Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Народная культура и традиции русского народа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Магизова Наталья Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: Народная культура и традиции русского народа.

Образовательные задачи: совершенствовать знания о культуре и традициях русского народа.

Развивающие задачи: совершенствовать речевую активность детей, активизировать словарь по теме, слуховое внимание, память и творческое мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к русским народным обычаям, играм и традициям. Воспитывать навыки сотрудничества и инициативности.

Предварительная работа: знакомство с картой России, беседа о культуре и быте русского народа. Знакомство с русскими народными играми, проговаривание пословиц и поговорок о труде, потешек. Знакомство и рассматривание «кукла –оберег».

Оборудование: Карта России, иллюстрации о русском быте народа, расписные платки, матрешки, дымковские игрушки, «кукла-оберег», деревянное полено.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_kultura_i_traditsii.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: Народная культура и традиции русского народа.

Образовательные задачи: совершенствовать знания о культуре и традициях русского народа.

Развивающие задачи: совершенствовать речевую активность детей, активизировать словарь по теме, слуховое внимание, память и творческое мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к русским народным обычаям, играм и традициям. Воспитывать навыки сотрудничества и инициативности.

Предварительная работа: знакомство с картой России, беседа о культуре и быте русского народа. Знакомство с русскими народными играми, проговаривание пословиц и поговорок о труде, потешек. Знакомство и рассматривание «кукла –оберег».

Оборудование: Карта России, иллюстрации о русском быте народа, расписные платки, матрешки, дымковские игрушки, «кукла-оберег», деревянное полено.

Организационный момент:

В круг веселый вижу я,

Входят все мои друзья!

Улыбнемся подмигнем

И занятие начнём!

Дети садятся на стульчики

В.  Слава нашей стране,

Слава нашей старине!

И про эту старину, я беседу поведу!

Чтобы дети знать могли, о делах родной земли!

Ход занятия:

Воспитатель переключает внимание детей на доску где расположена карта России и предлагает её рассмотреть.

В. – Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем?

Д. – Россия

В. – Россия – очень больная, красивая и богатая страна. В России много лесов, рек и городов. А в каком городе мы с вами живем?

Д.- Называют название малой родины

В. – Правильно. Наш городок небольшой, но очень красивый. Любой город богат мудрыми традициями и красивыми обычаями. И наш город не исключение. И что бы познакомиться с этими обычаями и традициями, предлагаю вам совершить путешествие в старину.

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома назывались избами. И все в избе было сделано из дерева: и пол и потолок и мебель. (Иллюстрация быта русской избы)

В старые времена была в доме важна печь (рассматривание иллюстрации русской печи). В печи готовили еду, выпекали хлеб, она обогревала избу и ещё лечила маленьких детей. В наши дни печки очень редкое явление.

В. Ребята, а у кого из вас есть дома печки? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Что было, что стала».

- Раньше готовили в печи, а теперь…… (на плите)

-Раньше спали на лавках, а теперь ……. (на кроватях)

-Раньше одежду хранили в сундуках, а теперь ……. (в шкафу)

- Раньше воду носили из колодца, а теперь ……. (из крана)

-Раньше носили лапти, а сейчас ….. (туфли, ботинки)

В. Молодцы, хорошо справились с заданием.

В. У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете слово «традиция»? (Высказывания детей)

В. Традиция- это, то что передается от одного поколения к другому (взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). От родителей к детям. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семья? (Ответы детей).

В. почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть традиция на праздник «8 марта» дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция встречать «Новый год» в 12 часов ночи и т.д.

И благодаря этим традициям родители учат вас быть добрыми, дружными, не обижать маленьких, помогать и уважать старших и т.д.

Раньше семье были большие (обратить внимание на иллюстрацию «Быт русской избы), в них было много детей и родители приучали их к труду, обучали разным ремеслам, рукоделию, у каждого ребенка были свои обязанности.

В. Какие обязанности есть у вас? (ответы детей)

В. Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много пословиц, потешек, поговорок, загадок. Давайте вспомним пословицы о труде.

- Дела мастера боится.

-Без труда нет добра.

-Умение и труд все перетрут.

- Умелые руки не знают скуки.

-За всякое дело берись умело.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

В. А ещё народ придумывал много потешек, игр – которые сопровождали все события их жизни.

Пальчиковая игра (Русская народная потешка)

У матрешкиной сестрицы  

(Дети выполняют ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони)

                     По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони)

                           Ходит утка в юбке,

(На каждое название животного загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших)

                            В теплом полушубке,

                            Курочка – в жилете,

                            Петушок - в берете,

                            Коза – в сарафане,

                            Заинька – в кафтане,

А всех их пригоже                   Корова в рогоже.

(Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками)

В. Это творчество передавалось и детям. Начиналось все с маминой колыбельной. Какие колыбельные песни вы знаете.

Ответы детей:

- «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и утащит за бочек»

-«Спят усталые игрушки, книжки спят…..»

- «Спи моя радость усни….»

В. Вот такие добрые песни пели малышам мамы. Дети с особым уважением относились к маме. Давайте и мы назовем ласковые слова для мамочек.

Дидактическая игра «Придумай ласковое слово для мамы»

В. А вы любите игры? (ответы детей)

Игры- это наше детство, они передавались от поколения к поколению. А народные игры – сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Вот сейчас и проверим, какие русские народные игры вы знаете. (Дети перечисляют русские народные игры- прятки, жмурки, городки и т.д.)

В. Посмотрите какой у меня в руках платок, красивый, яркий. Он нам поможет провести игру «Платочек» - это тоже русско-народная игра.

Вот платочек расписной,

(Дети сидят на корточках с закрытыми глазами, водящий ходит среди детей)

Он волшебный, не простой.

Буду с вами я играть.

Всех платочком накрывать,  

 (водящий накрывает одного ребенка платочком)

Раз, два, три – кто же спрятался внутри?

 (дети открывают глаза и угадывают, кто спрятался под платочком)

В. На Руси во все времена было много умельцев. Доброй славой пользовались хорошие умельцы. Из обыкновенного полена мастера могли вырезать любую игрушку. Попробуйте отгадать какую?

Загадка

Девчонки деревянные, веселые, румяные,

Открывается игрушка, а внутри сидит подружка  

Кто это? (Матрешка)

Физ-минутка.

Хлопают в ладошки, дружные матрешки.

На ногах сапожки,

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонились,

Всем знакомым поклонились.

В. Посмотрите, здесь ещё игрушки с которыми мы познакомились. Что это за игрушки?

Д. Дымковские.

В. Из чего они сделаны?

Д. Из глины.

В. Чем они украшены? (ответы детей)

В. А что ещё видите? (ответы детей)

В. показывает «куклу-оберег».

В. Верно, такую куклу называли «кукла-оберег» и  хозяйки её берегли, хранили и никому не показывали. Эти куклы оберегали дом от плохих людей, потому и называли её «Кукла-оберег».

Пригласить детей к столам и сделать «Куклу-оберег» по образцу.

Итог:

Сегодня на занятии мы познакомились с традициями русского народа, которые свято чтили, хранили и передавая их из поколения в поколение. Говорили о семейных традициях. И по сей день существует самая главная традиция – это любить и защищать свою родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как звери готовятся к зиме?

Расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме. Учить устанавливать причинно-следственные связи изменения жизни животных с изменением времени года. Развивать логическое м...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»

Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как дикие животные к зиме готовятся»

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастаТема: «Как дикие животные к зиме готовятся»...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Животные планеты Земля".

Вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия  "Животные планеты Земля" по реализации модуля познавательное  развитие  детей старшего дошкольного возраста с ТНР...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мой город Тихвин – моя малая Родина»

В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание...