консультация для воспитателей "Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей"
консультация (старшая группа) на тему

Забота о сохранении здоровья детей, культивирования здорового образа жизни занимает в настоящее время приоритетные позиции, стоящие перед педагогами дошкольного образования. Именно эти задачи являются приоритетными в Законе «Об образовании» и отражены в Федеральных государственных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленной на укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «Нетрадиционные формы оздоровления детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabota_o_sohranenii_zdorovya_detey.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей

Забота о сохранении здоровья детей, культивирования здорового образа жизни занимает в настоящее время приоритетные позиции, стоящие перед педагогами дошкольного образования. Именно эти задачи являются приоритетными в Законе «Об образовании» и отражены в Федеральных государственных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленной на укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «Нетрадиционные формы оздоровления детей».

Цель: – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период пребывания в ДОУ, сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в жизни.

В нашем муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка» функционируют 10 групп, из них 2 группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Для дошкольников созданы коррекционно – компенсаторные условия успешного воспитания и обучения: ортоптический кабинет, физкультурный зал, бассейн, предметно – развивающая среда в группах и в учреждении.

        Свою работу веду в одной из групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Коррекционно – образовательный процесс в группе ориентирован на здоровьевостановление и свободное развитие личности.

 В режиме дня предусматриваем разнообразную деятельность по укреплению здоровья в соответствии с интересами, потребностями детей, времени года и состояния здоровья.

Утренняя гимнастика начинается с разогрева организма посредством движений. Приучаем самостоятельно и с удовольствием двигаться. Комплекс составляем так, чтобы движения были направлены на разминку всех суставов организма, позвоночника , различных групп мышц.

В комплекс разминки включаем  пальчиковые игры с элементами самомассажа.

Большие возможности в нетрадиционных формах оздоровления  представляет дыхательная гимнастика, как профилактика простудных заболеваний (5 минут в проветриваемом помещении).

Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности. Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайна велика. Двигательная активность ребенка увеличивает энергетические резервы организма.

Ежедневно во время перерыва между деятельностью детей проводим двигательную разминку, оздоровительные минутки, куда включаем гимнастику для глаз, имитационные движения, элементы самомассажа, упражнения для рук, стоп, осанки. Чрезвычайно важно для сохранения зрения правильно организовать физминутки и перерывы. Следить, чтобы дети носили очки, оклюдоры.

Во время организованных занятий осуществляем индивидуальный подход к каждому слабовидящему ребенку в зависимости от зрительного дефекта, применяем коррекционно-развивающие задания. Нельзя забывать: что ребенок с амблиопией выполняет задание при заклеенном лучшем глазе т.е. в условиях, когда нагрузка падает на плохо видящий глаз. При рассматривании сюжетных картинок  предоставляем возможность рассмотреть ее более длительное время, а детям с низкой остротой зрения – вблизи. Все это помогает увидеть изображение в целом, затем разобрать его по частям. Для сохранения зрения, уменьшения болезненных проявлений, а также для профилактики утомления глаз включаем упражнения для отдыха.
Глазки бегают по кругу,
Влево – вправо, вверх и вниз…

Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения – норма и правило жизнедеятельности. Систематически используем в работе элементы методики сенсорно-координаторных тренажей В.Ф.Базарного, которая предусматривает синхронно сочетающиеся движения головы, глаз, туловища.  У детей с нарушения зрения глазодвигательные упражнения вызывают сложность, т.к. у них пространственные понятия формируются с трудом. В связи с чем применяем массаж глаз и ряд упражнений: «глазки по кругу, пальминг, прищепочки». Многие дети самостоятельно выполняют комплекс для глаз по демонстрационному плакату.

СУ-ДЖОК-терапия. Приемы Су - Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, для улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла, в течение 1 минуты. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.

Игровой самомассаж  кистей рук – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, а также средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, то улучшается функциональное состояние внутренних органов. Игровой самомассаж – уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже, одновременно в кору головного мозга.

