Выступление на семинаре. Блокнот рецептов: «Педагогические ситуации и их решение»
консультация (старшая группа) на тему

Стадник Марина Николаевна

Предлагаю вам рассмотреть проблему социального развития дошкольников. Когда мы смотрим на образовательные Госстандарты, видим, что на каждой странице говорится о социальном развитии дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блокнот рецептов: «Педагогические ситуации и их решение»

Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня я тоже рада приветствовать вас.

Предлагаю вам рассмотреть проблему социального развития дошкольников. Когда мы смотрим на образовательные Госстандарты, видим, что на каждой странице говорится о социальном развитии дошкольников. С чем это связано? Попробуем разобраться.

СЛАЙД

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. А ведь еще 20 лет назад социализация дошкольников носила спонтанный характер, ребенок развивался в условиях малого социума: семьи, дворовой компании, пионерской организации, свободно общался со сверстниками.

Сейчас же многое изменилось – исчезли естественные факторы социализации. Значимое семейное воспитание приобрело иной характер: современные родители работают много больше, чем раньше; зачастую они увлечены своим личностным развитием в ущерб детско-родительским отношениям. Детям самостоятельно гулять во дворе без родителей почти невозможно, а при родителях дети ведут себя иначе, потому что взрослые постоянно вмешиваются в процесс общения, навязывая свои поведенческие формы – социализации не происходит, общение перестает быть спонтанным. Дворовые социализации исчезли. 

СЛАЙД.

Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных. Огромное число дошкольников пользуется интернетом, проводит много времени с различными гаджетами, которые во многом заменяют им игры со сверстниками и в то же время поглощают время для самостоятельных игр. Известно, что социализация происходит в основном тогда, когда ребенок проявляет собственную инициативу, когда имеет место непрогнозируемая ситуация.

СЛАЙД.

Поэтому дошкольное учреждение не может не заниматься именно социализацией современных дошкольников. Задача дошкольного учреждения – дать детям возможность проживания различных социальных ролей (член семьи, член коллектива, житель города, мальчика или девочки и т.д.) для того, чтобы создать некий фундамент для будущей жизни. Когда ребенок проживает определенную социальную роль, то у него развиваются различные личностные качества и формируется первоначальное представление о социуме.

Давайте проанализируем сложившиеся педагогические ситуации и найдём пути их решения:

- Предлагаю вам разобрать еще несколько педагогических ситуаций и найти пути их решения. Работать будем по подгруппам (по 5-6 человек). 

Раздаются ситуации

Приступая к рассмотрению педагогических ситуаций советуем:

  • Прежде чем отвечать на вопросы, внимательно прочитать условие, мысленно представить обстановку, действующих лиц.
  • Отвечать на вопросы в том порядке, в котором они заданы.
  • Помните, что почти каждая ситуация предполагает вариативность, гибкость ответов.
  • Аргументы должны быть подкреплены ссылками на теорию.

СЛАЙД.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

  • исследование причин возникновения проблемы (исследовательская задача),
  • построение прогноза дальнейшего развития системы (прогнозная задача),
  • поиск решения, выхода из затруднительной ситуации в конкретных условиях (изобретательская задача)

Примеры анализа педагогических задач

СЛАЙД

Ситуация "Об отверженном ребёнке"

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

СЛАЙД

1.Исследовательская задача:

  • Что есть? - есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,
  • Что не устраивает? - дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,
  • Что нужно? - чтобы дети приняли мальчика в круг общения.

2.Прогнозная задача: помочь мальчику войти в детское общество

3.Изобретательская задача:

- выявить способности мальчика, значимые для других детей;

- подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.

- поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.

4. Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.

СЛАЙД

Ситуация №1.

Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

СЛАЙД

1.Исследовательская задача:

  • Что есть? - гиперактивный ребёнок.
  • Что не устраивает? - его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.
  • Что нужно? - чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.

2.Прогнозная задача: «Обратить вред с пользу»

3.Изобретательская задача:

- Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов.

- Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т.е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность. 

- излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.

- дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности.

4. Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т.д.), где "спрятано" следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.

СЛАЙД

Ситуация №2

Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает. 

СЛАЙД

  1. Исследовательская задача:
  • Что есть? - нетерпеливый ребенок.
  • Что не устраивает? –ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему.
  • Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.

2. Прогнозная задача:

- сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.

3. Изобретательская задача:

- познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера.

 - тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.

- отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая «изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка.

- установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения.

4. Идеальный конечный результат: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего

СЛАЙД

Ситуация №3

В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.

СЛАЙД

  1. Исследовательская задача:
  • Что есть? – робкий ребенок.
  • Что не устраивает? - заниженное представление о собственных возможностях и способностях.
  • Что нужно? – научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе.

2. Прогнозная задача:

- научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;

3.Изобретательская задача:

- выявить причину неуверенности в себе;

- научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи;

- повысить самооценку посредством игр для развития уверенности;

- подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов».

- одобрять инициативу.

4. Идеальный конечный результат: ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании, новых компетенций воспитателя.

