Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Зверева Инна Александровна

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной музыкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

Программное содержание:                                                                                                     формирование  у детей познавательных действий об объектах окружающего мира:  о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа. Продолжать знакомить детей с культурой, обычаями, традициями  народов Севера. Знакомить с произведениями национальных поэтов.

Обогащение словаря: коренные жители, малица, нарты, каюр, чум.

Предварительная работа: знакомство с традиционными праздниками народов Севера: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода". Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание иллюстраций национальной одежды. Разучивание сценки: "Охота на медведя".

Материал: использование ИКТ(интерактивная доска, презентация о праздниках хантов  и манси), орнаменты хантыйский костюмов, ружье, палка, маска медведя и солнце.

Оборудование: бумажные силуэты одежды, фломастеры.

Участники: группа детей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту, как выдумаете, что это за карта.

Дети: Карта нашего округа.

Воспитатель: Кто знает, в каком городе мы с вами живем?

Дети: В городе Нижневартовске.

Воспитатель: Кто коренные жители нашего округа?

Дети: Ханты, манси.

Воспитатель: У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Сегодня мы с вами вспомним праздники народов Севера. Какое животное у северных жителей считается священным?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Как называется праздник, посвященный этому животному?

Слайд 2. Дети: "Медвежий праздник".

Воспитатель: В какое время года его празднуют?

Дети: Зимой.

Воспитатель: После, какого события ханты устраивают праздник?

Дети: После охоты на медведя.

Воспитатель: Где устраивают праздник?

Дети: В доме  (чуме)  того охотника, который убил медведя.

Воспитатель: Что охотники делают со шкурой и головой медведя?

Дети: Шкуру вместе с головой укладывают на почетном месте в юрте. И украшают разноцветными лентами, бисером, сережками, а глаза монетами.

Воспитатель: Какое угощение ставят перед медведем?

Дети: Рыбу, мясо, конфеты, печенье.

В-ль: Что делают гости прежде, чем занять свое место?

Дети: Подходят к медведю и кланяются ему.

В-ль: Затем начинается целое представление, сначала кукольное, а затем и театрализованное. Охотники надевают маски из бересты и разыгрывают истории, а вот и одна из них.

Сценка: "Охота на медведя".

Ведущий: В одном чуме медведь растащил все запасы. Хозяин и говорит жене.

Хозяин: Пойдем, баба, убьем медведя, я и раньше их убивал, и ружье у меня есть.

Ведущий: На самом деле, он не только не убивал медведя, но даже никогда их не видел.

Хозяин в сторону: Как бы мне не встретиться с этим медведем, а то он меня задерет.

Жена: Муж, может, не пойдем охотиться?

Хозяин: Пойдем, даже не спорь.

Ведущий: Только они отошли от чума, как навстречу им медведь. Хозяин испугался и убежал, а жена схватила ружье, выстрелила и убила медведя. Вернувшись с добычей, жена говорит: А я ведь тебе говорила, что ты испугаешься и убежишь.

Хозяин: Если бы я был один, ни за что не убежал, так. А раз теперь и убежал, так я же знал, что ты и сама легко убьешь этого медведя.

Воспитатель: Вот так весело проходит этот праздник, его празднуют несколько дней, а в последний день съедают мясо. Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. Вот как об этом написал известный северный поэт.

Красное солнце наше,
Нет тебя в мире краше!
Даруй нам свет и тепло,
Красное солнце наше
Весна, весна - Ворнэ
Приди весна с радостью,
С доброй радостью, с великой милостью.

Воспитатель: По мнению северных народов, какая птица пробуждает природу после долгой зимы?

Слайд 3.Дети: Ворона.

Воспитатель: Да, северные люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит саму жизнь. Ее считают покровительницей женщин и детей. Кто знает, как называется этот праздник?

Дети: "Вороний день".

Воспитатель: В этот день женщины на священном месте в стойбище - арашкан ( место костра), готовили пищу на костре и молились духам. Около какого дерева собирались дети и женщины?

Дети: У сосны.

Воспитатель: Для чего они там собирались?

Дети: они приносили цветные тряпочки, ленточки и привязывали на сосну.

Воспитатель: Зачем они это делали?

Дети: Женщины кланялись дереву и просили о благополучии семьи и здоровье детей.

Воспитатель: Чем еще занимались женщины и дети на этом празднике?

Дети: Пели и плясали.

Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.

Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется "Хейро", значит солнышко.

Динамическая пауза: П/и "Хейро".

Воспитатель: Какой еще праздник народов Севера вы знаете?    

Слайд 4. Дети: "День оленевода".                                                                                 Воспитатель: Правильно, этот праздник отмечают недавно - это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?

