Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».
план-конспект занятия

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера».

Программное содержание:                                                                                                     формирование  у детей познавательных действий об объектах окружающего мира: о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа. Продолжать знакомить детей с культурой,обычаями, традициями  народов Севера. Знакомить с произведениями национальных поэтов.

Обогащение словаря: коренные жители, малица, нарты, каюр, чум.

Предварительная работа: знакомство с традиционными праздниками народов Севера: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода". Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание иллюстраций национальной одежды. Разучивание сценки: "Охота на медведя".

Материал:использование ИКТ(интерактивная доска, презентация о праздниках хантов  и манси), орнаменты хантыйский костюмов, ружье, палка, маска медведя и солнце.

Оборудование: бумажные силуэты одежды, фломастеры.

Участники: группа детей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту, как выдумаете, что это за карта.

Дети: Карта нашего округа.

Воспитатель: Кто знает, в каком городе мы с вами живем?

Дети: В городе Покачи.

Воспитатель: Кто коренные жители нашего округа?

Дети: Ханты, манси.

Воспитатель: У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Сегодня мы с вами вспомним праздники народов Севера. Какое животное у северных жителей считается священным?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Как называется праздник, посвященный этому животному?

Дети: "Медвежий праздник".

Воспитатель: В какое время года его празднуют?

Дети: Зимой.

Воспитатель: После, какого события ханты устраивают праздник?

Дети: После охоты на медведя.

Воспитатель: Где устраивают праздник?

Дети: В доме  (чуме)  того охотника, который убил медведя.

Воспитатель: Что охотники делают со шкурой и головой медведя?

Дети: Шкуру вместе с головой укладывают на почетном месте в юрте. И украшают разноцветными лентами, бисером, сережками, а глаза монетами.

Воспитатель: Какое угощение ставят перед медведем?

Дети: Рыбу, мясо, конфеты, печенье.

Воспитатель: Что делают гости прежде, чем занять свое место?

Дети: Подходят к медведю и кланяются ему.

Воспитатель: Затем начинается целое представление, сначала кукольное, а затем и театрализованное. Охотники надевают маски из бересты и разыгрывают истории, а вот и одна из них.

Сценка: "Охота на медведя".

Ведущий: В одном чуме медведь растащил все запасы. Хозяин и говорит жене.

Хозяин: Пойдем, баба, убьем медведя, я и раньше их убивал, и ружье у меня есть.

Ведущий: На самом деле, он не только не убивал медведя, но даже никогда их не видел.

Хозяин в сторону: Как бы мне не встретиться с этим медведем, а то он меня задерет.

Жена: Муж, может, не пойдем охотиться?

Хозяин: Пойдем, даже не спорь.

Ведущий: Только они отошли от чума, как навстречу им медведь. Хозяин испугался и убежал, а жена схватила ружье, выстрелила и убила медведя. Вернувшись с добычей, жена говорит: А я ведь тебе говорила, что ты испугаешься и убежишь.

Хозяин: Если бы я был один, ни за что не убежал, так. А раз теперь и убежал, так я же знал, что ты и сама легко убьешь этого медведя.

Воспитатель: Вот так весело проходит этот праздник, его празднуют несколько дней, а в последний день съедают мясо. Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. Вот как об этом написал известный северный поэт.

Красное солнце наше,
Нет тебя в мире краше!
Даруй нам свет и тепло,
Красное солнце наше
Весна, весна - Ворне
Приди весна с радостью,
С доброй радостью, с великой милостью.

Воспитатель: По мнению северных народов, какая птица пробуждает природу после долгой зимы?

Дети: Ворона.

Воспитатель: Да, северные люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит саму жизнь. Ее считают покровительницей женщин и детей. Кто знает, как называется этот праздник?

Дети: "Вороний день".

Воспитатель: В этот день женщины на священном месте в стойбище - арашкан( место костра), готовили пищу на костре и молились духам. Около какого дерева собирались дети и женщины?

Дети: У сосны.

Воспитатель: Для чего они там собирались?

Дети: они приносили цветные тряпочки, ленточки и привязывали на сосну.

Воспитатель: Зачем они это делали?

Дети: Женщины кланялись дереву и просили о благополучии семьи и здоровье детей.

Воспитатель: Чем еще занимались женщины и дети на этом празднике?

Дети: Пели и плясали.

Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.

Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется "Хейро", значит солнышко.

Динамическая пауза: П/и "Хейро".

Воспитатель: Какой еще праздник народов Севера вы знаете?    

Дети: "День оленевода".                                                                                 Воспитатель: Правильно, этот праздник отмечают недавно - это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?

Дети: Узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый.                 Воспитатель: А как они это определяют?                                                            

Дети: Они устраивают соревнования.                                                                Воспитатель: Какие?                                                                                                     Дети: Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках.                          Воспитатель: Как называется человек, который управляет оленями.                    Дети: Каюр.                                                                                                         Воспитатель: Какой приз получает победитель?                                                          Дети: Буран.                                                                                                        Воспитатель: Какие еще соревнования проводятся на этом празднике?              Дети: Прыжки через нарты.

Воспитатель: Нарты ставят боком друг к другу в ряд, надо перепрыгнуть через большее число нарт. Еще одно забавное состязание - это перетягивание палки, давайте, и мы с вами устроим такие состязания, посмотрим кто у нас самый ловкий.

"Перетягивание палки" - садятся на пол, уперевшись друг в друга ступнями ног и перетягивают палку.

А сейчас устоим еще одно соревнование - это "Хват без перехвата".

Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли.

Воспитатель: Вот так весело и задорно отмечают праздники, коренные жители Севера.

Северные жители, как и все люди на праздник надевают свои лучшие одежды. Во что одеваются мужчины народов Севера?                                            

Дети: Малица.                                                                                                                  

 Как называется женская одежда коренных народов?  

 Дети: Сах.

Воспитатель: Чем отличается малица от саха?

Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а сах с завязками впереди и с воротником.

Воспитатель: Чем украшали одежду?        

Дети: Орнаментом.

Воспитатель: Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый орнамент имеет свое название. Кто может их назвать?

Дети называют орнаменты по образцам.

Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.

Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.

Воспитатель: Я вам предлагаю выбрать орнамент назвать и разукрасить его.А пока вы будете раскрашивать орнамент послушайте музыку хантов и манси.(музыка заячий остров)

Детям предлагают орнаменты и фломастеры. Ребята по желанию разукрашивают орнаменты.

Воспитатель: Что вам сегодня понравилось больше всего на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста " в гости к Старичку - Лесовичку"

- систематизировать знания детей о родном крае- добиться усвоения знаний о лекарственных растениях, животных - санитарах леса- расширять словарный запас дошкольников- обеспечить развития умения сопост...

Методическая разработка "Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"

Конспект интегрированной образовательной деятельности воспитателя сдетьми старшего дошкольного возраста, направленный на закрепление знаний о лесных животных в игровой форме...

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста « Дети, в школу собирайтесь!»

Расширять знания детей об окружающем мире. Познакомить  с правилами поведения в школе.Формировать мотивационную готовность ребенка к школе....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»

Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера»....