о том. Где им приходилось бывать в городе, что видели, что запомнили.

Средняя группа.

Уже можно провести занятия по знакомству с главной достопримечательностью города, со страной. Основная цель этих занятий—вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, родной страны. Подчеркнуть, что всё вокруг создано руками людей, которые жили очень давно, но народ помнит их имена и бережёт то, что сделано руками древних мастеров.

Большая часть работы проходит вне занятия. Это разговоры с детьми и чтение художественной литературы, наблюдения и целевые прогулки по близлежащим улицам.

Знакомя с родным городом, надо помнить, что история города неотделима от истории страны.

По этому надо несколько занятий посвятить истории России.

Старшая группа.

Знакомить с историей родного города: почему город возник именно на этом месте, объяснить название города и самых древних улиц, рассказать об основателях города, показать репродукцию памятника ему или, если это возможно, устроить к нему экскурсию.

Одно занятие посвятить знакомству с гербом родного города. Но сначала обязательно рассказать детям о том, что такое герб, когда и где впервые возникли первые гербы, что на них изображалось. Работу по знакомству проводить в определённой последовательности.

  1. История возникновения города.

Рассказ об истории возникновения города - место нахождения, люди селились там, где есть благоприятные условия для жизни: вода, леса плодородная земля, охота

  1. История названий улиц.

Названия улиц происходили от профессий мастеров, которые часто селились все вместе.

  1. Здания города:

В городе много разных по назначению зданий - жилые дома, детские сады, шкалы, магазины. Рассмотреть наиболее красивые здания города. Следует рассказать детям об особых зданиях - храмах, церквах - это исторические памятники, указать отличие от других зданий (обратить внимание на купола). Обязательно показать самые древние здания родного города, рассказать историю их создания.

  1. Они прославили свой город, они прославили свою страну.

Рассказать о людях, прославивших не только их родной город, но и всю нашу страну; о том, как увековечена память о них. Желательно, чтобы в книжном уголке группы были фотографии (портреты) прославленных людей, а так же домов, где они жили. Если это художник, то рассмотреть с детьми репродукции картин. Если поэт, то прочитать стихи. Отрывки из них заучите наизусть. Если писатель, то воспитатель сам ознакомится с его произведениями. Затем выберет для чтения отрывки. Если композитор. То прослушать его запись.

  1. Места отдыха жителей города.

Рассказ воспитателя о том, что жители города работают на разных предприятиях, но в выходные дни они отдыхают. И в городе есть места, оде это можно сделать. Предложить детям самим назвать эти места. Особенно важно остановиться на знакомстве детей с музеями их города. Прежде всего, надо рассказать, что такое музей, какие бывают музеи (краеведческий, картинная галерея).

История города неотделима от истории России. Несколько занятий посвятить истории России.

Самым сложным по знакомству с родным городом является составление рассказов для дошкольников. Необходимо помнить:

  1. Рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом. Это смогут быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске.
  2. Рассказ должен быть не чистым монологом, а диалогом, т. е. в процессе рассказа необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать интерес, любопытство, стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать догадаться о чём- то самому.

Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать?

  1. Как можно догадаться, воспитателю желательно не употреблять даты, они ничего не дают. Лучше использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими как вы» или «Это было очень—очень - очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что события происходили давно. Рассказывая о каком-либо здании, храме не надо подробно рассматривать его архитектуру, использовать специальную терминологию.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ АЛЁШИНОЙ Н.В.

Младшая группа.

1 .Ознакомление с окружающим:

Знакомство с близлежащими улицами:

* у каждой улицы есть своё название - запомнить

  • добиваться запоминания своего домашнего адреса.
  1. Работа продолжается на занятиях по ИЗО:

Рисование:

  • «Красивые воздушные шары»
  • «Зажжём разноцветные огоньки» (иллюминация в городе)
  • «Флажки на ниточке» (украшение города)
  • «Картинка про праздник».

Аппликация:

  • «Зажжём разноцветные огоньки»
  • «Флажок»
  • «Картинка про праздник».
  1. Работа в книжном уголке:
  • рассматривание иллюстраций различных улиц.
  1. Игры со строительным материалом:
  • постройки улиц
  • машин
  • дорожек
  • украшение флажками улиц.

5.0собое внимание следует уделить наблюдению за работой благоустройству города:

  • подрезка деревьев
  • посадка цветов, кустарников
  • не сорить — для этого существуют урны.

Подводить к пониманию, что они хоть и маленькие, но тоже жители города и должны делать всё возможное, чтобы их родной город был красивым.

Средняя группа.

  1. Щелевые прогулки по близлежащим улицам, предложить вспомнить, как называются улицы, на которых живут дети (домашний адрес).
  • Занятие №1. «Мой родной город» (приурочить ко Дню города).
  • Занятие №2. «Экскурсия на почту».
  • Занятие №3. «Город - село».

; • Занятие №4. «Наша Родина - Россия», В конце апреля провести индивидуальные беседы с родителями о том, что приближается 9 мая - День Победы. Посоветовать сходить с детьми на встречу ветеранов, подарить цветы и поздравить с праздником.

  • Занятие №5. «Наша Родина - Россия» (народно — прикладное искусство).

2.3акрепление знаний на занятиях по ИЗО, конструированию.

i * Рисование: «Цветные шары» (украшение праздничного города), «Дом в котором ты живёшь», «Празднично украшенный дом», «Украсим купола собора» сотворчество детей и воспитателя (точками, полосками силуэты куполов).

  • Аппликация: «Красивые флажки» (украшение города), «В селе построили большой дом», «Спасская башня» (из готовых форм),
  • Конструирование: постройки разных домов, постройка транспорта (из строителя), мосты, транспорт (складывание из бумаги), дом (складывание из бумаги),
  1. Сюжетно - ролевая игра: «Путешествие по знакомым улицам».
  2. Примерные рассказы о народных промыслах: «Матрёшки», «Дымковская игрушка», «Хохлома». Старшая группа.
  • Сентябрь.

Занятие №1. «История возникновения родного города» (приурочить ко Дню города).

  • Октябрь.

Занятие №2. «Наш родной район» (край) рассказ - беседа.

  • Ноябрь.

Занятие №3. «Улицы родного города».

  • Декабрь.

Занятие №4, «Путешествие по родному городу».

  • Январь.

Занятие №5. «Знакомство с памятниками родного города».

  • Февраль.

Занятие №6. «Памятники защитникам Отечества».

  • Март.

Занятие №7. «Беседа с детьми о родном городе».

  • Апрель.

Занятие №8. «Герои - защитники Отечества».

  • Май.

Занятие №9. Итоговое «Наш родной город».

Подготовительная группа.

Давать новые знания о родном городе, связать с историей России, продолжить закреплять знания о своём районе. Экскурсии в библиотеку, школу, целевые прогулки; учить ориентироваться в своём микрорайоне (использовать работу со схемой, предлагать передвигать человека в зависимости от маршрута, сделать макет района).

  • Сентябрь.

Занятие №1. «Рассказ - беседа о родном городе. Герб родного города».

  • Сентябрь.

Занятие №2. «Экскурсия в библиотеку».

  • Октябрь.

Занятие №3. «Их помнит Россия, их помнит наш родной город» знакомство с памятниками людей, прославивших город, страну.

  • Ноябрь.

Занятие №4. «Наша Родина - Россия» история России, герб, флаг.

  • Ноябрь.

Занятие №5. «Московский Кремль и Успенский Собор» схема Кремля, названия башен.

  • Декабрь.

Занятие №б. «Музеи родного города».

  • Январь.

Занятие №7. «Их помнит Россия, их помнит народ». О людях, которые прославили Родину: поэты, композиторы, учёные, художники, писатели.

  • Февраль.

Занятие №8. «Памятник защитникам Отечества» 23 февраля День защитников Отечества.

  • Март.

Занятие №9. «Музеи родного города (страны)» продолжение.

  • Апрель.

Занятие №10. «Наши защитники».

  • Май.

Занятие №11. Итоговое занятие «Мой город». Занятие проходит в форме беседы, а так же в форме конкурса знатоков города.

Вопросы по истории родного города и Донского края.

1 .Какое самое прожорливое животное? Если думаете, что волк или тигр, ошибаетесь. Волк прожорлив, но он может долго голодать, особенно зимой. Тигр после охоты тоже может дремать целыми сутками. Так что же это за животное, которое прожорливее волка, тигра и других?

  1. Сколько видов рыбы водится в реке Дон? (80 видов) осётр и сом -100 кг.

самая крупная - белуга 1977 г. 7 метров, вес - 1,5 т. самая маленькая - бычок - бубырь 3-4 см., вес - 1г (живёт 1 год).

3.0 Цимлянске сложено много песен. Какие? Какая музыка стала позывным нашего районного радио? Музыку и слова к нему написал бывший директор Дворца культуры «Энергетик» Григорий Андреевич Пирогов в пятидесятые годы.


«ЦИМЛЯНСКИЙ ВАЛЬС».

Вопросы по истории родного города Цимлянска и Донского края.

1.В каком году основана станица Цимлянская? (1672 г.)

2.0ткуда произошло это название Цимла?

По сей день нет точных данных. Одни историки утверждают что:

  • г. Цимла назван в честь речушки Цимлянки, которая впадает в Дон.
  • домики городка разбегались по берегу речушки и напоминали конфигурацию подковы, а

потому хозяйничавшие когда-то здесь татары назвали это место Цимлой (подковой).

  • За чудесную природу, уникальное место степняки - калмыки называли наш город Цимлой, то

есть «красавицей».

Есть ещё много догадок, но ни одна научно не доказана.

З.В каком году переименовали станицу Цимлянскую в город? (19 мая 1961 г.)

4.Что означает слово «казак»? (Вольный человек. Беглые люди называли себя казаками, они охраняли окраину Руси).

  1. Наша область лежит в двух частях света. Каких? Где проходит условная граница между ними?

(Северная часть нашей области лежит в Европе, а южная - в Азии. Условной границей является Кума - Манычская впадина, по которой протекает река Западный Маныч, и нижнее течение Дона от станицы МанЫчской до впадения Дона в Азовское море.)

  1. Метеорологические наблюдения на Дону начали проводиться с 1853 г. в военных училищах. В

Ростове находится крупнейший на юге страны зональный авиаметеоцентр, бюро погоды, а в городе Цимлянске -        (гидрометеорологическая обсерватория).

  1. Всем известны строки поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

У лукоморья - дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том...

А знаете ли вы, где находится это «лукоморье»? (Лукоморье - старинное название Таганрогского залива. Береговая северная часть его действительно своими очертаниями напоминает изогнутый лук)

  1. Какое растение в народе называют «шёлковой травой»? (ковыль)

Сколько видов растений произрастает на территории донского края? (По данным крупнейшего учёного - ботаника И.В. Новопокровского, на Дону произрастает до 2 тыс.)

  1. «Лазорики» - называют этот цветок на верхнем Дону, «кубышки» - именуют жители низовий. Что

это за растение? (тюльпан)


ЛИТЕРАТУРА:

«Наша родная Цимла»., «Они прославили Цимлу»  Н.ПХивашов

«Твой край родной»  Б.Нагорный

«Знакомим дошкольников с родным городом» Н.В. Алёшина

«Родной край» М-  Р.И Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.Л. Козлова

«Цимлянск» Ростов - Дон  Л.Т. Маякин

«История донского края» Ростов-Дон  Е.И. Демешина, К. Л. Хмелевский «История донского края»  В.С. Левченко, Б.В. Чеботарёв



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов«Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Цель: углубить знания педагогов о формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ДОУ....

Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ».

Проблема экологического образования волнует всех учёных общественность, педагогов. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную картину мира. Мы так много взяли ...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Консультация для педагогов: "Патриотическое воспитание дошкольников"

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»           Консультация для педагоговПатриотическое воспитание дошкольников:формы, методы и этапы....

Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни».

Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни»....

Консультация для педагогов "Гендерное воспитание дошкольников"

В презентации представлены материалы по формированию гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях детского сада...