Дети: Узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый.                 Воспитатель: А как они это определяют?                                                            

Дети: Они устраивают соревнования.                                                                Воспитатель: Какие?                                                                                                     Дети: Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках.                          Воспитатель: Как называется человек, который управляет оленями.                    Дети: Каюр.                                                                                                         Воспитатель: Какой приз получает победитель?                                                          Дети: Буран.                                                                                                        Воспитатель: Какие еще соревнования проводятся на этом празднике?              Дети: Прыжки через нарты.

Воспитатель: Нарты ставят боком друг к другу в ряд, надо перепрыгнуть через большее число нарт. Еще одно забавное состязание - это перетягивание палки, давайте, и мы с вами устроим такие состязания, посмотрим кто у нас самый ловкий.

"Перетягивание палки" - садятся на пол, уперевшись друг в друга ступнями ног и перетягивают палку.

А сейчас устоим еще одно соревнование - это "Хват без перехвата".

Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли.

Воспитатель: Вот так весело и задорно отмечают праздники, коренные жители Севера.

Северные жители, как и все люди на праздник надевают свои лучшие одежды. Во что одеваются мужчины народов Севера?                                            

Слайд 5.  Дети: Малица.                                                                                                                  

 Как называется женская одежда коренных народов?  

 Дети: Сах.

Воспитатель: Чем отличается малица от саха?

Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а сах с завязками впереди и с воротником.

Воспитатель: Чем украшали одежду?        

Дети: Орнаментом.

Воспитатель: Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый орнамент имеет свое название. Кто может их назвать?

Дети называют орнаменты по образцам.

Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.

Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.

Воспитатель: Я вам предлагаю выбрать орнамент назвать и разукрасить его.А пока вы будете раскрашивать орнамент послушайте музыку хантов и манси.(музыка заячий остров)

Детям предлагают орнаменты и фломастеры. Ребята по желанию разукрашивают орнаменты.

Воспитатель: Что вам сегодня понравилось больше всего на занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Национальные праздники народов ханты и манси. Презентацию подготовила воспитатель МАДОУ города Нижневартовска Зверева И.А.

Слайд 2

Национальные праздники народов ханты и манси. Цель: Продолжать знакомить с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты и манси, укладом жизни народов. Развивать интерес к народным праздникам, желание использовать элементы в самостоятельной педагогической деятельности . Помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к представителям народов ханты и манси.

Слайд 3

М едвежий праздник. По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума . Поэтому он такой сильный и ловкий. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за не послушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму . Медведя называют еще и лесным человеком. Люди почитают его и даже справляют Медвежий праздник. который устраивали в честь убитого медведя. Длительность праздника у манси и ханты зависела от того, кого убили охотники. Если это был самец, то справляли самое малое 5 дней, самке - 4 дня. Шкура , часть морды, губы, череп - считаются священными и хранятся отдельно.

Слайд 4

"ВОРОНИЙ ДЕНЬ " " Вороний день", национальный праздник, посвященный встрече весны ханты и манси, проводится 7 апреля. Этот день принадлежит к числу наиболее самобытных явлений традиционной культуры и является днем прилета первых птиц, которые несут весть о пробуждении природы и жизни. Людям верилось, что "Вороний праздник" принесет благополучие на целый год. С этим связаны приметы, гадания, приходившиеся на "Вороний день". Считалось, если 7 апреля ветер дует с севера, то "сорок утренников пройдет до тепла", т.е. сорок утренников сохранится холодная погода. Следили за тем, куда садится прилетающая ворона: если на верхушку дерева, то к "большой воде". По количеству снега определяли, много ли рыбы и ягод будет. Данный праздник не столько религиозен, сколько ритуален.

Слайд 5

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник народов с евера. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги , разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д . На День оленевода готовится национальные угощения (оленье мясо, струганина ). День оленевода

Слайд 6

Для презентации использовались материалы : Миловский А.С. //Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках.–М.: Дет. лит., 1987. Интернет ресурсы6 http://national-travel.ru/ http://www.86ugra.ru/ site-for-girls.ru › … i - mansi - obycha i - i - prazdniki /

Слайд 7

Орнаменты на одежде . Лапа лисы Заячьи уши крест солнце охотник Человек на лошади


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как звери готовятся к зиме?

Расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме. Учить устанавливать причинно-следственные связи изменения жизни животных с изменением времени года. Развивать логическое м...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»

Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как дикие животные к зиме готовятся»

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастаТема: «Как дикие животные к зиме готовятся»...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Животные планеты Земля".

Вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия  "Животные планеты Земля" по реализации модуля познавательное  развитие  детей старшего дошкольного возраста с ТНР...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мой город Тихвин – моя малая Родина»

В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Народная культура и традиции русского народа.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возрастаТема: Народная культура и традиции русского народа.Образовательные задачи: совершенствовать знания о культуре и традиция...