        Аурикулярный  массаж помогает нормализовать состояние нервной системы, улучшает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Аурикула – это ушная раковина. Несложность выполнения этого массажа, отсутствие противопоказаний позволяет широко внедрять в детскую практику. По утверждению восточных целителей, ушная раковина является пультом управления человеческим телом. Существует 170 точек ушной раковины. Массаж ушных раковин проводим одноименными руками: левое ухо – левой рукой, правое-правой рукой. Эффект от массажа ушной раковины усиливается, если к нему добавить массаж и упражнения для кисти рук. Кисти рук – еще один «экран» состояния систем организма человека.

        Внедрение в ДОУ нетрадиционных форм оздоровления  позволяет использовать плавание для закаливания, сохранения и укрепления здоровья детей. Плавание влияет не только на физическое, но и на умственное формирование ребенка, стимулирует его нервно - психическое (психомоторное) развитие. Активное движение укрепляет мышцы, сердечно – сосудистую систему, дыхательный аппарат. Бассейн полезен всем: вялые здесь становятся бодрее, слишком резвые – спокойнее, у детей повышается эмоциональный тонус. Сегодня, уверены врачи,  противопоказаний для посещения ребенком бассейна не существует. Исключения  составляет лишь отиты (воспаление уха) и кожные болезни. И напротив, медицине известны заболевания, при которых занятия в воде могут оказаться незаменимыми. Среди них ДЦП, ортопедические патологии (врожденный вывих бедра, врожденная косолапость и др.), функциональные сердечные изменения, ожирение. Плавание – лучшее лекарство для часто болеющих детей. Дошкольники, посещающие бассейн меньше болеют, легче переносят зимние морозы и погодные изменения. Плавание развивает координацию и точность движений, гибкость, выносливость.

 До и после занятий проводим следующие оздоровительные мероприятия:- хождение по шипованным коврикам. «Самая лучшая обувь - это отсутствие обуви» (врач Себастьян Кнейп). Стопа - это особая часть тела, на ней находится  огромное количество нервных окончаний. Мощный закаливающий эффект хождения по шипованным коврикам объясняется тем, что стопы рефлекторно связаны с гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаливаем горло.

Одной из действенных закаливающих процедур в повседневной жизни наших детей является прогулка. Любимыми являются подвижные игры. Подвижная игра – сильнейшее средство всестороннего развития слабовидящего ребенка. Игры подбираем с учетом диагноза, учитывая отклонения в здоровье. У детей с глазной патологией из-за страха пространства нарушена координация движений. Обязательно учитываем остроту зрения,  наличия остаточного зрения( дети инвалиды), вид косоглазия.
Русские народные игры способствуют развитию навыков общения, пространственной ориентации, речи, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире и социальной адаптации. Это игры: «жмурки», «пятнашки», «молчанки»,  сюжетные. Физические упражнения на свежем воздухе способствуют развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды – это катание на велосипеде, самокате, зимой на лыжах и санках, игра в футбол.

Работу по укреплению здоровья осуществляем в тесном контакте со специалистами ДОУ и родителями наших воспитанников.

Зрение – великая ценность, ухудшение его происходит незаметно и безболезненно. Педагоги и родители  внимательно присматриваются  к поведению детей и помнят, что основной задачей является профилактика и сохранение зрения у детей 4-7 лет.

Главный результат моей работы - это укрепление здоровья детей и подготовка воспитанников к новой социальной ступени – школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: "Использование традиционных и нетрадиционных форм оздоровления детей"

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вр...

Консультация на тему «Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей: «Подвижные игры, как фактор формирования активной родительской позиции, в оздоровлении детей».

Цель: формировать активную позицию родителей в оздоровлении детей, через нетрадиционные формы и подвижные игры. Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной...

Консультация для родителей "Нетрадиционные формы оздоровления детей"

Детство – уникальный период в жизни человека в процессе которого, формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все что приобретено ребенком в детстве сохраняется потом на всю жизнь.Це...

Консультация для родителей "Нетрадиционные формы оздоровления детей"

Детство – уникальный период в жизни человека в процессе которого, формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все что приобретено ребенком в детстве сохраняется потом на всю жизнь.Це...