Основные направления работы педагогов ДОУ с родителями детей-билингвов (презентация)
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему

Владимирова Ирина Михайловна

Презентация содержит основную информацию об особенностях психологического и языкового развития детей-билигвов,  преимуществах и трудностях билингвизма, возможных направлениях мнформационно-методической работы с родителями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные направления работы педагогов ДОУ с родителями детей-билингвов Педагог-психолог ГБУ ЦДК СПБ Владимирова Ирина Михайловна

Слайд 2

Определение Двуязычие (билингвизм ) - регулярное и естественное употребление одним человеком двух языков в повседневной жизни. Естественный билингвизм возникает, когда дети с рождения общаются с носителями разных культур. Искусственный билингвизм возникает при специальном обучении ребенка. В мире уже более 50 % населения владеют двумя и более языками. Большинство из них – естественные билингвы. Среди них есть и потомки эмигрантов, и дети от смешанных браков, и жители стран, где двуязычие имеет государственный статус.

Слайд 3

Преимущества билингвизма Возможность общения и обучения на разных языках, карьерный рост. Высокая скорость переработки информации, большой объем памяти, совершенное аналитическое мышление. Творческие способности (к рисованию, музыке) благодаря лучшему развитию полушарий мозга и межполушарных связей. С возрастом медленнее разрушаются клетки мозга (реже страдают болезнью Альцгеймера). Легче дается изучение последующих иностранных языков. Целостный и креативный взгляд на мир, толерантность (с раннего детства осознают разные возможности для самовыражения). Высокие эмоциональный и социальный интеллект, способности к интеграции в любое социальное и этнокультурное сообщество. Лучшие возможности для индивидуального развития (открыты для влияния двух культур, используют их достижения в жизни).

Слайд 4

Трудности билингвизма Большая нагрузка на нервную систему. Склонны к нервным срывам, заиканию, « мутизму ». Позднее появляется речь. В обоих языках могут появиться: акцент, ошибки в словах, неверные грамматические и синтаксические конструкции. Трудности с чтением и письмом (если не решена предыдущая проблема). Языковая путаница. До 3-4 лет «каша» из языков в голове у ребенка неизбежна. К 4-5 годам он должен «разделить» языки. Социальные проблемы (отставание в учебе и невозможность завести друзей), если дети до поступления в детский коллектив не освоили язык настолько, чтобы понимать педагога. Осложненный кризис идентичности.

Слайд 5

Концепции правильного усвоения языков 1.Подход «Один язык - один родитель » (мама говорит с ребёнком только по-русски, а папа - по-немецки). Предложен французским лингвистом Граммонтом . 2.Подход «Одна ситуация - один язык» (дома с ребёнком говорят по-армянски, а на улице или в магазине - по-русски). 3. Последовательное овладение двумя языками (следует дать возможность детям освоить один язык, и только начиная с 3-4 лет обучать другому).

Слайд 6

Рекомендации родителям по воспитанию дошкольника-билингва Сбалансировать объем общения на каждом из языков. Организовать совпадающее по времени начало коммуникации с ребенком на обоих языках с первого месяца жизни. Поддерживать позитивную самооценку двуязычия ребенком, предотвращать негативное влияние на билингва со стороны окружающих. В смешанной семье родителям следует быть мотивированными сохранить оба языка для следующего поколения.

Слайд 7

Сложности воспитания билингвов 1.Отказ говорить на родном языке. Может возникнуть у ребенка в 3-4 года и в 6-10 лет. 2.Смешивание языков. Является относительной нормой развития до 4 лет. В ряде случаев может рассматриваться как индивидуальная особенность развития в подростковом возрасте и в более старших возрастах.

Слайд 8

Рекомендации по профилактике смешивания языков Больше общаться с ребенком на обоих языках . Общаясь с ребенком каждому из родителей нужно использовать язык , которым он лучше владеет . Ребенок должен слышать грамотную речь, хорошее произношение. Между собой родители могут говорить на языке, который звучит в доме реже. Взрослым нужно следить за своей речью, самим не использовать смешанные предложения со словами из нескольких языков ("суржик"). Иначе ребенку будет сложно запомнить, какие слова к какому языку относятся. Важно, чтобы ребенок в общении усваивал не только произношение слов и грамма тику, но и культуру , которая связана с обоими языками.

