Главные вкладки

    Проект «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Комиссарова Анна Ивановна

    Цель проекта:Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

    Задачи проекта:

    • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими, химическими свойствами и явлениями;
    • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
    • Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
    • Развивать наблюдательность;
    • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
    • Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    города  Москвы
    "Школа № 709"
    дошкольное отделение № 5

    Проект

    «Юные исследователи»

    C:\Users\пк\Desktop\scientists--10400.png

    Подготовили воспитателигруппы №4:

    Конобеева Юлия Валерьевна и Комиссарова Анна Ивановна

    Москва, 2017г.

    Участники проекта:
    - дети старшего дошкольного возраста группы №4;
    - родители  группы №4;
    - воспитатели: Конобеева Ю.В., Комиссарова А.И.
    Тип проекта:  
    проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.
    Продолжительность проекта: краткосрочный – 1месяц (с 1 по 30 июня 2017г.)

    Актуальность:

    Лучше один раз увидеть, чем услышать сотню раз. А еще лучше – сделать самому. Именно этим принципом мы и руководствовались, активно внедряя в повседневную деятельность в детском саду практику опытов и экспериментов с детьми.

    На очередной прогулке после дождя песок на участке был мокрый и хорошо сохранял форму. Детей просто невозможно было «отлепить» от песочницы. Настя Ф. спросила, почему вчера плохо лепился песок, а сейчас хорошо? Получив ответ, что благодаря воде свойства песка меняются: влажный песок теряет свою «сыпучесть». Это можно увидеть, проведя эксперимент: взять две одинаковые формы с сухим песком и пересыпать на плоскую поверхность-образуются две горки конусовидной формы. Если в одну из форм с песком добавить воды, песок станет влажным и уже не сможет образовать такую же горку при пересыпании на поверхность. Девочка заинтересовалась ответом и попросила провести данный эксперимент. Так и созрело желание более углубленно  познакомить детей с экспериментированием, что особо актуально в летний период и провести исследовательский проект.

     Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из проблем современности.

    Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

    Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

    Цель проекта:Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

    Задачи проекта:

    • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими, химическими свойствами и явлениями;
    • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
    • Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
    • Развивать наблюдательность;
    • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
    • Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

    Этапы проекта:

    1. Подготовительный.
    2. Содержательный.
    3. Итоговый.

    1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

    1.Определение  уровня знаний детей об исследовательской деятельности.

    2. Подбор видеоматериалов, методической, энциклопедической  и художественной литературы.

    3.Обеспечение дидактическим материалом и наглядными пособиями.

    4. Пополнение уголка экспериментирования новыми атрибутами.

    5. Создание лаборатории «Юные исследователи».

    6. Разучивание тематического девиза.

    C:\Users\пк\Desktop\проект эксперименты\img1.jpg

    2 ЭТАП – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.

    Виды деятельности

    Содержание

    Познавательно-развивающая:

    1. Беседы на темы:
    • Что такое опыт и эксперимент?
    • Экспериментируем дома?
    • Свойства воды и воздуха.
    • Что такое молекула?
    • Химия.
    • Физика.
    • Если бы ты работал в лаборатории и был ученым, то…?
    • Интересное и тайное вокруг   нас.
    • Мир микробов.
    • Что такое микроскоп и лупа?
    • Какие вещества растворяет вода?
    • Почему дует ветер?
    • Почему не тонут айсберги?
    • Как действует магнит на предметы?
    • и тд.

    1. Чтение художественной и научной литературы:
    • «Почему трава зеленая и еще 100 детских "почему"»

    Татьяна ЯценкоИздательство Питер.

    • «Научные фокусы и загадки»

    Яков ПерельманИздательство АСТ.

    • «Самые невероятные факты»

    Издательство Эксмо.

    • «Увлекательная физика»

    Елена КачурИздательство Манн, Иванов и Фербер.

    • «Крутая механика для любознательных» (автор – Ник Арнольд).
    • «Почему вода мокрая?» (Джемма Харрис).
    • Самая полная энциклопедия научных опытов, изд-во «Эксмо».
    • Серия книг «Простая наука»
    • «Занимательная химия для малышей» и «Занимательная физика», изд-во «Белый город».
    1. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением молекул, явлений и тд.
    2. Просмотр мультфильмов:
    • МУЛЬТФИЛЬМ "ЭКСПЕРИМЕНТ";
    • МУЛЬТФИЛЬМЫ: ВИТАМИН РОСТА;
    • ФИКСИКИ МУЛЬТИК ИЗ ИГРУШЕК - ФИКСИКИ НАДУВАЮТ ШАРИК С ПОМОЩЬЮ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.ЭКСПЕРИМЕНТ;
    • МУЛЬТФИЛЬМ ФИКСИКИ: ФИКСИ ЛАБОРАТОРИЯ: ЭКСПЕРИМЕНТ С ЯЙЦОМ В СТАКАНЕ;
    • АМ НЯМ - ВИДЕОБЛОГ - ЭКСПЕРИМЕНТЫ - МУЛЬТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НОВЫЕ СЕРИИ 2017 ГОДА СБОРНИК 6 СЕЗОН;
    • СВИНКА ПЕППА ЭКСПЕРИМЕНТ СКОКА-КОЛА PEPPA PIG РАЗВИВАЮЩИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ НА РУССКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ;
    • СТИЧ! - ЭКСПЕРИМЕНТ НОМЕР “НОЛЬ” - СЕРИЯ 51, СЕЗОН 2;
    • ФИКСИКИ НОВЫЕ ОПЫТЫ С МОНЕТОЙ / СИМКА И НОЛИК ПРОВОДЯТ/ЭКСПЕРИМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМ С ИГРУШКАМИ;
    • Лаборатория гения, 2014 все серии.

    Продуктивная:

    Лепка: «Вулкан для эксперимента»;

    «Молекулярная формула».

    Аппликация: «В мире микробов»;

    Рисование:

    • «Вода. Воздух. Огонь»;
    • «Круговорот воды в природе»;
    • «Я ищу ответ»;
    • «Что я вижу через лупу»;
    • «Как появилась радуга» и др.

    Экспериментальная деятельность:

    Почему свечка под стаканом не горит?Цель: горение существует только в присутствии кислорода.

    Три волшебных цвета.Цель: рассказать о и показать как происходит смешивание растворов с разными красками.

    В соленой и пресной воде. Цель: познакомить детей со свойствами пресной и соленой воды.

     Меняем цвет. Цель: познакомить детей с химическими реакциями.

    Эксперимент “Куда делась вода”.

    Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

    Эксперимент “Чудо-причёска”.

    Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов

    «Игры с воздушными шариками»

    Цель:познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

     «Камни»

    Цель: рассмотреть структуру камней через лупу.

    «Песчаный конус»

    Цель:помочь определить, может ли песок двигаться.

    «Передача солнечного зайчика»

    Цель:Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

    «Вода течет вверх по салфетке».

    Цель: показать, что есть сила заставляющая течь воду снизу вверх.

    «Мокрый песок»

    Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

    «Вулкан».Цель: познакомить детей со свойствами соды, уксуса и лимонной кислоты.

    «Вода и воздух».Цель: познакомить детей с тем фактом, что у воды и воздуха нет определенной формы.

    Взаимодействие с семьей ребенка:

    Организация родительского собрания, где одним из обсуждаемых вопросов являлся – важность экспериментирования для интеллектуального развития ребенка.

    Изготовление папки – передвижки: «Интересное и удивительное вокруг нас!».

    Консультация для родителей: «Экспериментируем дома вместе с детьми».

    3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

    1. Выставка фотографий  «Экспериментируем дома».                  
    2. Тематический праздник: «В лаборатории у гения».
    3. Досуг с элементами экспериментирования: «Краски лета».

    Результаты проектной деятельности.

    Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
        Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. 

    Список используемой литературы:

    1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.

    2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.

    3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

    4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

    5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»). 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

    Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

    Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

    Досуг (экспериментирование) «Юные исследователи» для детей младшего дошкольного возраста

    формировать элементарную исследовательскую деятельность и экспериментирование...

    ПРОЕКТ: «Школа юных инженеров» для детей старшего дошкольного возраста

    Мы живем в «век высоких технологий». Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, таков но...

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

    Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста...