Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Землякова Людмила Владимировна

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_issledovatel.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

«Утверждаю»

Заведующий

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

р.п. Базарный Карабулак»

_________Кочеткова Т.В.

«____»  сентября 2014 год

Программа кружка

познавательно-исследовательской деятельности

«Юный исследователь»

для детей старшего дошкольного возраста (6-7лет)

                       срок реализации программы - 1 год

                                                                                     Руководители кружка:

Воспитатели МБДОУ «Детский сад «Радуга»

Землякова Л.В. Былинкина Е.А.

                                     Пояснительная записка

Гуманистическая  функция  образования  способствует  обновлению  педагогических  технологий.  Педагогические  технологии  ставят  педагогов  в  позицию  творчества  и  рефлексии,  освоения  способов  индивидуального  проектирования  своей  деятельности.  Личностно  ориентированные  технологии  призваны  раскрыть  индивидуально-творческий  потенциал  ребёнка,  стимулировать  его  творческую  активность.  Они  ориентированы  не  на  волевое  привлечение  внимания  ребёнка,  а  на  ориентацию  и  обращенность  к  его  эмоционально-мотивационной  сфере.  Гуманистические  технологии  учитывают  факт  неполной  сформированности  логического  аппарата  у  детей,  это  и  определяет  их  игровой  и  занимательный  характер.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  •  проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатом проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Принципы обучения:

  • доступности, использование доступного материала детям;
  • наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
  • последовательности, изложение материала идет последовательно;
  • систематичности, в определенной последовательности, системе;
  • индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.

 

          Актуальность

А.Н. Поддъяков определяет  исследовательское  поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия  живых существ с  реальным миром, направленную  на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает  возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Цель программы

Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

            Задачи  программы

1 Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Вызывать положительное отношение к объектам живой и неживой природы;

 3.  Формирование представлений о здоровом образе жизни, расширять знания об организме человека.

4.   Формирование навыков постановки элементарных опытов  и умения делать выводы на основе полученных результатов;

5. Развитие любознательности,  творческого потенциала, фантазии, воображения;

6  Развитие способностей воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в                    творчестве полученные впечатления

Основные формы и методы работы:

Экскурсия

Наблюдение

Беседа

Исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность

Проектная деятельность

Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

Освоение программного материала  кружка «Юный исследователь» рассчитано на один учебный год: подготовительная группа (6-7 лет),

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется 2 раза в неделю с двумя подгруппами.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом  если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,  формирование исследовательских умений, а также  самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Результативность освоения  программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По  результатам диагностирования  можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.

Показателями результативности реализации программы кружка является:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

- рост уровня любознательности, наблюдательности;

- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;

-возникновение  желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы

 

Содержание учебного материала.

Подготовительная группа (6-7лет)

Месяц

неделя

тема

Цели, задачи

Октябрь

1неделя

«Лесные чудеса»

 Систематизировать накопленнную и получаемую информацию о царстве растений, уточнить знания о редких видах растений в Саратов. обл. ; развивать экологическое  сознание, понимание необходимости соблюдать законы природы.

Расширять представления о Красной книге.

2 неделя

«Лесная аптека»

Составление гербария.

 Уточнять и развивать знания о лекарственных растениях /их сбор и применение в лечеб. целях/, /мать-и-мачеха,чистотел, цикорий, календула, подорожник.

3 неделя

«Экскурсия в лес»

Почему в народе говорят: «По лесу ходи – под ноги гляди».

Цель: дать детям представление о лесе, как природном сообществе; развитие умения сравнивать,сопоставлять,понимать причины листопада  воспитывать интереса к природе. 1. Игр. упр. «Листопад-хорошо, листопад-плохо».Цель: учить называть пользу и вред от листопада.

4 неделя

«Как хлеб на стол пришёл?»

Сравнить ржаной и пшеничный хлеб.

Заплесневелый хлеб.

Познакомить с особенностями злаковых культур, с использованием их плодов. Сравнить продукт переработки-хлеб- по внешним признакам, запаху, вкусу. Закреплять представления о труде хлебороба.