Слайд 9

Способы переключения дошкольника на родной язык Настойчивость в общении с ребенком на родном языке. Стратегия «Непонимания» . Стратегия «Частичного непонимания» . Просьба говорить на языке мамы . Стратегия перевода. Поездка на родину или в страну, где на родном языке говорит большинство людей ( «погружение» ). Использование обычных жизненных ситуаций для развернутого общения. Правильное повторение неверно сказанной фразы. Позитивная обратная связь .

Слайд 10

Как помочь дошкольнику думать на другом языке 1.Ребенок смотрит мультфильм и догадывается, о чем он. 2.Ребенок рассказывает о сюжете. Вы переводите непонятные отрывки. 3.Ребенок пересматривает мультфильм и привыкает к фразам героев. 4.Ребенок использует в быту запомнившиеся выражения. 5.Ребенок знакомится с другими словами и вариантами их использования. 6. Вы играете с новыми словами. Детям 3-5 лет подходят игры : - «найди среди игрушек названный предмет, или выполни действие»; - «найди героя мультфильма на картинке и назови его». Детям 6-8 лет подходят задания: - «вставь пропущенные буквы в слова на иностранном языке»; - «убери лишнее слово из логического ряда»; - «разыграй диалог с игрушками, используй новые слова». 7. Ребенок просматривает мультфильм и повторяет за героями фразы. 8. Ребенок озвучивает мультфильм при выключенном звуке.

Слайд 11

Возрастная специфика адаптации билингва к условиям ДОУ Ранний возраст. Ребенок не владеет языком. Дружелюбное общение с воспитателем – гарант адаптации. Младший дошкольный возраст. Контакт со взрослым строится по принципу «как с мамой или папой». Умение проявлять заботу о ребенке, готовность его защищать и поддерживать, быть партнером в играх важнее речевого контакта. Средний и старший дошкольный возраст. У ребенка достаточный словарный запас, он сознательно выбирает язык общения с окружающими. Наиболее активное общение со сверстниками, освоение речи происходит в сюжетно-ролевой игре. Рекомендуется использовать национальные игры, поощрять совместные игры детей разных национальностей.

Слайд 12

Подобная информационно-просветительская работа с родителями поможет ребенку предшкольного возраста подготовиться к учебно-воспитательному процессу в школе.

Слайд 13

Список литературы 1.Архарова К.Э. Билингвизм, или Как сохранить родной язык? - М.: Лингво , 2011. 2. Лурия А. Р. Язык и сознание. - М.: Педагогика, 2007. 3. Мадден Е. Наши трехъязычные дети . - СПб: Златоуст, 2011. 4.Огневая В.С. Развитие детей-билингвов в условиях семейного воспитания. - М.: Педагогика, 2010. 5.Протасова Е.Ю. Дети и языки. Организация жизнедеятельности детей в детском саду. Методическое пособие к программе «Двуязычный детский сад», М., 1998. 6.Хамраева Е.А. Русский язык для детей-билингвов . Теория и практика.- М.: Билингва, 2015. 7.Чиршева Г.Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков. - СПб.: Златоуст, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС в ДОУ"

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для сво...

Основные направления работы педагога-психолога дошкольных групп

В презентации показаны основные направления работы педагога-психолога дошкольных групп....

Основные направления работы педагога-психолога. Из опыта работы

В данной презентации представлены виды деятельности педагога-психолога ППМС-центра...

«Агрессивность у дошкольников. Основные направления работы педагога с детьми»

Есть множество причин, почему дети ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность. Они мо...

"Основные направления работы педагога по формированию звуковой культуры речи "

Развитие речи - основа успешного школьного обучения детей языку.Сензетивным периодом для полноценного развития речи является дошкольный возраст. Учить ребёнка правильной речи и начинать преодолевать е...

Презентация на тему:"Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС"

Данная презентация содержит в себе направления работы с родителями ...