Родительское собрание на тему: " Экскурсия на стойбище хантов"
методическая разработка (подготовительная группа)

В данной статье описано мероприятие нетрадиционной работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания

 «Экскурсия на стойбище хантов»

Составила воспитатель: Камина О.В.

Излучинск,

2017-2018 уч. год

Актуальность:

В настоящее время, в условиях современной социально -  экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций. Цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе взаимодействия образовательной системы с представителями национальной науки, экономики и культуры. Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.  Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, Культура народов Севера – достояние всего человечества, его вклад в мировую культуру.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях, которые населяют его. Возросло внимание общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира.  Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, воспитание уважения и сохранения этнической и национально-культурной самобытности народов Севера. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.  И эта задача ложится не только на плечи ДОУ, но и важную роль в воспитании высокодуховной и высоконравственной личности ложится прежде всего на  семью в которой растет и воспитывается ребенок.

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Основной аспект плодотворного взаимодействия педагога и родителя строится на принципах доверия, диалога, партнерства.

Одна из нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников являются проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, дни театра, а также экскурсии. Для ознакомления родителей с культурой малочисленных народов севера можно провести импровизированную экскурсию на стойбище народов ханты.

Ход мероприятия:

Родители выходят. Садятся на облас, плывут.

Ведущий: проходите многоуважаемые гости в чум, присаживайтесь у чувала. Отдохните с дороги, попейте чаю.

Ну а сейчас после того как вы немного отдохнули, я хочу показать вам хозяйственные постройки, которые находятся на территории моих родовых угодий. (Выходят)

Справа от вас находится избушка. В избушке могли проживать семьями весь круглый год, а могли приезжать только на время сезона сбора дикоросов, ягод, рыбалки и охоты. Здесь находится все необходимое для жизнедеятельности. Избушка отапливалась. Для этого всегда заготавливали дрова, для того что бы во время приезда можно было сразу затопить печь, разогреть пищу и обогреться, а также отдохнуть во с дороги. Для этого в избе обязательно есть нары, сколоченная из досок широкая кровать.

С левой стороны от вас находится чум. Чум – это конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, или оленьими шкурами. Это жилище переносное. Вовремя каслания, то есть переезда с места на места, чум собирали складывали на нарты и перевозили на новое место пастбища для оленей. Там его опять собирали и жили в нем несколько месяцев до нового переезда на новое пастбище. Насколько вам известно, уважаемые родители, что малочисленные народы севера вели как мало оседлый, так и кочевой образ жизни, так как основной вид деятельности был связан с разведение оленей. Поэтому этим людям приходилось переезжать с места на место.

Одной из построек которая также обязательно строится на родовых угодьях — это лабаз. Только стоит эта маленькая избушка на высоких ножках. Так как весной реки выходили из своих берегов во время таяния снега и льда, затапливались большие территории. От таких наводнений страдали и земли родовых угодий. Для того что бы вещи были в целости и сохранности, вот и придумали эти народы такую избушку на высоких ножка. В ней хранились все припасы, рыболовные сети и многое другое необходимое для жизни. Ну и конечно это дикие животные, особенно медведь, который не прочь поживится чем ни будь вкусненьким.

 Место где находилась олени огораживали жердями. Здесь вы как раз видите стоит у нас такой загон.

Жизнь этих народов был сложной. Им приходилось много работать что бы выжить в этих суровых условиях. Но эти люди находили время так же и для праздников и игрищ.  Один из праздников который справляли народы ханты и манси называется «Медвежий праздник». Медвежий праздник или Медвежьи игрища празднуются у всех обских угров. Образ медведя имеет огромное значение в культуре ханты и манси. Согласно мифологии, у Торума, главного бога, было семь сыновей. Один из них — медведь. Торум направил медведя жить рядом с людьми. Раз люди живут в лесу, то и он должен жить в лесу. Медведь также, как человек, ловит рыбу, охотится, собирает ягоды. Когда человек умирает, его кладут в гроб с отверстием и закапывают в землю. Медведь также, как умерший, зимой живёт в берлоге под землей. Основная цель праздника примирить медведя и добывших его людей, а также достойно проводить душу медведя на небо и добиться его возрождения.