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определённые условия.

Ноябрь

1неделя

Беседа «Земля- огромный шар»

Цель: расширять знания детей о нашей планете Земля; познакомить с материками Азия, Европа, Юж. и Сев. Америка, Австралия и два полюса Северный и Южный.

2неделя

«Путешествие по материкам»

Развивать представления  о растительном и животном мире материков/Европа, Африка, Азия, полюса Северный  и Южный.

Обобщить и уточнить знания детей о жизнедеятельности  растений  и животных   на разных материках и уметь находить материки на глобусе и карте.

3 неделя

«Кто, где живёт?»

 Совершенствовать умение группировать объекты растительного  и животного  мира по их месту обитания.  Рассматривание глобуса.  Закреплять умение показывать  на глобусе материки /Европа, Африка, Сев. и Юж. Америка, Азия и два полюса. / Сюжетно-ролевая игра:1."Путешествие вокруг света".

Цель: продолжать формировать умение договариваться, планировать

и обсуждать действия всех играющих. Экспериментальная деятельность "Земля на глобусе".

Цель: развивать познавательный  интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли.  Чтение М. Зощенко "Великие путешественники".

Воспитывать читателя, способного отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

4 неделя

Такой разный мир людей.

обобщить имеющиеся у детей знания о народонаселении и национальностях /опред. цвет волос, кожи, глаз/, показать взаимозависимость всех людей на планете друг от друга, объяснять, как важно жить в мире со всеми народами.

Декабрь

1 неделя

Дидактическая игра «Откуда гость?»

Развитие умения по характерным  отличиям/ костюм, цвет кожи, волос и глаз/определять откуда прибыл гость/Африка, Америка, Япония, Россия, Азия/. 1. Рассматривание иллюстраций "Мир и человек"./ Географ. атлас

2 неделя

Сравнение свойств камней.

Познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком.

3 неделя

Янтарь и его свойства.

Познакомить детей с янтарем. Учить обследовать его, сравнивать с другими камнями выделять его свойства.

Обобщать знания о том, что хвойные деревья выделяют смолу. Познакомить с образованием янтаря. Учить сравнивать предметы и на этой основе делать выводы.

4 неделя

Сюрприз Деда Мороза.

Опыт «Цветные льдинки».

Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Какого цвета снег? Закреплять представления детей о физических свойствах снега, льда.

Январь

1 неделя

Внутренняя кухня человека (Пищеварительная и выделительная системы).

Познакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.

2 неделя

Полезные и вредные продукты питания.

Дид.игра «Хозяюшка».

Чтение стих. С. Я. Маршака «Робин-Боббин».

Помочь детям понять , что здоровье зависит от правильного питания –еда должна быть не только вкусной ,но и полезной. Объяснить, как витамины влияют на организм человека.

Учить выбирать полезные  продукты и составлять из них меню.

Объяснить на примере героя стих., что разные продукты влияют по-разному на наш организм.

3 неделя

Где находится пятый океан.?

Опыты «Свойства воздуха».

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе, рассказать о причинах загрязнения воздуха, вызывать интерес к экспериментальной деятельности.

4 неделя

Как мы дышим?

Разучить комплекс дыхательной гимнастики по А.Стрельниковой.

Познакомить детей с органами дыхания, с влиянием и значением состава воздуха на процесс дыхания, кровообращения, глубину и продолжительность сна.

Февраль

1неделя

Мои помощники.

Уточнить и закрепить знания детей о внешнем строении человеческого тела, дать понятие о назначении и важности органов чувств, вызвать желание бережно относиться к этим органам.

2 неделя

Обитатели нашего уголка природы.

Уточнить виды растений и животных, происхождении растений их жизни на родине, об особенностях ухода.

3 неделя

Вокруг твоего магнита

Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли.

4 неделя

Пройдёт зима холодная.

. Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям. Зима своей красотой вдохновила художников, композиторов, поэтов.

Март

1неделя

Без воды нам не прожить.

Исследование «Загадочная вода».

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

2 неделя

«Чудесный огород»

Выращивание растений из семян. Условия необходимые для прорастания  семян.

3 неделя

Птицы нашего края.

Аппликация «На кормушке».

Развивать интерес и любовь к природе, формировать реалистическое представление о птицах, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Развивать умения вырезать части тела птиц их форму и особенности окраса.

4 неделя

Рассказывание сказки «Старик и сова».

Формировать представление о взаимосвязях в природе, учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их , доказывать.

Апрель

1 неделя

«Как открыли планету по имени Земля».

Цель: дать представ. о том, когда и кто открыл планету по имени Земля. /16 век Н. Коперник/.

2 неделя

«Кто из первых землян, увидел нашу планету из космоса».

Уточнять и расширять представления детей о космосе, подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее, развивать фантазию, воображение.

3 неделя

Спутники солнца.

Экспериментальная  деятельность «От чего происходит смена дня и ночи».

Дать детям простейшее представление о спутниках Солнца /Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и Земля/ и развивать

 Дать представление о роли солнца в жизни человека.

4 неделя

Как устроена «Волшебная кладовая».

Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина). Дать понятие «гумус», рассмотреть состав

май

мониторинг

Список используемой литературы

  • С.Н. Николаева «Юный эколог».
  • Н.А. Рыжова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);
  • Н.А.Рыжова «Воздух-Невидимка»  («Наш дом – природа»);
  • Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7лет».
  • О.В.Дыбина и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду);

-    Н. Е.Веракса О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность                                                                     дошкольников».

             -   «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

  • Л.Н.Вахрушева «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет».

.

  • Методические рекомендации к процедуре диагностирования
  • 1. Дидактическая игра «Интервью».
  • Цель. Выявить умение задавать вопросы.
  • 2.Дидактическая игра «Назови как можно больше возможных признаков этого предмета».
  • Цель. Умение ставить проблему.
  • Д. у. «Почему светит солнце?»
  • Цель. Наблюдение как способ выявления проблемы.
  • 3.Упражнения «Почему дует ветер? Почему ребёнок плачет? Почему весною
  • тает снег?»
  • Ответы начать со слов: может быть, предположим, допустим, возможно, что если.
  • Цель. Выявить умение выдвигать гипотезы.
  • 4.Упражнение - понаблюдать за живым объектом, а затем описать её.
  • Цель. Развитие способности делать описание животного (предмета), чётко формулировать определение понятия.
  • 5.Дидактическая игра «Рассмотри и опиши», «Нарисуй предмет по памяти»
  • Цель. Развитие внимания и наблюдательности.
  • 6.Опыты с водой «Как исчезает вода».
  • Материал: губка, ткань, полиэтилен, металлическая пластина, кусок дерева, фарфоровое блюдце. Делается вывод: вода испарилась, улетела в воздух в виде маленьких частиц, вода впиталась в …
  • Цель. Выявить умение проводить эксперимент.
  • 7.Дидактическое упражнение «На что похожи геометрические линии, тела?»
  • Цель. Помочь детям в ходе собственных несложных рассуждений делать умозаключение (вывод).
  • 8. Дидактическое упражнение «Составь рассказ по плану».
  • Цель. Проверить умение детей составлять рассказ по плану.
  • 9.Дидактическая игра «Важное задание»
  • Цель. Выявить умение получать информацию из разных источников.
  • По каждому параметру выделяются уровни сформированности исследовательской деятельности детей: высокий, средний и низкий.
  • Высокий уровень (оценивается в 3 балла) – ребёнок самостоятельно выполняет диагностические задания, добивается результата.
  • Средний уровень (оценивается в 2 балла) – ребёнок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, но результат появляется при помощи взрослого (наводящие вопросы, показ способов действий).
  • Низкий уровень (оценивается в 1 балл) – ребёнок понимает смысл предлагаемого ему задания, но отказывается от его выполнения, либо затрудняется выполнять задание (не проявляет интереса, не уверен в достижении результата, отказывается от выполнения задания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Проект «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Цель проекта:Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физи...

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста...

Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет

Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет...