статья "ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК: ВЫЯВИТЬ И РАЗВИТЬ ТАЛАНТ"
статья на тему

Бойченко Лариса Леонидовна

 Наша задача, как воспитателей, не только увидеть, выявить, пользуясь педагогическими инструментами, продиагностировать одаренность, но и дать рекомендации родителям, в каком направлении лучше развивать ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odarennye_deti.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК:

ВЫЯВИТЬ И РАЗВИТЬ ТАЛАНТ

Набрав вторую младшую группу детей, очень скучали по «выпускникам», казалось - это были самые лучшие дети. Присматривались к маленьким «новобранцам», в душе сравнивая их с ушедшими в школу детьми. В группе сразу выделились три ребенка. Дети отличались неограниченной любознательностью и развитой речью, по отношению к ним требовался особый подход. Необходимо, прежде всего, понять, чем отличается этот воспитанник от своих ровесников, по каким критериям развития он опережает их. Об этих особенностях развития детей должны знать также и родители дошкольника, которые первые замечают его нестандартность. Желательно, чтобы о своих наблюдениях они сообщали и педагогам. Иначе говоря, благодаря сотрудничеству родителей и педагогов можно вовремя заметить особенности индивидуального развития ребенка, свидетельствующие о его одаренности. Одаренность имеет сложную структуру, обуславливаемую совокупностью психических качеств личности. Каждый вид деятельности требует своей особой совокупности качеств.

Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, литературными и другими, соответственно видам деятельности, способностями - от интеллектуальной, творческой, художественной одаренности до социальной.

Как важно увидеть направление одаренности ребенка!

      Так как дети пришли в группу детского сада в раннем возрасте, то для того,  что бы уточнить свои предположения о них, в первую очередь мы узнали нужную информацию у родителей, задавая им специально подготовленные вопросы:

- С какого возраста начал так хорошо говорить?

- Какие игры предпочитает? Чем увлекается?

- Чем отличается, как считают родители, от своих сверстников?

- Имеются ли у ребенка друзья?

Помимо вопросов общего типа задавали вопросы, связанные с различными видами одаренности, начиная с творческой. Например:

-Любит ли малыш рисовать? Рисует ли по желанию взрослых или сам просит фломастеры (карандаши, краски) и бумагу? Какие сюжеты больше привлекают его? Какие цвета предпочитает? Любит ли выступать перед членами семьи? и т. д.

Родители охотно отвечали на вопросы, по нашей просьбе принесли и показали нам рисунки детей, нарисованные ими дома.

Подобные вопросы задавались родителям и относительно других видов одаренности, проявляющейся уже в раннем дошкольном возрасте, учитывая ее многогранность. Такие наводящие вопросы помогли нам понять, какие ребята пришли в группу и можно ли их причислить к одаренным детям, тем более что многие родители не в курсе о возрастных особенностях развития дошкольников, не понимая, что их ребенок «не такой, как все», что он по некоторым показателям развития опережает своих сверстников, причем значительно.

 Наша задача, как воспитателей, не только увидеть, выявить, пользуясь педагогическими инструментами, продиагностировать одаренность, но и дать рекомендации родителям, в каком направлении лучше развивать ребенка.

 С родителями были проведены: родительское собрание «О талантливых детях, заботливым родителям»; совместные проекты исследовательской деятельности детей; круглый стол «Кто он такой одарённый ребенок?», вечер вопросов – ответов «Воспитание и восприятие одарённых детей», встречи по интересам, «педагогическая гостиная», 15 – минутки, дискуссии, «телефон доверия», устный журнал «Играете ли вы с ребенком в театр», семинар – практикум: выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»; «Как рисовать без кисти»,мастер-класс «Театр для всех», тестирование.

«О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности», рефлексивные листы, выпуск собственной газеты «Нетрадиционные техники рисования в домашних  условиях», журнала, выставки – презентации, день открытых дверей

Мы должны научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также способствовать их развитию.

Определив вид одарённости наших детей – художественная и творческая, мы наметили задачи ближайшего их развития, нами были разработаны индивидуальные программы, касающиеся именно этих детей: «Программа по развитию художественных способностей с использованием нетрадиционных техник рисования», «Программа по развитию творческих способностей «Волшебный мир театра».

 Программы, содержащие перспективное планирование дают наиболее рациональную возможность сопровождения одаренного ребенка, особое внимание уделяем визуально–пространственному интеллекту, развивая фантазию и воображение дошкольников, предоставляя им различные наглядные материалы, атрибуты для импровизаций, поощряя рисунки с натуры даже во время прогулок детей. Во время прогулок дети могут также заниматься театрализованной деятельностью, для этого в павильоне смонтирована ширма, где проходят представления, импровизированные этюды и сценки, в которых Мирослава и Ваня выступают не только артистами, но и режиссёрами.