СЛАЙД

«Принципы воспитания детей 21 века»:

  • Детям нужны границы дозволенного. Определить их должны взрослые. Если родители не установят границ, их установят дети, но не для себя, а для родителей. Однако наличие рамок не должно лишать процесс воспитания творческого подхода. Иногда ребенку следует позволять самостоятельно устанавливать границы, дабы они учились проявлять инициативу.
  • С детьми необходимо общаться, как с равными, при этом не возлагая на них взрослые проблемы и обязанности.
  • Объясняйте свои требования, действия и слова, предоставляя право высказать собственное мнение относительно обсуждаемого вопроса.
  • Уважайте ребенка.
  • Говоря ребенку о любви, следует проявлять еще и уважение. В обратном случае слова останутся только словами, в которые ребенок не будет верить. Проявления искренней любви – это то, что необходимо каждому человеку и то, что помогает людям оставаться людьми, даже если это маленькие дети.
  • Дети замечают хитрости и ложь, поэтому не стоит применять их относительно малыша: он умнее, чем кажется.
  • Дети должны давать выход чрезмерной физической энергии.
  • Наблюдайте за общением маленьких детей: они многому могут научить!

СЛАЙД 

В век модернизаций и инноваций современный воспитатель должен очень многое знать и уметь не только касающееся своей педагогической деятельности, но и любых других отраслей современности, так как вопрос растущего и развивающегося ребенка может быть порой совсем не предсказуем.

Роль ребенка, как пассивного объекта педагогического воздействия осталось в прошлом, сейчас используется в работе личностно – деятельностный подход, в котором дети являются активными субъектами и приобретают способность действовать в различных проблемных ситуациях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ ВМР «Детский сад №20 «Островок» г . Вольска Саратовской области» Блокнот рецептов: Педагогические ситуации и их решение Подготовила: воспитатель М.Н. Стадник 2017

Слайд 4

АЛГОРИТМ решения педагогических задач Исследование причин возникновения проблемы ( исследовательская задача ) Построение прогноза дальнейшего развития системы ( прогнозная задача ) Поиск решения, выхода из затруднительной ситуации в конкретных условиях ( изобретательная задача ) Идеальный конечный результат

Слайд 5

Ситуация "Об отверженном ребёнке" В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику .

Слайд 6

1.Исследовательская задача: Что есть? - есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть, Что не устраивает? - дети игнорируют мальчика, не принимают в игры, Что нужно? - чтобы дети приняли мальчика в круг общения . 2.Прогнозная задача : помочь мальчику войти в детское общество 3.Изобретательская задача: - выявить способности мальчика, значимые для других детей; -подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети. поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям . 4. Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей .

Слайд 7

Ситуация №1 Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

Слайд 8

1.Исследовательская задача: Что есть? - гиперактивный ребёнок. Что не устраивает? - его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем. Что нужно? - чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков . 2.Прогнозная задача : «Обратить вред с пользу »: 3.Изобретательская задача: Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, - излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания. дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности . 4 . Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т.д.), где "спрятано" следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.

Слайд 9

Ситуация №2 Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясет рукой, встает с места, выкрикивает .

Слайд 10

1.Исследовательская задача: Что есть? - нетерпеливый ребенок. Что не устраивает? –ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему. Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы . 2.Прогнозная задача : задатки первенства направить в нужное русло; сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию . 3.Изобретательская задача: - познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера. - отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая «изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка. - установить правила поведения на занятиях и предупре­дить о последствиях их несоблюдения. 4 . Идеальный конечный результат : «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего.

Слайд 11

Ситуация №3 В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо когда никто не смотрит на него.

Слайд 12

Исследовательская задача: Что есть? – робкий ребенок. Что не устраивает? - заниженное представление о собственных возможностях и способностях. Что нужно? – научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе. 2. Прогнозная задача : - научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах; 3.Изобретательская задача: - выявить причину неуверенности в себе; - научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи; - повысить самооценку посредством игр для развития уверенности; - подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов». - одобрять инициативу. 4. Идеальный конечный результат: ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.

Слайд 13

Принципы воспитания детей XXI века Не пичкать детей знаниями; Г отовить его к обретению социальных навыков, которые помогут ему преодолеть отчуждение, подозрительность и недоверие, пропитывающие сегодня человеческое общество; Вопрос «Зачем ?» – пришел на смену вопросу «Почему?» ( включение в деятельность ); Необходимо отказаться от наказаний, Предоставление самостоятельност и в выстраивании стратегии своего поведения; Создание условий для снижения гиперактивности ; Современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, нужно равноправным партнером по общению и совместной деятельности; Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира; Создание условий для социального развития, сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.

Слайд 14

ХОРОШИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, РАЗВИТЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, УМЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ, ПОСТОЯННАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ - ВОТ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГОМ ВЫСОКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! С ВАМИ БЫЛО ИНТЕРЕСНО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические ситуации и их решение

Здесь описываются различные педагогические ситуации, которые встречаются в повседневной жизнив детском саду, а также варианты решений данных ситуаций....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ И ИХ РЕШЕНИЕ.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ И ИХ РЕШЕНИЕСитуация 1.       Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматри...

Родительское собрание «Блокнот рецептов: педагогические ситуации и их решения»

На данном родительском собрании анализируются различные ситуации, в результате родители приступают к поиску педагогических решений и изготовлению "блокнота рецептов"....

Тренинг «Педагогические ситуации и их решение»

Цель: Ознакомить родителей с общими подходами в разрешении затруднительных педагогических ситуаций....

Сценарий родительского собрания «Блокнот рецептов: педагогические ситуации и их решения»

На данном родительском собрании анализируются различные ситуации, в результате родители приступают к поиску педагогических решений и составлению "блокнота рецептов"....

Семинар на тему:"Педагогическая ситуация и ее решения"

Сегодня мы с вами поговорим о педагогических ситуациях и их решениях.Прежде всего, попробуем дать определение. Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и...