Главные вкладки

    ПРОЕКТ: «Школа юных инженеров» для детей старшего дошкольного возраста
    проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

    Горкина Светлана Сергеевна

    Мы живем в «век высоких технологий». Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, таков новый  социальный заказ государства. А для того, что бы выполнить социальный заказ государства в ДОУ применяются инновационные технологии, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность.

    В этой связи особую актуальность имеет реализация инициированной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым  комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа». В соответствии с Концепцией этой программы перед системой образования ставится проблема подготовки «инновационных инженеров» способных внедрять новые технологические решения, управлять крупными техническими проектами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл inzhener_proekt.docx63.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»

     623550 Свердловская область, р.п. Пышма,  ул. Комсомольская, д. 21

    ПРОЕКТ:

    «Школа юных инженеров»

    для детей старшего дошкольного возраста

    Воспитатель: Горкина С.С.,

    первая категория

    2016  -2017 год

    Мы живем в «век высоких технологий». Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, таков новый  социальный заказ государства. А для того, что бы выполнить социальный заказ государства в ДОУ применяются инновационные технологии, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность.

    В этой связи особую актуальность имеет реализация инициированной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым  комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа». В соответствии с Концепцией этой программы перед системой образования ставится проблема подготовки «инновационных инженеров» способных внедрять новые технологические решения, управлять крупными техническими проектами.

    Поэтому, был разработан проект «Школа юных инженеров», куда входят разделы:

    • экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников»; 
    • конструктивная деятельность;
    • робототехника.

    Проект:  «Школа юных инженеров»

    Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

    Форма организации проекта: индивидуально- групповая.

    Срок реализации: сентябрь-май ( 2016-2017 года)

    Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств, центр дополнительного образования.

    Руководители проекта: Горкина Светлана Сергеевна, Львова Анастасия Николаевна – воспитатели подготовительной группы.

    Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детской  познавательно-исследовательской деятельности.

    Цель – способствовать формированию компетентности детей дошкольного возраста посредством современных конструктивных технологий, обеспечивающих  условие для развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.

    Задачи проекта:

    для педагога:

    • совершенствование условий для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического  и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной  инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
    • создание системы элементарных  представлений в познавательно-исследовательской деятельности  , доступных пониманию дошкольника.

    для детей:

    • развивать познавательный интерес ко всему живому и неживому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование, конструирование  в процессе поисково-познавательной деятельности;
    • воспитание  осознанного,  целесообразного отношения  к познавательно-исследовательской деятельности, культуры общения с окружающим миром, труду других людей.
    • способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

    для родителей:

    • содействовать  укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
    • систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству жизненного пространства в группе.

    Ожидаемые результаты для детей:

    • Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
    • Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
    • Овладение воспитанниками навыками  к  основам начальных естественнонаучных представлений в познавательно-исследовательской, конструктивной  деятельности.
    • Сформированы представления о профессии – инженера, конструктора, изобретателя.

     Ожидаемые результаты для родителей:

    • активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, конструированию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

    Ожидаемые результаты для педагогов:

    •  повышение уровня компетентности в осуществлении  инновационной деятельности; 
    • повышение  профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.

    Методы, используемые в реализации проекта:

    Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.

    Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, схемы, макеты, живые и неживые  объекты, театральное представление.

    Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.

    Принципы составления проекта:

    Принцип научности:

    -предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и  практически апробированными методиками;

    -содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

    Принцип целостности

    - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

    Принцип систематичности и последовательности:

    - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

    Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

       - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

    Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

    Принцип активного обучения:

     - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое  путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,  способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

    Принцип креативности:

       - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

    Принцип результативности:

     -  предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

    Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

    Ресурсное обеспечение проекта:

    1. Зона опытов и экспериментирования «Школа волшебников» в группе.
    2. Зона «Конструкторского бюро» в группе.

    3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, сценарии развлечений и т.д.).

    4. Библиотечка юного эколога и  инженера.

    5. Подборка  научной и художественной литературы “Познавательное чтение”.