Уже с трех лет Ване, Мирославе и Артёму были доступны причинно–следственные связи всевозможных действий и явлений. Они не просто классифицируют накапливаемую информацию, но и интуитивно чувствуют, когда и как использовать ее. Обладают хорошей памятью и развитым абстрактным мышлением.

И эта «жажда к творчеству и познанию» — один из важных критериев отличия одаренного ребенка от его сверстников и ровесников. В творческой сфере: эти дети любознательны, часто делают все по – своему, изобретательны в изобразительной деятельности, в играх; высказывают много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способны по-разному подойти к использованию художественных средств или изобразительных материалов. Много времени проводят за рисованием и лепкой, показывают опережающую свой возраст умелость, осознанно строят композицию рисунка, работы оригинальны. Ребята необычайнонаблюдательны, пытаясь запомнить все нюансы увиденного, чтобы потом воплотить их в своем творчестве.

Дети легки в общении, в любой ситуации готовы вступить в контакт, не «зажимаются» в незнакомой обстановке. Другие дети группы  предпочитают выбирать их в качестве партнера по играм и занятиям, так как с ними легко общаться, они с легкостью принимают на себя ответственность и любую роль.

Отдельно хочется сказать о чувстве юмора. Они ощущают юмор даже там, где их сверстникам еще все недоступно.

Как и у любого ребенка, у одаренных детей были  проблемы, типичные как для своего возраста, так и связанные с их нестандартностью и неординарными способностями, с которыми нам пришлось столкнуться, потому что такие дети, как правило:

• очень ранимы;

• легко возбудимы;

• любыми способами пытаются привлечь к себе внимание ровесников, хотя бы шутовством;

• если деятельность, предложенная воспитателем, не соответствует их интересам, они просто пренебрегают ею, создавая себе проблемы и сложности;

• концентрируют все свои интересы на той деятельности, в которой одарены, игнорируя другие области знания;

• доставляют много хлопот воспитателю своими бесконечными «почему» или же тем, что постоянно пытаются вырваться из общей шеренги ровесников в группе;

• избирательны в еде, что в условиях детского сада превращается в большую проблему;

• отказываются от дневного сна;

• потребность во внимании взрослых.

Работая с одаренными детьми, мы стараемся не заглушить ростки одаренности, так как  сами являемся творческими людьми, и ценим это качество у детей; гордимся, что в группе есть одаренные дети, а не считаем их источником своих проблем; готовы проводить с ними индивидуальные занятия или давать индивидуальные задания, не раздражаясь «всезнайству» дошкольника; стремимся  создавать одаренным детям ситуацию успеха, а также такие условия в группе, чтобы дошкольник ходил в детский сад с большой радостью, зная, что там его очень ждут. Для этого вместо стандартных требований к одаренным детям применяем именно индивидуально–личностный или личностно–ориентированный подход.

    Для успешного развития детской одарённости мы создали в группе соответствующую предметно-пространственную развивающую среду, которая мотивирует детей к творческой деятельности.

В группе оформлен центр театрализованной деятельности, в котором находятся все необходимые атрибуты, способствующие проявлению креативности юных артистов. В центре изобразительного творчества дети всегда могут воспользоваться интересующими их изоматериалами, созданы условия для экспериментирования с ними.

    Желательно, чтобы одаренный ребенок уже в детском саду смог показывать детям и взрослым результаты своей деятельности — от выставки рисунков до приглашения на концерт, в котором он принимает участие. Поэтому работы наших ребят регулярно занимают почетные места на выставках рисунков детского сада. А показ театрализованной деятельности стал доброй традицией, и родители и дети с удовольствие смотрят инсценировки юных артистов. Неоднократные участия в муниципальных художественных и творческих конкурсах приносили нам победы, в память об этом осталось множество грамот и дипломов.

     Ваня, Мирослава и Артем скоро пойдут в школу, и мы очень гордимся их достижениями, мы не обманулись в их одаренности. Это говорит о важности своевременного открытия и грамотного сопровождения одаренного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как выявить и развить талант

 «Есть люди, которые очень талантливы, но безумно ленивы, а есть люди, которые не очень талантливы, но очень трудолюбивы. И кто будет добиваться цели всегда, не опуская рук, тот добьется. В каждом чел...

Как развить талант у ребенка?

Консультация для родителей "Как развить талант у ребенка?"...

Памятка для родителей "Как развить таланты ребенка"

Для родителей представлены этапы формирования способностей у детей, а также рекомендации как развить способности ребенка...

Консультация "Как развить талант"

Психологи считают, что гениев и талантливых людей среди нас намного больше, чем считается. Может, ваш ребенок – один из них?...

Протокол дискуссионной площадка на тему «Как развить таланты ребенка»

Дискуссионная площадка на тему «Как развить таланты ребенка»Предварительная работа: анкетирования родителей воспитанников по теме «Таланты наших детей », оформление выставки &l...

Как развить таланты ребенка

Все дети разные. У одного что-то получается хорошо, что-то не очень. Как распознать у ребенка талант в какой-то области и помочь развить его?...