Конечно этот праздник не обходился без танцев. Танцевали как мужчины, так и женщины. И сегодня мы с вами уважаемые гости выучим небольшой элемент хантыйского танца «Куринька»

(танцуют с платками, включить музыку)

Но не только танцевали на этом празднике, а еще и пели и сейчас мы с вами споем хантыйский песню. (поют песню на хантыйском языке).

Один из интересных праздников который до сих пор празднуют эти народы — это день оленевода. В этот день оленеводы со всей округи приезжают чтобы посостязаться чей олень быстрее сильнее. Участие принимают как мужчины, так и женщины. Победитель получает награду.

И сейчас мы с вами поиграем в игру «Быстрый олень». Один участник будет изображать оленя, а второй будет им управлять. Ваша задача по моей команде необходимо побежать и обежать вокруг этого условного знака и вернутся на место. Чей олень первый добежит тот и победил. (родители делятся на три команды и по сигналу ведущего бегут).

Еще один праздник который праздновал народ называется «Вороний праздник». Он связан с прилетом вороны. Считалось если ворона прилетела, то наступила настоящая весна и уже будет тепло. Этот праздник так же не обходился без веселых игр и соревнований. И сейчас мы с вами тоже посоревнуемся. Ваша задача сесть напротив друг друга ноги упираются друг в друга. Взять палку от дерева двумя руками и начать тянуть, каждый тянет на себя. Кто перетянет палку на себя тот и победил. (родители берут палку каждый со своего конца и по сигналу начинают тянуть на себя).

Малочисленные народы занимаются оленеводством. Каждый мальчик в семье должен уметь бросать аркан чтобы ловить оленей. И мы сегодня с вами также поучимся бросать аркан. (бросают аркан).

Кухня народов севера очень вкусная, богата белками, жирами и конечно же витаминами. Сегодня я хочу показать вам традиционные блюда этих народов. Здесь на столе находится и рыба жаренная- щука, мясо птицы- утка, готовят также и глухарей, куропаток, мясо — животных, а так же ягоды черника, голубика, брусника, клюква, а грибы особой популярностью не пользовались. Но и они иногда появлялись на столе. Из ягоды варили варенье и морсы. Рыбу засушивали, так она дольше хранилась, засаливали, вялили. Из мяса готовили тушёнку, ели и в сыром виде. Поэтому эти народы называются так же самоедами. Ну и сегодня мы с вами будем так же готовить традиционное блюдо — это уха. Но сначала нам необходимо наловить рыбы. Поэтому мы с вами идем на рыбалку ловить рыбу. («ловят удочками рыбу»).

А теперь уважаемые гости подойдите к костру. Я покажу вам как надо готовить традиционное национальное блюдо-уху. Сначала мы берем кастрюлю рыбу мы потрошим, очищаем от чешуи. Убираем плавники хвост, режим на кусочки и ложим кастрюлю, набираем воды, обязательно солим. Вешаем кастрюлю на таган. Пока рыба варится необходимо почистить и нарезать тонкими дольками картофель, а также лук, укроп. Как вода закипела бросаем картофель. Перед окончанием варки ложем лук. Как картофель будет готов    снимаем с огня и ложем укроп. Вот и готова наша уха.

Ну а сейчас самое время пройти в чум (садятся на скамеечку).

Скажите пожалуйста, а какие традиции существовали у ваших народов? (ответы родителей)

Как и у каждого народа у хантов и манси есть свои традиции.  У обских угров есть святилища, культовые места, где проводились обряды, связанные со всеми сторонами жизни человека. В такие моменты просили духов что те даровали им   успех в охоте и рыболовстве. Во время проведения обрядов приносились жертвы (кровавые и бескровные) духу-хозяину воды и леса, от которого зависел успех промысла, обилие рыбы, мяса, пушнины. Вся земля, реки и озера, как считали ханты и манси, были поделены между духами-предками, от которых зависели жизнь и благополучие определенной этнографической группы.

В традиционном мировоззрении юганских ханты рождение, как и многие другие события человеческой жизни, тесно связаны с «иным» потусторонним миром. Бытует представление о богине-жизнеподательнице и матери огня Анки Пугос, Салымские ханты считают, что детей посылает бог Торум, а принимает пуповая бабка. По рассказу юганских ханты, на Малом Югане живут две сестры-богини Пугос, посылающие женщинам детей в ответ на получение даров-прикладов: берестяной коробки для рукоделия (йиныт) и платка. В честь Пугос устраивают жертвоприношение (йир поры) – забивают оленью самку-важенку, а шкуру в качестве дара богиням отправляют на Малый Юган. Угощение и подарки надо делать через 3-5 лет, ибо при ежегодных дарениях и дети будут рождаться ежегодно. Продолжительность жизни определяет богиня Анки Пугос, живущая на Вахе, отмеряя жизненный срок на верёвке.

Охота – тяжелый таежный труд, охотой они кормились, она их одевала и обувала. Меха ценных зверьков шли в обмен на всевозможную домашнюю хозяйственную утварь.  Для добычи зверей и птиц требовались хорошие знания о географических особенностях местности.

Зимой ханты передвигаются с помощью оленьих и собачьих упряжек. Незаменима в охоте знаменитая сибирская лайка. Для передвижения на охоте зимой ханты готовят специальные лыжи – подволоки. Это широкие лыжи, оклеенные снизу шкурами с ног оленя или лося.

Мужчина готовит охотничьи снаряжения, рыболовные снасти, ловушки, нарты, лыжи, обласа – лодки долбленки, изготовленные из целого ствола дерева, весла, ножи с ножнами. Изготовление деревянной посуды было мужским занятием.

Женщина в хантыйском доме – хранительница очага. Все в доме держится на женщине. Ловкие руки хантыйской женщины знают секреты древнего ремесла. Обработка шкур, изготовление одежды и обуви требуют от женщины много сил, умения, мастерства и вкуса.

Хантыйская женщина никогда не бывает без работы, руки ее всегда заняты. Она хорошая рукодельница. Это и заготовка дров, воды, материала для изготовления берестяной посуды. Летом женщина заготавливает глину для печей, траву для стелек в обувь.

Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств одежды северных народов – это практичность. Она рассчитана на суровый климат на специфику труда и быта тундровиков. Одежда у хантов очень разнообразна. Большую часть года мужчины и женщины ходят в меховой одежде.

Верхняя одежда глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица,) До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда – «лузан», которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Мужчины носили рубахи штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями.

Мужские штаны обских угров шились из ровдуги, рыбьих кож и ткани.

Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи, а зимнюю – из камусов. Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.

Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых.

Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами.

Летом женщины носили платья. Зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица)

Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани – сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками- аппликациями.

 Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.

Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и серебряных колец, а также украшения из бисера воротники и турлопсы. И для вас уважаемые гости на память о нашей встрече я изготовила своими руками вот такие сувениры, которые хочу подарить вам на память о нашей встрече.

А сейчас нам пора с вами прощаться садитесь пожалуйста на облас, и мы вернемся обратно в Излучинск. Буду рада если вы еще раз приедете ко мне в гости. Я хочу попрощаться с вами по хантыйский «И мулом» (садятся уезжают).

А вам, уважаемые коллеги, я хотела бы подарить вот такие памятки.  В них указаны адреса и места музеев находящих на территории Ханты- Мансийского автономного округа которые вы можете посоветовать посетить родителям. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Поездка на стойбище».

Конспект комплексного занятия с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Поездка на стойбище». Цель занятия: формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о культ...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

родительскоесобрание по теме: "Взаимодействие родителей и детей"

Время проведения: по выбору воспитателя.          Форма проведения: практикум.          Продолжительност...

Экскурсия в музей "Ханты- коренные жители Югры"

Конспект экскурсии в краеведческий музей для старших дошкольников...

Экскурсия в стойбище "Валикас"

Экскурсия в стойбище "Валикас"...

Экскурсия в музей "Ханты- коренные жители Югры"

Экскурсия в музей "Ханты- коренные жители Югры"...