    6. Подборка опытов и экспериментов “Опыты Экоши”.

    7. Строительный ресурс (конструкторы, строительный и природный , бросовый  материал).

    Этапы проекта

    1 этап (сентябрь)

    Предварительная подготовка:

    • Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

    • Экскурсии и целевые прогулки.

    • Наблюдения за объектами и явлениями природы.

    • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центр игровой деятельности и пр.).

    • Тематические беседы «Инженер - какой он?», «Школа Самоделкиных»и др.

    • Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.

    • Знакомство с материалами мини-центра «Школа волшебников».

    Практическая часть

    2 этап (октябрь – апрель)

    1. Взаимодействия с детьми

    • Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях .

    • Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

    • Проведение познавательных  занятий, в основе которых лежат методы исследовательского , конструктивного, познавательного обучения.

    •  Чтение  тематической, художественной литературы

    • Игровой центр:

    - игры словесные;

    - развивающие игры и упражнения.

    • Мини-центры «Школа волшебников» (экспериментальный уголок), «Конструкторское бюро».

    • Копилка «нужных ненужных» вещей;

    • Плановые опыты

    •  Опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах);

    • Оформление альбомов по проведенным опытам и экспериментам ,конструктивной деятельности (в виде зарисовок и фотографий).

    1. Взаимодействия с семьей

    Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

    Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала.

    Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно).

    Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

    Семейный клуб «Добрые зернышки».

    «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной, познавательной  деятельности» .

    Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и медалей «Хочу все знать!» ребенку.

    Тематические консультации  для родителей: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и др.

    Индивидуальные консультации по осуществлению акций.

    Оформление наглядной информации в родительском уголке.

    Результат проектной деятельности

    3 этап (май)

    Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

    Открытые мероприятия  на родительском собрании.

    Открытые мероприятия для педагогов.

    Обобщение педагогического  опыта работы.

    Список используемой литературы:

    1.  Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

    2. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

    3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

    4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших  

    Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

    5.  Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

    6.  Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

    7.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

    8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

    9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

    10.  Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

    11. Интернет сайты.

    12.«Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем» .

    Раздел №1 «Школы юных инженеров»

    Экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников»

     

    Одно из направлений  разделов  «Школы юных инженеров» - это  экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников» (опыты, эксперименты).

    Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но,  в то же время,  интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать  новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

    Цель раздела :развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений в познавательно-исследовательской деятельности.

    Задачи:

    -Создать благоприятные  условия для детского экспериментирования.

    -Развивать логическое и творческое мышление детей, познавательную инициативу ребенка (любознательности), речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.

    -Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы, основополагающим культурным формам упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений.

    -Расширить кругозор детей посредством практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

    -Привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе: помочь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. 

    В своей работе опираемся на принципы :

    Принцип научности:

    -предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и  практически апробированными методиками;

    -содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

    Принцип целостности:

    - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

    Принцип систематичности и последовательности:

    - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

    Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

       - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

    Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

    Принцип активного обучения:

     - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое  путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,  способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

    Принцип креативности:

       - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

    Принцип результативности:

     -  предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

    Этапы  реализации раздела:

    1 этап:

    • Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
    • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центр игровой деятельности и пр.).
    • Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.  

    2 этап:

    • Мини-центр «Школа волшебников» (экспериментальный уголок).
    • Копилка «нужных ненужных» вещей ( подборка демонстрационного лабораторного оборудования).
    • Проведение познавательных  занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения.
    • Планирование наблюдений, экскурсий  и целевых  прогулок.
    • Чтение  тематической, художественной литературы .Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.
    • Игровой центр: игры словесные; развивающие игры и упражнения.

    3 этап: итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

    Изучив литературу по этой тематике   Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,  Дыбиной О.В. , Поддъякова Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., « Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста» начали создавать условие.

    Одним из условий   для  детского экспериментирования является  создание  центра  детской экспериментально-исследовательской деятельности «Школа волшебников». В этом  центре дети, как на занятиях, так и в свободной деятельности, проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

    Центр детского экспериментирования  оснащён разнообразным  природным  и бросовым материалом.

    Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств,   предметов  имеется  набор металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, весы  и т.д.

    В качестве демонстрационного материала центр  постепенно пополняется различными коллекциями. Например: коллекция речных и морских камней, коллекция ракушек,   коллекция засушенных плодов, коллекция перьев, коллекция сухих листьев, мхов и т.д. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.

    Для демонстрации некоторых природных явлений и процессов изготавливались  различные макеты. Например, макет строения земной коры, макет для демонстрации образования почвенного слоя, макет солнечной системы, макет действия вулкана и т.д.

    Считаем, что составление картотек  опытов и экспериментов ,конспектов занятий НОД, бесед и наблюдений на прогулке и в уголке природы является  необходимым, учитывая  возраст детей.

    Результаты  экспериментирования оказывают  влияние на:

    - повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

    - речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

    - личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);

    - знания детей о  живой и неживой природе.

    Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми 6-7 лет.                                                                       приложение №1

     

    О

    С

    Е

    Н

    Ь

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    «ПУТЕШЕСТВИЕ ЖУЧКА»

    Цель: дать детям элементарные представления о строение земной коры: состоит из нескольких слоёв – камни, песок, глина, почва.

     

    «ПОДАРОК ДЛЯ НЮШИ»

    Цель: продолжать знакомить детей со свойствами глины и песка: сухой песок не формуется, влажный формуется но изделия не прочные; сухая глина не формуется, влажная формуется и изделия получаются прочными.

    «ПОЧВА – ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ»

    Цель: расширить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, вода. Объяснить значение почвы для жизни растений и человека.

     «ВОЗДУХ НЕВИДИМКА, НЕВЕСОМЫЙ – КАК ПУШИНКА»

    Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха: не видим, прозрачен, имеет вес.

    «ОТКУДА БЕРУТСЯ ВОЛНЫ НА МОРЕ?»

    Цель: расширить представления детей о свойствах воздуха. Дать детям понятие о движение воздуха.

     

    «ЧТО ЗА НЕВЕДИМКА КОТОРЫЙ НАМ НУЖЕН?»

    Цель: сформировать у детей представления о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них – кислород. Закрепить представление о роли кислорода, расширить знания о значении воздушной оболочки для планеты земля.

     

    З

    И

    М

    А

    декабрь

    январь

    февраль

    «ПРИКЛЮЧЕНИЕ КАПЕЛЬКИ В СНЕЖНОМ ЦАРСТВЕ»

    Цель: уточнить представления о свойствах снега и познакомить с его защитными свойствами

     

    «ВОЛШЕБНЫЙ СНЕЖОК»

    Цель: закрепить представления детей о свойствах снега и воздуха. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.

    «ЧТО ПРЯЧЕТСЯ В СНЕГУ?»

    Цель: дать детям понятие о загрязнение снега и воды. Воспитывать бережное отношение к природе, помочь понять значение слов «экологическая катастрофа».

    «ПОЛЁТ В КОСМОС»

    Цель: закрепить у детей элементарные представления о Солнечной системе.

     

    «ГДЕ НОЧУЕТ СОЛНЦЕ? ПОЧЕМУ БЫВАЕТ ЗИМА И ЛЕТО?»

    Цель: сформировать представление о вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Дать представление о сменяемости дня и ночи

     

    В

    Е

    С

    Н

    А

    март

    апрель

    май

    «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МАГНИТ!»

    Цель: познакомить детей с свойствами магнита (на основе опытов). Притягивает железо. Может притягивать железные предметы через воду, стекло, бумагу.

     

     

    «ЧТО ТАКОЕ ЗВУК?»

    Цель: посредством проводимых опытов, уточнить представления детей о звуках.

     

    «ПРИКЛЮЧЕНИЕ ДВУХ ЛУКОВИЦ»

    Цель: на основе опыта уточнить у детей представления о необходимости дневного света для роста растений.

    «УГОЩЕНИЕ ДЛЯ РАСТЕНИЙ»

    Цель: в ходе проводимых опытов и наблюдений, подвести детей к выводу о необходимости удобрений для роста растений.

     

    «КАК ЦВЕТЫ С СОЛНЫШКОМ ДРУЖАТ»

    Цель: подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения.

     

    Приложение №2

    Инструментарий для мониторинга результатов опыта работы.

    Вводная диагностика проводится по методике  «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)

    Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

    На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

    -Игровая;

    -Чтение книг;

    -Изобразительная;

    -Детское экспериментирование;

    -Труд в уголке природы;

    -Конструирование из разных материалов.

    Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый  выбор засчитывается 3 балла, за второй 2-балла, за – 1 балл.

    Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

    Результаты оформляются в таблицу:

    Шифр ребенка

    Выбор деятельности

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Итоговая диагностика проводится по методике  «Маленькие исследователи» (Л.Н.Прохорова)

    Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

    Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.

    Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:

    «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».

    После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

    Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

    Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

    Результаты оформляют в таблицу:

    Шифр ребенка

    Выбор деятельности

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

    уровни

    Отношение к экспериментальной деятельности

    Целеполагание

    Планирование

    Реализация

    Рефлексия

    Высокий

    Познавательное отношение устойчиво.

    Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

    Самостоятельно видит проблему.

    Активно высказывает предположения.

    Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

    Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

    Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности.

    В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит начатое дело до конца.

    Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь-ные, причинные связи. Делает выводы.

    Средний

    В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

    Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

    Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым

    Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

    Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам.

    Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

    Раздел №2 в «Школе юных инженеров» -это  конструктивная деятельность.  

    Конструирование во ФГОС ДО определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать.  Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

    Цель раздела: формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального моделирования  и  развитие  конструктивных умений и способностей дошкольников.

    Задачи:

    -Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов в образовательной деятельности с детьми  подготовительной  группы;

    -Пополнить центры конструирования методическими и дидактическими пособиями (картами, схемами, алгоритмами, иллюстративным материалом, конструктами НОД);

    -Повысить уровень владения педагогами технологиями конструирования и робототехники;

    -Повысить интерес родителей к разным видам конструирования через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

    Основные принципы:

    -проблемность — реализуемая, как постановка научно-творческой задачи, имеющая, может быть не одно возможное решение;

    -наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по робототехнике: чертежи, схемы, реальные механизмы и конструкции;

    -активность и сознательность обучающихся в процессе обучения — обеспечивающаяся самостоятельным переводом теоретических положений в готовый технический продукт – модель робота;

    -доступность — как вариативность в выборе уровня сложности решаемой технической задачи;

    -прочность обучения и его цикличность, проявляющаяся в проверке достигнутого на каждом последующем этапе изготовления робота;

    -научная обоснованность и практическая применимость, необходимых на каждом новом этапе

    единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, реализующихся через коллективный интеллектуальный труд, общение с педагогами, заинтересованное отношение ученых к данному виду деятельности и поддержка родителей;

    -учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

    -Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами );

    -Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

    -Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

    -Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

    -Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

    -Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

    -Поисковый – самостоятельное решение проблем;

    -Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении;

    -Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

    Для успешного решения  задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме и на основе данной литературы разработала перспективный план, а также постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы  она определяла направленность их деятельности.

    В «Центр развивающих игр»,  приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, а также конструкторы разного назначения.  

    Подготовительная группа  является завершающим этапом в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят  более сложный характер, в них включаются элементы конструирования, дети в большей степени находятся в условиях свободного выбора.

    В процессе конструирования дети приобретают специальные знания, умения и навыки.

    Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере

    необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

    Используя  игровые методы и приемы обеспечиваю связь с  познавательной деятельностью, а также   помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

    - различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

    - использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

    - решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

    Современные конструкторы представляют множество вариантов конструирования – деревянные, пластмассовые, металлические конструкторы, конструирование из бросового и природного материала, оригами, бумажно-картонное моделирование и т.д. Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка.

    Конструирование из строительного материала  развивает  умение сооружать

    различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Закреплять умение сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).

    Конструирование из деталей конструкторов позволяет  познакомить с разнообразными

    пластмассовыми конструкторами. Учит создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

    Закрепление  умение создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Закрепление  умение создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).Закрепление умение разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).

    Конструирование позволяет  организовать интеграцию образовательных областей: познавательное развитие – техническое конструирование; речевое развитие – использование конструкторов в развитии фонетического слуха,  словообразования, связной речи; художественно-эстетическое развитие – творческое конструирование; физическое развитие – координация движений, крупной и мелкой моторики рук; социально-коммуникативное развитие -  развитие  трудолюбия, самостоятельности, инициативы, умения взаимодействовать со сверстниками.

    В своей работе мы применяем лего-технологию. Лего-технология – является  великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает  взаимодействие различных видов деятельности..

    Конструктор Лего- представляет  огромные возможности для поисковой , продуктивной , творческой деятельности. Несомненно стимулирует детскую фантазию, воображение, творчество и конструктивные способности.

    Развивающие комплекты Лего- помогают детям развиваться  и в то же время удовлетворяя их разнообразные интересы  и помогая становлению таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения.

    Использование  конструкторов  и лего-конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с детьми  по разным направлениям .

    Раздел №3 в «Школе юных инженеров» - «Робототехника».

    Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.

    Благодаря этому вопрос внедрения робототехники, в педагогический процесс образовательных организаций, начиная с дошкольных учреждений достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.

    Цель раздела: развитие  познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством робототехники. 

    Задачи:

    -Развитие индивидуальных способностей ребенка;

    -Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

    -Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

    -Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

    -Развивать операции логического мышления,

    -Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

    -Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

    -Формировать  предпосылки  учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и  поставленной целью, доводить начатое дело  до конца, планировать будущую работу.

    Работая с   робототехникой    индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т.д. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате  повышается самооценка ребёнка.

    Дети работают вместе со специалистом  Иваном Николаевичем, который ведет работу в соответствии с намеченным планом ( 2 занятия в месяц).  

    Становится очевидным, что образовательная робототехника отражает все грани научно-технического творчества в настоящее время и является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний.

    Анализ мнений родителей по внедрению  конструктивной  деятельности, лего-конструирования и робототехники в образовательном учреждении показал высокую социальную востребованность данного направления работы и необходимость его развития, т.к. родители желают видеть своего ребёнка технически грамотным, общительным, умеющим анализировать, моделировать свою деятельность, социально активным, самостоятельным и творческим человеком, способным к саморазвитию.

     Приложение № 2 Педагогическая оценка сформированности конструктивных навыков.

    Диагностическая карта в подготовительной группе

    Ф.И. ребенка

    Называет детали

    Строит сложные постройки

    Строит по образцу

    Строит по инструкции педагога

    Строит постройки по творческому замыслу

    Строит в группе

    Использует предметы -заместители

    Психологическая диагностика психических процессов.

    Диагностическая карта в подготовительной группе

    Ф.И. ребенка

    Мелкая моторика

    Внимание

    Действие по образцу

    Память

    Коммуникативные умения

    Логическое мышление

    Выявление закономерности

    Восприятие

    Творчекое воображение

    Мотивационная готовность

    Произвольность

    Ориентация в пространстве

    Педагогическая оценка сформированности  прединженерного мышления

    Ф.И. ребенка

    Интерес и желание конструировать

    Реакция на задание

    Выбор материалов, способов деятельности

    Оригинальность постройки

    Результат деятельности

    Сформированность математических способностей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

    Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

    Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

    Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

    КВН «Юный математик» Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

    Проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.Создавать условия для закрепления счёта в пределах  10.Упражнять в согласовании числительных с существительными;Закр...

    Проект "Школа мяча" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с элементами подвижных игр

    Проект "Школа мяча" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с элементами подвижных игр...

    Проект «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Цель проекта:Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физи...

    «Школа юных Защитников» (для детей младшего дошкольного возраста)

    Сценарий физкультурного праздника посвященного 23 февраля - Дню защитника отечества...